Array ( [_ym_uid] => 1691005536859547508 [_ga] => GA1.2.1251287155.1691005536 [_gcl_au] => 1.1.357498054.1711296312 [_ym_d] => 1711296312 [av_from_search] => yandex [av_csrf] => K32zO17yEGEiV9FO [_langs] => r [rmcookie] => S:6fOUhbJe5WNFqKwRpQ2UfUhOSfMw-T628D8Jx8DcBfIETS-hJKgRRIu5uL5dxqaElM6LkwbdeLRWZvX4DdF4vZbXT-_KJWFvBZdI1AznS6gS_tOLFqp0A70ERqiZxJCEaS11-M_iL3-metaLfKozpZ4Z7_YtlF4RT6ArREODC0xXIpKQOgKmgWoRkBKE0mcqxsxwogJfp1GddDPY2wsmHZghqQKVWRFv4ZChFALU_0WiAdH5bG-gpekTYXXFrWPwMb8KCvT18U1HwyhU7zhfufX85DqmdAfg7yEXkM8NNMLtvsD4e0K9DO_fX94CegVqb0pjXTcE1Y_ohNw7fkuJNq5BqG_gtUKJhPfJHaAXaxuTOntY8n9429H0UZFS8BMa3KCW1rkiY28D1nPDodA1J9kd9co_HRyqEKt5twJmLSLtnhhHJIC7RMZQcrWLKVh9MQI99kIxhmMJsbgKyJdxyvJdAI3BQsAt7y8LHIuHGcmn4tImgncIU-nQI5MQlt1gl9ZcxcfXndmWToiWTz2sSmFR8iySFRGgNQzfNyDQtXW_sYrUgf8BV_KvQZgDyogpbIUo1VYTZ5cLVW7f0KFIroQhJ71-ZcqsfKR6zlsBurAWBLB0y-VUkTfiEdnXrSMXYyq3AreOCAf8ltqjK2fed8Q5f7ho7Z2SAByyfRI-BpQW7N5XiadrN6JuK40y [otrid] => S:WpaBVVMp_JcfKDjnfu8Jrwbwy6M4apxrko7pKZJO5E7HJnexHHhW1IJW9rTy26ZxOG4fpGY0Uhrd8cjXizJM873fTSmgPwkN5BI6Kt7R6tHbm8m4gZpvHXt5AurWqn3_laerYzk1WIjNEpFfN7lFeM7GHB9tCAvwI3jq8e6OtiGKoMMVa-AWi8x6oShh2Ly_h9RWSmnPNQN2fe-VvxtZYEljWinOEhTQz9M= [_gid] => GA1.2.1175780091.1713980173 )

Высокоумие

Литература по теме

Высокоу́мие —

1) неоправданно высокопарное умствование на глубокие темы;
2) склонность к изощренному умствованию;
3) чрезмерное восхищение, надмение своими интеллектуальными способностями (умом).

Почему, если ум является богоподобной чертой, высокоумие не почитается априори как добродетель?

Поскольку Бог вложил в естество человека черты, отображающие Его беспредельное совершенство, постольку понятно, что раскрытие этих черт есть дело богоугодное. Собственно, в этом делании и нужно усматривать духовное совершенствование.

Общее же духовное совершенствование подразумевает, в качестве частного аспекта, совершенствование разумной силы души. Однако такого рода совершенствование состоит не в развитии интеллектуальных способностей как таковых, а в развитии их в правильном русле и в правильном направлении.

Если человек направляет свои душевные силы не в сторону Добра, а в сторону Зла), то это ведёт его к духовной деградации.

В отношении богоуподобления и спасения даже и чрезвычайно активная умственная деятельность бывает бесплодной, но бывает и вредной.

В светском употреблении умным может быть назван и язычник, и атеист, и богохульник, и еретик, однако это не означает, что его интеллектуальная деятельность служит признаком его духовного совершенства. В святоотеческой литературе люди, имеющие такое расположение духа, нередко называются безумцами.

Высокоумие выдаёт в человеке не столько возвышенный ум, сколько величающийся, самовозвеличенный.

Возвышенное мышление, несмотря на всю его возвышенность, может выражаться и в очень простой внешней форме. А иногда именно простота и доступность изложения мысли свидетельствуют о доброй организации умственных способностей её автора. Так, святые отцы, выражая глубокие истины, умели быть понятными не только образованным людям, но и безграмотным простолюдинам

Высокоумная речь часто бывает украшена излишними витиеватыми оборотами, обилием малопонятных (иногда даже и непосредственным адресатам) специфических терминов и выражений.

Как правило в основе высокоумия лежат: гордость и тщеславие. Поэтому высокоумие бывает сопряжено с кичливостью, пафосностью, стремлением выказать интеллектуальное превосходство (над оппонентами, собеседниками, слушателями и т. д.).

Как склонность или действие, направленное на превозношение, высокоумие, конечно же, не может быть оценено иначе, кроме как грех или (что хуже) греховная страсть.

Жёсткость оценки можно ещё и усилить: поскольку тщеславию свойственно искать проявления и признания, постольку высокоумные люди нередко стремятся умничать даже там, где их об этом не просят и где это совершенно неуместно — вступая в бессмысленные споры, раздувая дискуссии из ничего и пр. От этого могут происходить распри и раздоры. Разве (по крайней мере в отдельных случаях) это поведение не может подпасть под осуждение Божье?

А разве чрезмерное многословие, свойственное ищущим, где поумничать, не может артикулироваться как грех празднословия (см.: Празднословие)?

Цитаты о высокоумии

«Чрез меру трудного для тебя не ищи, и, что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто».
Сир.3:21-22

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka