О том, как приобретается человеком смиренномудрие
Глава 1
Начало плодоносия – цвет, а начало смиренномудрия – покорность о Господе. Плод же послушания – долготерпение, а долготерпение – плод любви, любовь – союз совершенства, совершенство – соблюдение заповедей Божиих, а «заповедь Господня светла, просвещающая очи» (Пс.18;9), и просвещенные очи бегают путей беззаконных. Итак, смиренномудрие да будет у тебя и основанием, и облачением ответа; речь же твоя пусть будет ясна и приветлива в любви Божией. Ибо Спаситель сказал: «Будите убо вы совершены, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф.5:48). Из чего видимо происходит высокоумие? Из того, что оно не подчиняется, что оно непослушно, непокорно, водится собственным своим помыслом. А смиренномудрие послушно, благопокорно, скромно воздает честь и малым, и большим. Кто приобрел оное, о том уверен я, что с вечной жизнью получит он награду от Господа.
Глава 2
Если двое живете в одной келье, то будьте строго внимательны к себе, зная, что Господь посреди вас. Ибо Сам Он сказал: «Идеже бо еста два, или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф.18:20). Хотя мы, недостойные, не видим Его, однако же Он как Бог знает и видит помышление и дело каждого. Ему слава во веки веков! Аминь.
Глава 3
Слышали мы, говорит премудрость: «Человеку блудну всяк хлеб сладок, не престанет, Дóндеже умрет. Человек преступаяй ложе свое, глаголя в души своей: кто мя видит; кого убоюся? Тма окрест мене, и стены закрывают мя, и никтоже мя видит. Грехов моих не воспомянет Вышний. И очи человечестии страх его. И неразуме, яко очи Господни тмами тем крат светлейший солнца суть. Презирающий вся пути человеческия, и разсмотрящии в тайных местех: прежде неже создана Быша, вся уведена Ему, такожде и по скончании. Сей на путех града отмщен будет, и идеже не надеешеся, ят будет» (Сир.23:23–30).
Глава 4
Если ты, возлюбленный брат, избрал для себя благоговейную жизнь, то трезвись, чтобы лукавый под видом благоговения не внушил тебе чуждого помысла, а именно – тщеславия и гордыни, по причине которых не захочешь трудиться вместе с братией. Напротив того, работай, как и единомысленные с тобой братия, и охраняй свое благоговение. Ибо леность разрушает благоговение, а тому, кто приобрел ее, приносит укоризненное имя. Потому сопрягай благоговение с прилежанием и ведением (знанием), и будешь истинно благоговеен.
Глава 5
Если приобретешь ты себе, возлюбленный, смиренномудрие, то усиленно напрягай свое внимание, чтобы не подстерег тебя враг и не завел на чуждый путь, внушив тебе что-нибудь свое, как говорит премудрость: «Не рцы: яко от Господа скрыюся, еда свыше кто мя помянет? В людех множайших не воспомянен буду, что бо есть душа моя в безчисленней твари». Он же присовокупляет еще, говоря: «Се небо небесе Божия, бездна и земля посещением Его подвигнутся: вкупе горы и основания земли, егда воззрит на ня, трепетом трясутся» (Сир.16:16–19). Потому веру должно сопрягать со смиренномудрием, и тогда проложишь прямые стези смиренномудрия.
Глава 6
Один брат вступил в общежитие, желая стать монахом, и принял намерение пребывать в келье с одним из старших братий; чрез несколько же дней, боримый помыслами, сказал: «Не могу оставаться с этим братом». Поэтому другой брат стал уговаривать его, говоря: «А если бы попался ты к варварам и отдан был на руки какому-нибудь варвару, то ужели бы мог сказать: «Не хочу жить с ним»?» – Брат, выслушав это, приведенный таким словом в сокрушение, поклонился ему, говоря: «Прости меня».
Глава 7
Брат сказал еще: «Кто хочет стать монахом и не переносит оскорбления, уничижения и ущерба, тому монахом не бывать».
Глава 8
Если в монашескую жизнь вступит человек без дальнего рассуждения, то враг ухищряется вложить в него вольность и бесстыдство. А если идет кто в монахи из благоговения, то и ему внушает враг мысль свою, и будь он молод, то по благоговению его дает ему усердие к подвигу, которого не может тот совершить. Но кто поистине боится Господа, тот не увлекается ни первым, ни вторым помыслом. А если и будет уловлен бесовской прелестью, то боязнь Господа, Которого по истине возлюбил он, просветит сердце его для шествования прямым путем. Небогобоязненный же и бесстыдный не уверовал еще, что будет Суд. Не уверовал в то также надменный и кичливый, не ради Бога благоговейный, потому что почитает он себя великим. Потому, если будет тревожить тебя страсть самомнения, то скажи борющему тебя: «Иди от меня прочь, лукавый помысел. Что я за человек? И в какой преуспел я добродетели, что он внушает мне подобные мысли? Святые «камением побиени Быша, претрени Быша, искушены Быша, убийством меча умроша» (Евр.11:37). И что говорить о подобострастных мне человеках? Сам Владыка всяческих за нас «претерпе Крест, о срамоте нерадив» (Евр.12:2). А я, все время жизни своей проведя во грехах, какой дам ответ в день Суда?» – И тем отгонишь от себя высокоумие. Если же и преуспел ты в чем-нибудь, то представь, что преуспел не собственной своей силой, по слову сказавшего: «не аз же, но благодать Божия, ядже со мною» (1Кор.15:10). А если будет смущать тебя бесстыдство, то, взвесив дела свои, скажи: «В таком множестве худых дел участвовал я, как же осмелюсь отверзать уста свои, когда Господь сказал, что и за праздное слово дадут ответ «человецы... в день судный» (Мф.12: 36)?» Потому должно припасть ко Господу, по примеру сказавшего: «Господи Вседержителю, Боже отец наших, Авраамов, и Исааков, и Иаковль и Семене их праведнаго, сотворивый небо и землю со всею лепотою их и связавый море словом повеления Твоего: заключивый бездну и запечатствовавый ю страшным и славным именем Твоим: егоже вся боятся, и трепещут от лица силы Твоея: яко никтоже постоит пред великолепием славы Твоея, и нестерпим гнев, еже на грешники, крещения Твоего. Безмерна же и неизследованна милость обещания Твоего: Ты бо еси Господь вышний, благоутробен, долготерпелив и многомилостив и каяйся о злобах человеческих. Ты, Господи, по множеству благости Твоея... Ты убо Господи Боже сил, не положил еси покаяние праведным Аврааму, и Исааку, и Иакову, не согрешившым Тебе, но положил еси покаяние мне грешному: зане согреших паче числа песка морскаго: умножишася беззакония моя, Господи... и несмь достоин воззрети и видети высоту небесную» (2Пар.36, Молитва Манассии), – и так далее. И таким образом сам страх и молитва отгонят от тебя бесстыдство.
Глава 9
Один брат боролся с суетным помыслом, внушавшим ему, будто бы преуспел он уже несколько в добродетелях. Но, желая победить помысел высокоумия, клал он руку свою под разожженную сковороду и говорил сам себе: «Вот горишь, не высокоумствуй больше. Ибо видим, что три отрока были среди горящего пламени и ни один из них не превознесся сердцем, но, с великим смиренномудрием воспевая среди печи, прославляли они Бога, говоря: «душею сокрушенною, и духом смиренным, да прияты будем» (Дан.3:39) пред Тобою. А ты, находясь в прохладе, высокоумствуешь». И тем побеждал он беса высокоумия.
Глава 10
Если найдется человек трудолюбивый и особенно подвизающийся в добродетелях, то никто не должен уничижать его, а, напротив того, таковых надобно принимать к себе, потому что и Богу они благоугодны, и обществу полезны. В этом пусть убедят нас два стана: стан еврейский и стан филистимлянский; Давид, единоборствовавший с Голиафом; также подвергшиеся кораблекрушению на море и спасшиеся ради обретавшегося с ними праведника, как написано: «не бойся, Павле, кесарю ти подобает предстати: и се, дарова тебе Бог вся плавающые с тобою» (Деян.27:24).
Глава 11
Брат, по принятия им монашеского образа, боролся с мыслью выйти из общежития. И помыслы представляли ему такой пример: «Посмотри, – говорили они, – на эту зелень в саду; если ухаживающий за этими грядами не повыдергает растений и не пересадит на другое место, то не пойдут они в рост». На это брат отвечал помыслу так: «Ужели же садовник до конца повыдергает все посеянное на этих грядах? Не оставит ли на гряде, что может она пропитать? Притом выдернутое не так надежно, как оставшееся на месте. Потому и ты будь в числе невыдергиваемых». И тем, при содействии благодати, преодолел он помысел.
Глава 12
Если ты, возлюбленный, пожелал быть на безмолвии в общежитии, то смотри, чтобы помысел не стал внушать тебе обманчивой мысли, которая огорчит тебя, когда раздумаешься и скажешь: «Живу я здесь за большую цену, а пища у меня ничего не стоящая». Поэтому не разоряй дела Божия ради снедей. Ибо если питаешь в себе подобные мысли, то не по любви ходишь. Но послушаем лучше спасительного гласа, который говорит: «Кто убо есть верный раб и мудрый, егоже поставит господин его над домом своим, еже даяти им пищу во время? Блажен раб той, егоже, пришед господин его, обрящет тако творяща. Аминь глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его. Аще ли же речет злый раб той в сердцы своем: коснит господин мой прийти. И начнет бити клевреты своя, ясти же и пити с пияницами: приидет господин раба того в день, в оньже не чает, и в час, в оньже не весть. И растешет его полма и часть его с неверными положит: ту будет плач и скрежет зубом» (Мф.24:45–51). Итак, предоставим себя Господу и не будем судить подобного нам раба, которого общий наш Владыка поставил править домом. Ибо все мы Ему дадим отчет, и Он воздаст каждому по делам его.
Глава 13
Один брат говорит: «Помолюсь я Богу, чтобы дал благодать рукоделию моему, и чтобы от него питалось все общежитие или целый монастырь. Не будет ли мне оттого радости?»
Глава 14
Слышал ты, домоправитель, что говорит апостол: «начальствуяй, со тщанием» (Рим.12:8). «Никтоже о юности твоей да нерадит» (1Тим.4:12). Итак, смотри, не пристрастно пользуйся заповедью, ибо в другом месте апостол говорит: «Ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду: и явльшуся Пастыреначальнику, приимите неувядаемый славы венец» (1Пет.5:3–4). И еще говорит: «Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу» (1Кор.11:1). Ибо гордыня чужда для верных, по слову сказавшего: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак.4:6).
Глава 15
Если дух уныния беспокоит тебя, возлюбленный, то не увлекайся помыслом уныния, но пребывай на том месте, на котором поставил тебя Бог, рассуждая в себе, какую любовь имел ты к Богу, когда вначале пришел к монастырским дверям. Ту же любовь будем иметь и до конца, чтобы на нас не исполнилось сказанное: «И яде Иаков и насытися, и отвержен возлюбленный: уты, утолсте, расшире: и остави Бога сотворшаго его, и отступи от Бога Спаса своего» (Втор.32:15). Итак, потерпи пока Господа, как борец, который терпением побеждает наносящего ему удары. Ибо «претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф.10:22).
Глава 16
Был один брат, вступивший под начало в общежитие. Он постоянно молчал, сам себя лишая свободы говорить. Другие новоначальные говорили о нем: «Не из благоговения молчит он, а потому что не умеет говорить». Другие же говорили: «Нет, не потому, ибо в нем бес». Брат, слыша сие, не отвечал им, но в сердце своем воздавал славу Господу.
Глава 17
Один брат сказал: «Просил я себе у Господа такой помысел смиренномудрия, чтобы, когда брат мой прикажет мне сделать что-нибудь, говорил я помыслу: «Это господин твой, слушай его», – а если прикажет другой брат, опять говорил: «Это брат господина твоего». Если прикажет ребенок, и тогда говорил: «Слушай сына господина своего». И таким образом, противясь чуждым помыслам, при содействии благодати безмятежно делал он дело свое.
Глава 18
Однажды, когда братья ночью занимались поделием, один из них, почувствовав лихорадочный озноб, возвратился в келью свою; другой же брат стал роптать на него. Поэтому послали брата к нему позвать его. Посланный брат пошел и находит, что тот сильно страждет, и говорит ему: «Братия спрашивают, здоров ли ты? О деле же своем не беспокойся, мы за тебя потрудимся». Тот отвечал: «Да воспомянет любовь ваша, что и мне хотелось потрудиться с вами, но препятствует немощь моя». И брат, воротившись к пославшим его, сказал им: «Сильно изнемогает брат, но сказал мне: «Хотелось и мне потрудиться с вами"».
Глава 19
Один брат вступил под начало в общежитие, но по причине же трудности борим был помыслами. Он отвечал им, говоря: «Негодный брат, ты продан уже, и что еще можешь сделать?» – И Господь даровал ему утешение.
Глава 20
Однажды, когда братья вкушали пищу, некий монах встал, чтобы подать кубок. Один из старцев, приняв его, нашел, что растворенное вино очень горячо. Старец сказал: «Ты обжег меня, чадо». Потому брат, как скоро пришел к себе в келью, начал бить себя, говоря: «Если бы ты был рабом у человека жестокого и сделал это, не в то же ли бы время посыпались удары на плоть твою? Потому не будь нерадив о себе».
Глава 21
Блажен монах, который соблюдает заповеди Господни и имеет попечение о трех вещах: об упражнении в молитве, о рукоделии и размышлении. Ибо написано: «Упразднится и разумейте, яко Аз есмь Бог» (Пс.45:11). И еще: «Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея» (Пс.87:16). И еще: «и в законе Его поучится день и нощь» (Пс.1:2).
Глава 22
Если увидишь брата, небрегущего о своем спасении, не соблазняйся нерадением брата и не подражай его лености, блюди же себя чистым. Если не будем друг друга тяготы носить (Гал.6:2), то как обретем благодать пред Господом? О том позаботимся, «еже не полагати претыкания брату или соблазна» (Рим.14:13). Кто ни в чем не соблазнил брата, «сей велий наречется в Царствии Небеснем» (Мф.5:19).
Глава 23
В каком месте ни пребываешь, не будь нерадив о своем спасении, ибо в законе Моисеевом написано: «Аще же продастся тебе брат твой Евреанин, или Евреаныня, да поработает тебе шесть лет, и в седмое да отпустиши его свободна от себе. ... Аще же речет к тебе: не отыду от Тебе, яко возлюбих тя, и дом твой, яко добро ему есть у тебе: да возмеши шило, и провертиши ему ухо... и будет ти раб во веки: и рабе твоей сотвориши такожде» (Втор.15:12, 16–17). Монах, отрекся ты от мира, отпущен на свободу, освободил тебя Христос, но после этого не люби рабства суетному миру, да не будут «последняя... горша первых» (Мф.12:45). Напротив того, поработаем освободившему нас Христу. Ему слава во веки веков! Аминь.
Глава 24
Если пребываешь, возлюбленный, на месте именитом, то смотри, не будь побежден высокоумием, не уничижай в мысли (других) братьев, будто бы принадлежат они к жалкому обществу. Один Господь знает сокровенное сердца. Смотри, чтобы не оказалось, что превозносишься ты листьями, тогда как у них есть и плоды. Но лучше, сколько можешь, столько смиряй себя, и обретешь благодать пред Господом: «Яко велия сила Господня, и смиренными славится» (Сир.3:20).
Глава 25
Если ты, возлюбленный, пребываешь на послушании у отца духовного, не полагай сам себе устава, говоря: «Не можно сделать того или этого». Ибо если не станешь делать, а потом по принуждению сделаешь, то не избегнешь обвинения в преслушании. Потому надобно предоставить себя Божию управлению, ибо не одни и те же помыслы бывают в душе. Но если приказанное не по силам нам, то воспротивимся приказанию игумена не с гневом, но просительно, умоляя жалобным голосом, представим настоятелю, что дело не по нашим силам. «До крове стаете, противу греха» (Евр.12:4).
Глава 26
Настоятели должны иметь в виду силы каждого из подчиненных, помня Господа, Который говорит: «иже убо плод приносит, и творит ово сто, ово же шестьдесят, ово тридесять» (Мф.13:23), – чтобы каждый в своем чине благоугождал Господу.
Глава 27
Если ты, брат, выйдя из общежития, будешь жить наедине, а по прошествии довольного времени возвратишься туда, откуда вышел, то смири помысел, как бы теперь начав монашество, и будешь иметь покой. Не делай так, чтобы день хранить благоговение, а через день не иметь благоговения, но во всякое время да будет с тобой смирение и обретешь упокоение.
Глава 28
У братии бывает подчас нечто подобное этому. Если брат преуспевает в благоговении, то враг другого нерадивого брата вооружает смущать его и вместе делает, что и сам безмолвствующий отвечает тому брату на безумие его. При таком же порядке дел кто-нибудь другой возвысит голос и скажет: «Вот вам и благоговение!» – А когда пройдет огорчение, сам благоговейный начнет уязвляться противными помыслами и говорить сам себе: «Погубил ты свое благоговение; вот как неприлично вел себя пред братией. И теперь что сделаешь после этого равнодушия?» – Смотри, чтобы не подавило оно тебя, как немощного и униженного, ибо написано: «и со строптивым развратишися» (Пс.17:27). И еще: «и не подстелися мужу бую» (Сир.4:31), – чтобы не увлечься вместе с ним в беззаконие. Так не должно развращаться с строптивым и кидаться под ноги греху, ибо написано: «аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех, раб есть греха» (Ин.8:34). Но велено также подставлять ланиту ударившему, потому и апостол заповедует, говоря: «Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое» (Рим.12:21). И Господь дал заповедь, сказав: «аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую» (Мф.5:39). Если брат в этих помыслах не противостанет врагам, не оставят они его в добродетельной жизни, но вскоре сделают сварливым, драчливым, раздражительным и гневным, человеком грубого нрава, не только не назидающим себя, но и развращающим души других. А если, раскаявшись, снова примется за честную жизнь, то будет умнее в борьбе – как изведавший вред на опыте.
Глава 29
Два брата во время бдения дергали нитки из лоскута холстины, и у одного нитка постоянно рвалась; другого дергающего начали смущать помыслы на брата его. Но он, желая победить в себе раздражительность, чтобы не опечалить брата своего, когда рвался уток брата, и сам обрывал свою нить. И обоим нечего было взыскивать друг с друга, и тот брат не узнал, как поступал (искушался) другой брат.
Глава 30
Брат во время бдения читал и, желая кончить главу, замешкался несколько. Другой монах начал роптать на него, говоря: «Слышал, что сказано: вставай, – а не встает». Другой же брат сказал ему: «Если б у нас был ужин, и игумен предложил нам выпить лишнюю чашу, не стало ли бы это нам приятно?» – Брат, выслушав это, поклонился ему, говоря: «Прости меня».
Глава 31
Один брат говорил другому брату: «Почему так скоро берешь у нас блюдо и не даешь нам доесть?» – Брат отвечал ему: «Я слуга, и что мне приказывают старшие меня, то и делаю». Услышав это, брат сказал: «Прости меня».
Глава 32
Думаю, что полезно для братии, чтобы настоятель принял на себя заботы подчиненного, и сделал брата беспечальным и неразвлекаемым во всех отношениях, особливо же от приходящих мирян, чтобы помысел брата занят был одной молитвой, чтобы он как подстриженная пальма тщательно востекал на высоту добродетелей. Ибо «тлят», говорит апостол, «обычаи благи беседы злы» (1Кор.15:33). Велико крушение душ, где не имеют силы правила и распоряжения настоятеля.
Глава 33
Если к тебе, монах, придет другой монах или мирянин, то не старайся угощать его сверх сил своих, чтобы после удалении брата не жалеть тебе своего добра, для него издержанного, но предложи ему, что Господь тебе пошлет. Лучше предложить зелия с любовью, нежели тысячи яств с сердечной тугой: «доброхотна бо дателя любит Бог» (2Кор.9:7). Говорю же это, брат, не с намерением пресечь у вас страннолюбие, но чтобы приношение ваше было благоприятно, по словам сказавшего: «Страннолюбцы друг другу, без роптаний» (1Пет.4:9). А о страннолюбии нет нужды и писать вам, ибо знаете, что страннолюбие выше многих добродетелей. По страннолюбию и патриарх Авраам угощал Ангелов; по страннолюбию и праведный Лот не погиб при истреблении Содома. Подобно и Раав, известная под именем блудницы, не погибла с неверующими, по страннолюбию приняв с миром соглядатаев (посланников). Спаситель говорит: «странен бех, и введосте Мене» (Мф.25: 35). «Блажени милостивии: яко тии помилованы будут» (Мф.5:7).
Глава 34
Если к тебе, возлюбленный, придет брат и станете вы оба вместе совершать обычное правило службы, и попросишь брата сказать нечто от сердца своего, а он откажется раз, два и даже три, то не принуждай его, ибо многие не умеют проповедовать добродетели словом, но проповедуют истину делом. И этим возвеселишь сердце брата; любопрительность же (спорливость) не располагает к добродетели, а скорее доводит до раздражения.
Глава 35
Если посещаешь больного, то смотри, чтобы враг не внушал вам мысли заняться празднословием или пересудами, и тем не лишил тебя награды; ибо у диавола в обычае это: одному вредить слухом, другому – языком. Напротив того, надобно утешать болящего Божественным Писанием и страданиями Спасителя. Ему слава во веки! Аминь.
Глава 36
Если, возлюбленный, к брату твоему придет странник, то помоги брату по мере сил своих, чтобы и тебе стать соучастником в страннолюбии; и Господь благоустроит пути твои.
Глава 37
Если вышел ты, возлюбленный, вместе с братьями твоими на поделие, то по мере сил, дарованных тебе Господом, помогай более немощному, зная, что получишь от Господа награду за труд и за сострадание. Если же ты худосилен и немощен, то не пускайся много говорить, приказывать и вольничать, но лучше молчи и безмолвствуй, и Господь, видя твое смирение, убедит сердца братии твоей не налагать на тебя бремени.
Глава 38
Безмолвствующие в единении называют блаженными пребывающих в общежитии, потому что ведут жизнь неразвлеченную. А если нет любви у братии, то общежительные, особенно же живущие нерадиво и предающиеся унынию, называют блаженными отшельников. Но у кого рассудок совершенен, тот легко избегает сетей врага.
Глава 39
Страсть сребролюбия самая тяжкая, потому что она есть «корень бо всем злым» (1Тим.6:10). Угодно ли знать, чем искореняется страсть сребролюбия? – Тем, чтобы всем сердцем и всей душой возыметь упование на Бога.
Глава 40
Если ты, брат, проворен в рукоделии своем, так что бывает у тебя сработано много и что-нибудь важное и дорогое, то не превозносись этим и не унижай других братии, которые немощнее тебя, ибо ты не совершил еще этим своей добродетели. Лучше чти и бойся Господа, чтобы даровал тебе силу до конца, потому что суетны те, которые надеются на собственную свою силу: «Хваляйся же, о Господе да хвалится» (2Кор.10:17).
Глава 41
Не должно завидовать преспеянию брата, потому что (все) мы – члены тела Христова.
Глава 42
Если тебе, монах, игумен твой, или кто раздает вам работы, сделает замечание касательно доброты сработанного, то без огорчения прими обличение. Но тем паче будем добротолюбивыми по доброй совести, чтобы и продающий, и покупающий – оба возблагодарили Господа. Скажем же и помыслу: «Ведь если пойдем покупать сосуд или одежду, то не заботимся ли о красоте покупки?» – Потому будем добротолюбивыми по совести.
Глава 43
А мы, возлюбленные, кому вверено домоправление, будем носить на себе немощи немощных. Ибо Спаситель сказал: «не требуют здравии врача, но болящии» (Мф.9:12).
Глава 44
Хотя бы настоятели наши к нам, возлюбленные, были и строптивы (чего да не будет!), однако же будем служить им по доброй совести, – как Господу, а не как человекам, зная, что от Бога получим награду.
Глава 45
Монаху должно быть благоразумным и чистым, чтобы распознавать замышленное против него противником; иное пропускать со смехом, иное же – со смирением, а иное низлагать хорошо приправленным словом.
Глава 46
Если враг возбуждает брата злословить тебя, возлюбленный, и называть злым или негоднейшим стариком, то великодушно перенеси оскорбление. А если ради мира укрепимся и помыслом, то наименование «злого» будем принимать за наименование доброго, и наименование «негоднейшего» – за именование прекрасным. «Ибо рабу же Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем» (2Тим.2:24).
Глава 47
Одному брату во время бдения помысел внушал такую мысль, говоря: «Сегодня дай себе отдых и не вставай на бдение». Но он отвечал помыслу: «Рассуди, что завтра не встанешь, поэтому должен встать сегодня». И за работой также внушал ему помысел: «Дай себе отдых сегодня, а завтра работай». Он же опять отвечал: «Нет, сегодня работай, а о завтрашнем дне попечется Господь».
Глава 48
Если ты, возлюбленный, приобретешь чью дружбу и удостоверишься, что этот человек истинно боится Господа, то, как говорит Господь: «От плод их познаете их» (Мф.7:16). Но и не подозревай его в чем-либо худом! Впрочем, хорошо быть трезвенным во всякое время. А если захочет кто иметь с тобой льстивую дружбу и вольность, неугодную Богу, то тщательно соблюдай себя от такого человека и вовсе не дозволяй себе с ним вольности, неугодной Богу. Если же начнет обнаруживать тайную свою страсть в улыбке или в усмешке, показывая притворное свое послушание, и вознамерится ввести тебя в обман, то не давай помыслу дойти до неразумия, но взгляни на него строгим оком, чтобы узнал он положенное в тебе доброе основание, а затем или переменил лукавую мысль, или удалился от тебя.
Глава 49
Если ты, возлюбленный, мужественно подвизаешься против покушающихся похитить труды делания твоего, то смотри, чтобы кто, ухитрившись, не подкрался снизу и не уронил тебя. Но приводи в порядок свой помысел и не просмотришь попутный тебе ветер, и снаряд будешь иметь в готовности, и спасешь корабль, введя в пристань жизни.
Глава 50
Кто, посадив у себя смоковное дерево, оставляет без присмотра плод его? Тем паче должно наблюдать за невинностью и целомудрием. Господь ненавидит общество людей сластолюбивых, потому и написано: «Страшно есть еже впасти в руце Бога живаго» (Евр.10:31). Или кто, укушенный раз аспидом, не бережется того (раза), чтобы не приблизиться к норе его? Если же после угрызения вложит руку в нору его, и другой раз будет угрызен, – кто тогда виновен в смерти? Ядовитое ли животное, или непоберегший себя человек? А ты выразумей сказанное.
Глава 51
Дух Святый открывает человеку, какой путь хорош, а какой нехорош. А также показывает ему, что уготовано на пути хорошем, и что скрыто на пути лукавом, чтобы человек, зная воздаяние за то и за другое, избежал вредного. А если, и узнав, не избежит, то какое оправдание будет иметь в день Суда? – Украшение одежд, блуждающее око, вытянутая шея, обнаженные плечи и ноги, от страстного движения открытые, – все это призывает смерть.
Глава 52
Блажен, кто позаботился о назидании и спасении других. Того не отлучат от Небесного Царства (вместе) с делающими соблазн, – но жилище его будет (вместе) с благоугодившими Владыке Христу. Ему слава во веки! Аминь.
Глава 53
Объяви родителям по плоти, чтобы не приходили к тебе часто. Ибо, говоря при тебе о делах своих, расслабят они помысел твой, а вместе научат тебя и невоздержанию. Довольно посещать им тебя однажды или два раза в год. А если совершенно пресечешь бесполезные свидания, то сделаешь еще лучше.
Глава 54
Многоядение и многопитие в настоящем только имеют приятность, а на следующий день оставляют в помысле неприятность и расслабление.
Глава 55
Если случится тебе впасть в болезнь, то не пиши часто к родителям по плоти, – не прибегай к мертвой помощи и к человеческому покровительству. Но лучше будем иметь долготерпение, ожидая милости от Бога, чтобы Он управил нас во всем, ибо бывает время, когда и плоть имеет нужду во вразумлении. Во всем же будем благоугождать Господу, «яко Той печется о вас» (1Пет.5:7).
Глава 56
Брат занемог однажды и, принуждая себя, работал; наедине же, в келье своей, умолял с плачем Господа даровать ему здравие. Потом опять говорил сам себе: «Горе мне, нерадивому! Душа моя ежечасно больна, и нет мне заботы о ней; а когда тело мое немного расстроено, со слезами прошу у Господа исцеления». И еще говорил: «Господи Иисусе Христе, исцели у меня душу и тело, чтобы не быть мне в тягость братии, потому что, Господи, не собственной своей силой питается человек. Если Ты, Владыка, не снабдишь нужным и достаточным, то человек – ничто. Впрочем, Владыка, и здравие даруй мне, непотребному рабу Твоему, потому только, что Ты – Бог кающихся, и на мне покажешь величие Твое». И, не выпуская из рук работы, получил он исцеление и сказал словами апостола: ""Егда немощствую, тогда силен семь» (2Кор.12:10), ибо на мне исполнилось сие действительно». Когда человек болен, тогда и душа его паче меры начинает искать Господа. Вот почему вразумление хорошо, если только вразумляемый благодарит; таковой скажет: «аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим» (Иов.2:10)? «Буди имя Господне благословенно во веки» (Иов.1:21)! Аминь.
Глава 57
Если, возлюбленный, живешь ты под правилом, то не поддавайся унынию и не проводи в праздности второй или третий день недели, иначе всю неделю будут беспокоить тебя помыслы, как и бывает с иными в общежитиях. Ибо это дух уныния внушает монаху мысль – ничего не делать во второй и третий день недели, а потом, в прочие дни недели, оставляет его под гнетом помыслов, пока не наступит время сдавать с рук работу. Ты же, возлюбленный, трезвись во всем, чтобы противнику не в чем было уловить тебя. Поэтому старайся дневную работу оканчивать в назначенный день; а ум, не связанный заботой и печалью, будет иметь свободное время для молитвы.
Глава 58
Когда кто, отрекшись от мира, вступит в братство и еще только начнет проходить послушание, враг влагает в него желание прежде времени принять монашеский образ, чтобы брат, не вынеся чрезмерности желания, бежал с поприща. И если он вытерпит послушание до монашеского образа, враг побуждает его выйти из общежития и безмолвствовать в уединении, влагая ему в ум что-нибудь подобное сему: «Выйди отсюда, живи в уединении и трудись понемногу, потому что ты немощен, не можешь перенести трудности этого дела». И если брат выйдет и не будет мужественно нести трудов подвижничества, то придет еще в большее изнеможение; а если постигнет его болезнь, еще более станет раскаиваться, что оставил свое место.
Глава 59
Иному брату искуситель придает готовность к подвижничеству, к принятию на себя строгого правила и к высокому житию. Через несколько же времени или через несколько лет искуситель начинает представлять ему продолжительность (подвига по) времени и говорит: «Трудно тебе пребывать до конца под сим строгим правилом, и тело твое может изнемочь совершенно». Но если душа брата жаждет спасения, не вверит он себя обманчивым помыслам, послушается же наставления и совета мужей опытных и боящихся Господа или запретит в себе восстанию помыслов. А кто не так тверд в добродетели, тот скрывает свою немощь и, вознамерившись только для единодушной братии проходить подвижничество, уходит с места, чтобы удовлетворять своему желанию, как ему угодно. Но таковые доводят себя до падения, потому что из человекоугодия упражняются в добродетели. Основание их положено не на камне, а на песке: как скоро пойдет дождь, потекут реки и подуют ветры, падают они от помыслов. Когда такие по видимости приобретают добродетель, то надмеваются великой гордостью; а когда падают, предаются бесполезному отчаянию, ибо написано: «еда падаяй не востанет», – «глаголет Господь» (Иер.8:4). И еще: «не хощу смерти грешника, но еже обратитися... и живу быти ему» (Иез.33:11). А кто живет по Богу, тот, хотя бы преуспел в великой добродетели, не надмевается, не превозносится, помышляя о величии Господа и о том, как Он смирил Себя: «послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп.2:8). Даже от страха таковой презирает себя самого, подобно тому, который говорит: «мню себе землю и пепел» (Иов.42:6). Добродетель же подобна царской багрянице, – в нее нельзя воткать что-либо чуждое. Вот почему вознамерившийся жить по Богу не падает самым тяжким падением. Если как человек и поколеблется, то Господь, зная непорочность сердца его, утвердит душу его вразумлением рабов Своих. А если кто вразумляемый противоречит, то подобен упрямому коню, который не боится узды, пока не сбросит с себя всадника. Ибо жестокосердый несчастно падает (Притч.28:14).
Глава 60
Кто не радеет о своем спасении и о делании в общежитии, тот бывает образцом лености для многих братий. А кто радеет о своем спасении, тот сподобится великой славы на небесах, потому что был образцом добродетельной жизни и в нерадивых братиях возбуждал усердие к преспеянию в добродетелях. Как сражающийся впереди в военном строю имеет большую пред всеми честь, так и от Бога будет почтен всякий, кто трезвится в деле Господнем.
Глава 61
Когда грешишь ты, монах, и делаешь, что не должно, тогда да не обольщает тебя помысел хвалиться и говорить: «Сколько бы худого ни сделал монах, все лучше он человека мирского». Написано: «Не хваляй бо себе сей искусен, но егоже Бог восхваляет» (2Кор.10:18). А ты прежде испытай дела свои: действительно ли проводил жизнь в послушании, как возвышаешь себя, препобедил ли вожделение, возлюбил ли нищету, возненавидел ли пересуды, отложил ли любовь к тщеславию, возненавидел ли грех, возгнушался ли сластолюбием, точно ли никому не делал зла, одолел ли страсти, оскорбляемый ли не гневался и, слыша себе похвалы, не превозносился ли, возлюбил ли Господа всей силой и ближнего, как себя самого? Если же не соблюли мы сего, то для чего велеречим (тщеславимся) о себе? Об этом должно плакать пред благостью Его, чтобы исцелил нас от жестокосердия и соделал достойными проводить возвышенное житие.
Глава 62
Горе тому монаху, который, погубив благоговение, мужается в вине (Сир.31:29)! Если не будет он трезвиться, то при конце своем должен горько мучиться. А кто блюдет пути свои о Господе, тот наследует вечную славу.
Глава 63
На новооглашенных не должно налагать (тяжкого) правила, чтобы они не переходили от одного старшего к другому, даже когда разлучение их признается справедливым, – ибо много козней диавольских.
Глава 64
Детям не должно давать свободы вольно обходиться с братией, но лучше содержать их в безмолвии и подчинении о Господе.
Глава 65
Никто из высших да не соблазняет низших и да не служит для них примером худого обращения, потому что написано: «Горе напаяющему подруга своего развращением мутным» (Авв.2:15). Но лучше да будут они образцами для верных.
Глава 66
Желающие спастись должны обращать внимание не на падение других, но на себя самих, ибо написано: «Темже и тщимся, аще входяще, аще отходяще, благоугодни Ему быти. Всем бо явитися нам подобает пред судилищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» (2Кор.5:9–10).
Глава 67
Если не подчиняется кто старшему, как должно, то старший да понесет на себе немощь новоначального, чтобы чрез этот труд соблюсти труды прошедшего времени, как говорит апостол: «Должны есмы мы силнии немощи немощных носити, и не себе угождати. Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию» (Рим.15:1–2).
Глава 68
Монах не останется долго на одном месте и не найдет себе успокоения, если не возлюбит прежде молчания и воздержания. Ибо молчание учит безмолвию и постоянной молитве, а воздержание делает помысел неразвлекаемым. Наконец, приобретшего сие ожидает мирное состояние.
Глава 69
Во время искушения выказывается достоинство верного. Но не малодушествовать должно во время искушения, а трезвиться в молитвах и добрых делах. Плывущие по морю, когда поднимается сильная буря, трезвятся, бодрствуют по-особому и призывают Господа, как написано у пророка Ионы: «и корабль бедствоваше, еже сокрушитися. И убояшася корабелницы, и возопиша кийждо к Богу своему: и изметание сотвориша сосудов, иже в корабли, в море» (Иона.1:4–5). Это пример отречения от земного. Должно пренебрегать всем мирским, стремиться же к одной вечной жизни. И когда постигло нас несчастье, не будем в себе отчаиваться, ибо видим, что пророк во чреве китовом не утратил надежды о своем спасении, но молился и говорил: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя: из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой. Отвергл мя еси во глубины сердца морскаго» (Иона.2:3–4). Господь не презирает призывающих Его в истине. Поэтому и мы, когда постигнет скорбь, прибегнем ко Господу, подобно сказавшему: «Господи, в скорби помянухом Тя» (Ис.26:16). Море не всегда спокойно, и невозможно без искушения переплыть настоящую жизнь. А если за веру в Господа будем держаться, как за кормило, то введет нас в пристань жизни, и, сложив с себя труды, облечемся в жизнь и нетление.
Глава 70
Если дух уныния будет тревожить тебя, возлюбленный, то не падай, но помолись Господу, и даст тебе долготерпение, а после молитвы сядь и собери свои помыслы, и утешай душу свою, подобно говорившему: «Вскую прискорбна еси, душе моя? И Вскую смущавши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой» (Пс.41:6), – и скажи: «Почему не радеешь, душа моя? Не всегда должно нам жить в этом мире». Послушай того, кто говорит: «пресельник аз есм» на земле, «и пришлец, якоже вси отцы мои» (Пс.38:13). Представь в мысли живших прежде тебя в монастыре, в котором ты теперь живешь, рассмотри и узнай, – как они перешли из сего века? Так и нам, когда угодно будет это Богу, должно переселиться. Жизнь праведных начинается по кончине их. Почему и пророк, вожделея будущей жизни, говорит: «имже образом желает елень на источники водныя: сице желает душа моя к Тебе, Боже, когда прииду и явлюся лицу Божию» (Пс.41:2–3). Святые настоящую жизнь почитали темницей. Потому и в другом месте говорится: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром» (Лк.2:29). Так и апостол имел желание разрешиться, «и со Христом быти» (Флп.1:23).
Глава 71
Два старца имели неудовольствие друг на друга. Одному из них случилось занемочь. Некто из братии пришел посетить старца, и тот стал просить брата, говоря: «С таким-то старцем я в ссоре и желал бы, чтобы уговорил ты его, и мы бы примирились. И сам я рад бы для кого-нибудь сделать доброе дело». Брат отвечал: «По приказу твоему, авва, поговорю ему». Но, вышедши, брат стал рассуждать сам с собой: «Может быть, старец не примет моих слов, может быть, выйдет еще огорчение». По смотрению же Божию один из братии приносит пять смокв и небольшое число тутовых ягод. Брат, выбрав одну смокву и несколько ягод, отнес к тому старцу в келью его и сказал: «Кто-то принес это к старцу, а он говорит мне: «Возьми и отдай такому-то». Старец, услышав это, пришел в удивление и сказал: «Это он прислал мне?» – Брат отвечает: «Да, авва». И старец взял принесенное, сказав: «С добрым делом пришел ты». Брат, расставшись с старцем, пошел в свою келью и, взяв две смоквы и несколько тутовых ягод, понес к другому старцу, и, поклонившись, сказал: «Возьми это, авва, прислал тебе такой-то старец». И так тремя смоквами и несколькими тутовыми ягодами довел их до примирения. А старцы не знали, что это сделал брат. Один из них сказал: «Примиримся ли мы теперь?» – «Да, авва, твоими молитвами», – отвечал брат. Старец сказал: «Слава Богу!» – И старцы помирились при благодати Божией.
Глава 72
В одном общежитии настояла нужда приставить брата для смотрения в дом, и игумен выбрал брата, какого хотелось ему. Этот брат, намереваясь оставить келью свою, отдал рухлядь свою на руки другому брату, сказав: «Если случится отойти мне от должности, возвратишь мне это». И он обещался отдать. Немного прошло времени, и брат оставил должность смотрителя в доме, сказав: «Буду лучше на покое в безмолвии своей кельи». И сказал тому брату: «Возврати мне, что отдал я тебе на руки», – но ему не хотелось возвратить. И брат, видя, что он раздражается, не имея желания отдать, замолчал. Потом другой брат стал умолять его, говоря: «Сделай милость, если брат отдал что тебе на руки, то не лишай его собственности, чтобы по суду не изринули тебя вон». Но и этому сказал он: «У меня ничего нет из принадлежащего ему». И дней через пять или через десять брат, взявший себе рухлядь, одолеваемый помыслами, с великой скорбью вышел из общежития. Игумен убеждал его не выходить, но он оскорбил его и удалился. Потом смотритель дома с дозволения игумена, отворив его келью, найденную там рухлядь разделил по братии. Через несколько дней тот брат, раскаявшись, возвратился в свое место и нашел, что келья его растворена, а рухлядь отдана разным братьям; он весьма опечалился и не замедлил вознаградить то, что сделал брату (ибо замедлил сам сделать это).
Глава 73
Один брат спросил другого брата, говоря: «Авва приказал мне идти в хлебню, печь хлебы для братии, а работники там люди мирские, говорят, о чем не должно, и не будет мне пользы слушать это. Потому что я должен делать?» – Брат отвечал так: «Не случалось ли тебе видеть детей, когда они во множестве учатся грамоте, и каждый из них занимается своим уроком, а не уроком другого, зная, что учителю своему будут они сказывать свой урок, а не чужой? А если станут преодолевать тебя страсти, то слушай того, кто говорит: «Вся же искушающе, добрая держите» (1Фес.5:20)».
Глава 74
Кто многоречив в кругу братии, тот множит ссоры и увеличивает ненависть к себе. А кто бережлив на слова, тот будет любим. Великий же свет в душе – «страх Господень», который изгоняет из нее тьму и делает ее чистой.
Глава 75
После молитвы, братия, начнем радеть о доброте рукоделия, потому что будет нам награда, если сделаем дело без обмана. Кто не радеет о деле, по пронырству или по самолюбию, или по сребролюбию, – тому будет сказано написанное: «по делом руку их даждь им» (Пс.27:4). А кто работает по чистой совести, желая угодить Богу, а не людям, тот сподобится услышать оный благословенный глас: «добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего» (Мф.25:21). Ему слава во веки! Аминь.
Глава 76
Если, отрекшись от мира, оставишь ты землю свою и родство свое, и упокоит тебя Господь Бог твой, и будешь где безмолвствовать в последующее время, то не имей желания перенести с собой в то место имя свое, хотя бы ты в земле своей был князем и человеком очень великим. Но скажи помыслу своему, как сказал пророк: «нищ есмь и убог» (Пс.39:18), – чтобы Бог помог тебе и возвысил тебя.
Глава 77
Вопрос: Отчего брат, сидя в келье своей, впадает в нерадение?
Ответ: Пока душа мечтает о земном, различные пожелания мира сего и суетные удовольствия, представляющиеся душе в помыслах, расслабляют силы ее. А потому брат, сидя в келье, впадает в нерадение. Если же возненавидит он мир сей и прелесть его, и от всего сердца и от всей души представит себя в рабы Господу, то нерадение не возьмет над ним власти, и впоследствии свободно будет он делать дело свое. Правда, предложит ему (враг) брань с помыслом тщеславия; но и такой помысел отгонит от себя раб Господень, принимая в рассуждение и свою естественную слабость, и то, чей у него дар, согласно со сказавшим: «Что же имаши, егоже неси приял? Аще же приял еси, что хвалишися, яко не прием» (1Кор.4:7). У него брань также с немощью плоти; но раб Господень не придет в страх и не отлучит себя от любви Божией, по слову сказавшего: «Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч: якоже есть писано: Яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день: вменихомся яко овцы заколения. Но во всех сих препобеждаем за Возлюблшаго ны. Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим.8:35–39). За всеми же страстями следует дух блуда. Бегай срамных слов – и избежишь нечистых помыслов.
Глава 78
Если настоятели наши прикажут нам идти вместе с братией нашей на поделие, то с готовностью поспешим, не препираясь с ленивыми. А кто в силах и не трудится вместе с братией, тот во многих отношениях вредит самому себе. Во-первых, лишает себя награды, а во-вторых, – подает повод к ропоту и пересудам как сделавший дело самолюбия. Прилежный же не должен смотреть на ленивых братий. Во время жатвы никто никогда не скажет: «Поскольку ближний не собирает себе пшеницы, то и я собирать себе не буду». Напротив того, каждый, как скоро есть у него время, собирает пищу себе и скотам своим, чтобы после прожить без нужды. И если такое старание о плотском, кольми паче стараться должно о духовном!
Глава 79
Прекрасно старцам превосходить других честью, хорошо оказывать сострадание к немощным. Мудрые же старцы – для братии тук (лучшее), умащающий и укрепляющий душу.
Глава 80
Начало гордыни – не разделять трудов с братией по мере сил. Когда же сходимся на работу, тогда не будем много говорить, но приложим все рачение о том, для чего пришли.
Глава 81
Бесстрашие рождает гордыню, а гордыня – матерь непокорности. Смиренномудие и кротость обладающего ими пригвождают к страху Божию как столп, утвержденный в храме Господнем.
Глава 82
Вредно монаху разделять общество с женщиной. А к девственнице и вовсе не приближайся, ежели только есть еще в тебе мысль о плотском. Монах, который вместе с женщинами проводит время за вином, ничем не разнится от кидающегося в огонь. Бегай встречи с ними, как серна бежит от тенет.
Глава 83
Трезвись, с юности своей, брат, чтобы не раскаиваться при конце своем. Да не поревнует сердце твое мужам грешным, ибо написано: «Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящим беззаконие. Зане яко трава скоро изсушут, яко зелие злака скоро отпадут. Уповай на Господа и твори благостыню» (Пс.36:1–3).
Глава 84
Если брат твой, возлюбленный, ведет себя худо, вразуми его, говоря: «Перестань, брат. Нехорошо для тебя такое поведение». Представь ему в пример одного из падших, не в таком однако же виде, будто разглашаешь о падении падшего, но с целью оказать пользу вразумляемому брату, чтобы он, взирая на последующую опасность, избежал падения. Приведи ему на память и благоугодивших Господу, и объясни, какое воздаяние ожидает тех и других. И «аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего» (Мф.18:15). Если же останется при том же образе мыслей, и вразумляемый другими не послушается, продолжая вести себя небрежно, то сам его остерегайся, молясь о нем Господу, по слову сказавшего: «Аще кто не послушает словесе нашего, посланием сего назнаменуйте: и не примешайтеся ему, да посрамится: и не аки врага имейте его, но наказуйте якоже брата» (2Фес.3:14–15).
Глава 85
Кто, увидев когда-нибудь, что другой пошел по стезе и впал на ней (идя по) в смерть, не побежит прочь от этой стези, чтобы не подвергнуться тому же падению?!
Глава 86
Не прельщайся, брат, пресыщением чрева и не упивайся «вином, в нем же есть блуд» (Еф.5:18). Ни в чем нет тебе пользы, кроме одного – исполнять волю Господню.
Глава 87
Охраняй, брат, непорочность тела своего. Если сохранишь его в любви Христовой, то удобно возможешь преуспевать во всякой добродетели. Обитающий в тебе Дух Святый возрадуется о тебе, что храм Божий наполняешь благоуханием невинности и правого изволения, и укрепит тебя на всякое дело благое. А для преуспеяния в добродетелях и в божественной невинности имеешь следующие три пособия: воздержание чрева, и языка, и обуздание ока. Если сохранишь первые, но глаза не сохранишь от скитания, то не приобретешь прочной невинности. Как разломанный водопровод не удерживает в себе воды, так рассеянное око не удержит целомудренного ума. Когда же родится в тебе пожелание снеди, скажи помыслу: «Рассуди, что если бы вчера насладился бы этой снедью, то ныне не встал бы постником?» – А если внушает тебе спросить о чем-либо бесполезном, то скажи помыслу: «Думай, что ты уже спросил, и тебе ответил ближний, и молчи». Если же внушает тебе рассеянность, то скажи помыслу: «Для того ты здесь, чтобы не назирать «чуждыя доброты» (красоту) (Сир.9:8). Будь внимательнее к себе и не предавайся нерадению, чтобы ум твой был пригвожден к страху Божию, по слову сказавшего: «Пригвозди страху Твоему плоти моя, от судеб бо Твоих убояхся» (Пс.118:120).
Глава 88
Думаю, что монаху, особенно молодому, неприлично выходить из кельи без нарамника (одна из одежд ветхозаветных первосвященников, имела вид наплечного покрывала – ред.) или другого покрывала, потому что без этого неблагообразен вид его. Ходить в одном левитоне или камзоле монаху срамно, ибо написано: «препояшися, и вступи в плесницы твоя... облецыся в ризу твою, и последствуй ми» (Деян.12:8).
Не должно монаху с особенной тщательностью мыть тело или ноги. Как сластолюбцы в изяществе тела и одежд ищут себе удовольствий, так подвижник благочестия в противоположном этому ополчается на сопротивников.
Глава 89
Ничего не должно делать напоказ людям, но во всем надобно поступать от чистого сердца, потому что Бог знает сокровенное и тайное, и от Него одного надеемся получить воздаяние.
Монаху не должно вести посторонних речей, особливо во время службы Божией, чтобы не положить препятствия (соблазна) другим.
Вот братия наши работают, а мы проводим время в праздности. Они, слушая Божественные Писания, упиваются, как жаждущая земля дождем, а мы, и внутри затвора находясь, скитаемся помыслом вне. Они трезвятся, а мы не радеем; они бодрствуют в молитвах, а мы связали себя сном и леностью; они получили венец, а мы остаемся в своей немощи; они благоугодили Господу, а мы угождаем миру. Надобно и нам отрезвиться, чтобы получить награду. «Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает: и толкущему отверзется» (Лк.11:10), потому что «благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс.144:9). Ему слава во веки! Аминь.
Глава 90
Чти Бога, возлюбленный, и храни заповеди Его, и вскоре, если не здесь, то там, позади себя увидишь унижающих тебя. Посему храни любовь, как зеницу ока; в ней – свет и жизнь. Храни ее, она – радость для всех приверженных к ней. Она – Божеское стяжание, она – Ангельское достоинство. Храни ее. Если возлюбишь ее, «обновится яко орля юность твоя» (Пс.102:5). Если соблюдешь ее, будет радованием твоим пред Богом и пред Ангелами. Если возлюбишь ее, благоуспеешь во всех делах своих. Если возлюбишь ее, вселится в тебя благодать Божия, и эта благодать будет источником врачевания людям, и благоухание ее возвеселит сердце твое. Она – стол всех добродетелей, в ней нет печали смертной, она учит правде и мужеству, терпению и миру, она – дом Божий. Храни ее. Сам же Господь даст нам ее и плоды ее. Ему слава во веки! Аминь.
Глава 91
Будем, возлюбленные, любить друг друга, и враг посрамится, ибо не перестает он возбуждать в нас ревность и зависть к рабам Божиим. Последующие же совету врага, увидев кого-либо из братии своей, от души служащего благоугодно Господу, не терпят его, но строят козни с намерением изгнать его, опасаясь, что, преуспев в истинном благоговении, сделается он сильнее их. И сей гонимый идет своим путем, будучи невинен в разлучении. Они же, став причиной того, будут не без вины. Так Иосиф был продан в рабы в Египет, но Бог, Которого имел он в душе своей, не оставил его непризренным (брошенным), но дал ему благодать и мудрость пред фараоном, царем египетским, и поставил его правителем Египта и всего дома фараонова, а отвергшие Иосифа пришли с дарами поклониться ему, – не только как брату, но как царю и господину всей земли египетской. Ибо написано: «Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей. Совет же Господень во век пребывает» (Пс.32: 10). И еще говорит: «Господь мне Помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек» (Пс.117:6).
Потому будем беречься, возлюбленные, чтобы не соблазнить единого от малых сих, ибо Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: «Иже аще соблазнит единого от малых сих, верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов оселский на выи его, и потонет в пучине морстей» (Мф.18:6. Лк.17:2). И еще: «Блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангелы их на небесех выну видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф.18:10). Посему будем любить друг друга, возлюбленные, чтобы Господь, видя веру и единомыслие, с какими пребываем в страхе Его, возвеселился о нас, по написанному: «возвеселится Господь о делех Своих» (Пс.103:31). Ему слава во веки! Аминь.
Глава 92
Трезвись, возлюбленный, и будь внимателен к себе, потому что много козней у врага. Если враг видит, что брат трезвится, или намерен трезвиться, то возбуждает против него другого нерадивого брата, отчего нередко и руки налагают они друг на друга. Потом, когда подружатся, злокозненный увеличивает взаимную их дружбу и вольность обращения, – не ради добродетели, но чтобы, возмутив их помыслы, примешать к ним сладострастие. И бывает великое зло, потому после, как подпадут осуждению, враг нередко возбуждает в них такую ненависть, что бросают они недавнюю свою бесполезную дружбу. А кто боится Бога, тот никогда не будет любить без мудрости свыше. Ибо написано: «А яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна» (Иак.3:17), – и так далее.
Глава 93
Если живешь с братией, то приучайся не приказывать, но быть лучше для них образцом в добрых делах и с послушанием выполнять, что сказано тебе другим. А если настоит нужда и тебе сказать слово, то будь как советник. Если же другой брат сделает возражение на сказанное тобой, то не смущайся мыслью, но откажись от своей воли ради любви и мира, ибо если с кротостью отразишь гнев раздражающего брата, то не устоит он против тебя. Поэтому возражающему тебе скажи так: «Как невежда сказал я это, благословенный, потому что так мне показалось; но ты прости меня, что сказал я это по незнанию; пусть будет, как сам ты говоришь». И производящий смятения диавол будет обращен этим вспять без успеха и с посрамлением. А упорство и настойчивость в своей воле возбуждают смятения и неукротимую раздражительность: «ярость в недре безумных почиет» (Еккл.7:10), «устремление бо ярости его падение ему» (Сир.1:22). И апостол повелевает, говоря: «Рабу же Господню не подобает сваритися» (2Тим.2:24).
Глава 94
Апостол говорит: «святость ваша, хранити себе самех от блуда» (1Фес.4:4). Но немала борьба между святыней и скверной. Содействующие нам в осквернении (бесы) внушают такую мысль и говорят: «Вот, никто тебя не видит; кого ты боишься?» – А содействующие нам в святыне возражают им: «Бог видит, и Ангелы Его с тобой, – как же говоришь: кто меня видит?» – Искуситель продолжает: «Пока никого здесь не видишь». Но содейственники святыни прерывают его: «Прекрасно сказал ты, что никого не видишь, ибо написано: «ослепи бо их злоба их, и не уведеша тайн Божиих» (Прем.2:21–22). Пророк вопиет и говорит: «Разумейте же безумнии в людех и буии никогда умудритеся. Насажден ухо, не слышишь ли? Или Создавый око, не сматряет ли» (Пс.93:8–9)? И в другом месте говорит: «Господи, искусил мя еси, и познал мя еси. Ты познал еси седание мое и востание мое. Ты разумел еси помышления моя издалеча: стезю мою и уже мое Ты еси изследовал, и вся пути моя провидел еси. Яко несть льсти в языце моем: се, Господи, Ты познал еси. Вся последняя и древняя. Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою. Удивися разум Твой от Мене, утвердися, не возмогу к нему. Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо», – «Ты тамо еси, аще сниду во ад» – «тамо еси. А ще возму крыле мои рано и вселюся в последних моря» – «и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя. И рех: еда тма поперет мя, и нощь просвещение в сладости моей? Яко тма не помрачится от Тебе, и нощь, яко день, просветится, яко тма ея, тако и свет ея» (Пс.138:1–12). И в другом месте говорит: «О Нем бо живем и движемся и есмы» (Деян.17:28). Как же говоришь, что никто тебя не видит? Господь сказал: «глаголю вам, яко, аще сии умолчат, камение возопиет» (Лк.19:40). Вот что вложи себе в помысел, и грех не будет более владычествовать над тобой, и печаль греховная не постигнет тебя, но придут к тебе радость и мир о Духе Святом. Ибо что такое грех? Темная и сумрачная печаль сретает (обнимает) делающих грех и, напав на них, сопровождает их. А святыне сопутствуют радость и мир. Вот почему, когда сидит кто в безмолвной келье, радуется он о Духе Святом, как младенец при сосцах своей матери. Потом нисходящая благодать делает опять, что он плачет и проливает слезы по причине возобновляющегося в нем памятования прежних грехов, – и это для того, чтобы не преткнулся он, занесшись высоко в избытке радости. Слезами просветляется душа по дару Господню, как в зеркале отражая в себе небесное. Велик дар – святыня в любви Божией, как говорит Господь: «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф.5:8). Но сам Господь, Который восставляет сокрушенных и спасает отверженных, и застаревшие во грехах члены обновляет покаянием, – да сохранит у нас непорочными и тело, и душу, и дух. Ему слава во веки! Аминь.
Глава 95
Если монах будет безмолвствовать в келье своей, то избавится он от многих тревог. Кто младенчествует умом, тот, если сблизится с многолюдством, не получит пользы; а кто имеет совершенный рассудок, тот извлекает из сего пользу. Но безмолвствовать гораздо лучше. Например, возлюбленный, брат идет в город, ему встретится шумная толпа народа, – кто смеется, кто плачет, кто произносит страшные клятвы, кто злословит; и брат, видя все, если немощен помыслом, останавливается вдруг мыслью на сказанном фарисеем и говорит: «хвалу тебе воздаю, Господи, яко несмь, якоже прочие человецы» (Лк.18:11); а нередко оставляет сие зрелище и со страстными движениями в сердце. Потому немощным всего более прилично безмолвие. А кто с совершенным рассудком, тот, видя описанное мной, приходит в изумление при мысли о долготерпении Божием и говорит сам в себе: «Видишь, каково долготерпение у Бога! Когда хулим Его, долготерпеливо переносит и не гневается; когда пренебрегаем, терпит и не помнит зла; богато подает нам все, что служит к наслаждению, вразумляя и милуя нас, и всех желая привести к покаянию по великой своей благости. Что же делать мне, грешнику? Будучи землей и пеплом, не хочу стерпеть оскорбления, ни даже одного слова снести от брата. Если не оказывают мне чести, – гневаюсь; если умоляют меня, – превозношусь. Увы, увы мне, грешнику!» – И, сокрушаясь так, брат идет прочь, прославляя Бога и говоря: «Слава Тебе, Боже! И еще повторяю: Слава Тебе, Боже, единый и человеколюбивый!»
Глава 96
Если когда нечистые помыслы тревожат ум твой, возлюбленный, то не отчаивайся, но проводи себе на память Божии щедроты. Кому доверен корабль, того владелец корабля никогда не упрекнет так: «Для чего ты дал волнам бить мой корабль?» – Но скажет разве: «Для чего не порадел о корабле и не противился волнам?» Почему же и ты не прибег к бывшей у тебя в виду пристани, то есть к щедротам Божиим? Когда враг возбуждает на нас восстание таких нечистых помыслов, которых и слух человеческий стерпеть не может, тогда, обратившись к нам, говорит следующее: «Погиб ты, никакой надежды нет у тебя ко спасению», – и тем хочет погрузить нас в отчаяние. Но ты не полагайся на слова его, чтобы не поразить души своей отчаянием. Напротив того, в какой мере враги обременяют душу отчаянием, в такой будем мы облегчать ее надеждой будущего, памятуя о щедротах Божиих, чтобы противники, еще более обременив душу, не потопили ее помыслами. И потому на слова их: «Погиб ты и не можешь уже спастись», – сами скажем им: «Имея милосердого и долготерпеливого Бога, не отчаиваемся в своем спасении. Ибо Повелевший не до седмь крат только, но до седмидесять крат седмерицею отпускать грехи ближнему (Мф.18:22), тем паче отпустит грехи ожидающим от Него спасения». Отраженные с этой стороны, враги нападают на нас с другой стороны, говоря: «Бог милосерд, долготерпелив и отпускает грехи. Почему же не насладиться вам лучше удовольствиями мира, чтобы потом покаяться?» – Но мы скажем им: «Что сделано нами, того не переделать. А теперь, как свидетельствует Писание, «последняя година есть» (1Ин.2:18). На какой же час, или на какое время понадеявшись, вознерадим, пренебрежем своим спасением и станем делать лукавое вопреки Господу Богу нашему?»
Будь подобен человеку, который сидит под деревом, и когда собираются к нему дикие звери, не делают ему вреда. Под деревом разумей страх Божий; и благодать тебе будет содействовать во всем, куда ни пойдешь, и низложишь ты врагов своих под ноги свои.
Глава 97
Так должны вести себя верные в настоящей жизни. Если случится у нас радость: или по причине успеха, или по причине дарований, – будем предполагать, что недалеко от нас печаль. А если пришла на нас печаль, будем ожидать приближения к себе радости. Возьмем в пример плывущих по морю. Когда поднимается на них ветер и сильная буря, не теряют они надежды на свое спасение, но противятся волнам, ожидая тихой погоды; а когда настанет тишина, ждут бури, а потому всегда бдительны, чтобы восставший внезапно ветер не застал их неготовыми и не опрокинул в море. Так и нам должно иметь в виду то и другое. Если придет ожидаемое, то не будет новостью для встречающего, ибо не окажется он неготовым. Потому, когда приключаются с нами скорбь и теснота, будем ожидать себе облегчения и помощи от Бога, чтобы при продолжительной скорби нам не причинила смерти мысль, что нет уже у нас и надежды ко спасению. А подобным образом, когда у нас радость, будем ждать скорби, чтобы при избытке радости не забыть о слезах.
Глава 98
Если из сострадания идешь просить о брате, то, не сходясь еще с тем, кого намерен ты просить, скажи своему помыслу: «Если не послушают тебя, то не гневайся и не смущайся», – чтобы беспокойство твое не обратилось во вред и не обвинил ты в этом брата. Если же послушают тебя, то благодарение Богу. Если же просимый не убеждается поступить по словам твоим, то не гневайся. Награду за сострадание и милосердие получишь от Бога несомненно, как сделавший это ради имени Его.
Глава 99
Небесного Царства возжелал ты, возлюбленный, и восхотел быть достойным Господа? Слушай Того, Кто говорит: «аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищым: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след Мене» (Мф.19:21). И еще: «Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин... И иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин» (Мф.10:37–38). Итак, невозможно последовать Господу иначе, как неся крест, потому что сказав сперва: «иди, продаждь имение твое, и даждь нищым: и имети имаши сокровище на небеси», – говорит потом: «и гряди вслед Мене». Потому покажи не одно отречение от мира, но и опыт перенесения таковых трудов, – тогда явственнее подвиг и борьба с противником. Но затем, если враг отклонит помысел твой от небесного образа мыслей, то сделает последнее «горшим перваго» и доведет до того, что щедро расточивший имение свое небоязненно станет собирать самые малоценные вещи, а отказавшийся от законного супружества сделается любителем блуда и непотребства. Вот почему нужна великая трезвенность, пока «не совлечемся тела» и не сойдем с его подвижнического поприща.
Глава 100
Если встретишь, возлюбленный, общество братии подвижников и пожелаешь жить с ними, и служить Господу, то будь во всем смиренномудр, чтобы прекрасное поведение твое могло вразумлять приходящих в это общество из бедственного мира и возбуждало души их к преспеянию в добродетелях.
Потому, когда настоятели прикажут нам идти вместе с братией на работу, пойдем со всей готовностью. Если же угодно тебе сказать: «Тело мое не выносит труда, как у поселян», – то известно, что не все могут нести равную тяжесть. Однако ж всякому дана возможность быть послушливым и сговорчивым. Покажи истинное свое расположение, и всякий облегчит тебя от тяжести, увидев недостаток твоих сил. Но не попускай, чтобы совершенно сняли с тебя бремя, напротив того, упрашивай их, говоря: «И я хочу иметь с вами долю», – и трудись с ними по мере сил своих, данных тебе Господом. Ибо Сердцеведец, сотворивший нас и давший нам дыхание жизни, знает, сколько сил даровал каждому. Если по удалении от мира делаем противное заповедям Божиим, то суетно бывает дело наше. Чтобы враг не пришел и не посеял в уме твоем вожделения к чему-либо прежнему, вовсе не позволяй себе заниматься подобными помыслами. Ибо припоминание прошедшего рождает высокоумие в людях, которые неразумно останавливаются на этом мыслью. Когда же в настоящей жизни нет места высокоумию, тогда противник предает человека духу злонравия. Но знаешь ли, что такое злонравие? Это лукавая страсть, которая прогневляет Бога и огорчает людей. Как меч подсекает жилы коню и повергает на землю всадника, так и дух злонравия подсекает душевные силы и предает печали; печаль же расстраивает ввергшихся в нее. А кто, задумав войти в город, до которого тридцать стадий перешел двадцать девять стадий и не дошел одной стадии, тот из дома вышел, но в город не взошел. Как пришедший в единонадесятый час получил полную мзду наравне с прочими, понесшими тяготу дня, так трудившийся до единонадесятого часа, если в двунадесятый час начнет переделывать дело и выдергивать, что было им посажено, не получит награды с ними, как сказал Господь и Спаситель наш: «претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф.10:22). И еще: «никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божием» (Лк.9:62). Жена Лотова, оглянувшись назад, стал соляным столпом. И апостол, «задняя забывая, в предняя же простираясь», сказал: И «мир преходит, и похоть его: а творяй волю Божию, пребывает во веки» (1Ин.2:17). Странники мы и пришельцы в жизни сей. Но если в продолжении ее, пока есть у нас время, будем делать угодное Господу, то получим награду. Посему, возлюбленный, приобретай себе терпение, ибо написано: «В терпении вашем стяжите душы вашя» (Лк.21:19). Енох, по рождении им Мафусала, двести лет угождал Богу. Неужели же мы в свое короткое время предадимся нерадению? Противься вредным помыслам и скажи вместе с тем, который говорит: «Христови сраспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал.2:19–20). «Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит» (Мф.16:26). «Уклонитеся от Мене лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего» (Пс.118: 115). Поскольку Екклезиаст «при таком богатстве и славе вопиет: суета суетствий всяческая суета» (Еккл.1:2), – то не принесу я уже в дар суете трудов своих, чтобы по исшествии моем другие получили наследство, и я потерпел наказание, – но посвящаю труды свои Благому и милосердому Богу, Который по смерти дает жизнь, и любящим Его уготовил «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (1Кор.2:9). Эй, возлюбленный, «мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа» (Пс.26:14), и будет шествие твое в мире. Там увидишь праведников, радующихся о своем спасении; там водворишься с Лазарем в недрах Авраамовых, потому что избрал ты нищету, терпел скорбь, перенес укоризны, не возненавидел уничижения. А потому с веселием примут тебя в вечные кровы, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание. Там увидишь жизнь и истинный свет, упование всей твари – Искупителя душ наших, Господа нашего Иисуса Христа, Царя славы. И возрадуется сердце твое, «и радости твоей никтоже возмет от Тебе». Сам же Господь наш Иисус Христос сохранит непорочными всех нас. Ему слава во веки! Аминь.