Array ( [_gcl_au] => 1.1.1882875404.1711091767 [_ga] => GA1.2.2113288777.1711091768 [_ym_uid] => 1711091768987902196 [_ym_d] => 1711091768 [av_from_search] => yandex [av_csrf] => V_I_7xBkeZe5wG4e [rmcookie] => S:U7s1HDil9EkKto6Y7xRPFsolI5pOJUkVXPi8ebuW1v7KUOqViJ0WXstpxL2peqMmQcGUz2VvikyCjKf-AsuLDOJpafr2ME4PzfiwPb8Y2YGCqs7YtfFYAyL9Ud-KmeDHeiv7Yat2WDRyNnzsIfMFNBgPZv8EfIHECFZFicGIix6P4R6kk1qWCVJrlZzHCZXpR11RFuP-_lUSN_Pyvr8xMXxUM1xL9hgtk0ZZWgmzWnoMTLHB4I2NLvkp-0YNCJEo7BHgT1AOGw1sr4OyVk-oZPcA3r_pvoyLeGuuiHS8_8ZDv_MoJWQVY4EQh7qt0fQOBlzWxrocYQ3ah5WvKAfwY_J0zzfbtqvdXEUW3bI8V7SV6c3QXuLxGi2i9l-9ezUpw0opQjo0KjuC-m99agpH1TRPPeyWct-qyyug7O69cs12QYyGPQ26MJse1tfNL8vmMCVXvYTG0f22zID3Sy2cZd5YTV4aSlBNaXxkU59irsif4Ft4fqzojrZC62AW3g4_6_X86oH3IrfViOeB7Qyy7FAKIrmgmTwFAED5VpVqIRwa-t2nOLFKhMdf-vQvnzglZYtFlVEyUMnSknUORnxcKkZpRtUo5GmPAPD_4T_Vc1YDmEXYmmgGIuLxKRDLiDHGnMUvqaKDYwWwJ8btt5egUHBZ_5HugqTG4a-KIRtsLJqHYmOH9MQsqBDVxN88WqzI2Es= [otrid] => S:Jma2yh-gSZ74K5wkFxMmQDCMk4Rsp2T_g4E7dt75Uo5JG23-i4ZlV2CdGbOXXfGeYS8j_72zTUjdBVhxg-fT2zHyJsvxZVG0SmnExwPjHCCeJ0pFENUkjxwYuu7KY-xWdBii8SenG2dyE4qdAtI-4sULY2hWhtO4AFlgfiUdiIUtI_nQoVvm-762F8PRSMHEMom2ZkOq2jaCEgAYfO1_fwO26KnoONor7P4= [_gid] => GA1.2.1467722656.1714117152 [_ym_isad] => 2 )

Проклятие

Литература по теме

Прокля́тие – 

1) осуждение кого-либо или чего-либо со стороны Бога;
2) следствие осуждения Божьего, наказание Божье;
3) крайняя степень осуждения кого-либо, чего-либо со стороны человека;
4) последствия осуждения кого-либо, чего-либо со стороны человека.

prokljatie - Проклятие
Гюстав Доре. Ной проклинает Хама. (Быт.9:24-27).

Что такое проклятие Божье?

Свт. Филарет Московский (Катихизис) дает следующее определение проклятия: «Проклятие – это осуждение греха праведным судом Божиим». Вслед за грехопадением следует изгнание первых людей из рая и лишение человека возможности общаться с Богом. «Бог есть свет и в Нем нет никакой тьмы» (1Ин.1:5), поэтому ничто темное, греховное, злое не может находиться в присутствии Бога, пребывать в общении с Ним. По этой причине Бог удаляет человека от Себя. Таким образом, проклятие выражается прежде всего в отчужденности человека от Бога как Источника жизни.

Проклятие существует уже от первых времен (Быт.3:14,17), но еще раньше его возникло и всегда ему противостоит благословение (Быт.1:22,28). Проклятие есть как бы отрицательное эхо благословения.

Божественное проклятие не следует понимать, как ярость, раздражение Бога, т.к. Бог всеблагой и Вседовольный, такие выражения в Библии следует рассматривать, как антропоморфизмы. Также библейский эпизод «проклятия смоковницы» (Мф.21:12-22) следует понимать аллегорически: всё, что не приносит духовного плода – противно Богу.

В чём состоит особенность проклятия, проистекающего от человека?

Тогда как проклятие Божье всегда сопровождается действием суда, проклятие, провозглашённое человеком, — далеко не всегда.

Это связано с тем, что человек не настолько могущественнен, чтобы любое его произволение стало результативным. Неизбежную действенность проклятия может обеспечить лишь Всемогущий Владыка.

Так, когда Он изрек в адрес змия осуждение: «за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт.3:14), действие суда не заставило себя долго ждать.

Проклятие, озвученное Ноем в адрес Ханаана — «проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт.9:25) — тоже не осталось без последствий и было реализовано в рамках Божественного Промысла. Почему Бог откликнулся на него? Дело в том, что это проклятие соответствовало принципам Высшей Божественной Правды: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер.48:10); «Проклят злословящий отца своего или матерь свою!» (Втор.27:16).

