Прокимен

Литература по теме

Проки́мен (προκείμενον – «предлежащее») – библейский стих (чаще всего из псалма), подобранный в соответствии с содержанием праздника или службы. В нашем богослужении прокимен по факту чаще всего поется перед чтением Священного Писания, однако есть и исключение: на вечерне в большинстве случаев прокимен поется без последующих библейских чтений.

Ежедневные прокимны Вечерни

На Вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и никогда не опускается. Прокимен Вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется.

  • Воскресенье: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся» (Пс. 92) 03:01
  • Понедельник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни» (Пс.133) 0:10
  • Вторник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́» (Пс.4) 0:05
  • Среда: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́» (Пс.22) 0:07
  • Четверг: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми» (Пс.53) 0:09
  • Пятница: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю» (Пс.120) 0:09
  • Суббота: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя» (Пс.58) 0:08

Все эти прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный – на 4,5, то есть по чину великого прокимна. Если суббота совпадает с праздником, вечером которого полагается петь великий прокимен, то великий прокимен переносится на другой день.

Исключения из вышеизложенного правила:

  • Великие прокимны – см. ниже.
  • В будние дни Великого поста вечерня соединяется с Часами, на которых читается Псалтирь. Прокимны Вечерни в эти дни выбираются из псалмов, прочитанных до этого на часах, и, в связи с этим, изменяются ежедневно. Поскольку в эти дни на Вечерне читается две паремии, каждая из них предваряется своим прокимном. Таким образом, на великопостных вечернях поются два прокимна, меняющиеся ежедневно.

Великие прокимны Вечерни

В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими.

Великих прокимнов в современном богослужении четыре:

  • Вечером праздников Светлого Воскресения, Фомина Воскресения, Пятидесятницы и Рождества Христова: «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш; Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́» (Пс.76), 03:37
  • Вечером праздников Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения Животворящего Креста Христова: «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» (Пс.113) 03:00
  • Вечером в Прощёное воскресенье, второе и четвёртое воскресения Великого поста: «Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́, ско́ро услы́ши мя: вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю» (Пс.68), 02:04
  • Вечером в первое, третье и пятое воскресения Великого поста: «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (Пс.60). 0:20

Прокимны Утрени

Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном.

В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа:

  • Глас 1: «Ны́не восстану, говорит Господь, поставлю в безопасность того, кого уловить хотят» (Пс.11).
  • Глас 2: «Пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, сонм людей станет вокруг Тебя» (Пс.7).
  • Глас 3: «Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется» (Пс.95).
  • Глас 4: «Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей» (Пс.43).
  • Глас 5: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, ибо Ты царствуешь во веки» (Пс.9).
  • Глас 6: «Господи, воздвигни силу Твою и прииди спасти нас» (Пс.79).
  • Глас 7: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца» (Пс.9).
  • Глас 8: «Господь будет царствовать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род» (Пс.145).

На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается.

На утрене Великой Субботы – полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением).

Прокимны Часов

Обычно последование Часов не включает в себя чтений из Св. Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения:

  • Великие часы (навечерия Рождества Христова и Богоявления; Великая Пятница) – чтения и, соответственно, прокимны на каждом часе,
  • Шестой час в будние дни шести недель Великого поста (перед чтением из пророка Исайи), в Великие Понедельник, Вторник и Среду (перед чтением из пророка Иезекииля),
  • Первый час в Великий четверг (читается паремия).

Прокимны литургии

На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого всегда читается Апостол и Евангелие. Чтение Апостола предваряется прокимном. При совпадении воскресенья с некоторыми праздниками поются два прокимна. В воскресные дни, если они не совпадают с двунадесятыми Господскими праздниками, поётся прокимен рядового гласа:

  • Глас 1: «Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя» (Пс.32), 0:19
  • Глас 2: «Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ – Госпо́дь, и бысть мне во спасе́ние» (Пс.117), 0:19
  • Глас 3: «По́йте Бо́гу на́шему, по́йте; по́йте Царе́ви на́шему, по́йте» (Пс.46), 0:16
  • Глас 4: «Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди; вся прему́дростию сотвори́л еси́» (Пс.103), 0:19
  • Глас 5: «Ты, Го́споди, сохрани́ши ны и соблюде́ши ны от ро́да сего́ и во век» (Пс.11), 0:17
  • Глас 6: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́» (Пс.27), 0:17
  • Глас 7: «Госпо́дь кре́пость лю́дем Свои́м даст, Госпо́дь благослови́т лю́ди Своя́ ми́ром» (Пс.28), 0:17
  • Глас 8: «Помоли́теся и воздади́те Го́сподеви Бо́гу на́шему» (Пс.75). 0:16

Источники текстов прокимнов

Прокимен (προκείμενον – «предлежащее») – библейский стих (чаще всего из псалма, исключения перечислены далее), подобранный в соответствии с содержанием праздника или службы, например, в память апостолов: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их»; в праздник Преображения Господня: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася»; воскресный 1-го гласа: «Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем» и так далее. Прокимен сопровождается своим стихом, причем стих (стихи) всегда берется из того же источника (псалма или библейской песни), что и прокимен. В нашем богослужении прокимен по факту чаще всего поется перед чтением Священного Писания (что породило распространенное и ошибочное представление, будто он функционально предшествует этому чтению), однако есть и исключение: на вечерне в большинстве случаев (малая, вседневная вечерня и воскресное бдение без святого с полиелеем) прокимен поется без последующих библейских чтений.

Примечание: прокимны не из псалмов. По сути, из всех прокимнов, используемых на общественных богослужениях Православной Церкви, не являются стихами Псалтири только прокимны, взятые из библейских песней (те самые библейские песни, которые поются на утрене вместе с каноном). Это прокимны на литургии в праздники Богородицы («Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем» – Лк.1:46–47) и праздники святых отцов («Благословен еси, Господи, Боже отец наших: и хвально и прославлено имя Твое во веки» – Дан.3:26), а также прокимен на утрене в Рождество Иоанна Предтечи («И ты, отроча, пророк Вышняго наречешися» – Лк.1:76). Также есть одно существенное исключение, относящееся уже к частному богослужению – в службах погребения используется прокимен «Блажен путь, воньже идеши днесь, душе», который не является библейским текстом и в древности был антифоном, но потом трансформировался в прокимен.

Правило пения прокимнов

По Уставу прокимен и его стихи должен возглашать (запевать) канонарх в центре храма; в современной практике на вечерне и утрене прокимен, как правило, произносит диакон, находясь в алтаре рядом с Горним местом, только на часах и литургии прокимен говорит чтец.

Прокимен исполняется следующим образом:
1) диакон или чтец возглашает прокимен, хор его повторяет;
2) затем возглашается стих (у великого прокимна 3 стиха), хор опять поёт сам прокимен после каждого;
3) наконец, возглашается 1-я половина прокимна, хор допевает 2-ю половину.
Если исполняется 2 прокимна, то вместо п.3, возглашается целиком второй прокимен и хор его повторяет.

Малые и великие прокимны

Прокимны разделяются на обычные (малые) и великие, главным критерием является количество стихов: у великого прокимна – 3 стиха (соответственно, он поется 4½ раза), у обычного – 1 стих (поется 2½ раза). Конечно, есть еще и второстепенные отличия: великий прокимен более торжественно поется и всегда ради него на вечерне совершается вход, однако количество стихов – главный критерий1. Обычные прокимны поются на вечерне, утрене, часах и литургии, то есть на всех службах суточного круга, где читается Священное Писание (паремии, Апостол и Евангелие). Великие прокимны могут употребляться только:
- на вечерне 70 раз в году:
- в субботу вечера («Господь воцарися…» на воскресном бдении, который является самым частым великим прокимном и поется 51 раз в году),
- на вечернях двунадесятых Господских праздников и Антипасхи (всего 7 дней),
- в недели вечера Четыредесятницы (6 дней),
- во все дни Светлой седмицы (6 дней).
Кроме собственно великих прокимнов, в службах Православной Церкви есть песнопения, которые в книгах прокимнами не именуются, но по факту являются великими прокимнами: «Бог Господь…» на утрене, «Да исправится молитва моя…» на литургии Преждеосвященных Даров и «Воскресни, Боже, суди земли…» на литургии Великой Субботы.

В каких богослужебных книгах находятся прокимны?

Все прокимны можно найти в богослужебном Апостоле, а также в службе данного дня или праздника, содержащейся в Минее или Триоди (воскресные прокимены находятся также в Октоихе).

История прокимнов

История прокимна такова – это остаток пения псалма с при­певом к каждому его стиху наиболее подходящего данному празднику фрагмента этого же псалма, взятого в качестве рефрена. Еще в IV–V веках пелись таким образом целые псалмы; как это происходило, мы можем представить на примере пения псалма 81 на литургии Великой Субботы с припевом «Воскресни, Боже, суди земли…», который там поется целиком вместо аллилуария. Постепенно вместо всего псалма стали петь только несколько стихов, а потом и вовсе остался только прокимен и один стих к нему (у великих прокимнов – 3 стиха). Когда и почему произошло это сокращение, в точности неизвестно.

О термине «прокимен»

Относительно значения термина «прокимен» нужно знать следующее: первоначально такое название получил избранный стих псалма, который исполнялся в качестве рефрена; его выписывали перед псалмом и потому он получил название «предлежащее». Прокимен отличали от другого аналогичного песнопения – антифона, который также был припевом к целому псалму, но был «инородным» элементом, специально составленным или являющимся песнопением другого жанра (а не взятым из этого же псалма). Постепенно словом «прокимен» стали называть всю композицию, состоящую из рефрена и избранных стихов. Таким образом, становится понятно, что прокимен исторически является самостоятельным элементом богослужения, а не простой «прелюдией» к чтению Священного Писания, как многие его интерпретируют на основании его фактического употребления в современном богослужении2.

Иногда прокимен является пер­вым стихом псалма, а стих его – какой-либо из последую­щих стихов того же псалма, как, например, прокимен, который поется в субботу вечера: «Господь воцарися…» (Пс.92). Иногда, наоборот, какой-либо фрагмент из середины псалма взят за прокимен, а стихом к нему служит 1-й стих псалма, что подтверждает древний обычай исполнять весь псалом, с течением времени сократившийся до размеров только одного 1-го стиха, как, например, прокимен на Богородичные праздники: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде» и стих «Отрыгну сердце мое слово благо».


Примечания

1 Автор по своему опыту может засвидетельствовать, что почему-то постоянным «завальным» вопросом на зачетах является просьба указать принципиальное отличие великого прокимена от обычного; учащиеся упорно указывают на торжественность исполнения как на главный признак великого прокимена, «забывая» про количество стихов.

2 Желтов М., свящ. Прокимен. Православная энциклопедия, т. 58. С. 293.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka