Итак будьте совершенны,
как совершен Отец ваш Небесный
(Мф.5:48)
Христианское соверше́нство есть соединение с всесовершенным Богом и пребывание в Нем. «Самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним», – учит св. Никодим Святогорец. Христианское совершенство – дар Божий, плод действия благодати Святого Духа в человеке.
Под христианским совершенством следует понимать два состояния христианского подвижника.
Во-первых, совершенством является его непрестанное совершенствование – возрастание в исполнении добродетелей и стяжании благодати Святого Духа. В этом смысле совершенство есть преображение человеческого естества Божественной благодатью неразрывно соединенное с подвигами в борьбе с грехом. Сопричащаясь Божественной благодати и очищаясь от страстей, христианский подвижник становится более совершенным в силу действующей в нем благодати, по причине соединения с всесовершенным Богом. К такому совершенствованию призваны все христиане. Такое совершенство – условие спасения. «Bсе мы, естественно, желаем и заповедь имеем быть совершенными. Господь заповедует: будите вы совершени, яко Отец ваш небесный совершен есть (Мф. 3:48)» (св. Никодим Святогорец).
Во-вторых, совершенством названо особое духовное состояние, понимаемое как полнота совершенства, достигаемое сверх спасения. «Евангелие упоминает о двух блаженных состояниях: о состоянии спасения и о состоянии христианского совершенства», – говорит св. Игнатий Брянчанинов. Такое совершенство не необходимо для всех, а предоставлено лишь желающим его достижения. «Спасение необходимо для всех – снискание совершенства предоставлено произволяющим» (св. Игнатий Брянчанинов). О полноте совершенства Спаситель сказал богатому юноше: «Аще хощещи совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене, взем крест» (Мф.19:20,21). «Спасение возможно при сохранении имения, в жизни посреди мира, для снискания совершенства требуется предварительное отрешение от мира», – учит св. Игнатий.
Основным признаком полноты совершенства является явное причастие благодати Святого Духа, проявляющееся в изобилии благодатными духовными дарами (чудотворения, прозорливости и др.). Совершенного христианина именуют Духоносным, поскольку в нем явно обитает Бог, явно действует Божественная благодать. «Совершенство состоит в явном причастии Святого Духа, который, вселившись в христианина, переносит все желания его и все размышление в вечность, – говорит св. Игнатий. – …Неестественно человеку в обыкновенном его состоянии такое пламенное желание переселения в вечность: оно свойственно лишь мужу Духоносному, как и Духоносный Павел сказал о себе: Мне еже жити, Христос; и еже умрети, приобретение есть. Желание имый разрешитися и со Христом быти (Фил.1:21-23)». Совершенного христианина Божественная благодать вводит в состояние бесстрастия.
Цитаты о совершенстве
«Спасение возможно при сохранении имения, в жизни посреди мира, для снискания совершенства требуется предварительное отрешение от мира. Спасение необходимо для всех – снискание совершенства предоставлено произволяющим. Образец христианского совершенства мы видим в святых Апостолах, как засвидетельствовал о себе и о них святой апостол Павел, сказав: Елицы убо совершенни, сие да мудрствуем (Фил.3:15), что совершенство христианское, будучи жительством в Боге, есть бесконечное поприще преуспеяния, как бесконечен Бог (Фил.3:20, 12)».
свт. Игнатий (Брянчанинов)
Литература по теме
- Совершенство Сокровищница духовной мудрости
- Слово о спасении и о христианском совершенстве cвт. Игнатий (Брянчанинов)
- В чем состоит христианское совершенство? преп. Никодим Святогорец
- Монашеская жизнь как показатель совершенства проф. Георгий Мандзаридис
- Опыт о совершенстве еп. Анастасий (Братановский-Романенко)
- О состоянии совершенства Фома Аквинский
Комментировать