Раздел III. Епархиальный суд. Глава I. О ведомстве епархиального суда
148. Епархиальному суду подлежат:
1) Люди духовного звания епархиального ведомства:
а) по проступкам и преступлениям против должности, благочиния и благоповедения;
б) по взаимным спорам могут возникать из пользования движимой и недвижимой церковной собственностью;
в) по жалобам духовных и светских лиц на духовных лиц в обидах и нарушении бесспорных обязательств и просьб о побуждении к оплате бесспорных долгов.
2) Люди светского звания:
а) по делам о браках, совершенных незаконно;
б) по делам о прекращении и расторжении браков;
в) по случаям, в которых нужно удостоверение действительности бракосочетаний и рождения детей в законном браке;
г) по проступкам и преступлениям, подвергающим виновного церковной епитимии.
149. Люди духовного звания подлежат светскому суду в установленных присутственных местах:
а) в делах между собой и светскими лицами тяжебных и исковых по неисполняемым договорам и обязательствам и по взысканию за нарушение прав ущербами, убытками и самоуправным завладениям;
б) в случаях нарушения государственных постановлений, по которым существуют особые правила о судопроизводстве и взысканиях, как-то: в пристанодержательстве и укрывательстве беглых, в нарушении Устава в питейном сборе, в порубке лесов, в неисполнении карантинных и таможенных постановлений, и
в) в тяжких уголовных преступлениях.
Глава I. О проступках и преступлениях лиц духовного звания против должности, благочиния и благоповедения
Отделение I. О порядке судопроизводства
135. Дела о проступках и преступлениях священнослужителей и причетников против должности, благочиния и благоповедения могут начинаться: по сообщениям присутственных мест или должностных лиц; по донесениям благочинных или членов причта; по прошениям прихожан; по жалобам от лиц духовных или светских; по замечаниям в клировых ведомостях; по сведениям, которые могут доходить до Епархиального Архиерея; и наконец по собственному признанию виновных.
157. Чем важнее преступление, тем скорее должно быть преступлено к следствию и суду.
158. Для скорейшего исследования Преосвященный, по местной близости, может предписать о сем прямо духовному правлению с тем, чтобы оно произведенное исследование со своим мнением представило в Консисторию, или же может возложить наследование непосредственно на доверенных духовных лиц, и полученные от них дела обращают в Консисторию для рассмотрения и постановления приговора.
159. Духовному лицу, оговоренному в преступлении, запрещается священнослужение смотря по обстоятельствам, какие помещены в самом оговоре и какие открываются при следствии, и смотря по прежнему поведению подсудимого. Распоряжение о сем вверяется собственному усмотрению местного Архиерея, обязанного пещись, чтобы обвиняемые в важных преступлениях против благоповедения по заповедям Божьим не приступали к служению Алтарю Господню, коль скоро есть уже достаточная причина предусматривать, что они обвиняются справедливо.
160. Епархиальное начальство наблюдает за скорейшим и правильным производством следствия.
161. Подсудимым и причастным к делу предоставляется произведённое на месте исследования прочитать, подписывать на листе, и в подписи объяснять, довольны ли они следствием, если недовольны, то в чем именно.
162. Консистория, получив следствие, обозревает, произведено ли данное согласно с установленными формами и правилами, вполне ли обнимает и уясняет дело, и если есть от подсудимого и прикосновенных сделанные в подписи возражения на неполноту следствия, то учинены ли по данным дополнительные взыскания, и если будут не учинены, то по основательным ли причинам. Если окажутся какие-либо недостатки, то Консистория предписывает дополнять следствие прежним производителям или же другим.
163. Если сделанные подсудимым при допросе показания представляются почему-либо неполными или неудовлетворительными, то Консистория обязана требовать его налицо, и допросить подробней, или же, смотря по расстоянию места, где живет подсудимый, поручат прежним следователям или другим лицам взять от него дополнительные показания.
164. Тех из подсудимых и причастных к делу, которые находятся налицо и не подписывали следствия, допускать в Консисторию, если будут сами просить, к прочтению следствия или составленной из данного записки и к рукоприкладству.
165. Для прочтения краткого следствия или краткой записки и для рукоприкладства назначается шесть дней, а на прочтение записки, заключающей в себе до 50 листов, и на учинение рукоприкладства – две недели, полагая соразмерно тому срок и на прочтение записок, в коих более 50-ти листов, с тем, что если подсудимыми и прикосновенными к делу в течение помянутых сроков рукоприкладство учинено не будет, то и без данного предлагать записку из дела или подлинное дело к слушанию. Срок для прочтения следствия или записки и рукоприкладство увеличиваются вдвое в случаи болезни рукоприкладчика, обязано представить об этом врачебное свидетельство. Если по истечении сего последнего срока рукоприкладчик не выздоровеет и не уполномочит никого за себя к прочтению следствия или записки и к рукоприкладству, то докладывать дело без рукоприкладства.
166. Доколе дело не решено в Консистории, подсудимые не имеют права просить о переносе этого Святейший Синод. Все свои оправдания они должны приносить при следствии и изъяснять в рукоприкладстве под следствием и под делом.
167. На медленность или неправильное действие следователей или Консистории могут быть приносимы частные жалобы Епархиальному Архиерею, а в случаи неудовлетворения от него – и Святейшему Синоду.
168. Запрещается подсудимым по одному делу присоединять посторонние предметы, неимеющие никакого отношения к данному делу.
169. Консистория при производстве дела обязана наблюдать, чтобы это не наполнялось посторонними предметами. Только для собственного соображения о подсудимом Консистория обращается к подробной справке о всех делах, которые до него касались и касаются.
170. Всякое дело должно получать особое решение, и строго воспрещается откладывать приговор о каком-либо поступке до окончания следствия о других.
171. Священнослужители, присуждаемые решением епархиального начальства к лишению сана, а причетники – к исключению из духовного ведомства, допускаются к объявлению удовольствия или неудовольствия на такое решение. Если подсудимый объявил удовольствие или не объявит неудовольствие в недельный срок, или же объявит в этот срок неудовольствие, не подаст в течение месяца апелляционного отзыва, – решение приводится в исполнение, и об этом, касательно священнослужителей, доносится Священному Синоду к сведению. Но если подсудимый объявит в срок неудовольствие и потом в течение месяца (со дня подписания неудовольствия) подаст апелляционный отзыв, то исполнение останавливается, и решение епархиального начальства представляется Святейшему Синоду с самим делопроизводством, с запиской из этого, подробной справкой о подсудимых и апелляционным отзывом.
172. В отзывах подсудимые должны изъяснять, в чем они считают приговор неправильным, и каким именно законам он противоречит.
173. Священнослужитель, приговоренный к лишению сана и объявивший неудовольствие, не может священнодействовать до решения в Святейшем Синоде дела. Если в этом положении он окажется в каких-либо предосудительных поступках, то об этом донесется немедленно Святейшему Синоду.
174. Решение епархиального начальства, которым подсудимые подвергаются прочим мерам взыскания или исправления, приводится в исполнение без допущения к объявлению удовольствия или неудовольствия. На такое решение обвиненные могут приносить Святейшему Синоду частные жалобы.
175. Если священнослужители приговариваются к лишению сана решением уголовных присутственных мер за какое-либо уголовное преступление, если епархиальное начальство к оправданию их ничего не имеет, то по приведении того решения со своей стороны в исполнение, оно доносит об этом Святейшему Синоду для сведения.
Примечание. В местностях, где введены в действия Судебные Уставы 20 ноября 1864 года касательно приведения в исполнение со стороны епархиального начальства приговоров уголовного суда, влекущих снятия с осужденных духовного сана, наблюдается статья 1028 (Т. XV, ч. II Устава Уголовного Судопроизводства, изд. 1876 г.).
Отделение II. О мерах взыскания и исправления
176. Меры взыскания и исправления, которым могут подвергаться лица духовного звания по епархиальному суду, суть следующие:
1) Лишение священнослужителей сана, а священномонашествующих сана и монашества, с исключением из духовного ведомства.
2) Лишение священнослужителей сана, с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях, и лишение священномонашествующих сана, с оставлением в одном монашестве на покаяние.
Примечание.
Если лишение сана, с определением на низшие должности, окажутся после всего в неблагочинных поступках, то исключать их из духовного звания и отсылать в местное губерневое правление (ст. 213 Т. XIV Уст. о пред, и преопрест., изд. 1876 г.).
Священнослужителя, осужденного на лишение сана, если он вдове, не возбраняется, по его прошению, принимать в монастырь с надеждой пострижения, когда принесет достойный плод покаяния, но без возвращения ему священнослужительского звания.
Если случится, что священник, имеющий орден или другой знак отличия, установленный для духовенства и жалуемый с Высочайшего соизволения, подвергнется извержению из сана и низведению навсегда в причетники, в таком случаи снятие с него знака представляется Святейшему Синоду для испрошения Высочайшего разрешения.
3) Временное запрещение в священнослужение.