Беседа 31. О блаженном послушании
Отцы и братия, хотя мы много раз уже говорили с вами о том, что блаженное послушание – это основание для духовного устроения нашей монашеской жизни, мне кажется полезным снова вернуться к этой теме. Послушание является практическим и целительным противоядием, потому что причиной нашего падения и смерти было преслушание. Излишне повторять вам о том, что Господь примером Своего всесвятого снисхождения положил послушание в основание для ниспровержения человеческого неповиновения и отступничества, откуда произошла и сама смерть.
В этой беседе мы поговорим о способах, границах и законах осуществления послушания, а также о том, насколько все это полезно для нас. Авва Антоний сказал: «Послушание с воздержанием укрощает зверей»102. Истинность этих слов доказывалась и его собственной жизнью и жизнью его сподвижников, которые, осуществляя эту главную добродетель, не были тревожимы зверями, во множестве обитавшими в тех областях, где жили подвижники. Святые Отцы, сравнивая различные духовные добродетели и делания, единогласны в том, что послушание – первое делание. И они, конечно, не преувеличивают, потому что сам Господь, как я уже сказал, во время здешней земной жизни положил эту добродетель в основание нашего восстановления.
Какой еще иной фактор или какая другая сила способны ниспровергнуть такие дьявольские страсти, как безначалие, бунтарство и отречение не только от воли Божией, но и от естественных законов и общественных установлений?
Своим подчинением и послушанием Господь, как Образ нашего восстановления и воскресения, сокрушил и уничтожил средоточие растления человека – эгоцентризм, являющийся телом смерти и подлинным обликом и естеством отступника-денницы и всего, что приносит разрушение "весьма доброму" (ср. Быт.1:31) творению Божию.
Масштабы того разрушения, которое происходит в человеке от эгоизма, когда он начинает подчиняться смехотворным прилогам диавола, побуждают мудрых осознать, кто они есть. Там, где это разрушение приобретает силу, погибает и сама человеческая природа. Сатана, несмотря на то, что претерпевает полное разрушение своей природы и живет и обитает в реальности вечного мучения, на деле не может измениться и покаяться. Хотя он и чувствует, что чем больше творит зла, тем больше мучается, все же он не имеет силы отказаться от зла. Таков результат самоначалия и так называемой «независимости», которые характерны и для нашего времени.
Напротив того, те подвижники, которые геройски подвизались на поприще послушания, без суровых подвигов и утомительных усилий получили божественное благословение и всю полноту Благодати, стали друзьями Божиими и благодетелями общества. Они остаются незаменимым примером здоровой личности и постоянным свидетельством истинности обетований Божиих, которые исполнялись не только в далеком прошлом, но доступны и сегодня. И сколько будет существовать Церковь Божия, столько друзья Господа будут неустанно призывать нас к духовному пробуждению и бодрствованию.
Природой послушания является смирение, которое свойственно нраву Господа нашего, ставшего через эту добродетель Первообразом воссоздания человека. Как Он Сам говорит: «Кроток есмь и смирен сердцем» (Мф.11:29). Когда мы убедимся в том, что «не ктому себе живем, но Умершему за нас и Воскресшему» (2Кор.5:15), нам не нужно будет выбирать и решать, что нам делать, мы должны будем предать себя абсолютному послушанию и следованию тому образу жительства, который мы избрали, чтобы не быть отвергнутыми. Уже в период моисеева законодательства существовало понятие о послушании, которое было благочестием во времена тени и гаданий (см. Евр.10:1). Даже закон разума убеждал в том, что послушание – это обязанность разумных существ, необходимая для их гармоничного развития.
В любую историческую эпоху можно найти известные и яркие примеры послушания, повиновения Богу людей, которые всем сердцем поверили божественным обетованиям. В своем Послании к Евреям апостол Павел ссылается на множество верных Богу людей из Ветхого Завета, которые во главе с патриархом Авраамом получили оправдание. Сколько раз Бог испытывал того же Авраама, давая ему казалось бы неразумные заповеди? Однако Авраам ни разу не допустил своих суждений и не сопротивлялся в искушениях и, таким образом, получил наименование настоящего верующего и праведника, заслужив и в вечности обещанное Богом. Он признавал Бога господином Вселенной, имеющим власть повелевать, и ему было все равно, к чему относится и что преследует повеление. Он осознавал только, что он обязан повиноваться и что послушание является для всех разумных существ не выбором, а правилом. Он даже не посчитал неразумным принести в жертву своего единственного сына Исаака, несмотря на то, что обетования, данные Богом Аврааму, относились и к его сыну! Но праведник не допустил своих суждений, «помыслив, якоже и из мертвых воскресити силен есть Бог, темже того и в притче прият»103 (Евр.11:19).
Какой еще смысл, как не всецелое послушание воле Божией, могла иметь жизнь праведных в подчинении и повиновении божественным повелениям до закона, которая по-человечески расценивалась как неразумная? Какой иной смысл могут иметь те сверхчеловеческие жертвы, на которые шли подвижники моисеева законодательства, когда люди еще не знали о новом и ясном откровении и не были просвещены Благодатью? Тогда еще не был известен догмат о благоволении Бога Отца, Творца мира, о том, что открыл Единородный Сын Его, «сый в лоне Отчи» (Ин.1:18), Который сказал: «Аз от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю» (Ин.12:49). Этим Бог открывает нам, что превосходящее всякий ум Таинство спасения мира, само явление Сына Божия ради воссоздания твари, утверждается на послушании. Какими «смоковными листьями» покроют свою наготу те, которые под различными предлогами преступают блаженное послушание? Господь, исполнивший наивысшую меру послушания, свидетельствует о Себе: «Аз заповеди Отца Моего соблюдох» (Ин.15:10).
Приведем и другие примеры послушания периода моисеева законодательства. Страдание семи братьев Маккавеев со своей матерью и старцем-учителем Елеазаром также научает нас послушанию заповедям Божиим и хранению своей совести. И, как вы помните, заповедь, за которую они пострадали, не являлась догматом веры о Лицах Божества, но относилась к закону, запрещавшему употребление мяса свиней. Подвижники послушания остались верными божественному повелению и не пошли на компромисс, но принесли в жертву свои юные жизни, сгорев в огне (см. 2 Макк. 3–4).
Три отрока в Вавилоне с пророком Даниилом, чтобы соблюсти заповедь, которой они были научены с детства, также не убоялись ни огня, ни страшных зверей (см. Дан. 3:1–93, 6, 10–24). За непослушание Бог лишил царства Саула, и все потомство его было уничтожено, несмотря на то, что раньше Самуил по повелению Господа помазал Саула царем. Саул не исполнил повеления, данного ему Богом через пророка Самуила, истребить врагов иноплеменников, поэтому пророк, помазавший Саула на царство, проклял его. Как сказал пророк Самуил, «се, послушание паче жертвы благи» (1Цар.15:22).
Пророк, посланный к нечестивому царю Иеровоаму, чтобы обличить его отступничество, получил заповедь от Бога ничего не есть и не пить в стране той. На обратном пути он был введен в заблуждение неким лжепророком и принял немного пищи в его доме. За свое непослушание на обратном пути он был убит львом, который, однако, не тронул его осла (3Цар.13:11–25).
Важность послушания настолько очевидна в Священном Писании, что нет необходимости рассматривать и другие примеры. Уже пример первозданного праотца нашего Адама напоминает о том, что им было нарушено послушание, в результате чего произошло отпадение человека от Бога и от жизни с Богом, за которым последовали тление и смерть. Даже то, что Господь выразил удовлетворение созданным по Своему образу и подобию человеком, не смогло спасти Адама после того, как он нарушил заповедь о послушании. Наказание распространилось и на все творения и продолжится безвозвратно до скончания века. «Бог ангелов согрешивших не пощаде», которые, согласно Писанию, являлись прекраснейшим чином среди ангелов, «но пленицами мрака связав предаде на суд мучимых блюсти» (2Петр.2:4). Они потеряли не только свое место и достоинство, но и свой образ, став отвратительнейшими существами в творении, вечным препятствием и искушением для тех, кто хочет жить благочестиво. Разве нужны еще какие-нибудь комментарии ко всем вышеприведенным поучительным примерам, убеждающим, что разумные существа должны подчиняться божественным заповедям?
Вновь и вновь обращаясь к примеру Спасителя нашего Христа, Который, как говорит Евангелист, «начат творити же и учити» (Деян.1:1), будем стараться подражать Ему. Ведь и апостол Павел побуждает нас к этому: «Подражателе мне бывайте, якоже и аз Христу» (1Кор.11:1) и: «Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал.2:20).
В Новом Завете смысл послушания воли Божией обогатился еще более. Целый сонм святых запечатлел свое исповедничество подвигом послушания. Мы имеем множество ярких примеров их точного подчинения и повиновения воле Божией, что является и нашим призванием. Те, кто разумно и сознательно отреклись от разрушительного эгоцентризма и отступничества и подчинились божественным заповедям и «прияша Его, – даде им область чадом Божиим быти» (Ин.1:12).
Мученики, пострадавшие за свою верность Богу и послушание, приняли на себя всю силу дьявольских измышлений тех предателей истины, которые преследовали их не только за догматы веры, но и за нравственную жизнь. Я уже не говорю о миллионах бескровных мучеников, которые на протяжении всей истории Церкви одерживали победы и сподобились быть участниками обетований Божиих и утверждением верных. Богодухновенные подвижники, жившие согласно с нашей святой монашеской традицией, различными средствами и видами злострадания старались угодить Богу. Они стремились к полному отречению от своей воли и особенно от страстной части своего естества, то есть от ветхого человека. Мы видим, что они шли на самые смелые подвиги злострадания ради избавления от наслаждения – источника смерти. Все эти подвиги говорят о высоком достоинстве и месте послушания, которое поистине выше любого другого подвига.
Послушание, будучи абсолютно точным подражанием жизни на земле нашего Господа, является также признаком нашей любви к Нему. «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя» (Ин.14:21). В нашей с вами жизни это означает, что если кто-либо из вас решится иметь послушание, то есть исполнять чужую волю, волю того человека, который дает нам заповедь, то этим самым он на деле осуществляет добродетель смирения. Исполняя послушание, мы соблюдаем заповедь о любви. А на этих двух главных добродетелях почивает Святой Дух. Итак, вот хорошая возможность приобрести Благодать – стать по-настоящему послушными, как и Господь наш Иисус Христос был послушен Своему всеблагому Отцу.
* * *
«Об авве Антонии», 36. Достопамятные Сказания.
Рус.: «Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование».