ПОСЛУШАНИЕ (См. также ДЕЛАНИЕ)
Истинное послушание служит основанием, законною дверию для истинного безмолвия. I, 226.
Образуется нравственность по учению Евангелия очень удобно при прохождении монастырских послушаний, когда послушания проходятся в том разуме, в каком заповедано проходить их святыми отцами. I, 226.
Послушание, самоотвержение и смирение суть те добродетели, на которых зиждется преуспеяние в молитве. I, 262.
Смирение рождается от послушания и поддерживается послушанием... Смирением вводится в душу мир Божий. Мир Божий есть духовное место Божие, духовное небо; вошедшие в это небо человеки соделываются равноангельными. I, 275.
У верующего во Христа обнажен против чувств сердечных меч Христов, и он насилует свое сердце, посекая мечом послушания Христу не только явные порочные стремления, но и те стремления, которые, по-видимому, кажутся добрыми, по самой же вещи противоречат евангельским заповедям. I, 503.
Великую добродетель, начало всех добродетелей, утраченную Адамом на небе, добродетель послушания Богу принес Богочеловек с неба на землю к человекам, томившимся в погибели, причиненной преслушанием Бога. II, 101.
Ничто так не способствует молитве, как послушание, умерщвляющее нас для мира и для самих себя. II, 158.
Истинное послушание [открывает для подвижника его внутренний плен], при нем новоначальный подвижник, отсекая ради Бога свою волю и свои разумения для исполнения воли и разумений подвижника преуспевшего... непременно возбудит к противодействию гордого падшего ангела, и тем откроет его присутствие в себе. II, 369.
Вне неуклонного послушания Церкви нет ни истинного смирения, ни истинного духовного разума; там обширная область – темное царство лжи и производимого ею самообольщения. IV, 446.
Совет и послушание чисты и угодны Богу только до тех пор, пока они не осквернены пристрастием. IV, 519.
Послушания должно проходить со всей тщательностью, с строгим хранением совести, веруя, что такое прохождение послушаний необходимо для нашего спасения. V, 8.
Если же ты не достиг меры духовной, а еще младенчеств уешь умом, то смирись пред учителем, – да накажет тя милостию, и без совета ничего не делай. V, 46.
«О жительстве в послушании у старца». См. V, 71–75.
Те старцы, которые принимают на себя роль... древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании – послушании суть ложные... суть самообольщение и бесовская прелесть. V, 72.
Иноческое послушание, в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными. V, 75.
Оказывай послушание всем отцам и братиям в их приказаниях, не противных закону Божию, уставу и порядку монастыря... Но никак не будь послушен на зло. V, 77.
Скромное отношение советника к наставляемому – совсем другое, нежели старца к безусловному послушнику, рабу о Господе. V, 80.
Новоначальный инок должен заниматься возложенным на него послушанием со всею тщательностью, ради Бога и своего спасения, не любоваться успешным исполнением послушания... не развивать в себе тщеславия, самомнения и гордости. V, 328.