Пример чтения прокимена, Апостола и аллилуиария

Пример с одним чтением и одним аллилуиарием

Чтение Апостола в седмичный день.
Прокимен, Апостол, аллилуиарий — дня.

Д: «Вонмем».

Св: «Мир всем».

Чт: «И духови твоему».

Д: «Премудрость».

Чт: Произносит «Прокимен глас 7: Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него».

Х: Поет полностью прокимен на 7 глас: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него».

Чт: Стих: «Услыши Боже глас мой, внегда молитися ми к Тебе».

Х: Поет полностью прокимен на 7 глас: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него».

Чт: Произносит 1-ую половину прокимна: «Возвеселится праведник о Господе».

Х: Поет 2-ую половину прокимна: «И уповает на Него».

Д: «Премудрость».

Чт: «К Римляном послания святаго апостола Павла чтение»[1].

Д: «Вонмем».

Чт: Читает Апостол[2].

Св: «Мир ти».

Чт: «И духови твоему».

Д: «Премудрость».

Чт: «Аллилуиа, глас 1»[3].

Х: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (во глас 1).

Чт: Стих: «Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится».

Х: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (во глас 1).

Чт: Стих: «Насаждени в дому Г осподни, во дворех Бога нашего процветут».

Х: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (во глас 1).

Пример с двумя чтениями и двумя аллилуиариями

Чтение Апостола в воскресный день.
Прокимен, Апостол, аллилуиарий — воскресный и праздника[4].

Д: «Вонмем».

Св: «Мир всем».

Чт: «И духови твоему».

Д: «Премудрость».

Чт: Произносит воскресный прокимен рядового гласа «Прокимен глас 2: Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение».

Х: Поет полностью воскресный прокимен на 2 глас: «Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение».

Чт: Стих: 1-го прокимна «Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя».

Х: Поет полностью воскресный прокимен на 2 глас: «Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение».

Чт: Произносит 2-ой прокимен праздника: «Прокимен глас 3. Песнь Богородицы: Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем».

Х: Поет 2-ой прокимен праздника: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем».

Д: «Премудрость».

Чт: «К Коринфяном послания святаго апостола Павла чтение».

Д: «Вонмем».

Чт: Читает два Апостола, выделяя голосом окончание первого апостола, уходя вниз, а когда заканчивает второй апостол, то голосом поднимается вверх.

Св: «Мир ти».

Чт: «И духови твоему».

Д: «Премудрость».

Чт: Произносит аллилуиа глас N и 1ый стих от первого аллилуиария (прокимна), «Аллилуиа, глас 2: Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля».

Х: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (во глас 2).

Чт: 2-ой стих от первого аллилуиария (прокимна): «Господи, спаси царя и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя».

Х: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (во глас 2).

Чт: Глас N и 1ый стих от второго аллилуиария (прокимна): «Глас 8: Слыши дщи и виждь, и приклони ухо Твое».

Х: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (во глас 8).

Примечание

В субботу (когда читается сначала святому, а потом ряд.), если у святого будет всего один стих в Аллилуарии (что бывает часто), то читается один стих от первого Аллилуаряи и два стиха от второго.

  1. В седмичные дни поется или один прокимен дню, или прокимен дню и святому, или же один прокимен празднику (двунадесятому) или святому (бденному)[5]; в субботу сначала дважды поется прокимен святому, а потом один раз дню, в остальные дни седмицы — наоборот: сначала дню (дважды), а потом (один раз) святому. (Прокимны содержатся в конце Служебника и Апостола, а также в Минее, Триоди и Октоихе).
  2. В воскресные дни поется прокимен воскресный рядового гласа. Если случится в воскресенье двунадесятый Господний праздник, то поется только прокимен празднику. Если же в воскресенье случится Богородичный праздник или бдение святому, или отдание двунадесятого праздника, то прокимен воскресный поется дважды и празднику — один раз.
  3. Если бывают три чтения, то первые два читаются «Под зачало», т.е. второе чтение без предваряющего «Братие» или «Во время оно» и пр., а непосредственно одно за другим как единый текст. Выглядит это именно как два чтения. А три прокимна не бывает потому что ... не бывает... так же, как, допустим, не бывает трёх тропарей на часах.
  4. Когда два прокимна, есть варианты произношения аллилуиария:
  • Первый раз чтец говорит: Аллилуиа глас N со стихом от первого аллилуиария (прокимна), второй раз — второй стих от первого аллилуиария (прокимна), и третий раз — первый стих от второго аллилуиария (прокимна).
  • Первый раз чтец говорит: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, глас N без стиха (от первого прокимна), второй раз — первый стих от первого аллилуиария (прокимна), и третий раз — первый стих от второго аллилуиария (прокимна) [6].

Пример аллилуиария с тремя стихами[7]

Если у аллилуиария имеются свои три стиха, то чтец произносит: «Аллилуиа, глас N и сразу 1-й стих», затем хор поет «аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». Чтец произносит 2-й стих, хор поет «аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». Чтец произносит 3-й стих, хор поет «аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Чтение Апостола в четверг страстной седмицы.
Прокимен, Апостол, аллилуиарий — дня.

Д: «Вонмем».

Св: «Мир всем».

Чт: «И духови твоему».

Д: «Премудрость».

Чт: Произносит «Прокимен глас 7: Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его».

Х: Поет полностью прокимен на 7 глас: «Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его».

Чт: Стих: «Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным».

Х: Поет полностью прокимен на 7 глас: «Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его».

Чт: Произносит 1-ую половину прокимна: «Князи людстии собрашася вкупе».

Х: Поет 2-ую половину прокимна: «На Господа и на Христа Его».

Д: «Премудрость».

Чт: «К Коринфяном послания святаго апостола Павла чтение».

Д: «Вонмем».

Чт: Читает Апостол.

Св: «Мир ти».

Чт: «И духови твоему».

Д: «Премудрость».

Чт: «Аллилуиа, глас 6» и 1- ый стих: «Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь».

Х: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа», во глас 6.

Чт: 2-й стих: «Врази мои реша мне злая: когда умрет и погибнет Имя Его».

Х: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа», во глас 6.

Чт: 3-ий стих: «Ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание».

Х: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа», во глас 6.


Примечания

[1] Смотря по тому, какое чтение положено: «Деяний святых апостол чтения»; или: «Соборного послания Петрова [Иаковля], [Иоаннова] чтение» (причем не принято говорить, какое это послание — первое, или второе, или третье); или: «К Коринфяном [К Галатом], [К Тимофею], [К Филипписием], [К колоссаем], и т.п. послание святаго апостола Павла чтение».

[2] Если Апостол читается из Деяний апостолов, то он предваряется словами: «Во дни оны...»; если же из посланий апостола Павла к Церквам, то начинается словом: «Братие...»; если — из Пастырских его посланий, то: «Чадо Тимофее...» или «Чадо Тите...»; если из Соборных посланий, то большей частью: «Возлюбленнии...», иногда «Братие...».

[3] Есть устойчивая практика произносить «Аллилуия» три раза («Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, глас 1»). Но это всѐ равно, что возгласить: «Прокимен, прокимен, прокимен».

[4]Если положено петь два прокимна, то первый поется дважды, а второй — один раз.

[5]«К этому разряду причисляются праздники всех вообще святых, имеющих бдение, но не полиелей, так как в 15 гл. Типикона сказано, что в субботу «прокимен святаго, апостол, аллилуиа, евангелие и причастен святаго, ему же бдение. Аще же полиелей, присовокупляем и дне прокимен, апостол, евангелие и причастен» (л. 24 на об.) Отсюда можно сделать тот вывод, что во дни святых имущих бдение, если они случатся в субботу, а с тем вместе и вообще в седмичные дни, рядовое чтение апостола и евангелия отменяется». Богослужебный устав православной церкви, стр. 323 (Василий Розанов).

[6] «Ни Типикон, ни другие богослужебные книги не дают прямого указания, как поступать при совпадении в один день прокимнов и аллилуиариев двум памятям. Но уже это молчание предполагает, что каждый из таких прокимнов и аллилуиариев должен петься полностью; а то обстоятельство, что в некоторых из таких случаев (напр. в неделю отцев около 11 окт.) при втором прокимне даётся и стих его, решает вопрос в направлении, совершенно противном принятой практике, — т.е. при двух прокимнах нельзя петь второй без стиха, а нужно 1-й и 2-й петь со стихом след. 1-й два раза, а второй 2½ раза; аллилуиа же при 4 стихах 5 раз и каждый раз по трижды». Толковый Типикон (Михаил Скабалланович).

В. Розанов (стр. 353 п.3) на случай двух прокимнов, дает свой вариант как необходимо их читать и петь. Чтец произносит первый прокимен, хор его повторяет, чтец произносит стих первого прокимна, хор поет первый прокимен. Чтец произносит первую половину второго прокимна, хор допевает вторую половину второго прокимна. По Розанову получается, что два прокимна поются 2½ раза.

[7]Обычно три стиха у аллилуария бывает во вседневную субботу на литургии, в великую пятницу на вечерне, в великую субботу на утрени, в пятницу светлой седмицы на литургии и т.д.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka