Источник

Послушание

См. также: Блудная брань. № 61; Вера. № 121; Обида. № 678; Родители. № 959; Самопожертвование. № 970; Старец. №№ 1086–1088.

830. Авва Иоанн Колов за послушание привел к своему старцу гиену

В некотором расстоянии от келии было кладбище. Там жила лютая гиена, умерщвляющая людей и скот. Старец сказал Иоанну: “На кладбище я видел помет гиены, пойди принеси его сюда.” Иоанн сказал на это: “А что мне сделать, если гиена нападет на меня?” Старец, улыбнувшись, отвечал: “Если гиена нападет на тебя, то свяжи ее и приведи сюда.” Вечером Иоанн пошел на кладбище, гиена напала на него. Он, по велению старца, бросился, чтоб схватить ее, но она побежала от него. Иоанн погнался за ней, крича: “Остановись! Отец мой повелел связать тебя.” Она остановилась, Иоанн связал ее. Между тем старец сидел, ждал ученика. И вот идет Иоанн, ведет за собой связанную гиену. Старец, увидев это, удивился. Желая же смирить ученика и предохранить от превозношения, взял жезл и начал бить Иоанна, говоря: “Глупый, собаку ли ты привел сюда?” Старец развязал гиену и отпустил ее. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 286. № 4).

831. Сухое дерево, поливаемое по послушанию в течение трех лет, дало плод

Рассказывали об авве Иоанне Колове. Удалившись в скит к одному фивскому старцу, он жил в пустыне. Его авва (то есть фивский старец), взяв сухое дерево, посадил его и сказал: “Каждый день поливай это дерево кружкой воды, пока не принесет плода.” Вода же была далеко от них, так что Иоанн уходил за ней с вечера и возвращался к утру. После трех лет дерево принесло плод. И старец, взяв этот плод, принес в собрание братии и сказал: “Возьмите, вкусите плод послушания.” (Древний патерик. 1914. С. 44. № 1; Еп. Игнатий. Отечник. С. 286. № 3).

832. Сухой жезл, поливаемый по послушанию в течение трех лет, возрос в зеленеющее дерево

См. также: Вера.

В монастырь к авве пришел брат, прося быть принятым, В качестве первого условия ему был предложен закон повиновения. Когда он обещал совершенную покорность во всем, авва, – у него случайно был в руках сухой жезл, – воткнул этот жезл в землю и приказал вновь пришедшему поливать его водой до, тех пор, пока жезл не зазеленеет, что противоестественно. Исполняя тяжелое законоположение настоятеля, брат приносил ежедневно на своих плечах воду, которую брал за две мили в реке Ниле. Прошел год, его труд не прекращался, пожать же плод труда не было и надежды, но добродетельный послушник продолжал свой подвиг. И следующий год протек в тщетных трудах брата. В продолжение третьего года, когда брат не переставал поливать, жезл зазеленел. Деревце, образовавшееся от этого жезла, стоит поныне у входа в монастырь, свидетельствуя зеленеющими ветвями о подвиге послушания и веры. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 535. № 171).

833. Богатый юноша по вступлении в обитель был послан старцем в родной город продавать корзины, что и исполнил с покорностью

См. также: Покорность; Самоотречение.

Некий брат происходил, по мнению этого века, от знатнейшей фамилии. Отец был комитом и необыкновенно богат. Сын оставил родителей и с великой ревностью пришел в монастырь. Старец, чтобы испытать его смирение, немедленно приказал ему возложить на свои плечи десять больших корзин, в продаже которых тогда не было и надобности, носить по улицам города и продавать. К поручению было присовокуплено условие с целью как можно дольше удержать новоначального в таком положении, чтоб он не продавал всех корзин разом, если бы кто и пожелал купить их оптом, но продавать по одной. Брат исполнил это с покорностью. Поправ всякий стыд ради любви ко Христу, он возложил корзины на свои плечи, носил их по улицам, продавал так, как ему было приказано, а вырученные деньги принес в монастырь. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 537. № 173).