На том же основании результативными могли становиться и проклятия, провозглашаемые ветхозаветными священниками, действовавшими строго в рамках Божественных установлений, например: «тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим» (Чис.5:21).

Если же человек проклинает кого-либо вопреки Божьему закону, этим он сам преступает закон. В этом случае проклятие может обратиться на голову самого проклинающего: «неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь тó же» (Рим.2:1).

Так, Бог, зная о праведности Авраама, пообещал ему, что всякий злословящий его будет проклят: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» (Быт.12:3).

В чем состоит смысл Божественных проклятий?

В отличие от человека Бог никогда не проклинает незаслуженно или напрасно. Именно эти аспекты необходимо учитывать в первую очередь, чтобы понять смысл и значение Божьих проклятий.

Одна из первейших причин низведения Богом проклятия — необходимость справедливого воздаяния грешнику (Пс.108:17). В свою очередь возмездие, или наказание, в зависимости от обстоятельств может иметь различные цели.

Помимо ближайшей цели — восстановления справедливости, как это было, к примеру, в случае с наказанием насмехавшихся над Елисеем детей (4Цар.2:22-23), наказание может накладываться в качестве воспитательной меры, побуждающей грешника одуматься, остановиться (4Цар.22:19).

Иногда наказание может проявляться в ниспослании на грешника тяжелейшей болезни или смерти. Таким образом Бог может остановить зарвавшегося злодея, положить предел его бесчинствам и злодеяниям.

Бывает, что проклятие (справедливо) накладывается на беззаконника с тем, чтобы побудить к покаянию и послушанию прочих людей. Причем, по усмотрению Божию такое воздействие может предназначаться и распространяться на целое общество. Именно так можно объяснить некоторые случаи наказаний грешников Богом перед лицом огромной толпы (Чис.16:33).

В конце времен проклятие будет низведено на лицо всей земли (Зах.5:3). Так Господь даст людям очередной шанс одуматься. К сожалению, многие им не воспользуются (Откр.9:20-21).

Был ли проклят Богом человек в результате грехопадения?

Чтобы ответить на этот вопрос, важно учитывать, что понятие «проклятие Божие» может осмысливаться двояко: в узком и широком значении.

В узком смысле под проклятием подразумевается особый приговор Божьего суда, озвученный либо Самим Богом, либо через Его вестников, в отношении твари, в связи с нарушением Божественной воли. О такого рода проклятиях мы, к примеру, читаем в Священном Писании: «И сказал Господь змею: …проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми» (Быт.3:14), «Адаму же сказал: …проклята земля за тебя» (Быт.3:17), «И сказал Господь [Бог] Каину: …и ныне проклят ты от земли» (Быт.4:9-11).

«Проклятие», интерпретируемое в широком значении, иногда употребляется в богословской литературе и для обозначения тех проявлений Божественной Правды, о которых хотя и сообщается в том-то и том-то фрагменте Писания, однако, в рамках этого фрагмента прямо не указывается, что упоминаемый в нём объект Божьего суда проклят.

Например, озвучивая прародителям (после грехопадения) приговор, Бог указал, в чем будет состоять их наказание. При этом он сообщил о проклятии земли (Быт.3:17). Так это отражено в третьей главе Книге Бытия. Но о проклятии самого Адама в данной главе не говорится. Бытописатель подчеркивает: несмотря на то, что Адам и Ева согрешили, преступив заповедь и пойдя на поводу у сатаны, Бог проявил к ним особую милость.

Тем не менее ряд церковных писателей, и среди них составитель Полного церковно-славянского словаря, довольно авторитетного, протоиерей Г. Дьяченко, считают уместным утверждать, что первые люди подпали под Божье проклятие.

Логика их рассуждений ясна: если Божье проклятие противопоставляется Божьему Благословению (Быт.27:9) и выражается в лишении тех или иных Божьих даров, то что мешает сказать, что и Адам, вынужденно столкнувшийся после грехопадения с такими последствиями как изгнание из Рая, тленность и смертность, утрата первоначальной радости общения с Господом, утрата царственной власти над животными, необходимость добывать пищу «в поте лица», подпал под Божье проклятье?

Как можно освободиться от проклятия?

— Покаянием и исповедью. Я знаю много подобных случаев. Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чем-то были виновны, покаялись, поисповедывались и все их беды прекратились. Если тот, кто виновен, скажет: «Боже мой, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня», — и с болью и искренностью расскажет о своих грехах на исповеди священнику, то Бог простит его, ведь Он — Бог (преп. Паисий Афонский).

Цитаты о проклятии

«Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется».
Притч.26:2

«Христиане не должны проклинать, ибо надо иметь в виду, что проклятие, по попущению Божию, иногда как бы «схватывает», впрочем, только тогда, когда есть неправда. Если неправды нет, тогда проклятие возвращается назад к тому, кто изрек его, и тот подвергается всем последствиям. Подобное бывает и с обязующими словами: если слово правдивое и духовное, тут же «схватывает», – если же несправедливое и неразумное, тогда случается то же, что и с проклятием».
прп. Паисий Афонский

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka