Послуша́ние –
1) христианская добродетель, заключающаяся в согласовании своей воли с волей Божьей;
2) предмет обета, даваемого человеком перед лицом Божьим при вступлении в монашество;
3) исполнение насельником монастыря того или иного рода служения, осуществляемого по требованию (с благословения) монастырского руководства;
4) форма отношения верующего к своему духовному наставнику (руководителю, отцу), основанная на доверии, выражающаяся в готовности следовать его рекомендациям, наставлениям, поручениям.
Образец послушания – Господь Иисус Христос, Который всю Свою земную жизнь творил не Свою волю, но волю пославшего Его Отца и смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп.2:8).
Послушание – основание христианского подвижничества, которое состоит в непрестанном сотрудничестве Бога и человека, позволяющем Богу духовно преобразить человека и пребывать в нем. Виды послушания многоразличны, поскольку все они зависят от Божественного Промысла о человеке. Послушанием может быть и терпение попущенных Богом скорбей, и прохождение особого рода подвига, и исполнение совета духовно опытного наставника или стяжавшего дар прозорливости рассуждения старца. Все виды послушания объединены взысканием и исполнением Божественной воли.
Чем богоугодное послушание в миру отличается от послушания вообще?
Богоугодное послушание подразумевает такие взаимоотношения между духовным руководителем и «послушником» (духовным чадом, последователем, учеником), которые способствуют духовно-нравственному совершенствованию последнего, направлены на его единение с Богом.
К сожалению, не всякое послушание, принимаемое за богоугодное, отвечает названному требованию. Это связано с тем, что далеко не всякий духовный наставник обладает такой степенью мудрости и добродетели, чтобы требовать от «послушника» всестороннего, глубокого послушания (см.: Духовни́к). А между тем, в церковной практике такие случаи встречаются.
Достаточно распространенной ошибкой в этой связи является та, согласно которой послушание духовнику воспринимается как априори спасительное, вне зависимости от духовной зрелости самого духовника, лишь бы он обладал саном священника или почитался народом за старца (см. подробнее: Что такое лжестарчество?). «Доказательства» правильности этого мнения находят в древней подвижнической практике отсечения собственной воли; дескать именно отсечение собственной воли способствовало становлению древних подвижников как святых.
Что можно на это сказать? Конечно, в раннем монашестве встречалось немало образчиков святости. Но разве святость их жизни обусловливалась послушанием как таковым?
Истории Церкви известно немало примеров, когда отсечение иноками собственной воли и следование их за своими наставниками приводило их не в Небесное Отечество, а в общины раскольников и еретиков. Дело в том, что спасение человека связано не с отсечением воли как таковой, а с отсечением воли греховной.
Мудрый, благочестивый, облагодатствованный наставник способен руководить своим духовным чадом так, чтобы вести его к Богу. Послушание такому духовнику благотворно отображается на послушнике. Безоговорочное же послушание воле неопытного духовника может привести к обратному результату: «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14).
Собственно говоря, правила церковной дисциплины не требуют от мирянина обязательного, безусловного повиновения духовнику, не запрещают трезвого и рассудительного отношения к его рекомендациям и требованиям (разумеется, речь не идёт о том, что мирянин должен рассматривать деятельность своего руководителя под микроскопом).
Если действия духовника вызывают у мирянина серьёзные сомнения, он вправе обратиться с соответствующим вопросом как к самому духовнику, так и к иным представителям духовенства; и если выяснится, что действия духовника противоречат Евангельскому учению, послушник должен следовать Евангелию, ибо в первую очередь он обязан внимать не человеку, но Богу.
Что значит послушание, как отказ от своей воли?
Обычно под безусловным послушанием подразумевается монашеская практика духовного окормления (руководства) иноков духоносным старцем. Под волей в данном случае подразумевается не желательная способность души, а воля ветхого человека. Причём не просто пассивный отказ от греховной воли, а одновременное взращивание и укрепление в себе воли нового человека.
Цитаты о послушании
«И в послушании нужна рассудительность, в конце концов, были послушными и те, которые, как их научили, кричали: «Распни, распни Его!» (Мк.15:9-13), послушна матери была и дочь Иродиады (Мк.6:21-28)».
«Долг детского послушания соответствует родительскому авторитету и простирается на все, что относится к воспитанию и порядку в доме. В выборе жизненного призвания дети не обязаны родителям послушанием, ибо этот выбор не относится к воспитанию, хотя и предполагает его. Но житейская мудрость и любовь требуют, по большей части, чтобы дети слушались совета родителей и следовали их законным желаниям. «Дети, – взывает ап. Павел, – повинуйтесь своим родителям в Господе; ибо сего требует справедливость» (Еф.6:1)».
протоиерей Николай Стеллецкий
«Цель старца совсем не в том, чтобы освободить ученика от ответственности, но в том, чтобы научить послушника подлинной христианской жизни и подлинной христианской свободе, для чего необходимо через подвиг послушания преодолеть в себе страсть любоначалия и властолюбия».
архимандрит Софроний (Сахаров)
«Говоря о послушании как подмене, важно подчеркнуть, что, прежде чем что-то отдавать, нужно это иметь. Подлинное послушание предполагает личностно зрелые отношения взрослых людей, основанные в первую очередь на любви, отношения, в которых пасомый добровольно отдает свою свободную волю в руки духовника, не теряя при этом личных отношений с Богом. И конечно, это будут психологически здоровые отношения, основанные в том числе на уважении и свободе, призванные личность взращивать, а не подавлять».
М.С. Филоник
«Послушание, отсечение своей воли в определённой степени есть и в браке, как для женщины, так и для мужчины».
Литература по теме
Для ознакомления с темой:
- Послушание Энциклопедия изречений
- Что такое послушание игумен Игнатий (Душеин)
- Добродетель послушания и грех человекоугодия прот. Павел Адельгейм
- О послушании и рассуждении схиархим. Авраам (Рейдман)
Для воцерковлённых христиан:
- Что такое послушание? Павел Троицкий
- Послушание игумен Борис (Долженко)
- О повиновении Фома Аквинский
- Послушания и труды в монастыре Положение о монастырях и монашествующих
Для углублённого изучения:
- Послушание и его значение Н.Е. Пестов
- О Таинстве Священства и послушании игумен Петр (Мещеринов)
- О должном послушании Богу свт. Тихон Задонский
- О блаженном послушании старец Иосиф Ватопедский
- Три слова о послушании архимандрит Ефрем Аризонский
- О жительстве в послушании у старца свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Святоотеческое учение о послушании cвящ. Иоанн Федоров
- Благое непослушание или худое послушание? протопр. Феодор Зисис
- Учение архимандрита Софрония (Сахарова) о старчестве
Комментировать