Благословение как выражение благоволения
(Benediction)
Тогда как блаженство представляет собой благословение, высказанное одним человеком в адрес другого человека или Бога, благословение в виде проявления благоволения к человеку или группе людей исходит от Бога и передается избранным Им представителем. Хотя такие благословения не ограничиваются богослужениями (напр., Быт.9:26–27; 14:19–20; 27:27–29), они обычно ассоциируются с ними. В Ветхом Завете формальное благословение объявлялось священниками (Чис.6:24–26; 2Пар.30:27), а в Новом Завете его высказывали апостолы в своих посланиях. Наиболее известным в Библии является, пожалуй, Аароново благословение:
Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!
Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя!
Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир! (Чис.6:24–26).
Если мы обратимся к Ааронову и апостольским благословениям, связанным обычно с проведением богослужений (Чис.6:24–26; Рим.15:13; 2Кор.13:13; Евр.13:20–21), то увидим в них следующие особенности: 1) сосредоточенность на Боге в том смысле, что Он предстает источником благословения благодати и мира; 2) торжественность и возвышенную символику языка в сочетании с литургической терминологией; 3) авторитетность высказывания, в котором особые и избранные Божьи представители не только выражают пожелание, но и фактически передают Божье благословение.
Эти благословения отличаются ярко выраженной риторической приподнятостью, звучной тональностью и нарочитой приукрашенностью стиля. Например, Аароново благословение состоит из трех пар глаголов с одним и тем же подлежащим – «Господь». В новозаветных благословениях мы видим такой же фразеологический и синтаксический параллелизм, уходящий корнями в иудейское литургическое наследие.
См. также: БЛАГОСЛОВЕНИЕ, БЛАГОСЛОВЕННОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ; БЛАЖЕНСТВО.