Правда Божия – справедливость, одно из имен Бога, обозначающее такое его сущностное свойство, как справедливость. Правда Божия не противоречит любви; любовь без правды, изливаемая на грешника, была бы сродни попустительству греху.
Правда человеческая –
1) добродетель, она изображена в Божиих заповедях. Исполнять заповеди Божии – то же, что и творить правду;
2) то, что соответствует действительности;
3) правдивость.
Творить правду человечеству сугубо заповедано Христом в двух Заповедях блаженств:
4-я заповедь: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
8-я заповедь: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Чем отличается Божественная Правда от правды человеческой?
Правда Божия – одно из существенных свойств Отца и Сына и Святого Духа. Это значит, что Бог Праведен по самому Своему естеству. Будучи праведным по естеству, Он осознает высшую Правду, как высочайшее благо и никогда не действует вопреки Справедливости.
Что касается человека, чувство справедливости начертано на скрижалях его сердца и звучит, в той или иной мере, в голосе совести. Между тем, в отличие от Творца, человек далеко не всегда поступает в согласии с этим чувством. Нравственное чувство – одна из черт образа Божия в человеке, которая, с течением жизни, может как развиваться, так и заглушаться.
Кроме того, проявление Божественной Правды всегда сопряжено с проявлением всех Божественных совершенств, такими как Высочайшая Премудрость, Милосердие, Долготерпение и пр. Человеческая же «справедливость» нередко выступает обособленно или даже вопреки другим добродетелям, в том числе мудрости, милосердию и терпению.
Почему, если совесть является сущностной принадлежностью человека, а сущность у всех людей одна, каждый проявляет справедливость по-своему?
Причины отступления человека от требований Божественной Правды различны. Главным образом это связано с личными предпочтениями, которые, в свою очередь, обусловлены зависимостью от греха или, что хуже, сильнейшей расположенностью ко злу.
- Достаточно часто человек действует вопреки справедливости осознанно, руководствуясь соображениями личной выгоды или удобства. Примерами могут служить многочисленные иллюстрации из истории Ветхого или Нового Завета.
- Нередко человек грешит против Правды, не отдавая отчёта, что поступает несправедливо. Как правило такие грехи связаны с ложной, глубоко субъективной интерпретацией справедливости.
К слову, так поступали Израильтяне во времена Судей: «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.17:6). И именно это явилось одной из центральных причин внутренних раздоров, доходивших до братоубийственной вражды.
Другим примером могут служить фарисеи, которые, в силу следования букве закона, не раз обвиняли Спасителя в нарушениях этого закона, и при сем были уверены в собственной правоте. - Очень часто понятие человеческой справедливости строится не на Божьем законе, а на частном мировоззрении или широкой общественной морали. Такая справедливость крайне относительна: то, что считается справедливым среди одних, в кругу других может артикулироваться как серьёзная несправедливость.
Скажем, в первые века существования христианства язычники полагали, что гнать церковь Христову – справедливо, ведь в то время, официально, она была вне закона, а язычество, напротив, вписывалось в правовые рамки. С точки же зрения христиан, руководствовавшихся Божественным Евангелием, несправедливость проявлялась со стороны язычников (Откр.6:10).
На сегодняшний день в ряде государств справедливым считается бороться за однополые «браки», тогда как подобные союзы суть мерзость перед Богом (Лев.18:22) (см.: Содомский грех).
Почему окружающая действительность порой заставляет нас усомниться в справедливости Божией? Явные для нас грешники часто благоденствуют, а праведники страдают...
• Неверно ограничивать справедливость Бога пределами краткой земной жизни человека. Прп. Паисий Афонский: «Я бы сошел с ума от несправедливости этого мира, если бы не знал, что последние слово останется за Господом Богом». Поэтому удовольствия от греха – это отсроченные страдания.
• Человеку дарована свобода, мы – не роботы, не марионетки. До смерти Бог милосердно ждёт нашего обращения к Нему, после смерти являет Свою правду. Пример – притча о пшенице и плевелах.
• Наши выводы о благоденствии, как правило, поверхностны и основаны на каких-то внешних оценках (имущество, здоровье). При таком подходе игнорируется важнейший фактор – внутреннее духовное состояние человека.
• Временные страдания не являются безусловным злом, а часто несут очистительное значение, ведут к покаянию. Большинство людей в наше время приходят к Богу после пережитого горя, а не в состоянии земного счастья и с чувством благодарности.
• И в заключении стоит заметить, что наши оценки греховности окружающих людей далеко не всегда объективны.
Литература по теме
- Правда Энциклопедия изречений
- Правда Божия Библейский словарь
- Правда Божия архим. Алипий (Кастальский)
- О правде Божией проф. С.М. Зарин
- Правда Божия прот. Олег Давыденков
- Толкование на Рим.3 проф. А.П. Лопухин
- О правде Фома Аквинский
Комментировать