- Церковные каноны об извержении из сана
- Современная практика Русской Православной Церкви
- Возможно ли восстановление в священном сане?
- Утрачивает ли благодать священства лицо, лишенное священного сана?
- О возможности восстановления в священном сане лиц, лишенных сана по суду
- Цитаты об извержении из сана
- Литература по теме
Изверже́ние из сана [греч. καθαίρεσις] – форма наказания духовного лица за нарушение им служебных обязанностей или иные тяжкие грехи.
Канонически власть извергать из сана принадлежит правящему епископу по отношению к клирикам, включая пресвитеров. Епископы же извергаются соборной властью.
В большинстве случаев изверженные из сана сохраняют все права мирян, включая и право причащаться Святых Тайн. Таким образом соблюдается древний принцип «не мстиши дважды за едино» (лат.: «Non bis in idem»), согласно которому не должно дважды наказывать за одну провинность. (Ап. 25, Вас. 3).
Примечание: 29 и 30 Апостольские правила повелевают отлучать от Церкви приобретших священный сан за деньги (симония) или через вмешательство мирских начальников. Но они не нарушают данного принципа, поскольку незаконно получивший священный сан остается по сути мирянином.
Если изверженный из сана священнослужитель откажется понести законное наказание и дерзнет вновь приступить к служению, то совершенно отлучается от Церкви (Ап. 28, Антиох. 4, 12, 15; Сардик. 14; Васил. 88).

Церковные каноны об извержении из сана
Извержение из сана как крайняя степень наказания для клирика упоминается во многих правилах и канонах. Среди оснований для извержения из сана указываются следующие причины:
• блудодеяния (Ап. 25; Васил. 3, 32, 51, 70);
• воровство (Ап. 25);
• клятвопреступления (Ап. 25);
• избиение (Ап. 27, 55)
• убийство (Ап. 66);
• уклонение в ереси (III Вс. 1, 2, 4; VII Вс. 9), общение с еретиками и иноверцами (Ап. 11, 46, 65, 70);
• симония (извергается из сана епископ, рукоположивший за деньги) (Ап. 29, 30);
• учинение раскола, в том числе, прекращение возношения за богослужением имени своего епископа (в отношении епископов – имени своего митрополита или патриарха) (Двукр. 13, 14, 15);
• нарушения при совершении Таинств Евхаристии (Ап. 3) и Крещения (Ап. 50), иные нарушения в порядке богослужения, постов и праздников (Ап. 7, 60, 64, 69; VII Вс. 11);
• сослужение клирику изверженному из сана (Ап. 11);
• вступление в брак после хиротонии (Трул. 6, Неокес. 1);
• исполнение обязанностей, связанных с государственной или военной службой, «мирских попечений», отвлекающих от священнослужения (Ап. 6, 81, 83; Двукр. 11); поручительство в житейских и мирских делах (Ап. 20);
• совершение общественно порицаемых поступков: присутствие на «позорищах» (безнравственных развлекательных мероприятиях – конных состязаниях, в питейных заведениях) (Ап. 54, Трул. 54); пьянство, увлечение азартными играми (Ап. 42); содержание корчемниц, ростовщичество (Ап. 44, Трул. 9, 10); участия в празднествах, связанных с языческими обрядами, переодевания мужчин в женские одежды, ношения комических, сатирических или трагических масок (Трул. 62); иные порицаемые поступки (Ап. 23, 63);
• гнушение законным браком и пищей (Ап. 5, 51, 53; VI Вс. 13);
• неисполнение пастырских обязанностей (Ап. 52, 58, 59).
Современная практика Русской Православной Церкви
В настоящее время, в соответствии с действующим «Положением о церковном суде Русской Православной Церкви», извержение из сана, равно как и пожизненное запрещение в священнослужении диаконов и пресвитеров, а также отлучение от Церкви мирян налагается епархиальным архиереем с последующим утверждением этого акта Святейшим Патриархом (Ст. 47. 3-4), а епископы и иные лица, занимающие должности, назначение на которые входит в компетенцию Священного Синода, если они обвиняются по делам, связанным с исполнением ими служебных обязанностей, извергаются из сана постановлением Общецерковного суда с последующим утверждением его Святейшим Патриархом, а также Священным Синодом, если из лишения сана вытекает необходимость увольнения наказанного от должности, назначение на которую производится Синодом (Ст. 49).
Возможно ли восстановление в священном сане?
На этот вопрос нет однозначного ответа среди православных богословов. Можно выделить два противоположных богословских мнения.
Позиция, которая преобладает в греческой богословской традиции и практике, отвечает на этот вопрос положительно. В качестве недавнего примера можно привести определение Всеправославного собора 1998 года в Софии (Болгария), который решал проблему церковного раскола в Болгарской Церкви. Собор, по предложению Константинопольского Патриарха Варфоломея, в порядке икономии постановил принять всех раскаявшихся раскольников (в том числе, ранее лишенных священного сана) в церковное общение в сущем сане. Все совершенные ими незаконные священнодействия были провозглашены «действующими, действительными и передающими благодать и освящение». Священный Синод Русской Церкви выразил несогласие с таким решением.
Позиция Русской Церкви по заданному вопросу была изложена в определении Поместного Собора 1917–1918 гг. «О возможности восстановления в священном сане лиц, лишенных сана по суду» (см. ниже). Согласно этому определению, решение о лишении сана может быть отменено только в случае судебной ошибки или в случае нарушения установленного порядка судопроизводства, в рамках которого было принято такое решение. Оно признается «якоже не бывшее», но сан не может быть возвращен в порядке «помилования». Этого определения священноначалие Русской Церкви придерживается поныне.
Утрачивает ли благодать священства лицо, лишенное священного сана?
В Послании патриархов Восточно-кафолической Церкви о православной вере (1723 г.) в 16-м определении утверждается учение о неизгладимости благодати священства:
«Крещение, как и священство, полагает неизгладимую печать. Ибо как невозможно, чтобы кто-то получил дважды одну и ту же степень священства, так невозможно и для того, кто однажды правильно принял крещение, креститься повторно, хоть бы он даже впал в бесчисленное множество грехов или даже в настоящее отступничество от веры. Ибо желающий обратиться ко Господу вновь получает потерянное усыновление посредством таинства покаяния».
Выделенный фрагмент был удален при официальном переводе послания на русский язык свт. Филаретом Московским. Позднее этот вопрос поднимался участниками обсуждения на Поместном Соборе 1917–1918 гг., но он был отклонен, поскольку его решение было признано выходящим за пределы компетенции Поместного собора. В настоящее время в Русской Церкви преобладает мнение о том, что изверженный из сана по справедливому решению законного церковного суда всё же лишается благодати священства. Священнодействия лиц, лишенных сана, признаются недействительными.
В пользу этого мнения приводится, в частности, 21-е правило Трулльского Собора:
«Виновные в канонических преступлениях и за это окончательно и навсегда подвергнутые извержению, а также низведенные на место мирян, если, добровольно устремляясь к исправлению, отвергают грех, из-за которого отпали от благодати, и совершенно отстраняются от него, пусть стригутся по образу клира. Если же по собственному произволению этого не пожелают, то пусть растят волосы, подобно мирянам, ибо пребывание в миру предпочли жизни небесной».
Вот толкование этого правила еп. Никодимом (Милашом):
«В этом правиле речь идет о священнослужителях, совершивших тяжкое каноническое преступление (έγκλημα, crimen), за которое окончательно и навсегда лишены были сана (παντελει καί διηνεκεΐ καθαιρέσει υποβαλλоμενοι, perfectae ac perpetuae depositioni subjecti), и, следовательно, благодати (τής χάριτος έμπεπτώκασι, а gratia exciderunt), которой удостоились при рукоположении, так что низведены в разряд мирян (εν τψ τών λαϊκών άπωθούμενοι τόπψ, in laicorum locum detrusi sunt), в каком были до рукоположения».
Для подтверждения этого мнения также нередко приводится 27-е правило свт. Василия Великого, где утверждается, что тот не может преподать освящения, кто сам его не имеет:
«О пресвитере, по неведению вступившем в беззаконный брак, я определил, что должно: да пользуется пресвитерским седалищем, от прочих же действий да воздержится. Довольно ему прощения, а благословлять другого тому, кто должен заботиться о собственных ранах, не следует, так как благословение есть преподаяние освящения; не имеющий же его из-за греха, совершенного по неведению, как преподаст другому? А потому пусть не благословляет ни публично, ни частный образом, и не разделяет другим Тела Господня, и не совершает какого-либо иного служения, но, довольствуясь занимаемым местом, пусть просит со слезами других людей и Господа простить ему грех, совершенный по неведению».
Преподобный Никодим Святогорец в толковании на 28 Апостольское правило пишет:
«Если кто-то и скажет, что, по словам божественного Златоуста, хотя благодать рукополагает не всех, однако же действует через всех, даже и через недостойных, – мы отвечаем, что она действует через всех, кто не извержен, а не через изверженных и лишенных священного сана, действует через всех, кто не извержен, а не через изверженных и лишенных священного сана».
Между тем, в некоторых Поместных Церквах преобладает мнение о невозможности утраты благодати священства по решению церковного суда, как это и отмечено в определении «Послания восточных патриархов» (см. выше). Логика этого определения такова: как отступник может быть отлучен от Церкви, но не перестанет быть крещеным человеком, также и священнослужитель может быть низложен, но не утратит благодати священства, полученной при рукоположении. По этой причине не может быть никогда и повторного рукоположения.
Священнодействия лиц, лишенных сана, признаются действительными, но незаконными (см. свидетельства ниже).
Иногда в качестве обоснования этой точки зрения приводятся исторические примеры признания рукоположений, совершенных в еретических общинах, в том числе, рукоположения некоторых отцов Церкви явными еретиками.
Разное понимание последствий извержений из сана иногда приводит к несогласию между епископами разных Поместных Церквей, когда возникает вопрос о присоединении к Церкви представителей различных раскольнических сообществ (см. пример в вопросе выше).
В древности на христианском Западе вопрос о неизгладимости благодати некоторых Таинств разрабатывался св. Августином. Он писал:
«Если воинский знак на теле дезертира пробуждает в нем совесть, и он повергает себя к ногам императора, молит о прощении, получает его и возвращается на поле брани, то разве он, прежде взысканный и разжалованный, не может вновь носить этот знак? Так неужели же христианские таинства по своей природе менее долговечны, чем эта телесная метка?».
И в другом месте:
«Даже если кто-то [из клириков] за какую-то провинность отстраняется от должности, он не лишается единожды возложенного [на него] таинства Господа, хотя оно и сохраняется [ему] во осуждение».
Впоследствии это учение было разработано средневековыми западными богословами.
Прп. Никодим Святогорец, который сам не разделял учения о неизгладимой печати, полагаемой некоторыми Таинствами на душу человека (см. выше), отмечает, что большинство греческих богословов Нового времени следовали учению схоластов о неизгладимости благодати Таинств Крещения, Миропомазания и Священства.
О возможности восстановления в священном сане лиц, лишенных сана по суду
2 (15) августа 1918 г.
1. Лица, лишенные священного сана приговорами духовных судов, правильными по существу и форме, не могут быть восстановлены в сане.
2. Приговоры суда о лишении священного сана, признанные Высшим Церковным Судом неправильными по существу или по форме, подлежат пересмотру и могут быть отменены за признанием их недействительными.
3. Лишенным священного сана до времени открытия Священного Собора предоставляется возбудить ходатайство о пересмотре состоявшихся о них приговоров духовного суда в срок, назначаемый для сего особым соборным определением.
4. Впредь до установления Священным Собором нового устройства церковного суда дела о признании недействительными приговоров о лишении сана, утвержденных Святейшим Правительствующим Синодом, подлежат рассмотрению Священного Синода, коим и решаются окончательно.
Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 4. Приложение к «Деяниям» второе. С. 45.
Цитаты об извержении из сана
«Иереи же, лишившись священства, потому не рукополагаются второй раз, что изображают собой первого и великого Иерея, Который однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление (Евр.9:12), по словам ап. Павла, и пребывает во веки, имея священство непреходящее (См. Евр.7:24.). Именно такова, по моему мнению, причина, по которой иерей не рукополагается заново. Священство во Христе непреходящее, потому и образ Христа должен всегда пребывать в требуемой от священства чистоте, чтобы вполне сохранялось подобие между Первообразом и Его отображением – иереем».
преп. Никодим Святогорец, Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями. Том 1. Правила Святых Апостолов. Толкование на 68 правило
«И как бы кто ни рассуждал о сокровенном в душе таинственном характере священства: сие не должно иметь влияния на суждение о лишении и снятии священнослужительного сана. Ибо лишение сана определяют весьма многие правила святых апостол, соборов и святых отец (Зри апост. прав. 5.). Пидалион, изданный по повелению вселенского патриарха, в толковании сего правила выражается так: извергаются от священства совершенно».
святитель Филарет Московский (Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, издаваемое под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. Т. 4. М., 1886. С. 482).
«Учения о неизгладимости священства в Православной Церкви нет, и в канонах нет никаких оснований такое учение находить, из них извлекать. Каноны, когда упоминают извержение из сана, то отчётливо и ясно говорят о том, что он низлагается в состояние мирян – такой лишённый сана священник. Но есть такое мнение среди духовенства и мирян, что нечто от неизгладимости священства существует. Но я нигде не находил авторитетных оснований для того, чтобы такие даже предположения высказывать».
протоиерей Владислав Цыпин
«Разумеется, благодать священства дает Сам Господь, но каким образом? Через Церковь, через решение епископа и совершаемое его руками священнодействие. Также через Церковь Бог и забирает этот дар – опять же, решением епископа или епископов. Ни первое не происходит каким-то незаметным, невидимым образом, ни второе, но решением тех, кого Сам Бог «поставил пастырями» в Своей Церкви (Еф.4:11)».
священник Георгий Максимов
«Если епископ начнет проповедовать ересь или организует раскольническое общество, он тем самым не лишается еще права совершать рукоположения; но если бы такой епископ за это же или какое-либо другое тяжкое преступление был осужден собором и окончательно извержен из своего сана, он потерял бы все свои иерархические права, потому что лишился бы благодати священства и права быть посредником этой благодати для других, т.е. таковой не может более никого рукополагать, потому что извержение, разумеем конечное извержение, и есть тот канонический акт, в котором известное лице теряет свою священную власть, принадлежащую ему до тех пор, и обращается в мирянина, каким он был до своего рукоположения».
свт. Никодим (Милаш), православный канонист
«Окончательный вывод, к какому мы приходим на основании сказанного нами по вопросу о неизгладимости благодати священства, тот, что акт низвержения есть акт дисциплинарный, определяемый канонами Церкви, а не богослужебный и самой благодати в ее внутреннем существе не касается, а лишь имеет целию предотвратить возможность злоупотребления этим благодатным даром. Все это раскрыто нами раньше. Здесь мы позволим себе прибавить, что такое решение вопроса, кроме его согласия с историей и законами Церкви, вполне согласно и с самым духом жизни последней. Церковь только дарует благодатные дары, но никогда их не отнимает. С этой точки зрения, соединять с низвержением мысль о каком-то внешнем отнятии благодати священства представляется чрезвычайно странным, и ничего подобного в жизни Церкви мы не встречаем. Никогда и никого Церковь не лишает раз преподанных ею благ. Самая высшая форма церковного наказания – анафема, – и та состоит в отсечении негодного члена Церкви впредь до его покаяния и притом относится, как видно из этого, к будущему, вследствие чего от анафематствованного не «отнимается» благодать Крещения, Миропомазания и т. д., совершенных над ними в Церкви до грехопадения. Но, быть может, как нередко и говорят, низвержение само по себе не лишает благодати, а лишь констатирует факт ее «погашения» в известном лице. С этой точки зрения благодать как бы постепенно испаряется или потухает в ее недостойном носителе до совершенного исчезновения. Однако если бы так думала Церковь, то точно также не могло бы быть и речи о восстановлении низверженных. А затем, это находится в совершенном противоречии с тою общецерковною верою, что благодать священства не зависит от личного достоинства или недостоинства ее носителя».
проф. В. И. Экземплярский, православный философ и богослов
Литература по теме
- Церковные наказания для лиц духовных прот. Владислав Цыпин
- Чинопоследования хиротоний и каноническая процедура извержения из сана свящ. Александр Рентель
- Церковное запрещение и разрешение еп. Иоанн (Соколов)
- О проступках и преступлениях лиц духовного звания против должности, благочиния и благоповедения А.С. Смыкалин
- Церковные наказания А.С. Смыкалин
- Канонические постановления Православной Церкви о священстве. Наказания Т.А. Копяткевич
- Чин извержения из священства, совершавшийся в киевской митрополии в XVII веке прот. Петр Орловский
- Устав духовных консисторий
- Каноническое учение Православной Церкви о лишении сана свящ.-исп. Никодим (Милаш)
- Что такое извержение из сана? свящ. Георгий Максимов
Комментировать