Приложения
Приложение 1. Краткий словарь церковнославянских терминов Русской Православной Церкви
А | |
Автокефа́лия | Самоуправление, независимый статус поместной национальной церкви, имеющей собственного предстоятеля (патриарха или митрополита). |
А́гнец Божий | Символическое имя Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву, чтобы искупить грехи человечества. Употребляется в Священном Писании Нового Завета. |
Ака́фист | Одна из форм церковного гимна в честь Иисуса Христа, Богородицы и святых. Исполняется верующими стоя. Один из первых акафистов был создан в VII в. в честь спасения Богородицей Константинополя от нападавших персов и аваров. |
Аллилу́йя | Возглас в церковных песнопениях, означающий «Хвалите Господа!». Часто употребляется во время христианских богослужений как вступление или заключение молитвы. |
Амво́н | Переводится как «возвышение». Центральная часть солеи́ (возвышения перед иконостасом) в виде полукруглого выступа, находится напротив Царских врат. Служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия и других богослужебных целей. |
Ами́нь | У древних евреев это слово употреблялось в конце молитвы в качестве выражения, подтверждающего смысл сказанного. Переводится как «воистину», «верно», «так и будет». В Новом Завете встречается 119 раз. |
Ана́фема | Отлучение или отсечение от общения с Церковью, объявляемое церковной властью злостным еретикам и злостным нарушителям заповедей Христовых. Термин вошел в употребление с IV в. |
Ангел | Бесплотное существо, дух, одаренный разумом и волей, посылаемый Богом на спасение людей. По мнению многих Отцов Церкви, ангелы были сотворены прежде телесного мира, одновременно с небом. |
Антихрист | Представление об Антихристе возникло еще в первые времена христианства, как понятие о посланном дьяволом лице, которое должно появиться незадолго до второго пришествия Христа на землю и сосредоточить все зло, существующее на ней. |
Апока́липсис | Откровение Иоанна Богослова, последняя и единственная пророческая книга Нового Завета. Апокалипсис представляет картины будущего человечества, Страшного суда и последнего сражения с Антихристом и его войском. |
Анахоре́т | Удалившийся от мира отшельник, пустынник, живущий в уединенных и пустынных местностях, по возможности чуждаясь всякого общения с другими. В настоящее время эта форма стала исчезать, так как Церковь предпочла более мягкую форму отшельничества – общежитие «киновитов», или монахов. |
Апостол | В Библии так называются лица, получившие от Бога повеления передать какие-либо сведения людям. В Новом Завете звание Апостола прилагается к 12 последователям, которых выделил сам Иисус Христос из своих учеников. |
Архангел | Старший ангел. По христианской традиции существуют три архангела: Михаил – верховный военачальник во вселенской войне с врагами Бога, защитник всех христиан; Гавриил – Божий посланник, принесший благую весть Деве Марии, и Рафаил – ангел-целитель. |
Архиерей | В Греческой и Русской Церквах архиереями называются лица высшей (третьей) степени священства: епископ, архиепископ, митрополит, Патриарх. |
Архимандрит | Слово «архимандрит» прилагалось в Греческой Церкви с V в. к начальникам монастырей. Когда надзор за монастырями перешел от архимандритов к другим епископским чиновникам, название архимандрита в качестве почетного титула давалось игуменам важнейших монастырей в епархии. |
Андреевский крест | Косой крест в форме буквы X. По преданию апостол Андрей Первозванный был распят на таком кресте. Крест одновременно рассматривался как символ имени Христа (греч. X). В России синий косой крест изображается на флаге военных судов. Учрежденный Петром I орден Андрея Первозванного с изображением святого, распятого на кресте, был первым русским орденом и являлся самой высокой наградой в Российской империи. |
Архипастырь | Применяется ко всем высшим лицам православного духовенства: епископу, архиепископу, митрополиту, экзарху, Патриарху. |
Атеизм | Система взглядов, отвергающих религиозные представления (веру в Бога, в бессмертие души, в воскрешение мертвых и т. д.) и религию в целом. В течение семи десятилетий атеизм был основной государственной идеологией в СССР. |
Б | |
Батюшка | Традиционное для Православной Руси наименование священника. Часто применяется при обращении к незнакомому священнослужителю. |
Беле́ц, бели́ца | Так называли мирян, удалившихся от мирской суеты в монастырь, но не намеревающихся принять иноческий постриг. |
Бес | Злобное, бесплотное существо, злой дух, нечистая сила, лукавый, слуга дьявола, постоянно пытающийся соблазнить человека на греховные деяния и погубить его душу. |
Би́блия | Главная священная книга всех исповедующих христианскую веру. Является собранием книг, создававшихся в течение многих веков, составляющих Священное Писание и написанных по вдохновению и откровению Святого Духа. |
Благове́щение | 1. Добрая, радостная весть. 2. Один из двунадесятых церковных праздников. Отмечается 25 марта (по старому стилю) / 7 апреля (по новому). В этот день Церковь вспоминает возвещение архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Марии о скором рождении Божественного Ребенка – Иисуса Христа. |
Благода́тный огонь | Чудесно загорается многие века, из года в год, в Великую субботу на Гробе Господнем в Иерусалиме – в той пещере, куда был перенесен Иисус Христос. Появление огня на Гробе Господнем тщательно контролируется гражданскими властями. Все огни в храме тушатся еще накануне, в Великую пятницу, само помещение Гроба Господня тщательно осматривается, затем вход в него опечатывается. Самого Патриарха разоблачают, чтобы при нем не было ничего воспламеняющегося. Чудесный Благодатный огонь совершенно не обжигает в течение 10–15 мин. |
Благослове́ние | 1. Благоволение, исходящее от Бога через священнослужителей, родителей или от более взрослого человека, имеющего нравственный авторитет. 2. Осенение кого-либо крёстным знамением или крестом, иконой, Евангелием, наложением рук. В библейские времена благословению придавалось огромное значение. В Новом Завете Иисус Христос благословляет детей, апостолов. Немалую роль оно играет и в сегодняшней жизни. |
Блуд | Уклонение от правильного пути, нарушение седьмой заповеди Божией, потеря целомудрия, вопреки советам отца, дурной образ жизни. |
Бог | Всевышняя вселенская духовная личность, находящаяся за границами человеческого понимания, открывающая Себя людям через творение мира и участие в мировой истории. Бог создал весь космос, саму жизнь, которая продолжается только благодаря Ему. |
Богосло́вие | Учение о Боге, научное обоснование основ христианства, Символа веры, религиозной нравственности, правил жизни верующих. Христианское богословие зародилось в середине I в. Богословие, как и любая наука, существует в постоянном развитии. |
Богоху́льство | Один из самых тяжких грехов. Оскорбление Бога, Богородицы, православных святынь. Христос предупреждал, что «хула на Духа (Святого) не простится человекам» (Мф. 12:31). |
Бытие́ | Название первой книги Священного Писания Ветхого Завета. Разделяется на две части. В первых одиннадцати главах раскрывается начальная судьба мира и человеческого рода до момента, когда Бог избрал одного человека, праотца Авраама. В следующих главах (12–50) рассказывается история избранного Богом человека и его потомства до того времени, пока потомки Авраама не переселились в Египет. Древнейшие предания говорят о том, что книга «Бытие», как и последующие четыре книги, написана по вдохновению Божиему великим вождем еврейского народа пророком Моисеем. |
Е | |
Великая се́дмица | Или Страстная неделя. Последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе и посвященная воспоминаниям о страданиях Спасителя. Торжественное богослужение этой недели установлено в древние времена. Каждый из дней этой недели называется великим. |
Великий пост | Время строгого воздержания, подготовляющее христиан к должной встрече праздника Пасхи. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне. |
Вери́ги | Различного рода железные цепи, грузы, кандалы, которые многие подвижники-аскеты для смирения плоти носили на голом теле. Чаще вериги носились тайно. |
Веротерпимость | Уважительное отношение различных религий и конфессий друг к другу, а верующих к иноверцам. Официальное признание государством свободы совести и свободы выбора вероисповедания гражданами. |
Ветхий Завет | Библейский термин, имеющий двоякое значение: 1) договор, который Бог заключал с различными представителями древнего человечества для того, чтобы через них сохранить истинную веру среди распространявшегося повсюду заблуждения; 2) собрание Священных Книг, составляющих первую, дохристианскую, часть Библии, в отличие от Нового Завета как собрания Священных Книг собственно христианского происхождения. |
Воскресе́ние мертвых | Почти у всех народов существует понятие о бессмертии и продолжении бытия человека после разрушения тела. Но загробное существование определяется различно в разных религиях. По учению Священного Писания, тело воскресшего человека будет преобразовано в нетленное; оно станет сильным, не подлежащим изнеможению и болезням. Воскресение является одним из основных догматов не только у православных, но и у католиков с протестантами. |
Восприе́мники | Крестная мать или крестный отец, которые при крещении младенца произносят за него исповедание веры и дают обет в дальнейшем наставлять дитя в истинах христианской веры и нравственности и нести за это ответственность. Восприемниками не могут быть родители, а также явные грешники, иноверцы, монашествующие и невежды в вере. При крещении считается необходимым, как минимум, один восприемник: для девочки – крестная мать, для мальчика – крестный отец. Восприемничество при крещении взрослых налагает те же обязанности. |
Воцерковле́ние | Обряд Православной Церкви, совершаемый над младенцем и его матерью в сороковой день после рождения. Этим обрядом родильница, до 40 дней после родов считающаяся нечистой, очищается, а младенец включается в число членов Церкви. Обряд воцерковления был совершен и над Спасителем. Церковь вспоминает воцерковление Господне ежегодно 2 (по старому стилю) / 15 февраля (по новому) в праздник Сретения. В ряде случаев (верующий крещен в младенчестве, но многие годы не посещал церковь и т. д.) воцерковление происходит и со взрослыми, принявшими Православие, путем включения их в жизнь церковной общины. |
Все́нощное бде́ние | Церковное богослужение, совершаемое на воскресные дни и великие праздники, по Уставу Церкви продолжающееся всю ночь. К обрядам праздничной всенощной относится и благословение хлебов (просфор), пшеницы, вина и елея. В год полагается 52 воскресных бдения и 16 на другие праздники, но, по желанию настоятеля, их может быть и больше. |
Второе пришествие Христово | Иисус Христос неоднократно говорил о Своем втором пришествии на землю. По учению Иисуса Христа, второе Его пришествие будет видимо всеми как внешнее. Иисус Христос придет на землю так же видимо, как видимо вознесся на небо перед своими учениками. Это славное пришествие будет в то же время страшным и грозным, так как теперь Христос будет судить мир. При этом Спаситель и апостолы не только не указывают определенно на день и час второго пришествия, но даже прямо говорят о невозможности для человека знать это. |
Высокопреосвященство | Титул митрополитов и архиепископов, также кардиналов и великих магистров мальтийских. |
Высокопреподобие | Титул архимандритов, игуменов и протоиереев. |
Г | |
Глас | Лад, напев в музыке Православной Церкви. Гласы делятся на четыре главных и четыре побочных, вместе они образуют осьмогласие. |
Гове́ние | Приготовление себя к Таинству Причастия с помощью поста, регулярного посещения церковного богослужения, особых молитв, углубленного самовоспитания. |
Голго́фа | Гора, на которой был распят Христос. Служила у древних евреев местом казни преступников и находилась тогда вне Иерусалима, но с течением времени оказалась в самом городе и вся застроена храмами. |
Грех | На богословском языке это всякое, как свободное и сознательное, так и не свободное и бессознательное, отступление делом, словом и даже помышлением от заповедей Божьих и нарушение Закона Божия. |
Гроб Господень | Одна из величайших христианских святынь, находится в Иерусалиме. Древние народы в Палестине гробом называли небольшие пещеры, куда клали умерших после умащения их тела и пеленания. В такую же пещеру, которую тайный ученик Христа Иосиф Аримафейский приобрел для себя, был положен Спаситель после снятия Его с креста. Эту пещеру Он покинул после Своего воскресения. Гроб Господень стал местом поклонения христиан уже в I в. В настоящее время является местом паломничества христиан всей планеты. |
Д | |
Дароно́сица | Переносной священный сосуд, в котором хранятся запасные Святые Дары. Дароносица должна храниться в алтаре церкви, на престоле. При выносе ее из храма для причащения больного она вкладывается в особую сумку. Дароносица носится священником на груди. Священника при этом обязательно сопровождает причетник. |
День ангела | День памяти святого, имя которого носит христианин. В православных семьях празднуется наравне с днем рождения. |
Диа́кон | Лицо, проходящее церковное служение на низшей (первой) ступени священства. Диаконы наблюдали за церковным благочинием, поведением и нравами верующих, распоряжались церковным имуществом, раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и всех, кто пользовался церковными пособиями. |
Дики́рий | Подсвечник, в котором установлены две перекрещивающиеся свечи. Является принадлежностью архиерейского богослужения. Две свечи символизируют два естества Иисуса Христа (божественное и человеческое). С помощью дикирия архиерей благословляет верующих. |
Ди́скос | Один из главных священных сосудов, употребляемых при литургии в Православной Церкви. Небольшое круглое блюдо на подставке. Дискос символизирует и Вифлеемские ясли и гроб, где находилось тело Иисуса Христа после снятия с креста. |
Догма́т | Непререкаемая вероучительная истина, высказанная через Божие откровение. Безусловное признание догмата необходимо христианину, чтобы причислить себя к Церкви. |
Духовни́к | Священник, которому верующий доверяет руководство своей духовной жизнью и совершение Таинства Исповеди. Своего рода духовный отец, которому под опасением потери духовного сана запрещается открывать грехи исповедующегося или укорять его за них. После исповеди они должны быть им забыты. |
Духовный суд | Система наказаний, налагаемая Церковью, имеющая целью не покарать, а исправить согрешившего. Только лишение духовного сана налагается безусловно и имеет характер карательный. Суд Церкви проявляется различно – по отношению ко всем верующим вообще и по отношению к служителям Церкви в частности. |
Душа | Духовная составляющая человека, его божественное начало. Прежде считалась нематериальным телом. Новейшие исследования академика Н. П. Бехтеревой показали ее материальную сущность. |
Е | |
Ева́нгелие | Общее название для первых канонических четырех книг Священного Писания Нового Завета. Слово «евангелие» переводится как «добрая весть, благовествование» и прилагается к этим книгам потому, что в них излагается «добрая весть» о жизни и учении Христа, явившегося для спасения человечества. |
Евхари́стия | Богослужение, во время которого происходит одно из главнейших христианских таинств – Причащение. Может происходить только в храме или, в крайнем случае (если церковь разрушена), в частном доме. По учению Церквей Православной, Католической и Армяно-григорианской, в евхаристии хлеб и вино превращаются в истинное Тело и Кровь Христовы. |
Екклесиа́ст | Одна из книг Священного Писания Ветхого Завета, которая в русской Библии помещается среди Соломоновых книг, а в еврейской Библии – между Плачем Иеремии и Книгой Есфири. Ее название – греческий перевод древнееврейского слова, обозначающего проповедника в собрании. Екклесиаст сохранился не только на древнееврейском языке, но и на многих других (в переводах), что свидетельствует о его популярности. С глубокой древности как в еврейском, так и в христианском предании, автором Екклесиаста считается царь Соломон. |
Елеопома́зание | Обряд, совершаемый в Православной Церкви на праздничном всенощном бдении. В процессе литии (части всенощного бдения) происходит благословение хлебов, пшеницы, вина и елея (оливкового масла, употребляемого для горения в лампадах перед иконами). Священник крестообразно помазует чело проходящих, произнося при этом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». |
Елеосвяще́ние | Одно из семи таинств, по учению Православной Церкви служащее духовным врачеванием от телесных недугов, а также дарующее болящему отпущение тех грехов, в которых он не успел раскаяться. Веществом для елеосвящения служит обыкновенное оливковое масло, с присоединением к нему некоторого количества вина. Совершать его положено собором семи священников (отчего елеосвящение часто называют соборованием), но в случае необходимости разрешено совершать его и одному священнику. |
Епа́рхия | Название единицы гражданско-административного подразделения в Греко-римской империи эпохи Константина Великого. В настоящее время это церковно-административный округ Православной Церкви, во главе которого находится митрополит. |
Епи́скоп | Представитель высшей (третьей) степени священства. При его избрании и посвящении неизменно соблюдаются правила, установленные в древних церковных канонах. Он должен быть безбрачен, хотя это и не значит, что он должен быть непременно посвящен в монашество. Особенным правом епископского сана служит право рукополагать в диаконы, пресвитеры и епископы, поставлять в низшие должности клира, освящать святой миро для совершения таинства миропомазания, освящать храмы (с возложением в них мощей). Власти епископа подчинены все члены Церкви. |
Епитимья | Добровольное исполнение исповедавшимся, по назначению духовника, тех или иных дел благочестия (продолжительная молитва, милостыня, усиленный пост, паломничество и т. п.). Епитимья не имеет значения наказания, карательной меры, лишения прав члена Церкви; она является лишь «врачеванием духовным». |
Ж | |
Жертва бескровная | Одно из названий Таинства Евхаристии. |
Же́ртвенник | В православном храме это четырехугольный стол в алтаре, на котором совершается проскомидия. Помещается всегда в левой части алтаря. |
З | |
Закон Божий | Школьный учебный предмет, знакомящий учеников с основами христианства. Первый школьный учебник по Закону Божьему был составлен в царствование Петра Великого Феофаном Прокоповичем. |
Заповеди церковные | Правила, исполнение которых является основным условием принадлежности к Церкви. В их понятие входят все нравственно-дисциплинарные постановления Церкви, касающиеся всех ее членов. Девять наиболее важных из них говорят о молитве, постах, посещении богослужений, сохранении церковного имущества, уважении к пастырям Церкви, воздержании от чтения книг, написанных еретиками, и удалении от всех обычаев, имеющих противохристианский характер. |
Зау́треня | То же самое, что и утреня. Одно из богослужений суточного круга в Православной Церкви. Совершается утром. Бывает вседневная и праздничная. Состав ее молитв и песнопений содержится в Уставе богослужебном. В соединении с вечерней (или великим повечерием) заутреня составляет всенощную. |
Земной поклон | Коленопреклонение, при котором лоб и руки касаются земли в определенные моменты молитвы или богослужения. |
Знаме́ние | Чудесное явление, предупреждающее о каком-либо важном событии. |
И | |
Игу́мен | Настоятель монастыря, начальственное лицо в монастыре. В древности в России игуменом называли руководителя любого монастыря, с 1764 г. – монастыря третьеклассного. Начальственные права и должностные обязанности у него были те же, что и у настоятеля любого монастыря. От архимандрита (настоятеля монастыря первоклассного и второклассного) его отличало лишь облачение. |
Иера́рх | Название священнослужителей высшей (третьей) ступени священства: епископов, архиепископов, экзархов, Патриархов. |
Иеромона́х | Монах, имеющий сан священника. Иеросхимонах – схимонах, имеющий сан священника. |
Иерусали́м | Один из древнейших городов Палестины и мира, упоминается (как Селим) в Книге Бытия. Со времен царя Давида – главный город сначала его царства, а потом Иудеи. Священное место, с которым связаны служение Иисуса Христа, Его страдания, распятие, Воскрешение и Вознесение, а также создание первой христианской общины. |
Иисус Христос | Переводится как «помазанник». Это Сын Божий, сошедший на землю ради освобождения человечества от первородного греха, принявший страдания и смерть на кресте, воскресший в третий день и вознесшийся на небо. Основатель христианства. Через все книги в Ветхом Завете проходит предвидение о будущем Богом обетованном Мессии, Спасителе. Даже сомневающиеся в Его Божественной сущности считают Его величайшим из всех исторических деятелей уже по одним результатам этой деятельности – основанию христианской религии и Церкви. |
Иконоста́с | Тонкая стена, которая тянется от северной стены храма до южной, отгораживая алтарь от средней части православного храма, и на которой устанавливаются в определенном порядке иконы. В стене три двери, которые ведут в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом – Царские врата, слева от них – северные, справа – южные. Средние двери называются святыми, и лицам, не имеющим священнического сана, входить через них нельзя. |
Исповеда́льня | Небольшая камера в Католических Церквах, в которой находятся священники во время проведения исповеди кающихся, так что, слыша речь исповедующегося через устроенное в исповедальне оконце, они его не видят. В Православной Церкви особого устройства для исповеди не существует. |
Иу́да Искарио́т | Один из 12 апостолов, предавший своего Учителя. Прозвище получил от г. Кериофа, из которого был родом (человек из Кериофа). Единственный среди апостолов, родившийся в Иудее (все остальные – из Галилеи). В кружке учеников Иисуса Христа заведовал кассой, из которой скоро начал похищать деньги, затем, обманувшись в надежде, что Иисус Христос явится основателем великого земного царства, в котором все иудеи будут утопать в роскоши и богатстве, он продал своего Учителя за 30 сребреников, но от угрызений совести повесился. |
К | |
Кади́ло | Небольшой металлический сосуд с крышкой, наполненный составом из древесной ароматической смолы (ладана) и тлеющих углей. Иногда вместо ладана берутся более тонкие душистые растительные составы. Подвешивается на цепочке к деревянной рукоятке и используется при богослужении для придания воздуху особого аромата. |
Кажде́ние | Окуривание ладаном из покачиваемого кадила пространства храма, священнослужителей и прихожан, совершаемое священнослужителем в определенные моменты богослужения. |
Кано́н | 1. В христианстве свод книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета, признанных Церковью боговдохновенными, записанных пророками и апостолами и служащих первоисточниками, а также нормами веры. 2. Свод религиозных и богослужебных правил, объединяющих вероучение, обряды, нравственные основы христианской жизни, формы церковного искусства, возведенных Церковью в закон. 3. Особая группа христианских богослужебных песнопений, объединенных единством цели (прославление святого, события из евангельской жизни и т. п.). |
Канониза́ция | Причисление к лику святых, происходящее по особому постановлению высшей церковной власти. Основанием для нее могут быть мученическая смерть за веру, заслуги в утверждении христианства, чудотворения и чудесные исцеления, совершаемые канонизируемым при жизни и после смерти, а также народное признание его святости и нетленность мощей. |
Катехиза́ция | Церковно-просветительская деятельность, целью которой ставится разъяснение основных положений христианского вероучения. |
Ке́лья | Отдельное, скромно обставленное помещение для жилья монаха или монахини. Иногда кельи находятся в большом здании, иногда – в отдельных хижинах. |
Киво́т | Деревянный ящик, шкафчик. Служит для хранения святынь и икон. |
Клир | Причт, духовенство. В состав клира входят два класса лиц: церковнослужители и священнослужители. Первые причисляются к клирам распоряжениями церковной власти, вторые посвящаются на служение Церкви через Таинство Священства посредством рукоположения. |
Кли́рос | Место в церкви, где находятся во время службы чтецы и певцы. Клиросы занимают южный и северный концы солей (возвышения перед иконостасом). |
Клобу́к | Головной покров монахов, состоящий из камилавки (цилиндра с обрезанными краями) и крепа (черной ткани). |
Ключа́рь | Должностное лицо при соборных церквах из числа состоящих при них церковников или протоиереев. Занимает первое после настоятеля место, ведет опись церковного имущества, хранит ключи от помещений, наблюдает за порядком богослужения в соборе. |
Конда́к | Сначала этим словом называли свертки исписанного с обеих сторон пергамента. Потом название перешло к написанным на нем песнопениям. Кондак коротко рассказывает о содержании праздника или о жизни святого. |
Ко́рмчая книга | Древнейший в Русской Православной Церкви сборник права. Первый сборник привезли из Болгарии. Он содержал извлечения из подобной книги, составленной при Юстиниане. Второй был доставлен из Византии и переведен при Ярославе Мудром и известен как «Первоначальный славяно-русский номоканон». В последующие века «Кормчая книга» исправлялась и дополнялась. |
Крест | Один из главных христианских символов. Крест как предмет поклонения восходит к первобытному обществу, а как религиозный символ широко представлен в верованиях Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии. В Римской империи, в эпоху, когда складывалось христианство, деревянное сооружение в форме креста служило орудием казни рабов и лиц низкого происхождения. Христианская церковь объясняет происхождение поклонения кресту евангельским рассказом о распятии на кресте Иисуса Христа. Таким образом, в христианстве крест из символа позорной смерти превратился в символ страданий Спасителя, искупившего грехи человечества, т. е. в знак спасения и вечной жизни. |
Кре́стное зна́мение | Жест, знак креста. Было известно с первых веков христианства. Обычно совершается правой рукой, персты которой возлагаются сначала на лоб, потом на грудь, потом на правое плечо (у православных, у католиков же – сначала на левое плечо), потом на левое плечо. |
Креще́ние | Первое из христианских таинств, принимаемое всеми христианскими конфессиями и даже сектами. Происходит погружением в воду или обливанием ею. По учению Православной Церкви крещение есть таинство, в котором крещаемый в момент произнесения священником слов «Крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа» Божией благодатью очищается от всякого греха, становится оправданным и освященным. |
Кти́тор | Человек, построивший церковь на собственные средства. В Византии такой создатель церкви обладал наследственным правом единолично и безотчетно распоряжаться доходами храма. Он мог сам назначать и духовенство в церкви, выплачивая ему содержание. Если ктитор беднел, то он мог продать храм или сдать его в аренду. Из Византии в первые века Православия ктиторство перешло на Русь и исчезло к XVII в. |
Кутья | Крутая сладкая каша (из риса, пшеницы) с изюмом, которую по обычаю едят на поминках. |
Л | |
Ла́вра | Крупный и особо значимый по своему положению православный мужской монастырь. В настоящее время на территории России две лавры: Троице-Сергиева в Сергиевом Посаде под Москвой и Свято-Троицкая Александро-Невская в Санкт-Петербурге. |
Ла́дан | Благовонная древесная смола, иногда с добавлением масла душистых цветов или ароматических растений, используемая в храме при богослужении. |
Лжи́ца | Специальная ложечка с длинной рукояткой, заканчивающейся крестом, применяемая для причащения мирян. |
Литурги́я | В переводе с греческого – «общее дело». Главное богослужение Христианской Церкви. Установлена Самим Иисусом Христом на Тайной Вечере. Центральный момент литургии – Таинство Евхаристии – превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. |
М | |
Месси́я | В древнейшие времена так обозначался любой помазанный освященным елеем человек, например первосвященник или царь. Впоследствии это слово стало относиться только к Христу Спасителю, о котором говорилось во многих ветхозаветных пророчествах. |
Миропома́зание | Одно из христианских таинств. По учению Церкви помазание священным миром с произнесением слов «Печать дара духа Святого» дает человеку, через крещение вступившему в состав Церкви, силы благодати Божией. |
Митрополи́т | Епископ митрополии, т. е. главного города области или провинции в Греко-Римской империи. Во главе русской церковной иерархии до введения Патриаршества в 1589 г. стоял митрополит. Со времени учреждения Священного Синода и ликвидации Патриаршества Петр I перестал раздавать архиереям сан митрополита, предполагавший подчинение ему других архиереев. Возведение в сан митрополита вновь началось со времен Елизаветы Петровны, когда в 1743 г. был восстановлен сан Киевского митрополита. |
Моле́бен | Церковное богослужение, содержание которого составляет моление к Богу, Богородице или святым. Может быть просительным или благодарственным, по поводу событий общественно-церковной жизни или частной. Может совершаться в храме после литургии и перед нею, а также после утрени или вечерни, но в исключительных случаях и вне храма. |
Моли́тва | Обращение к Богу, Богородице или святым с просьбой о милости, прощении, отвращении зла, с восхвалением и благодарностью. |
Моли́тва Госпо́дня | Главнейшая молитва христианина. Она была дана самим Иисусом Христом в ответ на просьбу учеников научить их молиться, и приводится в Евангелии от Матфея (Мф. 6:9–13). Содержится во всех молитвословах либо на церковно-славянском, либо на современном русском языке: «Отче наш! Иже еси на небесех! Да святится имя Твое: да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земле. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». |
Молитвосло́в | Сборник частных, домашних молитв, содержащий утренние и вечерние молитвенные правила, а также правило ко святому причащению, благодарственные молитвы. Может включаться покаянный канон и акафисты Иисусу Христу, Богородице и ангелу-хранителю. |
Монастырь | Комплекс жилых, богослужебных и хозяйственных построек, занимаемых общиной монахов или монахинь, имеющих единый устав. Обычно его деятельность находится в ведении епархий, руководимых митрополитами. Более значимые монастыри подчинены непосредственно патриархии и называются ставропигиальными. |
Монах | Человек, пожелавший посвятить свою жизнь служению Богу, принявший монашеский постриг и обеты послушания, безбрачия, нестяжательства. |
Монашеское одеяние | Одежда черного цвета, которая должна напоминать монаху данные им обеты и располагать его к глубокому смирению. |
Н | |
Наба́т | Тревожный колокольный звон. Сенатскими указами 1797 и 1851 гг. предписывалось бить в колокол в сельских церквах во время пожаров, вьюг и метелей. Лица, ударявшие в колокол по шалости и легкомыслию и нарушившие общественное спокойствие, наказывались арестом от 1 до 7 дней. Чтобы предупредить подобные действия, власти предписывали держать колокольни на запоре, а ключи от них хранить у священников. |
Наго́рная про́поведь | Проповедь, которую произнес Иисус Христос на горе неподалеку от Генисаретского озера перед собравшимся народом. В ней Спаситель дал человечеству основы новой этики. Краткое содержание ее дается в двух Евангелиях (от Матфея и Луки). |
Нате́льный крест | Небольшой крест из металла, дерева или других материалов, который верующий получает при крещении и носит всю жизнь на груди под одеждой. |
Новый Завет | 1. Договор Бога с людьми, заключенный через Иисуса Христа, в противоположность Ветхому Завету, который был дан людям через Моисея. 2. Вторая часть Библии, в которую входят следующие книги: четыре Евангелия, Деяния апостолов, Послания апостолов, Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). |
О | |
Обе́т | Данное Богу обдуманное обещание какого-либо доброго дела, зависящего от свободной воли христианина. Принято различать обет в широком смысле слова (добросовестное служение обществу в какой-либо должности и т. п.) и в узком (обещания совершить какое-либо особое дело, например, при успешном окончании какого-либо предприятия передать ту или иную часть полученных выгод на построение храма, школы или другого благотворительного учреждения). |
Отлуче́ние | Исключение верующего из членов Церкви за преступление против веры. |
П | |
Панаги́я | Небольшая круглая икона Богородицы (иногда Христа). Носится епископом на груди как знак архиерейского достоинства. |
Паникади́ло | Люстра или подсвечник с большим количеством гнезд для свечей. |
Пасха | 1. Главный праздник Православной Церкви в честь Воскресения Иисуса Христа. 2. Сладкое кушанье из творога, приготовленное к празднику Пасхи в домах верующих. |
Патриа́рх | Высший титул главы самостоятельной (автокефальной) Православной Церкви. |
Покаяние | Одно из семи христианских таинств. Заключается в перечислении своих грехов на исповеди при искреннем осознании недостойного поведения и раскаянии с последующим отпущением их священником от имени Иисуса Христа. |
Пома́зание | Обряд, состоящий в крестообразном нанесении елея на тело человека с целью придания ему Божией благодати. Совершается при Таинстве Миропомазания, а также во время всенощного бдения. |
Поместный Собор | Один из высших органов церковной власти в Православных автокефальных Церквах наряду с Архиерейским Собором и Священным Синодом. В синодальный период в России он не созывался. |
Поминове́ние | Молитвенное упоминание имен живых и усопших, читаемое за литургией в Православной Церкви священником по особой книге (синодику), а также запискам от прихожан с перечнем имен тех, о ком молятся. Основано на вере в силу и действенность, для вечного блага и спасения поминаемых. |
Послу́шник | Готовящийся к пострижению в монахи и проходящий (в соответствии с Уставом монастыря) испытание путем исполнения послушаний. |
По́стриг | Христианский обряд принятия монашества, сопровождается крестообразным выстрижением волос на голове постриженика. |
Поти́р | Богослужебный предмет, священный сосуд, чаша на подставке, из которой принимают причастие. |
Прихо́д | Церковная община, состоящая из клира и мирян. |
Причаще́ние | Главнейшее из христианских таинств – принятия причастия, установленное самим Иисусом Христом. Приобщение верующих под видом принятия хлеба и вина к Плоти и Крови Христовой. К причастию допускаются в Православной Церкви все ее члены после должного приготовления постом и покаянием. |
Причт | Штат священнослужителей (священников и диаконов) и церковнослужителей какой-либо церкви, утвержденный архиепископом. |
Проскоми́дия | Первая часть христианской литургии, в которой священнослужители готовят вещество для евхаристии. В целом же проскомидия изображает событие Рождества Христова со всеми его деталями. |
Просфора́ | Богослужебный литургический хлеб, приготовляемый в виде небольших булочек, употребляется в Таинстве Евхаристии и для поминовения живых и умерших во время проскомидии. Состоит из двух частей, верхней и нижней, символизирующих два естества Иисуса Христа – божественное и человеческое. |
Протоиере́й | Старший священник. Обычно бывает настоятелем церкви. |
Р | |
Равноапо́стольный | Святой, распространявший и утверждавший христианскую веру подобно апостолам. |
Ри́зница | Помещение в церкви, где хранятся облачения священнослужителей. |
Ри́зы | 1. Одежды, в которые священнослужители и некоторые церковнослужители одеваются во время богослужений. 2. Металлические покрытия икон, оставляющие видимыми из живописного образа лишь лик святого и его руки. |
Рукоположе́ние | Возведение в сан священнослужителя (дьякона, священника, епископа). |
С | |
Свя́тцы | Церковный календарь с указанием дней праздников памяти святых. |
Святые Дары | Хлеб и вино, превращенные Духом Святым при участии священнослужителей в Тело и Кровь Христовы во время евхаристии. |
Священное Писание | Сборник книг, составляющих Библию. Их отличительная особенность состоит в том, что они содержат в себе истины религиозно-нравственного характера, сообщенные свыше, по особому Божиему откровению. |
Священное Предание | Учение Иисуса Христа, преподанное Им апостолам, распространенное ими и по прошествии времени записанное в вероучительных документах, постановлениях соборов, творениях отцов Церкви, а также в записях живой традиции и церковной практики. |
Сино́д | 1. Более полное название Святейший Всероссийский Правительствующий Синод. Святейший Синод был учрежден императором Петром I и торжественно открыт 14 февраля 1721 г. Его учреждение было вызвано необходимостью перемены в системе высшей церковноправительной власти. Синод заменил патриаршую власть и стал, говоря современным языком, своего рода министерством по делам Православной Церкви. 2. С 1917 г. совещательный орган при Патриархе Московском и всея Руси. |
Сме́ртные грехи́ | Особенно тяжкие грехи, которые в случае нераскаяния могут привести к вечной гибели. Это тщеславие, зависть, гнев, уныние, чревоугодие, блуд, жадность. |
Солея́ | Возвышение перед иконостасом. |
Сре́тение | Один из двунадесятых православных праздников, отмечаемых 2 (по старому стилю) / 15 февраля (по новому) в память о евангельском событии: о встрече Младенца Христа с праведным старцем Симеоном, предсказавшим, что Иисус будет Спасителем мира. |
Стиха́рь | Богослужебное облачение священно- и церковнослужителей: длинная одежда с широкими рукавами и с разрезами, скрепленными пуговицами по бокам. |
Страстоте́рпцы | Христианские мученики. Чаще так называют тех из них, кто претерпел страдания во имя Иисуса Христа по коварству и клевете ближних – единоверцев. |
Схи́ма | Высшая степень иночества (когда соблюдается самый строгий монашеский обет). |
Т | |
Та́инства | Священные символические действия, через которые невидимым глазу и непостижимым ограниченному человеческому разуму образом передается человеку благодать Святого Духа и осуществляется связь человека с Богом. Православная религия признает семь Таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство, елеосвящение (соборование). |
Тезоимени́тство | День именин. В этот день Церковь празднует память того святого небесного покровителя, по имени которого назван верующий. |
Теоло́гия | Или богословие. Наука, изучающая и объясняющая отношения человека с Богом и Церковью. |
X | |
Хирото́ния | То же, что рукоположение. |
Хору́гвь | Знамя Христово, знамя Церкви. Хоругвь введена святым равноапостольным Константином Великим, который вместо воинских символов стал изображать на знаменах крест. Впоследствии на церковных знаменах стали изображать образы Иисуса Христа. Богородицы, известных святых. Хоругви носят впереди крестного хода. |
Христиа́нство | Одна из трех мировых религий, основанная на вере в Триединого Бога (Отца, Сына и Святого Духа) и в Божественную Сущность Иисуса Христа. Первые сообщества христиан возникли в середине I в. в городах Средиземноморья. В основе христианства лежит Новый Завет, передающий учение Иисуса Христа, которое его ученики и последователи распространили среди многих народов. Главными составляющими христианского учения являются представления о Божественной Троице, об абсолютной ценности человеческой личности как творения Бога, о бессмертии души и воскресении. |
Ц | |
Целиба́т | Обет безбрачия священников. Существует у католиков. |
Церковнослужи́тель | Низшая степень клира (иподиакон, чтец, свеченосец). Он, не имея благодати священства, посвящается на то или иное служение в церкви. |
Церковь | 1. Христианское сообщество единоверцев, возглавляемое Иисусом Христом, понимаемое как мистическое соединение всех верующих (как живых, так и усопших) с Богом. За два тысячелетия Церковь создала сложную иерархическую структуру, которая служит для сохранения и передачи основ вероучения, а также для совершения богослужений, таинств и т. д. 2. Здание для совершения православных богослужений, Дом Господень, храм. |
Ч | |
Чётки | Обязательный монашеский атрибут. Шнурок с бусинами. Служит для подсчета прочитанных молитв. |
Э | |
Экза́рх | Архиерей, облеченный властью управлять особо крупным церковным округом. |
Экумени́зм | Движение христианских церквей за устранение разобщенности между ними и сплочение церковных сил в международном масштабе. В экуменическом движении участвуют около 300 Церквей более ста стран мира. |
Ю | |
Юро́дивые | Люди, принимавшие на себя из любви к Богу и ближним один из подвигов христианского благочестия – юродство во Христе. Они не только добровольно отказывались от удобств и благ жизни земной, от выгод жизни общественной, от родства самого близкого и кровного, но принимали на себя вид безумного человека, не нуждающегося в жилище, одежде, не боящегося морозов. Эти подвижники не стеснялись говорить правду в глаза сильным мира сего, обличали людей несправедливых и забывающих правду Божию, радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных. |
Я | |
Язы́чество | Всевозможные первобытные верования, предшествовавшие мировым религиям, основанные на многобожии, на поклонении явлениям и объектам природы. |
Приложение 2. Устав духовных консисторий184 (Извлечение)
Со времени первого издания Устава Духовных Консисторий, Высочайше утвержденного 27 марта 1841 года, многие статьи сего Устава, вследствие последовавших разновременно новых законов, подвергались значительным изменениям и дополнениям, в виду чего Устав этот был тщательно пересмотрен с целью согласования его с ныне действующими законами. Исправленный таким образом Устав Духовных Консисторий, по рассмотрению его Святейшим Синодом, в 9 день Апреля сего 1883 года Высочайше поведено ввести в действие взамен такого же Устава, Высочайше утвержденного 27 Марта 1841 года.
Раздел III. Епархиальный суд. Глава I. О ведомстве епархиального суда
148. Епархиальному суду подлежат:
1) Люди духовного звания епархиального ведомства:
а) по проступкам и преступлениям против должности, благочиния и благоповедения;
б) по взаимным спорам могут возникать из пользования движимой и недвижимой церковной собственностью;
в) по жалобам духовных и светских лиц на духовных лиц в обидах и нарушении бесспорных обязательств и просьб о побуждении к оплате бесспорных долгов.
2) Люди светского звания:
а) по делам о браках, совершенных незаконно;
б) по делам о прекращении и расторжении браков;
в) по случаям, в которых нужно удостоверение действительности бракосочетаний и рождения детей в законном браке;
г) по проступкам и преступлениям, подвергающим виновного церковной епитимии.
149. Люди духовного звания подлежат светскому суду в установленных присутственных местах:
а) в делах между собой и светскими лицами тяжебных и исковых по неисполняемым договорам и обязательствам и по взысканию за нарушение прав ущербами, убытками и самоуправным завладениям;
б) в случаях нарушения государственных постановлений, по которым существуют особые правила о судопроизводстве и взысканиях, как-то: в пристанодержательстве и укрывательстве беглых, в нарушении Устава в питейном сборе, в порубке лесов, в неисполнении карантинных и таможенных постановлений, и
в) в тяжких уголовных преступлениях.
Глава I. О проступках и преступлениях лиц духовного звания против должности, благочиния и благоповедения
Отделение I. О порядке судопроизводства
135. Дела о проступках и преступлениях священнослужителей и причетников против должности, благочиния и благоповедения могут начинаться: по сообщениям присутственных мест или должностных лиц; по донесениям благочинных или членов причта; по прошениям прихожан; по жалобам от лиц духовных или светских; по замечаниям в клировых ведомостях; по сведениям, которые могут доходить до Епархиального Архиерея; и наконец по собственному признанию виновных.
157. Чем важнее преступление, тем скорее должно быть преступлено к следствию и суду.
158. Для скорейшего исследования Преосвященный, по местной близости, может предписать о сем прямо духовному правлению с тем, чтобы оно произведенное исследование со своим мнением представило в Консисторию, или же может возложить наследование непосредственно на доверенных духовных лиц, и полученные от них дела обращают в Консисторию для рассмотрения и постановления приговора.
159. Духовному лицу, оговоренному в преступлении, запрещается священнослужение смотря по обстоятельствам, какие помещены в самом оговоре и какие открываются при следствии, и смотря по прежнему поведению подсудимого. Распоряжение о сем вверяется собственному усмотрению местного Архиерея, обязанного пещись, чтобы обвиняемые в важных преступлениях против благоповедения по заповедям Божьим не приступали к служению Алтарю Господню, коль скоро есть уже достаточная причина предусматривать, что они обвиняются справедливо.
160. Епархиальное начальство наблюдает за скорейшим и правильным производством следствия.
161. Подсудимым и причастным к делу предоставляется произведённое на месте исследования прочитать, подписывать на листе, и в подписи объяснять, довольны ли они следствием, если недовольны, то в чем именно.
162. Консистория, получив следствие, обозревает, произведено ли данное согласно с установленными формами и правилами, вполне ли обнимает и уясняет дело, и если есть от подсудимого и прикосновенных сделанные в подписи возражения на неполноту следствия, то учинены ли по данным дополнительные взыскания, и если будут не учинены, то по основательным ли причинам. Если окажутся какие-либо недостатки, то Консистория предписывает дополнять следствие прежним производителям или же другим.
163. Если сделанные подсудимым при допросе показания представляются почему-либо неполными или неудовлетворительными, то Консистория обязана требовать его налицо, и допросить подробней, или же, смотря по расстоянию места, где живет подсудимый, поручат прежним следователям или другим лицам взять от него дополнительные показания.
164. Тех из подсудимых и причастных к делу, которые находятся налицо и не подписывали следствия, допускать в Консисторию, если будут сами просить, к прочтению следствия или составленной из данного записки и к рукоприкладству.
165. Для прочтения краткого следствия или краткой записки и для рукоприкладства назначается шесть дней, а на прочтение записки, заключающей в себе до 50 листов, и на учинение рукоприкладства – две недели, полагая соразмерно тому срок и на прочтение записок, в коих более 50-ти листов, с тем, что если подсудимыми и прикосновенными к делу в течение помянутых сроков рукоприкладство учинено не будет, то и без данного предлагать записку из дела или подлинное дело к слушанию. Срок для прочтения следствия или записки и рукоприкладство увеличиваются вдвое в случаи болезни рукоприкладчика, обязано представить об этом врачебное свидетельство. Если по истечении сего последнего срока рукоприкладчик не выздоровеет и не уполномочит никого за себя к прочтению следствия или записки и к рукоприкладству, то докладывать дело без рукоприкладства.
166. Доколе дело не решено в Консистории, подсудимые не имеют права просить о переносе этого Святейший Синод. Все свои оправдания они должны приносить при следствии и изъяснять в рукоприкладстве под следствием и под делом.
167. На медленность или неправильное действие следователей или Консистории могут быть приносимы частные жалобы Епархиальному Архиерею, а в случаи неудовлетворения от него – и Святейшему Синоду.
168. Запрещается подсудимым по одному делу присоединять посторонние предметы, неимеющие никакого отношения к данному делу.
169. Консистория при производстве дела обязана наблюдать, чтобы это не наполнялось посторонними предметами. Только для собственного соображения о подсудимом Консистория обращается к подробной справке о всех делах, которые до него касались и касаются.
170. Всякое дело должно получать особое решение, и строго воспрещается откладывать приговор о каком-либо поступке до окончания следствия о других.
171. Священнослужители, присуждаемые решением епархиального начальства к лишению сана, а причетники – к исключению из духовного ведомства, допускаются к объявлению удовольствия или неудовольствия на такое решение. Если подсудимый объявил удовольствие или не объявит неудовольствие в недельный срок, или же объявит в этот срок неудовольствие, не подаст в течение месяца апелляционного отзыва, – решение приводится в исполнение, и об этом, касательно священнослужителей, доносится Священному Синоду к сведению. Но если подсудимый объявит в срок неудовольствие и потом в течение месяца (со дня подписания неудовольствия) подаст апелляционный отзыв, то исполнение останавливается, и решение епархиального начальства представляется Святейшему Синоду с самим делопроизводством, с запиской из этого, подробной справкой о подсудимых и апелляционным отзывом.
172. В отзывах подсудимые должны изъяснять, в чем они считают приговор неправильным, и каким именно законам он противоречит.
173. Священнослужитель, приговоренный к лишению сана и объявивший неудовольствие, не может священнодействовать до решения в Святейшем Синоде дела. Если в этом положении он окажется в каких-либо предосудительных поступках, то об этом донесется немедленно Святейшему Синоду.
174. Решение епархиального начальства, которым подсудимые подвергаются прочим мерам взыскания или исправления, приводится в исполнение без допущения к объявлению удовольствия или неудовольствия. На такое решение обвиненные могут приносить Святейшему Синоду частные жалобы.
175. Если священнослужители приговариваются к лишению сана решением уголовных присутственных мер за какое-либо уголовное преступление, если епархиальное начальство к оправданию их ничего не имеет, то по приведении того решения со своей стороны в исполнение, оно доносит об этом Святейшему Синоду для сведения.
Примечание. В местностях, где введены в действия Судебные Уставы 20 ноября 1864 года касательно приведения в исполнение со стороны епархиального начальства приговоров уголовного суда, влекущих снятия с осужденных духовного сана, наблюдается статья 1028 (Т. XV, ч. II Устава Уголовного Судопроизводства, изд. 1876 г.).
Отделение II. О мерах взыскания и исправления
176. Меры взыскания и исправления, которым могут подвергаться лица духовного звания по епархиальному суду, суть следующие:
1) Лишение священнослужителей сана, а священномонашествующих сана и монашества, с исключением из духовного ведомства.
2) Лишение священнослужителей сана, с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях, и лишение священномонашествующих сана, с оставлением в одном монашестве на покаяние.
Примечание.
Если лишение сана, с определением на низшие должности, окажутся после всего в неблагочинных поступках, то исключать их из духовного звания и отсылать в местное губерневое правление (ст. 213 Т. XIV Уст. о пред, и преопрест., изд. 1876 г.).
Священнослужителя, осужденного на лишение сана, если он вдове, не возбраняется, по его прошению, принимать в монастырь с надеждой пострижения, когда принесет достойный плод покаяния, но без возвращения ему священнослужительского звания.
Если случится, что священник, имеющий орден или другой знак отличия, установленный для духовенства и жалуемый с Высочайшего соизволения, подвергнется извержению из сана и низведению навсегда в причетники, в таком случаи снятие с него знака представляется Святейшему Синоду для испрошения Высочайшего разрешения.
3) Временное запрещение в священнослужение.
* * *
Издан в Санкт-Петербурге в 1883 г.