Блаженство
(Beatitude)
Блаженство – это благословение, высказанное в виде формулы, начинающейся со слов «блажен» или «блаженны». В слове блаженный подразумевается состояние счастья, довольства, удовлетворенности и благополучия. Высказать благословение в форме риторической фигуры блаженства значит не просто выразить пожелание, это в определенном смысле означает придание положения благословенности человеку или группе людей или признание реальности каких-то качеств, проявляющихся в человеке или в группе людей.
Блаженства в Библии обычно связываются со счастьем в общем плане, но иногда в повествовательном контексте они относятся к конкретному человеку. Чаще всего блаженства служат выражением пожелания будущего благополучия, но в некоторых случаях они высказываются в ответ на какие-то уже совершенные человеком дела. Выслушав рассказ Руфи о великодушии Вооза, Ноеминь сказала: «Благословен он от Господа» (Руфь.2:20). Мы обычно представляем себе блаженства как выражение благословения в отношении людей, но в Ветхом Завете важное место занимают и благословения в адрес Бога. С учетом всех этих видов блаженств число таких благословений в Библии превышает сотню. Они всегда выразительны, в них подчеркиваются добрые чувства по отношению к кому-либо и показывается идеал, к которому должны стремиться и другие.
Один из путей понимания блаженств в Библии заключается в изучении характеристики человека, в адрес которого высказывается благословение в форме риторической фигуры блаженства. При этом мы обнаруживаем, что между блаженствами в Ветхом и Новом Заветами существует различие. Кто объявляется благословенным или блаженным в Ветхом Завете? Тот, кто своим благоразумием удерживает импульсивного человека от мщения (1Цар.25:33); жёны и слуги мудрого царя (3Цар.10:8; 2Пар.9:7); люди, уповающие на Бога (Пс.2:12; 33:9) и получившие прощение грехов (Пс.31:1–2); народ, у которого Господь есть Бог (Пс.32:12; 143:15); люди, помышляющие о бедном (Пс.40:2; Притч.14:21), поклоняющиеся Богу в храме (Пс.64:5; 83:5), соблюдающие Божьи заповеди (Пс.118:1–2) и имеющие много детей (Пс.126:3–5). Если искать ветхозаветный аналог заповедей блаженства в Нагорной проповеди с их разносторонним изображением благословенного человека, достаточно обратиться к Пс.1: в нем показана картина благословенности благочестивого человека, начинающаяся со слов «Блажен муж» и включающая в себя итоговое заявление: «что он ни делает, успеет» (Пс.1:3).
В блаженствах Ветхого Завета выражается благословенность благочестивого и нравственного человека в этой жизни. Они уходят корнями в религиозное сообщество, в котором Бог имел высшую ценность, а повседневная жизнь рассматривалась как поиск получения Божьего заветного благословения, в том числе (но не только) материальных благ. Ветхозаветные блаженства превозносили результаты упования на Бога и прославляли благоразумного человека, живущего в соответствии с Божьими установлениями. В них, скорее, подтверждалась, а не оспаривалась житейская мудрость.
С другой стороны, подавляющее большинство новозаветных блаженств революционны по своим формулировкам и выражаемым в них чувствам и носят апокалиптический характер по своему видению. В них благословляется человек, который будет членом грядущего царства, отвергаются обычные ценности, а люди призываются к коренному изменению образа жизни. Теперь уже блажен не человек, ведущий нравственный образ жизни и благодаря этому преуспевающий, а человек, которого Христос, когда Он придет, найдет бодрствующим (Лк.12:37–38, 43) и который вкусит хлеба в Царстве Божьем (Лк.14:15). Блажен человек, который «переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12). Кроме того, эти блаженства Царства христоцентричны, в них благословляется «Царь, грядущий во имя Господне» (Лк.19:38), и ученики, своими глазами видевшие Христа (Лк.10:23). Заповеди блаженства в Мф.5:1–11 можно считать нормативными новозаветными блаженствами. Они вкупе рисуют портрет идеального последователя Христа, и в них последовательно выражается нетрадиционное понимание благословения. Блаженны не те, кто добился земных успехов, а нищие духом, плачущие, кроткие, милостивые, чистые сердцем и так далее. Кроме того, награды, обещанные этим людям, относятся к духовной и апокалиптической сфере – вхождение в Царство Небесное, наследование земли, лицезрение Бога, получение больших наград на небесах. Наивысшее выражение новозаветные апокалиптические блаженства находят в семи блаженствах, записанных в разных местах Книги Откровение (Откр.1:3; 14:13; 16:15; 19:9; 20:6; 22:7, 14).
Никогда не теряя своего крайне благотворного воздействия, библейские блаженства отражают в миниатюре переход от ветхозаветных представлений к новозаветным, в которых цель благочестивой жизни в нынешнем завете сменяется христоцентрическим и апокалиптическим видением наступления и конечного торжества полностью духовного Царства, коренным образом преобразующим мышление даже среди праведных.
См. также: БЛАГОСЛОВЕНИЕ, БЛАГОСЛОВЕННОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ; ПРОКЛЯТИЕ.
Библиография:
R.A. Guelich, The Sermon on the Mount (Waco, TX: Word, 1982) 62–118.