Азбука веры Православная библиотека архимандрит Софроний (Сахаров) Учение архимандрита Софрония о старчестве: старчество и послушание в богословии архимандрита Софрония (Сахарова)
иеродиакон Николай (Сахаров)

Учение архимандрита Софрония о старчестве: Старчество и послушание в богословии архимандрита Софрония (Сахарова)

Источник

Содержание

Введение

Харизматическое старчество и послушание в христианской традиции Святоотеческое предание Краткая история традиции старчества Главные особенности подвига послушания по учению греческих Отцов Старчество в России Кризис старчества в России Учение о. Софрония о старчестве в свете восточной традиции Принцип действия старчества Старчество и свобода Старчество как тайнодействие благодати Вклад о. Софрония: послушание и личность Послушание и троичный образ бытия “принятие в себя”: онтологический реализм о. Софрония и гуманистический идеализм достоевского Ипостасный Бог и ипостасное евангельское послушание  

 
Введение

Идея духовного наставничества является необходимым элементом всякой религиозно-аскетической традиции1. В христианской аскетике она играет весьма важную роль2 и, как указывает выдающийся современный патролог епископ Kаллист Уэр, “в Православии в полной мере сохраняет свое значение и поныне”3. Не малая заслуга в продолжении традиции монашеского послушания принадлежит о. Софронию. Ниже мы постараемся раскрыть, насколько о. Софроний обогащает традицию монашеского послушания: а именно – как он возводит понятие послушания духовному отцу на доселе беспрецедентный богословский уровень, предлагая догматическое истолкование послушания на основании его учения о персоне. Подход о. Софрония к понятию монашеского послушания ярко иллюстрирует лейтмотив его богословия – его учение о том, что человек, его бытие, есть отображение Божественного Первообраза – как Бога-Троицы, так и Бога-человека Христа.

Прежде чем мы приступим к изложению основных идей о. Софрония, мы укажем на основные моменты в истории монашеского послушания в Православной церкви. При этом мы затронем тенденции русского аскетического богословия на протяжении последних двух столетий. Это позволит нам более трезво оценить насколько значителен вклад о. Софрония в Православную традицию.

* * *

1

О духовном руководстве: ОБЩИЙ ОБЗОР см.: Places E., des. Direction spirituelle // DS 3. cols.1002–1241. О духовном руководстве: В РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЯХ см. антологию, наиболее полную на сегодняшний день: Masui J. (Ред.). Le Maitre spirituel dans les grandes traditions d'Occident et d'Orient // Hermes: Recherches sur l'experience spirituelle 4. Париж, 1966–7. Помимо этого: о понятии духовного руководителя (пророк) в ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ см.: Davidson A. Prophecy and Prophets // Dictionary of the Bible. Ed. J. Hastings. v. IV. Edinburgh, 1934, с. 106–127. В Хасидизме (задык) см.: Scholem G. Major Trends in Jewish Mysticism. New York, 1974 (обратить внимание на с. 344 – очень важная параллель с идеями настоящего исследования – в Садукеизме: «личность духовного руководителя становится вместо Закона»). О значении «гуру» как духовного руководителя в ИНДУИЗМЕ см.: Dhavamony M. La spiritualite hindou. Paris, 1997, P.118; ср.: Venkatesanada Swami. The Role of The Guru in Ahisma Training // Word out of Silence. A Symposium on World Spiritualities. Ed. J.-D. Robinson. Cross Currents XXIV, № 2–3. Лондон, 1974, с. 267–280. О понятии «шейх» (или murshid) как духовном наставнике в ИСЛАМЕ см.: Glasse C. (ed.) Shaykh // CEI, С. 363.

2

О значении послушания и духовного наставничества в христианском подвижничестве см.: Peifer C. Monastic Spirituality. New York, 1966, с.272–92. По послушанию и духовному наставничеству в ПРАВОСЛАВНОМ МОНАШЕСТВЕ существует много научных исследований на разных языках, наиболее полным и фундаментальным из которых является работа: Hausherr I. Direction spirituelle en Orient autrefois. Рим, 1955; ср.: Его же. L'obеissance religieuse. Toulouse, 1966; Его же. La doctrine ascetique des premiers maitres egyptiens du quatrieme siecle. Paris, 1931; Ср. также наиболее важные работы других авторов: Delhougne H. Authorite et participation chez les Peres du cenobitisme // Revue d'ascetique et de mystique 45. Париж, 1969, с. 369–394; Смирнов С. Древне-русский духовник. Москва, 1913; Соловьев А. Старчество по учению святых отцов и аскетов. Семипалатинск, 1900; Vogue A. de. La doctrine du Maitre sur l'obeissance. Sa genese // Revue d'histoire de la spiritualite 50. Париж, 1974, с. 133–134; Еп. Каллистос Уэр. The Spiritual Father in Orthodox Christianity // Word out of Silence. A Symposium on World Spiritualities. Ed. J.-D. Robinson. Cross Currents XXIV, 2–3. 1974, c. 296–313; Hester D. Monasticism and Spirituality of the Italo-Greeks. Салоники, 1992, с.268–318; Евдокимов П. La paternite spirituelle // Contacts 58. 1967, с. 100–107; Spidlik Th. La direzione spirituale nel monachesimo orientale // Mystagogia e direzione spirituale. Ed. E. Ancilli. Roma-Milano, 1985, с. 73–88; Scrima A. La tradition du Pere spirituel dans l'Eglise d'Orient // Le Maitre spirituel dans les grandes traditions d'Occident et d'Orient. Ed. J. Masui. Hermes. Recherches sur l'experience spirituelle. 4, 1966–1967, с.79–94.

3

См. Каллистос Уэр. The Spiritual Father in Orthodox Christianity, с.296. Ту же непрерывную нить предания православного послушания отмечает и Amis R. A Different Christianity: Early Christian Esotericism and Modern Thought. Albany, 1995, с. 91.


Источник: Иеродиакон Николай (Сахаров). Учение архимандрита Софрония о старчестве: старчество и послушание в богословии архимандрита Софрония (Сахарова) // Журнал Института богословия и философии. № 10 – СПб., 2001. С. 84-112

Комментарии для сайта Cackle