Источник

Часть 15, Глава 42Часть 15, Глава 44

Девятый член Символа веры

43. Примеры, доказывающие действительность ходатайства святых за нас

I. Когда святые апостолы и христиане иерусалимские, при кончине Богородицы, оплакивали свое сиротство, Пресвятая Дева, как говорит Предание: «Даде извествование плачущим, яко не имать оставити их в сиротстве по Своем преставлении; не точию же тех, но и весь мир имать посещати, назирати и помоществовати страждущим: и в подтверждение истины Своего обетования в третий день после успения Своего явилась апостолам вместе с сонмом Ангелов, и рекла им: «Радуйтеся, се Аз с вами есмь во вся дни!» («Чет.-Мин.» мес. авг. 15 д.). Что же мы можем сказать после этого? Разве только то, что сказал св. Ефрем Сирин: «Небесная Царица – первая и высшая ходатайница наша пред Сыном и Богом Своим, неусыпное и непостыдное наше предстательство, покров всего мира, подательница всех благ, утешение, прибежище и спасение наше» («Св. Ефрем Сирин, молитв. к Богор. в Твор. св. отц.» т. XX, стр. 166 – 173).

Из множества примеров молитвы святых за живых самый поразительный тот, по поводу которого установлен в России праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В житии св. Андрея так говорится об этом: «Некогда во время совершения всенощного славословия в храме во Влахернах (где хранилась риза Богоматери с омофором и частию пояса) пришел туда блаж. Андрей. Был там и Епифаний, один из его учеников, с ним. В четвертый час ночи блаж. Андрей видит своими очами величественную Жену, идущую от царских врат со страшною свитою, из коей честный Предтеча и сын грома поддерживали ее своими руками, а многие святые в белых одеждах предшествовали ей, иные последовали, поя гимны и духовные песни. Когда она приблизилась к амвону, преподобный, пришед к Епифанию, сказал: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» – «Вижу, отец мой духовный!» отвечал тот. И когда смотрели, Она, преклонив Свои колена, молилась на долгий час, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лице. Окончив здесь молитву, подошла к престолу и молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы сняла с Себя, блиставшее на подобие молнии, великое и страшное покрывало, которое носила на пречистой главе Своей, и держа его с великою торжественностию Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи (святые Андрей и Епифаний) довольное время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую на подобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ее, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с Собою, Она оставила благодать бывшим там». В житии св. Андрея не определено точно время, когда было ему видение; но видно, что оно было под конец его жизни; следовательно около половины X века, а не во время вторжения сарацын в греческую империю в 909 году. Праздник Покрова Богородицы установлен в России, а не в Греции: в греческих записях о жизни святых нет и намека на этот праздник в Греции. В России он установлен не позднее ХII века (не позднее 1148 года). Замечательно, что видение Богоматери было св. Андрею, родом славянину, и праздник Покрова установлен и совершается в славянских землях. В самом же Царьграде, хотя не было этого праздника, но помнили видение, бывшее св. Андрею: во Влахернской церкви была икона Божией Матеря в том виде, в каком Она явилась св. Андрею. Дьяк Александр, в конце ХIV века, путешествовавший в Царьград, пишет о Влахернской церкви: «Тута есть икона св. Богородицы, юже виде св. Андрей на воздусе за мир молящуся». (Из «Полного месяцеслова востока», архим. Сергия, т. II, часть 2 стр. 312 – 314).

II. О действительности ходатайства пред Богом св. Ангелов Божиих мы имеем положительные удостоверения в слове Божием и в писаниях св. отцов церкви. Так, в книге св. пророка Захария мы видим даже, как молятся св. Ангелы о людях перед Богом. «Веждь, – говорит св. Нил, ученик св. Иоанна Златоуста, – яко св. Ангели увещевают нас к молитве и сопредстоят нам, радующеся вкупе и молящеся о нас» («Добротолюб.», ч. IV, гл. 81).

III. Некогда Сам Бог говорил св. пророку Иеремии: «аще станут Моисей и Самуил пред лицем Моим, несть душа моя к людем сим... Кто умилосердится к тебе, Иерусалиме? и кто поскорбит о тебе, или кто пойдет молит о мире тебе?» (Иер. 15:1, 5). Этими словами ясно Господь показал, что Моисей и Самуил, давно уже умершие, могли ходатайствовать пред Ним за иудеев.

Иуда Маккавей видел в видении Онию бывшего архиерея, мужа доброго, и благого, который и сам молился за вся люди иудейские и, указывая на иного мужа с ним бывшего, сказал Иуде: «сей есть братолюбец, иже много молится о людях и о святем граде, Иеремие Божий пророк» (2Мак. 15:14).

А св. Иоанн Богослов удостоился даже видеть в откровении на небеси, как «двадесять и четыре старцы падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли и фиалы златы полны фимиама, иже суть молитвы святых» (Апок. 5:8).

IV. О преподобном Вассиане повествуется следующее. В город Равенну, где жил угодник Божий, пришло от царя повеление казнить одного чиновника, по имени Вифимния, невинно оклеветанного: его тотчас взяли, заключили в оковы и привели на место казни. Не сознавая за собой никакой вины, Вифимний вспомнил угодника Божия Вассиана и преклонив голову под секиру палача, молился: «Угодниче Божий! Благодатию, данною тебе от Бога, будь мне ныне помощником». И что же? Едва только палач поднял секиру, она вырвалась из рук и упала на землю. Утвердивши в руках смертоносное орудие, исполнитель казни опять хотел ударить, но секира вторично выпала из его рук, то же случилось и в третий раз. Градоначальник, подозревая в этом намеренную измену своему долгу со стороны палача, призвал другого для совершения казни, но и у этого секира тоже троекратно вырывалась из рук. Народ, бывший свидетелем столь необычайного происшествия, поэнал в этом невидимое Божественное покровительство осужденному и требовал его освобождения. Когда донесено было царю о случившемся, и царь приказал произвести строгое переисследование дел о виновности Вифимния, то оказалось, что он совершенно невинный, был жертвою клеветы. Царь велел его освободить и возвратить все чины и достоинства. Вифимний всенародно прославил угодника Божия, Вассиана, которого молитвами был избавлен от напрасной смерти («Афонск. пат.»).

V. В житии пр. Петра Афонского повествуется, что он, будучи в мирском звании воеводою, попал в плен к сарацинам и содержался в темнице. В темничном заключении он усердно молился святителю Николаю, которого почитал своим особенным покровителем. Святитель явился узнику в сонном видении и сказал, что Бог не хощет скоро разрешить его от уз, потому что он согрешил тяжко, не исполнив данного Богу обета. Петр вспомнил, что обещал некогда принять монашество, но, увлеченный мирскою суетою и почестями воинского звания, забыл про свой обет. Дав решительное обещание исполнить этот обет, как только освободится от плена, Петр еще пламеннее стал молить угодника Божия о помощи. Св. Николай в другой раз явился Петру и сказал, чтобы он особенно молился св. Симеону Богоприимцу, который вместе с Пресвятою Богородицею и св. Иоанном Предтечею находятся ближе всех к престолу Божию и имеют великое дерзновение пред Богом. Пламенная молитва узника действительно привлекла к нему благоволение Божие по ходатайству сих небесных предстателей. Петр уже не в сонном видении, но наяву видит, как предстали пред ним св. Симеон Богоприимец и святитель Николай, освободили его от уз и вывели не только из темницы, но и из земли неприятельской. Возблагодарив Бога и Его великих Угодников, Петр немедленно исполнил прежде данный им обет отречения от мира. По особому указанию Божию, он поселился на Афоне и так долго не видал лица человеческого, скрываясь в уединенных пещерах, что, подобно Марии Египетской, достиг равноангельского совершенства в подвижническом житии – вся одежда на нем истлела, и он только волосами своими мог прикрывать наготу, – а от враждебного действия стихий – холода и жара защищала его благодать Божия, данная ему за необычайное терпение. Во время своей многотрудной подвижнической жизни, св. Петр неоднократно испытывал особенную чудодейственную помощь небесных предстателей в своей борьбе со вражиими искушениями. (Из «Афон. патер.»).

VI. Церковный историк Евсевий повествует о другой мученице, которая обещала воину, защищавшему ее от оскорблений языческой черни, молиться за него Царю Небесному, и действительно молилась за него, что подтвердил сам воин, удостоившийся видеть св. мученицу, которая возложила на него венец и сказала: «Я молилась за тебя Господу, и молитва моя услышана» («Церк. ист. Евсевия», кн. VI, гл. 5, стр. 330).

Приведем теперь несколько примеров милости Божией, явленной чрез св. угодников Божиих в нашем отечестве.

VII. Холера 20-го и 48-го годов, опустошавшая Москву и соседние селения, не коснулась не только Сергиевой обители, но и живущих в Троицком посаде, где находится лавра преп. Сергия. Так просто и естественно все это объяснялось близостию к сим местам великого угодника Божия и силою его молитв... Соприсутствие св. угодников также живо чувствуется и в Киевской лавре и у Соловецких чудотворцев, и в других, так называемых святых местах. (См. брошюру прот. П. Смирнова: «Чудеса в прежнее и наше время», стр. 7 – 12).

VIII. Особенным обилием чудес ознаменовано было открытие святых мощей святителя Тихона: слепые прозирали, немые получали дар слова, расслабленные, бесноватые с сведенными руками или с поврежденными другими членами тела мгновенно исцелялись. Чудеса творились всенародно, на глазах всех. (См. там же).

IX. Около 60-х годов нынешнего столетия особенное изумление пред величием силы Божией возбудило даже в обильной чудесами Сергиевой лавре исцеление сухорукого – одного из лаврских сторожей, после бывшего ему нощного явления преподобного, при мощах его, в день его святой памяти (Оттуда же).

X. В это же время в Москве, при мощах святителя Алексия, почти уже совсем лишившийся зрения прозрел домашний или народный учитель, признанный врачами неизлечимым (Оттуда же).

XI. Затем все края России до самых пределов Китая наполнила слава чудес от св. мощей великомученика и целебника Пантелеимона. Многим Господь Бог привел быть довольно близкими свидетелями чудного исцеления бывшей в течение одиннадцати лет скорченною и могшею только ползать при помощи особо устроенных катков Дарии Ивановны Колоколовой, которая в благодарность за дивную помощь Божию восприняла затем пострижение в иночество, с наименованием в честь угодника Божия Пантелеимоною. (Оттуда же).

XII. Нельзя, далее, не рассказать о чудесной помощи трех святителей: Василия Великого, Григория Богосова и Иоанна Златоустого мальчику при страшной опасности для жизни. Дело было так. В селе Саблукове, арзамасского уезда, нижегородской губ., проживает семейство доброго, смиренного и правдивого мельника, крестьянина Кочеткова. Кочетков старик, по своей честности и рассудительности был по выбору старшиною, а сын его Кодрат состоит в должности сельского старосты.

Семейство Кочеткова многолюдное, состоит из 13 человек: отца-старика 57 л., его жены, двух сыновей женатых с детьми и 15-летнего сына Петра. Кроткие и правдивые Кочетковы отличаются нищелюбием и преданностию св. церкви. Они имеют христианский обычай, унаследованный от предков, каждый день класть три земных поклона пред иконой св. трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, и Иоанна Златоустого, призывая их на помощь и прося у них милости и успеха в делах. Отправляясь на мельницу, они молятся дома перед почитаемою иконою, и там, в стенах мельницы, воздали поклонение тем же трем святителям и потом пускают мельницу в ход. 28 января 1889 г., в самый полдень, бушевала страшная буря. Старшие братья Петра были заняты уборкой с току соломы и хлеба, и отец, за недосугом старших сыновей, послал молоть младшего сына Петра. Петр, не сообразивши того, что была буря, пустил мельницу в ход и, по примеру братьев, сошел под пол осмотреть пяту вала: не требуется ли подмазать, но когда он близко подошел к валу и обглядывал его вокруг, как-то нечаянно движением шестерни привернуло полы его полушубка и забрало его рубаху; еще одно мгновение и Петр, мог погибнуть. В минуту грозящей опасности он так взмолился святым от всего детского верующего сердца: «Угодники Божии свв. трие святителие! спасите меня помогите мне; погибаю я. Святые Божии! защитите меня, не дайте умереть без покаяния. Верую, что вы все можете сделать, можете меня спасти!» Вдруг мельница сама собой останавливается, стоит неподвижно, не смотря на то, что буря продолжается. Через полчаса, или несколько меньше, на мельницу приходит один крестьянин узнать, смолота ли его рожь, и видит: мельница стоит, а мальчик скручен и привернут шестерней. Крестьянин немедленно взял бывший там топор, перерубил полы полушубка, рубашку и прочую одежду и освободил страдальца. Чрез час принесен он был домой, но был еще без сознания. По осмотре его тела нашли, что одна нога сильно ранена, но кость не повреждена. Когда пострадавший пришел в себя, то, перекрестившись, стал рассказывать окружавшим о своем несчастии на мельнице и в конце своего рассказа прибавил, что он своим спасением обязан единственно ходатайству угодников Божиих свв. трех святителей, им призванных на помощь (Из «Церк. Ведомостей», изд. при Свят. Синоде, 1889 г., № 27, стр. 805 – 806).

ХVII. Не можем не упомянуть еще о следующем чуде. Дня за 4 до праздника Рождества Христова 1887 г. пришел в Николо-Бабаевский монастырь крестьянин костромской губернии, буйского уезда, отставной рядовой Филимон Васильев Отвагин, страдавший расслаблением всей правой стороны тела, при чем вовсе не мог владеть правой рукой и волочил правую ногу, не имея никакой возможности двигаться свободно и совершая путешествие при помощи постороннего лица. В свидетельстве, выданном ему из вологодской земской больницы, от 31 мая 1887 г. за № 145, за подписом ординатора Сняткова, удостоверенном старшим врачом Ульрихом, значится, что он, Отвагин, с 1 февраля по 1 июня 1887 г., находился на излечении в означенной больнице от неполного полупаралича правой половины тела (раresis), происшедшего от эмболии головно-мозговых сосудов (еmbolia сегеbri), болезни совершенно неизлечимой и препятствующей ему заниматься личным физическим трудом.

В ночь с 25 на 26 декабря, передает Отвагин, в сонном видении видел он стоящих у изголовья его святителя Николая Чудотворца, а поправее Царицу небесную – Пресвятую Богородицу. Святитель сказал ему: «Потрудись и помолись у меня, тебе Господь дарует исцеление». – Царица небесная, стоявшая тут же у изголовья больного, сказала ему то же самое. Когда он, Отвагин, проснулся, то стал чувствовать силу в невладевших членах, и правую руку он донес до своей головы, чего прежде совершенно не мог делать и крестное знамение изображал левой рукой. Придя 26 числа к ранней Литургии, он мог уже свободно осенять себя крестным знамением правой рукой. Теперь он уже чувствует себя совершенно исцеленным и пожелал окончить дни своей жизни в Бабаевском монастыре («Церк. Вед.», изд. при Св. Суноде, 1889 г., № 11).

XIV. Затем, как ударом страшного грома, поразило всех крушение поезда, среди которого явлено дивное спасение Помазанника Божия и Его Августейшего семейства. Да, только одно чудо всемогущества и милости Божией спасло нам нашего Государя в достопамятный день 17-го октября 1888 года. В этом сомневаться нельзя ни на одно мгновение. – В самом деле: возможно ли здесь объяснить спасение от неминуемой смерти «случаем?» Вагон, в котором находился Государь и Его семья, распался весь, пол и потолок провалились, стены сплющились, – но из всех этих обломков непостижимым образом составилось тесное и совершенно безопасное место для Государя и прочих членов царской фамилии. Между тем опасность была столь велика, что стоявший рядом с Императором служитель был убит наповал, а Богом хранимый Царь остался цел, и цел образ Нерукотворенного Спаса; мало того: лампада пред ним не погасла и стеклянный киот, в котором он, по обычаю православной церкви, помещался – не разбился, – явное и на веки незабвенное для всех русских знамение, что Спаситель мира, лик Коего изображен на иконе, сохранил нам Царя и Его царственный дом.

Только одно подобное чудо со святой иконой знает русская история. Во время занятия в 1812 г. Москвы французами, по плану Наполеона, весь Кремль должен был взлететь на воздух. От пяти ужасных взрывов дражали стены зданий, трескались стекла, падали двери, – железо, камни, бревна Никольской башни, арсенала и кремлевской стены, как перья летели на воздух. Но на стене той же Никольской башни образ святителя Николая остался невредим, даже не оборвалась веревка, на которой висел фонарь со свечей. Хрупкое стекло киота погнулось, но не разбилось (Сн. «Историю рус. цер.» Филарета Гумилевского, период V, стр. 200; «Слово по случаю чудесного спасения Государя Императора 17 Октября 1888 г.» свящ. Гр. Дьяченко, помещ. в «Моск. Церк. вед.» за 1890 г. № 14).

XV. Вот и еще поразительный случай дивного явления благодати Божией над болящей 13-летней девочкой. Дочь священника села Краснополки, уманского уезда, киевской губернии, по имени Анна в конце 1888 года почувствовала сильное нервное расслабление, доводившее ее до того, что она не могла выносить никакого шороха, стука и даже обыкновенного внезапного обращения к ней говорящих; при всяких подобных случаях она приходила в трепет и вздрагивание. Ноги и руки ее до того были расслаблены, что все суставы ее, при малейшем движении, хрустели, и она могла ходить только согнувшись, едва передвигая ногами, держась за окружающие предметы и дрожа всем телом. При таких обстоятельствах, родители взяли ее из училища и поместили в киевскую александровскую больницу; но и тут все меры, все новые способы лечения, применяемые опытными врачами, не привели ни к чему. Родители не знали, что делать; а между тем больная дочь их настойчиво просила повезти ее в с. Козельщаны, полтавской губернии, к чудотворному образу Богоматери. В половине июня (1889 г.) мать, пригласив с собою брата своего, священника, отправилась с больной в Козельщаны. После молебна в тамошней церкви мать повела свою дочь к образу и хотела приподнять ее, чтобы удобнее приложиться, но девочка сама пожелала приподняться: кости ее захрустели и она, употребив все усилия, приподнялась, прильнула верующим сердцем и устами к пречистому лику Царицы небесной, и... вдруг, сверх всякого чаяния и без всякой посторонней помощи, она твердою стопою, бодро и весело, отходит на свое место. Обрадованная мать и бывшие с ней, пораженные таким необычайным явлением милости Божией, не верили очам своим. С этой минуты девочка уже не чувствовала более никаких болезненных припадков. По возвращении в Киев она бегала, резвилась, быстро поднимаясь на второй этаж квартиры и спускаясь обратно, и никакой внезапный шум, шорох и стук уже не приводили ее в прежнее болезненно-мучительное состояние: девочка ожила. («Церк. Вед.», изд. при Св. Синоде за 1889 г. № 41).

XVI. Наконец, заслуживает глубокого и сердечного внимания всякого верующего следующий рассказ о поразительном чуде исцеления 15-ти летнего мальчика Грачева в С.-Петербурге, слух о котором облетел в короткое время все концы России. Дело было так: в С.-Петербурге у супругов, по фамилиии Грачевых, 5 декабря 1876 года родился сын Николай, наименованный так в честь святителя и чудотворца Николая. Отец его родился и пребыл православным, мать же была по происхождению немка; но за два месяца до рождения Николая, по собственному желанию и убеждению, приняла православие. От самого рождения Николай был слабый и больной ребенок: до семилетнего возраста не ходил, и вообще перенес в детстве много болезней. В 1886 году одновременно скончались родители Николая, и он остался на попечении сестры своей, благочестивой девицы. В день похорон матери сделался с ним первый припадок падучей болезни, и он стал подвергаться припадкам, в начале редко, а затем все чаще и чаще. Во время этих припадков он постоянно подергивался и надувался, и истерически рыдал; его ломало, изгибало, подбрасывало иногда на пол-аршина и сбрасывало со стула и кровати. Благочестивая, любящая сестра его употребила всевозможные средства к его излечению, но все они были напрасны. Восемь разных врачей и разными способами лечили его, но не только не было исцеления, но даже облегчения болезни: напротив, положение больного делалось все хуже и хуже. В месяце ноябре 1890 года у больного отнялись руки и ноги, он был не в состоянии принимать уже лекарства, припадки повторялись по 6, 7 и 8 раз в сутки; единственным избавлением от страданий представлялась смерть. Истощив все средства, видя брата лежащего без рук и ног, сестра подумала, что ему уже не долго осталось жить, и пригласила своего духовного отца исповедать брата и приобщить Святых Таин в напутие жизни вечной. Господу, дивному в делах Своих, благоугодно было подать больному Свою божественную помощь.

3-го декабря ночью ему было особенно худо: припадок продолжался от часа до шести с половиной утра, после чего он уснул. Во время сна он услышал голос: «Николай!» – и вдруг ясно увидел пред собою Пресвятую Богородицу, свят. Николая и еще святого в белом клобуке с крестом. Царица небесная сказала, обращаясь к больному: «Николай, поезжай в такую-то часовню219 Божией Матери, 6 декабря, ты получишь исцеление, но ранее не говори никому». Больной, не рассказывая ничего об этом явлении, стал убедительно просить, чтобы его свезли в часовню к иконе Божией Матери. Сестра долго не решалась, предлагая ему пригласить священника, чтобы отслужил молебен, но отрок не переставал просить. Тогда прислуга убедила сестру его, говоря: «Он умрет, а вы будете скорбеть, что не исполнили его последнего желания». Настал назначенный день, именно, день его Ангела, 6-го декабря. С большим трудом одели больного, снесли на руках с лестницы и повезли в часовню. На дороге с ним сделался припадок. Лишь только внесли его в часовню, припадок возобновился в сильнейшей степени: его положили пред святой иконой. При чтении Святого Евангелия он пришел в сознание; а когда запели песнь – «не имамы иные помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице», его подняли и приложили к святой иконе... И – о чудо! – в эту же минуту он перекрестился и встал на ноги, как здоровый, и еще раз со всем усердием благодарной любви приложился к святой иконе... С тех пор прошло уже несколько месяцев, и отрок совершенно здоров. («Церк. Вед.» изд. при св. Синоде за 189т г., № 4).

 

* * *

219

Примеч. Часовня с иконою Божией Матери „Всех скорбящих радости“ находится за Александро-Невской Лаврой, по Шлиссельбургскому тракту, близ стеклянного завода. 23 июля во время страшной грозы молния ударила в эту часовню, расщепила досчатый купол и произвела внутри часовни страшное разрушение, причем пострадал и киот со святой иконой, но лик Богоматери уцелел, и к самой иконе пристало несколько медных монет, разбросанных молнией с ящика киота. Часовня была возобновлена, и верующие стали прибегать с особенным усердием к Владычице и почитают икону сию чудотворною. Монеты разметаны молниею и посажены на икону (прилипли к ней) как бы в некотором порядке, одна над правым свитком, другая между свитком и сиянием лика Богоматери, две у сияния с левой стороны, девять на одеянии.


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle