Минея

Литература по теме

Мине́я (от греч. μηνιαῖος (миниэос) — месячный) – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий неподвижного годового богослужебного круга.

mineja - Минея

Различают Минею месячную, Минею праздничную и Минею общую.

Минея месячная содержит службы святых праздников (расположенные в соответствии с месяцесловом) одного из двенадцати месяцев.

Минея общая содержит службы, посвященные определенному типу святых (например, мученику, святителю и т.п.), и используется, когда совершается богослужение в память святого, отдельной службы которому нет.

Минея праздничная содержит службы наиболее важных праздников: двунадесятых и некоторых других.

Что такое Минея?

Это книга, содержащая изменяемые песнопения служб неподвижного годичного круга. Другими словами, Минея содержит службы на каждый день церковного года, «привязанные» к датам церковного календаря (причем даты берутся по юлианскому календарю).

Какова этимология слова «Минея»?

Название книги происходит от древнегреческого прилагательного μηναίος («месячный»), которое, в свою очередь, является производным от существительного μήν (род. п.— μηνός) — «месяц». Таким образом, буквально греческое слово Μηναία является прилагательным множественного числа среднего рода (слав.: «месячная»); средний род здесь появляется оттого, что подразумевается существительное βιβλία – «книги». Μηναῖα βιβλία = «Месячные книги» (так как Минея сразу возникла как многотомное произведение – каждый том соответствовал определённому месяцу).

Получается, что греческое прилагательное множественного числа среднего рода стало в славянском языке существительным женского рода единственного числа?

Да, именно так.

Какие существуют виды Минеи в настоящее время?

В современный корпус богослужебных книг входят 4 вида Минеи: Минея месячная (это – основная книга, потому часто мы ее называем просто «Минея»), Минея Общая, Минея Праздничная и Минея дополнительная.

Когда и почему появилась Минея?

Минея появилась в Константинополе примерно в середине – 2-й половине IX века. Ранее была одна книга Тропологий, которая содержала сразу все службы и песнопения годичного круга. Однако тогда песнопений было немного и в Тропологии находились только службы избранных (праздничных) дней. В середине IX века возникла идея заполнить службами все дни церковного года: понятно, что в одной книге все изменяемые песнопения уместить было невозможно. В итоге Тропологий разделился на Минею и Триодь, а Минея в свою очередь – на отдельные тома в соответствии с месяцами года.

Первые Минеи были устроены аналогично современным?

Нет. Их отличительной особенностью было пожанровое расположение песнопений: сначала стихиры, потом седальны, далее каноны. При этом, если в службе было 2 канона, они не смешивались, а выписывались отдельно (можно в качестве понятной аналогии привести те молитвословы, в которых каноны ко причащению размещаются обособленно друг от друга, а не в соединении). Такая практика сохранялась до XII (местами – до XIII) века. После этого располагать песнопения стали в порядке богослужебного употребления (как и сейчас).

Всегда ли Минея употребляется за богослужением?

Минея поется почти во все дни года, за исключением всех недель периода Постной и Цветной Триоди, периода от Лазаревой субботы до Антипасхи, а также отдельных дней периода пения Постной Триоди (Суббота мясопустная, суббота сырная, суббота 1-й седмицы, среда и пяток 4-й седмицы, четверг и суббота 5-й седмицы) и Цветной (Среда 4-й седмицы по Пасхе (Преполовение Пятидесятницы), среда 5-й седмицы (отдание Преполовения), среда 6-й седмицы (отдание Пасхи), четверг 6-й седмицы (Вознесение Господне), пятница 7-й седмицы (отдание Вознесения), суббота 7-й седмицы, понедельник и суббота Троицкой седмицы.). Впрочем, если в любой из этих дней случится двунадесятый праздник (Сретение Господне или Благовещение Пресвятой Богородицы), а также в большинство из указанных дней прилучится престольный, бденный или полиелейный праздник, то поется и Минея.

Какие есть современные издания Минеи Месячной?

В настоящее время используются два различных издания Минеи месячной:

1. «Зеленые» Минеи, называемые так по цвету обложки – самое популярное на текущий момент издание. Это издание впервые было осуществлено в 1978–1989 гг. при Патриархе Пимене (иногда называются «Пименовские Минеи»), его принципиальная особенность (в сравнении с дореволюционными) – использование гражданского шрифта и добавление в основную часть новых служб. Самое первое издание сентябрьской Минеи 1978 г. имело существенные недостатки: было одноцветным (без использования красного шрифта) и не имело ударений; в последующих изданиях эти изъяны были устранены. Большая часть томов в издании «Зеленых» Миней разделены на несколько частей:

  • сентябрь, октябрь, февраль – 1 часть;
  • ноябрь, декабрь, январь, март, апрель и июнь – 2 части
  • май, июль и август – 3 части.

Содержание томов регулярно пополняется за счет добавления новых служб.

2. Минеи на церковнославянском выходят в Издательстве Сретенского монастыря и представляют собой расширенный вариант дореволюционных Миней. Здесь нет разделения томов на части, используется церковнославянский шрифт, для каждой даты рубрика всегда начинается той службой, которая указана в Типиконе, за ней уже следуют службы русским святым и Богородичным иконам (тогда как в «Зеленой» Минее зачастую бывает наоборот: сначала располагается служба тому русскому святому, который более почитаем в приходской практике, нежели греческий, указанный в Типиконе). Службы новопрославленным святым печатаются в Приложении.

Что за книга Минея Общая и когда она используется?

Эта книга получила свое название потому, что в ней содержатся службы общие для каждого лика святых (например, служба общая апостолу, общая мученикам и др.). Этой книги нет в греческих православных Церквах, она является чисто русским изобретением, и ее составление относится к началу XVII века. В настоящее время кроме собственно Общей Минеи, данное название применяется к еще одной книге – «Минея общая новомучеником и исповедником российским».

В настоящее время Общая Минея используется в основном в одном из двух случаев:

1) В случае совершения служб святым, которым нет отдельного богослужения в месячной Минее (в частности, новопрославленным святым), все изменяемые песнопения можно полностью взять из Общей Минеи из службы святого или святых данного лика. Точно так же можно взять общую службу Богородице, если совершается праздник в честь одной из Ее многочисленных икон, если в Минее нет отдельной службы в честь данной иконы.

2) Если требуется совершить малому или шестеричному святому полиелей или всенощное бдение (на престольный праздник, а также в дни памяти особо почитаемых святых, например, 17 сентября), то необходимые песнопения, отсутствующие в месячной Минее, можно взять из Общей. В частности, в службе святой мученице Татиане (12 января) в Минее имеются только 3 стихиры на «Господи, воззвах…» и канон на утрене. Если же необходимо совершить полиелей в честь данной святой, то недостающие молитвословия и песнопения (паремии, стихиры на стиховне, тропарь, седальны по кафисмам и полиелеи, прокимен и Евангелие, стихиры на «Хвалите…») следует взять из службы одной мученице в Общей Минее.

Что за книга Минея Праздничная?

Само наименование указывает на то, что в данной книге содер­жатся выбранные из месячной Минеи последования на праздники Господские, Богородичные и святых, особенно чтимых Православной Церковью. В некоторых изданиях Праздничной Минеи помещены еще последования Недели ваий, служб Страстной седмицы, Пасхи и важнейших праздников периода Пятидесятницы. Это просто незаменимая книга для небольших и новооткрытых приходов, которые в силу материальных причин не могут себе позволить приобрести дорогостоящий комплект из 12 томов месячной Минеи (тем более что по отдельности тома месячной Минеи почти не продаются). Такие храмы могут ограничиться покупкой одной книги — Минеи Праздничной, где содержатся службы всех важнейших праздников, тем более что зачастую в небольших храмах богослужение только на эти праздники и совершается.

Что можно сказать о книге под названием «Минея дополнительная»?

Как ясно по самому наименованию, данная книга является дополнением к Минее месячной и содержит относительно новые службы, составленные в XIX – начале XXI века. Как правило, эти службы посвящены святым, канонизированным недавно. Потребность в такой книге обусловлена двумя факторами экономического характера: 1) новосоставленную службу проще вставить в специальную книгу, содержащую аналогичные службы, и потом только одну эту книгу издать, нежели добавить в полное издание Минеи месячной и потом заново издавать все ее тома; 2) многие храмы уже имеют комплекты Минеи месячной более ранних изданий и новые полные издания Минеи они, естественно, из-за одной или нескольких служб покупать не будут. Им выгоднее купить Минею дополнительную.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka