Новый (Второй) Ада́м – наименование Богочеловека Иисуса Христа, спасшего человеческий род от власти греха, дьявола и смерти (1Кор.15:45).
Первый Адам, прародитель человечества, нарушил Божественную заповедь, подпал искушению со стороны дьявола, подчинился чрез грех власти смерти и тления. Добровольно подчинившись греху, он потерпел поражение и сделался грешником, а с другой стороны, распространил влияние греха и его последствия в виде смерти и тления на весь человеческий род.
Цитаты о Новом Адаме
«Там, где Адам заканчивает, Христос начинает. Адам заканчивает в гробу, Христос начинает Воскресением из гроба. Род Адамов - семя в земле, которое гниет и разлагается не видит солнца и не верит, что оно может взойти из земли и развиться в зеленое растение с листьями, цветами и плодами. Род Христов – зеленеющая нива, на которой пшеница растет, зеленеет, колосится и приносит плод многий. По Адаму значит не только, что мы однажды умрем, но значит, что мы уже мертвы – все до одного мертвы. По Христу значит не только, что мы однажды оживем, а что мы уже оживлены, т. е семя начало в земле прорастать и на свет солнца пробиваться».
святитель Николай Сербский
«Человечеству для спасения необходимо было иметь Нового Адама, «который не только был бы безгрешен и совершенно оставался бы непобедимым, но мог бы прощать грехи и избавлять от наказания подверженных греху, – и не только обладал бы жизнью, но и способностью оживотворять, чтобы сделать участниками жизни тех, которые прилепляются к Нему и принадлежат к Его роду, и не только представителей последующего за Ним поколения, а и тех, которые уже умерли до Него.
Но кроме Самого Бога никто не обладает совершенной святостью, никто не животворит и не может отпускать грехи. Поэтому Новому Адаму надлежало быть не только Человеком, но и Богом, чтобы Он Сам по Себе был и жизнью, и премудростью, и правдой, и любовью, и милосердием, и вообще всяким благом для того, чтобы привести ветхого Адама в обновление и оживотворение».
свт. Григорий Палама
«Новый Адам – единородный Сын Божий, предвечное Слово, рожденное от Бога Отца, Источник жизни и бессмертия, явивший нам «образ жизни боговидного жития», даровавший святые заповеди, обещавший Царство Небесное живущим по ним, претерпевший спасительную страсть, воскресший из мертвых, послушанием расторгший осуждение прародительского греха и смертью упразднивший державу смерти».
прп. Максим Исповедник
Литература по теме
- Раскрытие понятия «Христос – Новый Адам» А.М. Леонов
- Значение домостроительства Христова в истории человечества свт. Феофан Затворник
- Христос – Новый Адам прот. Константин Буфеев
- Христос и Адам прот. Вадим Леонов
- Учение св. Иринея Лионского о «рекапитуляции» К.Е. Скурат
Комментировать