834. Ученик, по послушанию находившийся в селении, ради молитв старца был чудесно избавлен от грехопадения

См. также: Блуд.

Некоему старцу-пустыннику доставлял все необходимое житель селения. Однажды случилось, что поселянин не появлялся несколько дней, и у старца не оказалось ни нужного для рукоделия материала, ни съестных припасов. Это опечалило его. Не имея ни работы, ни средств к пропитанию, он спросил своего ученика: “Можешь сходить в селение, позвать поселянина, доставляющего обычно нам все нужное?” Ученик отвечал: “Сделаю, отец, как повелишь.” После этого разговора они еще долго ждали поселянина, а он все не приходил. Старец опять обратился к ученику: “Сходишь ли в селение, приведешь ли поселянина?” Ученик отвечал: “Сделаю то, что велишь.” Так говорил брат, но сам боялся идти в селение из-за соблазна, вместе с тем он должен был идти, чтоб оказать послушание отцу. Знал это и старец, но, стесняемый нуждой, сказал ученику: “Уповаю на Бога отцов наших, Он покроет тебя от всякого искушения.” По совершении молитвы он отпустил его. Брат пришел в селение, отыскал дом, в котором жил служивший им поселянин, постучался в двери. Случилось, что тогда никого не было, кроме дочери поселянина. Она отворила дверь, и брат начал расспрашивать ее об отце, почему он запоздал на столько дней с приходом. Она пригласила монаха войти в дом, схватила его за руку и повлекла насильно. Он противился, но она пересилила его, ввела в дом. Монах, видя, что его влекут ко греху и что помышления его склоняются к тому же, из глубины сердца возопил к Богу: “Господи! Ради молитв отца моего, пославшего меня, спаси меня в этот час!” Лишь сказал он это, как оказался вдруг у реки близ своего монастыря и пришел к своему отцу неоскверненным. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 466. № 56).

835. Ради послушания брата крокодилы не причинили ему вреда и мертвый воскрес

См. также: Воскрешение; Зависть.

Два родных брата вступили в монастырь. Один из них был великий подвижник, другой имел великое послушание. Когда авва приказывал ему: сделай это, – он делал, сделай другое, – он и это делал. По причине такого послушания его хвалили братия монастыря. Подвижник заразился завистью к нему. “Подвергну искушению, – говорил он сам с собой, – брата моего, имеет ли он истинное послушание.” Придя к авве, он сказал ему: “Отпусти брата со мной, мне нужно сходить в одно место.” Авва согласился. Путешествуя вместе, они пришли к реке, в которой было множество крокодилов. Подвижник, желая искусить брата, сказал: “Спустись в реку и переправься через нее.” Он спустился, пришли крокодилы и начали лизать его тело, а ему не сделали никакого вреда. Подвижник, увидя это, сказал брату: “Выйди из воды, пойдем дальше.” Продолжая путь, они увидели мертвое тело, лежавшее на дороге. Подвижник сказал брату: “Если б мы имели с собой что-нибудь из старого платья, то покрыли бы им мертвеца.” Младший брат отвечал: “Помолимся, может быть, Бог воскресит его.” Когда они встали на молитву, мертвец воскрес, а подвижник начал хвалиться: “Мое подвижничество было причиной воскрешения мертвеца.” Бог открыл авве монастыря, как подвижник искушал брата крокодилами и как воскрес мертвец. Когда они возвратились в монастырь, авва сказал подвижнику: “Зачем ты поступил так со своим братом? Знай, что послушание его было причиной воскресения мертвеца.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 465. № 57).

836. Ученик Марк был особенно любим своим старцем Силуаном за полное послушание; однажды авва позвал его, ученик выбежал к старцу, не докончив писать начатой буквы

Сказывали, что у аввы Силуана в Скиту был ученик по имени Марк, который имел великое послушание и был хорошим писцом. Старец любил его за послушание. Кроме Марка, старец имел еще одиннадцать учеников. Они скорбели о том, что старец любил Марка больше всех. Старцы, услышав об этом, опечалились. Однажды пришли они к Силуану и укоряли его. Авва Силуан, взяв их с собой, вышел из келии, начал стучаться в двери каждого из своих учеников, говоря: “Брат, пойди сюда, ты мне нужен,” – но ни один из них не спешил тотчас же к нему выйти. Старец пришел к келии Марка, постучался и позвал: “Марк!” Марк, услышав голос старца, выбежал к нему в ту же минуту, и он дал ему поручение. Силуан сказал старцам: “Где же, отцы, прочие братия?” Потом он вошел в келию Марка, взял тетрадь и увидел, что он начал писать одну букву, но, услышав голос старца, бросил перо, не докончив ее. Тогда старцы сказали Силуану: “Справедливо ты любишь его, и мы любим, и Бог любит его.” (Достопамятные сказания. С. 166. № 1).

837. Имея совершенное послушание, монах допустил святителю Василию Великому подать ему воду для умывания рук и за это был посвящен во пресвитера

Один старец рассказывал о Василии Великом. Посетив однажды киновию, после полагающегося наставления он спросил настоятеля: “Есть ли у тебя здесь брат, который бы отличался послушанием?” – “Владыка! – отвечал настоятель. – Все рабы твои ищут спасения.” Святитель Василий опять спросил его: “Есть ли кто у тебя, имеющий истинное послушание?” Тогда настоятель привел к нему одного брата. Святитель Василий велел ему служить при столе. После принятия пищи брат подал ему воду умыться, а святой Василий говорит ему: “Пойди, и я подам тебе умыться.” Брат допустил Василию подать себе воду. Святитель Василий сказал ему: “Когда пойду в храм, приходи и ты, я сделаю тебя диаконом.” После того святитель Василий сделал его и пресвитером и за его послушание взял с собой в епископию. (Достопамятные сказания. С. 50).

838. Авва Павел под руководством аввы Антония прошел школу беспрекословного послушания и достиг духовного совершенства

См. также: Совершенство.

Однажды посетили авву Антония братия, великие и совершенные мужи. Случилось прийти вместе с ними и Павлу. Зашла беседа о предметах глубоких и таинственных. Много говорили о пророках и Спасителе нашем. Павел в простоте сердца спросил: “Кто жил на земле прежде, Христос или пророки?” Блаженный Антоний, смутившись немного от детской простоты такого вопроса, с ласковым движением, привычным при обращении с простецами, приказал ему молчать и идти домой. Тот, исполняя все слова Антония, как заповеди Божии, возвратился к себе в келию и совсем перестал говорить, как бы получив на то повеление. Узнал об этом Антоний и недоумевал, почему ему вздумалось хранить молчание, когда он ему того не заповедал. Повелев ему говорить, спросил: “Скажи мне, почему ты хранишь молчание?” – “Ты, отче, – отвечал Павел, – сказал мне, чтобы я шел домой и молчал.” Антоний был изумлен. Попросту сказанное слово было так свято соблюдено. “Ну, – воскликнул он, – всех нас пристыдил. Мы не слушаем того, что нам говорят с Неба, а он исполняет всякое слово, случайно сорвавшееся с языка.” Желая научить его полному послушанию, святой Антоний обыкновенно запрещал ему спрашивать о цели и причине того, чем испытывалось его послушание. Однажды он приказал ему в течение всего дня черпать воду из колодца и выливать на землю. В другой раз – расплетать и снова сплетать корзины или распарывать одежду и снова шить и снова распарывать и многое другое в таком же роде. И научился Павел беспрекословно исполнять все, что бы ему ни приказывали, хотя бы то и противоречило смыслу. Таким образом Павел достиг высоты духовного совершенства. (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 110).

839. О великом послушании аввы Афре и его учителя аввы Ора

См. также: Смирение.

Авва Паисий рассказывал: “Авва Ор и авва Афре жили в большом согласии до самой смерти. Авва Афре имел великое послушание, авва Ор – великое смирение. Провел я у них несколько дней, наблюдая за ними, и увидел весьма чудное дело, которое сделал авва Афре. Кто-то принес им небольшую рыбу. Авве Афре хотелось приготовить ее для старца. Он резал ножом рыбу, как вдруг позвал его к себе авва Ор. Афре оставил нож в рыбе и не стал дорезывать до конца. Я подивился его великому послушанию, почему он не сказал: “Подожди немного, пока разрежу рыбу.” Я спросил его: “Авва Афре! Откуда ты приобрел такое послушание?” – “Это не мое, – отвечал он, – а старцево.” Потом он повел меня и сказал: “Пойди посмотри, каково его смирение.” Он сварил немного рыбы и, нарочно испортив варево, подал его старцу. Старец ел, не говоря ни слова. Авва Афре спросил его: “Хорошо ли, старец?” – “Весьма хорошо,” – отвечал авва Ор. Потом авва Афре принес ему немного рыбы, очень хорошо приготовленной, и спросил: “Испортил я, старец?” – “Да, – отвечал он, – немного испортил.” Тогда сказал мне авва Афре: “Видишь ли каково послушание старца?” После того я ушел от них и по силам старался впредь исполнять то, что видел у них.” (Достопамятные сказания. С. 229).

840. Соблюдая заповедь старца, инок пять лет молчал; когда же возникла нужда переправиться через реку, приплыл крокодил и перенес его

См. также: Молитва; Терпение.

Один из жителей Антиохии пришел к некоему затворнику и умолял принять его, сделать иноком. Затворник отвечал: “Если хочешь, чтобы я принял тебя, пойди сначала продай имение, раздай нищим и тогда уже приходи сюда.” Проситель исполнил предложение и возвратился к затворнику. Тогда затворник дал ему новую заповедь – пребывать в молчании. Он и это обещал исполнить и, действительно, не говорил пять лет. Дивиться начал старец терпению и послушанию инока и вздумал испытать его. “Нет, – сказал, – мне в тебе нужды, и потому ступай от меня в монастырь в Египет.” А между тем думал, начнет он говорить или нет. Инок пошел и по-прежнему не сказал ни слова. Удивляться, наконец, начал и игумен, принявший его, и, желая испытать, нарушит ли он свое молчание, поручил ему отправиться с известным делом в один из монастырей, находившийся за рекой. И тоже думал, вероятно, скажет: “Не могу перейти реку.” Опять ни слова не сказал инок и отправился в путь. Подойдя к реке и видя, что нет возможности перейти ее, он молча молитвенно преклонил колени и, о чудо! К нему подплыл крокодил и перенес на другую сторону. Исполнив поручение игумена, он снова подошел к реке, и также крокодил переправил его обратно. Соблюдая заповедь, инок все пребывал в молчании. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 138).

841. Преподобный Антоний Новый, прожив много лет в безмолвии, ушел в Вифанию в обитель, и там под руководством игумена прошел суровую школу послушания; принеся своим послушанием назидание братиям обители, преподобный почил в мире

Преподобный отец наш Антоний Новый, сын славных и богатых родителей, оставив богатство и славу и возлюбив иноческое житие, поселился на некой горе. Там провел он много лет в безмолвии, удручая себя многими трудами и подвигами. После этого довелось ему однажды читать Лествицу Божественных добродетелей. В конце статьи о послушании он нашел следующие слова: “Если жительствующий в безмолвии познает свою немощь и, оставив безмолвие, предаст себя в обучение послушанию, то он, будучи слеп, без труда прозревает о Христе.” Непрестанно обдумывая эти слова, Антоний говорил сам себе: “После стольких трудов и подвигов иноческих я – еще слеп! Надо же когда-нибудь и прозреть.” Оставив свою келию и пустынное житие, он вознамерился поступить, как в училище, в общежительный монастырь. Для этого он пришел в Вифанию, в некий монастырь, расположенный в горах, очень славившийся жительством его иноков. Здесь он под руководством опытного настоятеля проходил с полным самоотречением многие послушания. Игумен, удостоверившись в терпении Антония, увидев, что он достаточно подвергся опытам и обучению страдальческому послушанию, что он положил в своем помысле претерпеть всякое искушение и злострадание, призвал его к себе и наедине сказал ему: “Отец! Бог да подаст тебе мзду за душевную пользу, принесенную братству твоим пришествием к нам и жительством твоим по Боге. Братия мои никогда не получали такого назидания, какое получили твоим богоподражательным послушанием.” Сказав это, игумен выдал ему одежду, обувь и прочее необходимое наравне с братией. И с тех пор, когда замечал, что Антоний нуждается в чем-либо, сам тайно приносил нужное к нему в келию. Антоний, приходя к себе, неожиданно находил у себя вещь, в которой нуждался. Пожив богоугодно, он скончался о Господе и приял венец послушания. (Еп. Игнатий. Отечник. С.73).

842. Святой преподобномученик Тимофей убежал от своих детей, ибо не имел благословения игумена встречаться с ними

Отправляясь из киновии к Пропонтиду для свидания с духовником, преподобномученик Тимофей сказал игумену о желании повидать своих детей и просил на то у него благословения, ибо селение, где они жили, лежало на его пути. Игумен отвечал: “Сначала пойди, чадо, к своему наставнику и спроси его об этом и, если он позволит, сходи.” Глубоко сложило в своем сердце это благословенное чадо послушания заповедь своего духовного отца и путеводителя к Небу. Когда он приближался к селению, где находились его дети, сердце его разгорелось такой любовью к ним, что из глаз потекли слезы. Но он не дерзнул не только войти в то селение, но боялся даже и посмотреть в ту сторону, опасаясь погрешить против долга послушания. Между тем за селением он встретился с одним своим старым знакомым, шедшим в то селение. Тот, узнав своего приятеля, просил его зайти к нему в дом. Верный послушник отвечал своему приятелю, что теперь не имеет времени, но на обратном пути непременно побывает у него. Появившись в селении, приятель Тимофея известил его детей, что отец проходил мимо их селения и что он теперь еще близко. Можно представить вспышку любви к родителю юных сердец, столь долго разлученных с ним. Любящие дети не побежали, а полетели вслед за отцом и, увидев его уходящим все дальше, усилили свой бег. Напряг свои силы и растроганный отец и бежал от них до тех пор, пока стал ими не видим. Сколько ни употребили они молений, воплей, сколько ни пролили слез, – все напрасно. Они не только не услышали голоса своего родителя, но даже не увидели его лица. Разумеется, было не каменное у него сердце. Он плакал много и горько, сердце его горело таким же жаром любви к своим детям, как и у них к нему, но он все-таки уходил от них со стесненным сердцем, желая быть точным в исполнении обязанности послушания. Вот как благословенный сын послушания хранил послушание. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 415).

843. Видение старца, в котором ему было показано, что жизнь того, кто живет по послушанию, выше тех, кто терпит болезни, служит ближним и ведет отшельнический образ жизни

См. также: Старец.

Один из отцов видел четыре чина на Небе: первый чин состоял из больных, благодарящих Бога; второй – из занимающихся странноприимством и тщательным служением ближним; третий – из жительствующих в пустыне, лишенных человеческого общества; четвертый – из тех, которые повинуются духовным отцам и находятся в послушании у них ради Бога. Чин проходящих послушание украшался золотой цепью и венцом и имел большую славу, нежели три первых чина. Он спросил того, кто показывал ему все это: “Почему этот чин, меньший других, имеет большую славу, нежели другие?” Он отвечал: “Потому что занимающиеся странноприимством делают это по собственной воле. Подобным образом вступившие в отшельническую жизнь в пустыне по собственной воле оставили общество человеческое. Но чин, предавший себя послушанию, находится в совершенной зависимости от Бога и от духовных отцов, почему и имеет большую славу. Благое дело – послушание, проходимое ради Бога! Наследуйте, хотя бы отчасти, о чада, эту добродетель! Послушание – спасение для всех верующих. Послушание – родительница всех добродетелей. Послушание – дверь в Царство Небесное. Послушание отверзает небеса и возвышает человеков от земли. Послушание сожительствует Ангелам. Послушание – пища всех святых: воспитанные им, как молоком, они при посредстве его достигли совершенства.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 512. № 128).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle