Девятый член Символа веры
44. Примеры силы благословения святых угодников Божиих
I. Преподобный Прохор (1089 – 1113) так крепко подвизался, так полюбил воздержание, что лишил себя обыкновенного хлеба, а собирая лебеду, растирал ее, готовил себе хлеб и тем питался. Он заготовлял себе лебеду на целый год и таким образом до кончины своей не требовал себе хлеба, почему и прозван лебедником: кроме церковной просфоры он в кельи своей не вкушал никогда и овощей, не пил ничего кроме воды; он никогда не был печальным, и всегда весело работал Господу; не приходил в страх и от военных тревог; жил как птица, довольный одною лебедою. За такую терпеливую жизнь Господь дал ему свои дары. Настал в русской земле голод. Лебеды родилось очень много. Блаженный Прохор удвоил труды свои, собирая лебеду и растирая ее в муку. Некоторые, по его примеру, также собирали лебеду, чтобы питаться ею во время голода, но не могли есть от горечи. Нуждающееся обратились к Прохору и он всем раздавал хлеб свой, и хлеб его оказывался приятным на вкус, – до того, что не так хотели пшеничного хлеба, как испеченного Прохором. И вот еще чудная особенность: хлеб Прохора оказывался чистым и приятным, когда брали его по благословению Прохора; если же брали тайно, без благословения, то он оказывался горьким и черным. Один брат тайно, без благословения, взял хлеб у блаженного, стал есть, и он оказался до того горьким, что тот не мог глотать. Это повторялось не раз. Он стыдился исповедать блаженному грех свой и просить хлеба с благословением; но, наконец, не могши терпеть голода и видя перед глазами голодную смерть, пришел к игумену Иоанну и открыл случившееся с ним, прося прощения. Игумен, не поверив ему, велел другому брату взять тайно хлеб у блаженного. Принесли хлеб и оказалось то же самое, что говорил тот брат. Игумен послал к блаженному за хлебом и сказал: «Уходя, возьми другой хлеб, тайно». Принесли два хлеба, и тайно взятый оказался черным и горьким, а взятый из рук Прохора был приятен и весьма чист. После этого разнесся слух о Прохоре всюду и Прохор кормил весьма многих, страдавших от голода. (Из кн.: «Русские святые, чтимые всею церковию или местно», Филарета, архиеп. Черниговского Ч. 1. Спб. 1882 г стр. 167 – 169).
II. Инок Исаак был любимым учеником преп. Сергия. Преподобный желал оставить его начальником киржачской обители; но тот просил у Сергия благословения быть молчальником. «Завтра, – сказал ему на просьбу Сергий, – когда совершим божественную литургию, благословлю тебя». И на другой день, осенив его крестным знамением, сказал: «Господь да исполнит желание твое». Исааку показалось, что какой то пламень, но не палящий, исшел из руки преподобного и обнял его всего. (Из кн. («Русские святые, чтимые всею церковию, или местно», Филарета, архиеп. Черниг. Ч. III. Спб. 1882 г.. стр. 149 – 150).