Всесовершенство

Всесоверше́нство – сущностное свойство Божье (одно из «наиболее общих» сущностных свойств Божьих), выражаемое в том, что Бог безмерно обладает полнотой всех совершенств.

vsesovershe nstvo – Всесовершенство

Почему мы считаем Бога всесовершенным?

Всесовершенство – одно из наиболее общих Божественных сущностных свойств. О Божественном совершенстве нам известно из Божественного Откровения.

Так, обращаясь к ученикам с заповедью о совершенствовании, Господь Иисус Христос указал на Небесного Отца (Бога) как на Образец совершенства: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).

Помимо свидетельства об общем совершенстве Вседержителя, Священное Писание содержит свидетельства о совершенстве отдельных, свойственных Богу качеств, например, о присущем Ему совершенном ведении (2Мак.6:30), о том, что «воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2), что радость Его совершенная (Ин.17:13).

От Бога, утверждается в Священном Писании, источается «совершенная благость и совершенная премудрость» (3Ездр.8:52), и вообще «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17).

Кроме того Писание свидетельствует о совершенстве Его установлений: «Закон Господа совершен» (Пс.18:8; Ср.: 3Ездр.5:27); «Откровения Твои, которые Ты заповедал, – правда и совершенная истина» (Пс.118:138).

Между тем, Церковь Христова учит о том, что Бог не просто совершенен, а всесовершенен. Почему? Дело в том, что совершенства, которые присущи Богу-Троице, присущи Ему не в ограниченной мере, а безмерно: то есть Бог-Троица обладает всеми возможными совершенствами, причем, обладает всесовершеннейшим образом. Ведь Бог – в принципе беспределен; беспределен и в Своих совершенствах. Поэтому мы и говорим: Он – всесовершенен.

Если Бог всесовершенен, то почему Он не создал человека неспособным ко греху?

Вопрос о том, почему Бог не создал человека таким, чтобы он в принципе не был способен вершить зло, возникает у многих людей. Атеисты нередко используют этот вопрос для того, чтобы доказать несостоятельность учения Церкви о Боге, мол, если бы Бог и действительно был всесовершенным, он смог бы найти возможность создать человека настолько совершенным, чтобы тот никогда не стал грешником.

В действительности этот аргумент не имеет реальной силы. Дело в том, что совершенство человека в том, в частности, и состоит, что он может как соблюдать волю Божью, то есть вершить добро, так и нарушать её, то есть вершить зло. Если бы человек не был способен ко греху, он не был способен и к осознанному, добровольному нравственному выбору между добром и злом. А ведь добродетельность в том и выражается, чтобы творить добро осознанно и свободно. Стало быть, в том, что первозданный человек был создан способным на грех, следует видеть не его несовершенство, а одну из сторон его совершенства.

Другое дело, что Адам не пошёл по пути всецелого послушания Богу, а выбрал иной путь и подпал под дьявольское искушение (через Еву). Но и это обстоятельство нисколько не компрометирует Бога. Как Создатель и Промыслитель Он желает и постоянно печется о спасении каждого человека (Иез.33:11). Ради спасения людей Сын Божий стал Человеком, испытал унижения, страдания и смерть, воскрес, создал Церковь, вступая в которую человек приобщается к благодатным средствам для освобождения от скверны греха, преображения своей личности, и, в итоге, может наследовать вечную блаженную жизнь.

Можно ли подсчитать количество Божественных совершенств?

Бог – беспределен и прост. Это значит, что Ему чужды какие-либо ограничения, в том числе, отграничивающие одни совершенства от других, как это бывает у людей. Будучи простым, Бог свободен от множественности. «Множественность» Божественных совершенств, представляемых в рамках православного богословия, связано, таким образом, не со сложностью Бога (который, напомним, не сложен, а прост) а с отражением в нашем сознании разных сторон его всесовершенства. Этих сторон можно выделить множество, однако указать на точное их число невозможно.

Цитаты о всесовершенстве

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный».
Мф.5:48

«Как ни глубока жажда нашего ума, ищущего истины, но Бог есть высочайшая Истина; как ни пламенно влечение воли нашей к добру, но Бог есть совершеннейшее Добро; как ни ненасытна любовь нашего сердца к счастью и блаженству, но Бог есть высочайшее и нескончаемое Блаженство. Где же, если не в Нем, мы и можем найти полное удовлетворение для всех высоких потребностей своего духа?».
митрополит Макарий (Булгаков)

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka