Array ( [_ga] => GA1.2.1402971191.1689091185 [_ym_uid] => 1689091186209754732 [__gsas] => ID=efb43aa38dbe86e3:T=1700812149:RT=1700812149:S=ALNI_ManpNkNgkCnTSAuaNBnethBz18xPg [_gcl_au] => 1.1.1889288448.1709711200 [_ym_d] => 1709711201 [_gid] => GA1.2.1069492097.1714109526 [_ym_isad] => 2 [_ym_visorc] => b [rmcookie] => S:CFAfjbn6s_dOg9s3dd5uumMS3pOj0w54w5msBXQ7DNPw-8DgW2vnskbDAqt9zfxdLFK6J3zfoPDY2tknP0lvbLUF82D88hzYmpp5zRksgxX_HwIotwuo_UzjzQNvplniybS_K5kvukz9H9-Q4ANVc8wW6ivtjqJtfhBo2QsKTQ-Z_x3daRS8DYz0piknvUvu2gDbXps4dP7kRlERijAtjpwKxGNcRmGWPJSthIFuBxa5qaZ9-UOSVfzO-ptJbazTClnILuUrXxDFoqq98T9oneBQQNEwsAQB0e4ewwsBhgXRAykiJWc5aHl8u6-ib1o6YR2NJDwPKwPjJSnSFAMi8l3Z2jGovOFOJloS-1sntG6yY48BMQhW63GIDVJmfi9diKg0zdgSp6Awgd7lFAl7l6mtmBYN7xFRxN4kE-BF6mUQ3JXgjsBXhFWkSlqPbV8T2uPJVhECxV5L3eC9MfK2cun0yLJmaz9CC9-0KGqRsomp7x8ns2eE1vO1TCiXy7dNFKbXc-C6Sfx_xwYQgzzModkYzFUm3HJMndC9WPwh_lDI5F3YlCAgtIoSHAVGhxp0q2hoB6yxhwu-w5N1CghEDvyg3eGKeXHDikxnN2741nKFgsxOM4s_azAdnvMRYV1Clw== [otrid] => S:rcNrJvYimg7Keppld89hUEN9kHzxG91Q2bJeP-nRfflr364_27oI_R13HxsySIKHfV41GzY3JGIkLNb0DPKLsbqvw18ZK0Jeqk_UX0g9KDNtx1g8L4_nsbKH-iZHhtA0dkA_olSNj39nIgvwreBzCWQ1XHNGRZZB_uAva8sHBaZsbOZgkjnSKFr37TBjO2rzZSoAfvDaINaBmw45DBYyGOxY-taeVYp07hY= )

Светилен

Литература по теме

Свети́лен (эксапостиларий) — краткое песнопение, которое поется по 9-й песни канона. Светилен в строгом смысле не является завершением канона, это – полностью самостоятельное песнопение.

Термины «светилен» и «эксапостиларий»

Термин светилен (греч. φωταγωγικόν) указывает на внутреннюю сторону песнопения, так как в светильнах (особенно в великопостных светильнах, к которым этот термин относился изначально) содержится прошение о просвещении молящегося нетварным Светом Божиим (например, великопостный светилен 8-го гласа: «Свет сый Христе, просвети мя Тобою»). Понятие эксапостиларий (от глагола εξαποστέλλω — «высылать») указывает на образ исполнения песнопения: для пения светильна канонарх «высылался» на середину храма (сейчас такая практика встречается в некоторых храмах на Страстной седмице).

И светилен, и эксапостиларий появились в IX веке и изначально обозначали разные типы песнопений: светилен – краткое и состоящее из нескольких стихов песнопение наподобие антифона, которое поется с повторением основного рефрена, эксапостиларий – более объемное песнопение размером примерно с тропарь или седален, которое поется самостоятельно, без связи с другими строфами. В нашем богослужении «исконными» светильнами являются только светильны седмичных дней Великого поста и «Свят Господь Бог наш», все остальные песнопения, называемые в Минеях светильнами, по факту являются эксапостилариями. В поздневизантийский период произошло смешение терминов из-за того, что песнопения обоих типов употреблялись в одном месте богослужения, так что термины «светилен» и «эксапостиларий» стали фактически синонимами (сейчас в литургической литературе они используются как взаимозаменяемые). В настоящее время различие между светильном и эксапостиларием зависит от богослужебной книги: в Минеях эксапостиларии по 9-й песни называются светильнами, в Октоихе и Триодях – эксапостилариями; в греческих книгах все песнопения этого жанра называются эксапостилариями.

Наиболее известные светильны

Один из самых древних светильнов — «Свят Господь Бог наш». Это стих псалма (Пс.98:9), который поется на каждой воскресной утрене и часто предваряет собою исполнение воскрес­ного эксапостилария, а иногда поется самостоятельно, без других светильнов (в Неделю ваий и Великую Субботу). Примечательны воскресные эксапостиларии, также именуемые евангельскими (так как каждый воскресный эксапостиларий представляет собой перифраз соответствующего утреннего Евангелия); они появились в X веке. Есть мнение, что они составлены императором Костантином VII Багрянородным 1; однако эта атрибуция спорная. Также известными представителями этого жанра являются эксапостиларий первых четырех дней Страстной седмицы «Чертог Твой…» и пасхальный «Плотию уснув…».

Воскресные и седмичные эксапостиларии находятся в приложениях Октоиха, тогда как другие светильны — в службах соответствующих праздников и святых в Минее или Триоди.

О мелодии светильнов и богослужебном исполнении

Светилен — более торжественное песнопение, чем тропарь, стихира или седален, он имеет свой уникальный распев, непохожий на тропарный или стихирный. Примечательно, что у светильнов не обозначаются гласы, что является наглядным показателем уникальности их мелодии; они между собой различаются только по метрико-мелодическим характеристикам, которые обозначаются через систему подобнов (есть некоторые светильны-образцы, по ним поются все остальные песнопения этого жанра). Светильны поются только по 9-й песни канона, в других местах богослужения не встречаются.

В приходской практике те светильны, которые являются исконными представителями этого жанра: «Свят Господь Бог наш» и великопостные — всегда поются, тогда как эксапостиларии – в основном читаются; впрочем, как исключение поются эксапостиларии Страстной седмицы и Пасхи («Плотию уснув…»); также в некоторых храмах есть практика пения светильнов некоторых двунадесятых праздников (на Воздвижение Креста, Рождество Христово, Преображение Господне, Успение Богородицы).


Примечание:

1 Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. С. 702.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka