О́рос – (от греч. ὅρος (орос) – граница, рубеж, предел; отсюда: определение) – определение догматического характера, сформулированное и утвержденное на Вселенском или Поместном Соборе, признанное полнотой Церкви.
Если оросы составлялись на Вселенских Соборах, то не значит ли это, что принимая их, Церковь занималась изобретением и введением в оборот новых, дополнительных догматов?
Приступая к составлению оросов, участники Вселенских Соборов, не ставили себе целью придумывать и вводить в обиход новые догматические истины.
В основе вероучения Церкви лежит не изобретательский гений человеческого духа, а Евангельская проповедь Христа и Его апостолов. Сам Господь засвидетельствовал, что передал ученикам полноту спасительных знаний (Ин.15:15). Апостолы, следуя Его заповеди, передали вверенные им знания Церкви (Мф.28:19-20).
Само собой разумеется, что знания, сосредоточенные в Новозаветном Писании, представлены там не в полном, но в сжатом изложении (Ин.21:25). В Священном Предании Церкви учение Спасения представлено более полно.
Тем не менее, и оно не даёт полной ясности относительно вопросов веры. Ввиду глубины и возвышенности догматических истин, содержание каждой из них может вызвать такие вопросы, на которые трудно найти безукоризненный исчерпывающий ответ.
Стремление разрешить трудный вопрос самостоятельно, без опоры на Предание Церкви, может привести к заблуждению, что нередко и происходило в истории христианства. Случалось, что заблуждения так походили на правду, что привлекали массы людей. Так возникали еретические общины.
В эпоху Вселенских Соборов внутренний мир и единство Вселенской Церкви с особой ощутимостью нарушались сторонниками таких лжеучений как арианство, несторианство, монофизитство, монофелитство, иконоборчество и др.
Бывало, что ситуации с распространением ересей развивались настолько масштабно и настолько стремительно, что требовали безотлагательного вмешательства со стороны Церкви. В этих случаях Церковь Созывала Вселенские Соборы, участники которых представляли её полноту.
На Соборах отцы (по большей части – епископы) приступали к тщательному ознакомлению и исследованию вопросов, служивших камнем раздора между еретиками и верующими.
Прибегая к сокровищнице Небесной мудрости – Священному Писанию и Преданию, – отцы Соборов подбирали необходимые им указания, внимательно их обсуждали, анализировали, а затем формулировали ясные, чёткие вероопределения. После того, как определения одобрялись и утверждались Собором (Соборами), они приобретали догматический авторитет.
Следовательно, Вселенские Соборы не вводили в вероучение Церкви ничего существенно нового, отличного от апостольского учения, но лишь раскрывали и разъясняли те истины, которыми Церковь владела со времени её основания Господом Иисусом Христом.
Цитаты об оросе
«Триста восемнадцать святых отцов собрались на Собор для утверждения главного христианского догмата. И что же делали? Философствовали? Пускались в соображения? Нисколько. А только расспрашивали взаимно, как, где содержится исповедание о Господе Спасителе. Когда удостоверились, что все, всюду и не слыхивали другого учения о Спасителе, как то, что Он есть Бог, тогда единодушно утвердили, что тот богоборец, кто учит иначе, что сия есть вера отеческая, апостольская и Божественная. Как поступил сей Собор, так делали все последующие Соборы, так действует доселе Святая Церковь, и все ищущие истины при познании и определении всякой истины рылись и роются не в своих соображениях, а в богопреданном исповедании Святой Церкви. Вот вам знамя и проба истины! Как во время войны, перепутавшись, для различения своей стороны от чужой взирают на воздвигнутое знамя, так Бог в Церкви Своей воздвиг знамя истины, чтоб при смешении понятий, всегда почти имеющем место в человечестве, всякий, узрев сие знамя, мог с благонадежностию сказать: «Вот здесь истина, вот чего хочет Бог!» Надпись на сем знамени: «Общность исповедания». А самостоятельность исследования, своеличное постижение было и есть всегда источником ересей и заблуждений».
свт. Феофан Затворник
«Церковь едина за все времена по своему учению и исповеданию. Вместе с сим, по сличении исповеданий частных, слагается исповедание общее, очищенное или отрешенное от местных особенностей в языке и выражениях. Так составился вселенский символ на первых двух вселенских Соборах; так составлялись и вселенские вероопределения на остальных вселенских Соборах. Под составленными таким образом вероопределениями подписывались все участвовавшие в Соборе епископы; формула подписи была следующая: «определяя подписал». Подпись требовалась от каждого, собственно для заявления согласия с соборным определением, как вселенским исповеданием, а не для его утверждения в достоинстве непогрешительного определения. Определение получало вселенское значение не вследствие подписи того или другого отца, а вследствие единомышленного исповедания вероопределения. Поэтому, не подписавшиеся выступали из союза с Церковью, производили раскол, давали силу ереси, осуждаемой Собором, отлучались от Церкви или мыслились вне общения с Церковью».
протоиерей Александр Лебедев
Литература по теме
- Раздел «Каноническое право»
- Оросы-каноны Панайотис И. Бумис
Комментировать