Псалмы

Литература по теме

Псалмы́ (от греч. ψαλμός (псалмос) – хвалебная песнь (от греч. ψάλλω – бряцать по струнам, славить); мн. число – ψαλμοί (псалмой), на иврите – тхиллим – славословия) – священные молитвенные песни, написанные, по вдохновению Святого Духа (по преимуществу пророком Давидом (X век до Р.Х.)) и собранные в одну книгу, называемую Псалтирь – (она составляет часть Библии). В этимологическом отношении значение слова «псалмы» объясняется тем, что пение псалмов обычно сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. Всего в Псалтирь входит 150 псалмов.

psalmy – Псалмы

Афанасий Александрийский († 373 г.) в работе «Об истолковании псалмов» пишет об исцелении души благодаря воспеванию псалмов. При этом он не ограничивается только словесным содержанием Псалтири. В его сознании, как практически и в сознании всего христианского мира, псалмы неразрывно связаны со специфическими ритмо-мелодическими структурами. Это особый жанр гимнографии, ибо псалмы не читаются, но поются особым образом. Мелодическое исполнение псалмов своей напевностью и гармоничностью воздействует на души поющих и слушающих, приводя их в умиротворенное блаженное состояние. Музыкальность псалмов способствует отрешению души от обыденных чувств, страстей, переживаний и ориентирует ее на достижение христианского идеала – спасения для вечного блаженства.

Известный христианский подвижник IV века Ефрем Сирин так достохвально пишет о псалмах:
«Псалом – отгнание демонов.
Псалом – оружие против страха ночного.
Псалом – успокоение от дневных трудов.
Псалом – безопасность младенцев.
Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам.
Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу. Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.
Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами».

Утреннее и вечернее богослужение Церкви развилось вокруг некоторых псалмов или групп псалмов. На утрени это Псалом 62 (утренний) а на вечерне – «вечерний» или – Псалом 140. К ним можно прибавить «хвалитные» псалмы (Пс.148, 149, 150) на утрени и «светильничные» (Пс.14, 141, 116, 129) на вечерне. Эти псалмы до сих пор составляют скелет неизменных частей суточных служб.

Предначинательный псалом – 103 псалом (Пс.103), который поется или читается в начале вечерни. Посвящен прославлению красоты тварного мира и величия Создателя.

Непорочны – понятие православной гимнографии, обозначающее важный для богослужения 118-й псалом по его словам «Блаженны непорочные в путь, ходящие в законе Господни...». (См. непорочны)

Некоторые псалмы, употребляемые на Богослужениях

Цитаты о псалмах

«Всех псалмов сто пятьдесят. Некоторые думают, что все они принадлежат блаженному Давиду. Но на это нет указаний. Ибо хотя все псалмы известны под именем Давидовых, однако же в надписаниях показывается, кому принадлежит какой-либо псалом. Ибо Давидом избраны были четыре начальника певцов и двести восемьдесят восемь служащих им (1Пар.25:7). Посему, встречаются псалмы этих четырех начальников, как видно из надписаний.
И когда сказано: псалом сыном Кореовым, Эфаму, Асафу и Эману; тогда означается, что они воспевают псалом, т. е. сыны Кореовы, Эфам, Асаф и Эман. Когда сказано: псалом Асафов, тогда показывается, что псалом этот изречен самим Асафом. И когда говорится: псалом Идифумов, тогда значит, что воспевает его сам Идифум. Когда говорится: псалом Давидов, показывается, что произнесший был сам Давид. Когда же сказано: псалом Давиду, тогда значит, что другими изрекается о Давиде.
Всех псалмов сто пятьдесят. Из них семьдесят два суть Давидовы, девять Давиду, двенадцать Асафовы, двенадцать сыном Кореовым, один Идифумов, один Эфамов, один Эманов, один Соломонов, два Аггея и Захарии, ненадписанных тридцать девять и один Моисеев. Всех сто пятьдесят.
Посему, должно вникнуть в таинственную причину, по которой, когда певцы различны и псалмы не все Давидовы, все они приписаны Давиду. И мы прейдем этого в молчании. Надписание это сделано потому, что сам Давид был тому причиною. Он избрал певцов; и потому, как учредитель, уподобился той чести, что все изреченное и другими певцами приписано Давиду».
св. Афанаcий Великий

«Псалмы, которые у древних иудеев делились по своему содержанию на: псалмы хваления, покаяния и молитвенные, очень рано вошли в наше богослужение. Они, как были поэтическим фоном ветхозаветного богослужения, родной и понятной стихией для иудейской души, таковыми остались и для христиан. Забвение Псалтири, этой высочайшей поэзии всех веков, непростительно для церковного сознания. Апостолы, их ученики, христиане древних веков, как миряне, так и монахи-пустынники жили и дышали Псалтирью. «Скорее солнце не взойдет, чем Псалтирь умолкнет в келии монаха», – гласила древняя поговорка…
Псалтирь рано стала употребляться христианами; лучше сказать – она никогда и не прекращала употребляться. Она была и есть общее достояние и иудея, и христианина. Лаодикийский собор своим 17 правилом предписывает пение псалмов не подряд, а в соединении с другими молитвами и чтениями. Отсюда можно сделать вывод, что уже тогда существовал какой-то порядок, расписание чтений из Псалтири. Более поздние «Апостольские постановления» знают особые утренние псалмы, положенные для чтения на утрени (вероятно, Пс.62) и вечерний псалом (Пс.140).
В более позднее время, в VI в., предписывалось на воскресной вечерне пение 1-ой кафисмы «блажен муж», что вошло в позднейшие уставы, как Иерусалимский, так и Студийский».
архимандрит Киприан Керн. «Литургика. Гимнография и эортология»

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka