- Какие есть варианты расписания в чтении кафисм?
- Предусмотрены ли Уставом какие-либо сокращения/изменения в расписании кафисм в зависимости от праздников?
- А какие правила чтения кафизм в Великий пост?
- Предусмотрены ли сокращения кафизм в период Великого поста?
- Есть ли период в церковному году, когда кафизмы Псалтири не читаются вовсе?
- Когда и где возникло разделение Псалтири на 20 кафизм?
- Что можно сказать об обычае сидеть во время кафизм?
Кафи́зма (греч. κάθισμα от греч. слова κάθημαι – сидеть) – богослужебная часть библейской книги Псалтирь. Всего в Псалтири выделено 20 кафизм примерно одинаковой длины, содержащих разное число псалмов.
Большее число псалмов содержит 18-ая кафизма, где их 15-ть (псалмы 119–133), а меньшее число – 17-я, содержащая только один 118-й псалом, разделенный на 3 части и именуемый «Непорочны».
Каждая кафизма поделена на три части. Каждая часть именуется статией (от греч. στασεις – глава, подраздел) или славой. Слава может включать в себя как один, так и несколько псалмов. Название слава восходит к славословию:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).
Господи, помилуй (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
В богослужебной практике принято чтецу произносить начало славословия: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, певцам середину, и чтецу конец: И ныне. «Такое разделение делается для того, чтобы теснее связать кафизму с молитвенным воззванием и чтобы внушить мысль, что чтец и хор наперерыв друг с другом славят Бога» (М. Скабалланович. Толковый Типикон).
Кафизмы и входящие в них славы с псалмами:
Порядок чтений кафизм определен Уставом. Согласно Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю. Важно отметить, что неделя начинается с воскресенья и первая кафизма читается в субботу вечером, что соответствует воскресной вечерне. Рядовой кафизмой называется кафизма, положенная для чтения в данный день по уставу; выражение «рядовая кафисма», как правило, употребляется в Марковых главах Типикона (например: «Аще случится обретение честныя главы Предтечевы в субботу 2-ю, или 3-ю постов: В пяток вечера, кафисма рядовая»). И еще один нюанс: при чтении кафизм не опускаются псалмы, уже исполнявшиеся на тех же службах в другом месте; другими словами, все псалмы шестопсалмия, вечерни, часов повторяются иногда в кафизмах этих служб (Иногда бывает даже так, что один и тот же псалом может читаться дважды на одной и той же службе. Самый яркий пример – на 9-м часе в седмичные дни Великого поста сначала псалом 85 читается как псалом часа, затем сразу же – как начальный псалом 12-й кафизмы).
Какие есть варианты расписания в чтении кафисм?
Всего есть 5 расписаний кафисм; эти расписания употребляются в различные периоды церковного года, порядок чтения кафисм регламентируется 17-й главой Типикона. Для большей части года, исключая период Великого поста, действуют два расписания: условно они называются «летнее» и «зимнее». Летнее расписание используется следующие три периода в году:
– от Недели Антипасхи до отдания Воздвижения (21 сентября);
– от предпразднства Рождества Христова (20 декабря) до отдания Богоявления (14 января);
– от Недели о блудном сыне до Недели сыропустной (в течение двух седмиц).
Кроме трех указанных периодов, которые приводятся в Следованной Псалтири и в Типиконе, фактически летнее расписание актуально в периоды попразднств двунадесятых праздников, приходящиеся на периоды действия зимнего расписания. Таких праздников и соответственно периодов всего два: во-первых, это шестидневный цикл праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (20–25 ноября), во-вторых, это девятидневный цикл праздника Сретения Господня, если он приходится до Недели о блудном сыне (что случается не каждый год, хотя и в более 50% случаев).
Зимнее расписание используется следующие два периода в году:
– от отдания Воздвижения (21 сентября) до предпразднства Рождества Христова (20 декабря);
– от отдания Богоявления (14 января) до Недели о блудном сыне.
Принципиальные отличия зимнего расписания от летнего в том, что на вечерне в седмичные дни читается 18-я кафисма, а на утрене в седмичные дни (понедельник, вторник, среда, четверг) полагается по три кафисмы. Фактически различия между зимним и летним расписаниями проявляются только с понедельника по четверг, тогда как в пятницу – воскресение они совпадают.
Предусмотрены ли Уставом какие-либо сокращения/изменения в расписании кафисм в зависимости от праздников?
Вот основные правила изменений и сокращений в чтении кафисм, которые действуют в течение года, кроме периода Великого поста.
- Накануне бденного или полиелейного праздника вечерняя кафизма отменяется (фактически ее заменяет пение «Блажен муж…» – это 1-й антифон 1-й кафизмы). В канун двунадесятого Господского праздника, если сам праздник случится со вторника по субботу, кафисма отменяется вообще, «Блажен муж…» не поется.
- В день бденного праздника вечером рядовая кафизма на вечерне также отменяется; в частности, так как Устав допускает совершение бдения накануне каждого воскресенья, то в воскресенье вечером кафизмы не бывает.
- В периоды зимнего расписания на утрене в седмичные дни, если случится праздник великий, бденный, полиелейный или с великим славословием, читаются по две кафисмы, а третья переносится на вечерню грядущего дня (в случае полиелея или великого славословия) или отменяется вовсе (если совершалось бдение).
А какие правила чтения кафизм в Великий пост?
В течение поста чтение кафизм регламентируется тремя расписаниями, из которых одно является основным; два других распространяются только на одну седмицу каждое. На 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 6-й седмицах Великого поста имеет место особенное расписание. Суть его в том, что Псалтирь прочитывается два раза в течение седмицы, что достигается за счет чтения трех кафисм на утрене и чтения кафисм на часах. На 5-й седмице Великого поста действует расписание, отличное от остальных седмиц. Причина этого в том, что в четверг 5-й седмицы на утрене читается канон преподобного Андрея Критского, вследствие чего в этот день на утрене полагается только одна кафисма (8-я), а на 1-м часе вовсе нет кафисмы. Компенсация пропущенных в четверг кафисм осуществляется за счет чтения на вечерне каждого дня рядовой кафисмы (а не 18-й, как на остальных седмицах). На Страстной седмице Псалтирь прочитывается с Великого Понедельника по Великую Среду один раз; при этом отдельно взятая 17-я кафизма читается с похвалами на утрени Великой Субботы.
Предусмотрены ли сокращения кафизм в период Великого поста?
Здесь все строже: даже в праздники читаются все уставные кафисмы. Единственное исключение – отменяются кафизмы на двух вечернях праздника Благовещения: на вечерне перед праздником и на вечерне в день праздника.
Есть ли период в церковному году, когда кафизмы Псалтири не читаются вовсе?
Это период от Великого Четверга до Светлой субботы (10 дней), в который чтение кафисм отменяется полностью (исключением является утреня Великой Субботы, на которой поется кафисма 17-я с «похвалами»).
Когда и где возникло разделение Псалтири на 20 кафизм?
Современное деление Псалтири на 20 кафизм появилось в Палестине примерно в VIII веке; в X веке это деление распространилось по всему Востоку благодаря тому, что монастыри Византии стали принимать палестинскую практику служб суточного круга. Это деление до XIII века употреблялось параллельно принятому в Константинополе делению Псалтири на 76 антифонов, которое практиковалось в кафедральном богослужении. После XIII века (вследствие взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году) кафедральная традиция исчезла и деление на 20 кафизм стало безальтернативным.
Что можно сказать об обычае сидеть во время кафизм?
В древней Церкви не было и речи о сидении при чтении/пении псалмов. Известия от VI–VIII в. как для Востока, так и для Запада, говорят о сидении только за чтениями (назидательными), а для Востока и подчеркивается стояние за выпеванием всей Псалтири на ночной службе: отделы ее в известном описании синайской утрени называются статиями, στάσις – стояние, и говорится, что для пения их вставали; а отделы эти (по 50 псалмов каждый) по положению на утрене вполне отвечают нашим кафизмам. Стояния за кафизмами требуют и все Студийские типиконы.
Термин «кафизма» применительно к отделам Псалтири начинает встречаться в источниках с VIII–IX вв.; при этом долгое время (до XIV века) помету «кафизма» ставили в конце отдела Псалтири, чем указывали, что сидеть дозволяется только после чтения псалмов, во время седальнов и поучений.
По сути, современная практика сидения во время кафизм в Русской Церкви – следствие незнания этого исторического нюанса и буквального понимания термина «кафисма».
***
Кафизмы – это особый род псалмопения, отличный от псалмопения в других местах церковной службы, например от предначинательных псалмов. Именно, псалмы здесь произносятся, ныне большей частью читаются, с наименьшею торжественностью и в более спокойном положении тела, сидя. Такой характер носят кафизмы особенно на утрене, где благодаря этому они служат отдыхом для тела и души молящихся от усердных молений – ектений и от множества торжественных песнопений.
Псалмами предначинательными, например шестопсалмием, и всеми другими, кроме псалмов кафизм, мы должны молиться и держать себя на них так, «яко беседующе невидимому Богу», почему во время них запрещается сидеть. Чрез дозволение сидеть на кафизмах псалмы их разрешается слушать не столько как молитву, сколько как назидание, как художественное произведение, наслаждаться в полной мере их поэзией. На кафизмах, следовательно, псалмы овладевают вниманием молящихся с другой своей стороны в сравнении с псалмами других мест службы. Поэтому из кафизм не выключаются псалмы, уже исполнявшиеся на тех же службах в другом месте: все псалмы шестопсалмия, вечерни, часов повторяются иногда в кафизмах этих служб.
Пока за церковными службами пелось немного псалмов, 1 или 3, что имело место до преобразования богослужения под влиянием монашества (I-IV в.), не мог возникнуть обычай сидения за псалмопением. Он появился, когда за службами стали стараться в сутки или более выпевать всю Псалтирь.
Впервые об этом обычае упоминает Кассиан в V в. (Вступ. гл., 218), и тон оправдания, в котором он описывает этот обычай египетских монахов, свидетельствует о его новизне. Известия от VI–VIII в. как для Востока, так и для Запада, говорят о сидении только за чтениями (назидательными), а для Востока и подчеркивается стояние за выпеванием всей Псалтири на ночной службе: отделы ее в известном описании синайской утрени называются статиями, στάσις – стояние, и говорится, что для пения их вставали; а отделы эти (по 50 псалмов каждый) по положению на утрене вполне отвечают нашим кафизмам. Стояния за кафизмами требует и Диатипосис (см. ниже «Чин кафизмы»; Вступ. гл., 295, 310).
Но перенесенный на Запад, может быть Кассианом, обычай сидения за псалмами там скоро получил широкое распространение и перешел на другие части службы. На Востоке же в IX в. уже есть термин κάθισμα, который, впрочем, более применяется, как и ныне у греков, к песням, предшествующим чтению, чем к отделам Псалтири, которые большей частью называются αϊ στιχολογίαι, а славы кафизм – статиями, но уже в Ипотипосисе они называются κάθισμα ψαλμούς, а в Диатипосисе и прямо κάθισμα. След такой практики – сидения только за чтениями и стояния за псалмами кафизм – и в нынешнем уставе: седальны положены только после тех кафизм, за коими следуют чтения; так, не положены седальны после кафизм вечерни, за коими нет чтений; наоборот, седальны положены и без кафизм пред чтениями, как, например, по 3 песни канона.
Михаил Скабалланович. «Толковый типикон»
Литература по теме
- Кафизмы в Библии на разных языках
- Псалтирь в богослужении
- Кафизма на вечерне М.Н. Скабалланович
- Кафизма на утрени архиеп. Аверкий (Таушев)
- Сидение за кафизмами М.Н. Скабалланович
- Псалтирь по кафизмам с ударениями
Комментировать