Благословение

Литература по теме

Благослове́ние

1) действие Божие, выражающееся в низведении особых благостей, милостей на человека, (группу людей, семью, род. народ и т. п.);
2) священнодействие, совершаемое пастырем (архипастырем), направленное на призывание Божественной благодати, Божественной помощи;
3) разрешение пастыря, духовного наставника на совершение предполагаемого действия, поступка, на выбор образа поведения подопечного;
4) одобрение (пример: родительское благословение на брак сына с такой-то невестой);
5) (Бога) хвала Богу (см. напр. Великое славословие).

blagoslovenie 1 – Благословение

Формы благословения:

  • осенение крестным знамением пастырем верующих при богослужении;
  • получение благословения – форма приветствия при встрече со священнослужителем;
  • хвала Бога (напр. Пс.102);
  • молитвенное пожелания благоденствия, долголетия человеку;
  • родительское благословение – крестообразное осенение иконой (например, жениха и невесты их родителями перед венчанием);
  • в церковном обиходе означает разрешение священноначалия.

Священнослужители (то есть люди, получившие через таинство Священства благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой) – епископы (архиереи) и священники (иереи) осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.

Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.

Когда в храме священнослужители осеняют народ крестом или Евангелием, образом или чашей, то все крестятся и совершают поясной поклон, а когда осеняют свечами, благословляют рукой или кадят, произносят слова общего благословения «Мир всем» и другие, то необходимо совершить поясной поклон без крестного знамения.

Чтобы получить лично благословение от священника (епископа), следует сложить ладони крестом: правую на левую ладонями вверх, произнося слова: «Благословите, батюшка (или Владыка – епископу. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, – целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя. Как говорит святитель Иоанн Златоуст – «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами». Это ясно из слов священника, который преподает благословение: «Бог благословит!».

Родительское благословение представляет собой крестообразное осенение иконой (например, жениха и невесты их родителями перед венчанием).

Призывать благословение Божие необходимо не только в важных делах и опасных предприятиях, но и во всех обыкновенных житейских занятиях: на свою пищу, на свой честный труд и вообще на благие начинания, чтобы они были благоуспешны; на путь, чтобы он был благополучен; на своих детей.

О благословении священника

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина)

– Мне приходилось слышать, что благословение надо брать редко, перед ответственным делом, относясь к этому крайне серьезно. Скажите, пожалуйста, несколько слов о благословении.

– Благословение – это призвание благодати на дела и жизнь человека; освящение, прежде всего, самого человека. На благословение надо смотреть как на священнодействие. На каждой литургии весь народ получает благословение от служащего священника. На что он благословляет? Не на конкретное дело, а на христианскую жизнь, на борьбу с грехом, на волевое стремление к вечному спасению. Что же касается благословения на определенное дело, то лучше брать его у своего духовного отца, после того как вы изложите ему суть вопроса.

– Надо брать благословение на какое-то дело на стадии принятия решения или когда мы уже приступаем к задуманному?

– Благословение бывает двух видов: или мы предоставляем священнику право решать – нужно или не нужно предпринимать задуманное дело, или же мы уже приняли сами решение и просим благословение как помощь Божию в его исполнении. Чем раньше взять благословение перед началом дела – тем лучше. Если ваши намерения Богу неугодны или вам неполезны, то благословение воспрепятствует их совершению.

– Как быть? Один священник благословляет, другой нет. Вопрос связан с работой.

– Вы сделали ошибку в том, что, взяв благословение у одного священника и, как видно, будучи недовольным, пошли к другому. Я оказался третьим. Если вы верите в силу священнического благословения, то надо поступить так, как сказал первый священник. Желаю вам успехов в ваших делах.

Цитаты о благословении

«Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, и проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете».
Втор.11:27–28

«Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания».
Сир.3:8–9

«Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте».
Рим.12:14

«По крайней мере c IV в. обычным жестом при устном священническом или епископском благословении становится наложение крестного знамения (крестообразное движение руки) на благословляемое. Одно из ранних свидетельств этому содержится в составленном не ранее III в. апокрифическом Евангелии Никодима (гл. 24), где описано, как сошедший во ад Господь, простирая руку, творит крестное знамение на Адаме и всех ветхозаветных святых. При этом для крестообразного благословения могло использоваться различное перстосложение, как открытая ладонь («всеперстие»), так и один или несколько пальцев.
Использование при благословении разных форм перстосложения тесно связано с жестикуляцией римских ораторов (например, соединение безымянного пальца с большим, когда остальные вытянуты, означало начало речи или порицание (Quint. Inst. orat. 11. 3), а вытянутая правая рука, с выпрямленными указательным и средним, с прижатыми мизинцем и безымянным и отставленным большим пальцами – процесс речи или угрозу (Апулей. Метаморфозы. 2. 21). Кроме того, определенное влияние на перстосложение при благословении оказало и античное искусство счета по пальцам. Св. Патриарх Константинопольский Герман I в толковании на Божественную литургию (VIII в.) приводит числовое истолкование архиерейского благословения по прочтении Евангелия перед удалением оглашенных: пальцы благословляющей руки должны изображать греч. буквы ς и φ, имеющие определенные числовые значения и в сумме дающие 6500 – предполагаемый год (от сотворения мира) Второго пришествия Христа Спасителя.
С V в. на Востоке в связи с особой остротой христологических споров на пальцах стали изображать исповедание веры: 2 соединенных пальца символизируют Божественную и человеческую природы Христа Спасителя, а 3 – Три Божественных Лица. В зависимости от того, какие 3 пальца соединены – большой, безымянный и мизинец или большой, указательный и средний, – различаются дву- и троеперстие. Обычными перстосложениями на Востоке долгое время были восходящее к античности соединение большого пальца с безымянным при вытянутых остальных (при этом большой и безымянный пальцы изображают крест; именно это перстосложение имел в виду в своем толковании свт. Герман) и двуперстие; и то и др. встречается, например, на мозаичных иконах и фресках XI в. в Софийском соборе Киева. Кроме того, с VI в. на Востоке появляется благословение только 4 пальцами правой руки при прижатом большом.
К середине XVI в. обычным в греческих Церквах становится именословное перстосложение, при котором указательный и средний пальцы соединены так, чтобы первый из них, выпрямленный, представлял собой букву I, а второй, также простертый и несколько наклоненный, букву С; большой же палец совокуплен с 2 последними так, чтобы он, пересекая безымянный палец, представлял вместе с ним букву X, а мизинец, простертый и несколько наклоненный,- букву С, т. е. буквы греч. алфавита Ι, Σ и Χ. При этом изображается монограмма Спасителя – icxc, т. е. первые и последние буквы имени Iисус Христос. Иногда в таком перстосложении усматривали и др. буквы: Ν (от ΝΙΚΑ – Победа), Α и Ω, Τ как образ креста. Именословное перстосложение, вероятно, восходит к перстосложению с прямыми указательным, средним пальцами и мизинцем и соединенными большим и безымянным пальцами.
На византийских иконах, мозаиках и фресках, изображающих Христа и святых, встречаются и др. формы перстосложения при поднятой руке. Интерпретация жеста фигур с поднятой рукой только как благословляющего неверна, этот жест часто указывает не на благословение, а на обращение».
А.А. Ткаченко, преподаватель кафедры литургического богословия ПСТГУ

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka