Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Благость

(Goodness)

Благость – таинственное понятие, в котором подразумеваются чувство восхищения в сочетании с неизмеримой глубиной тайны. Обзор употребления слов благость и благой в Библии быстро раскрывает причину такого понимания: благость в Библии связывается с Самим Богом. Отец, Сын и Святой Дух сами по себе благие и творят благо. Божьи люди по сути своей не благие, но способны совершать благие поступки благодаря наделению силой Божьего Духа и присутствию в своей жизни Бога через Иисуса Христа. Что же такое благость? Как в красоте библейских образов раскрывается богатство определений благой и благость, встречающихся в Библии более шестисот раз?

Благость Бога. Благость присуща самой природе Бога. Как природа воды выражается в ее влажности, а природа огня в горении, так и природа Бога выражается в благости. Это качество неизменно, оно не может ослабнуть, и у него нет ни начала, ни конца. Когда Моисей попросил показать ему славу Божью, Бог ответил: «Я проведу пред тобою всю благость Мою» {«славу»}, но «лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:19–20). Здесь Божья благость представлена тайной, выходящей за рамки человеческого понимания. Во время той же встречи Бог прошел перед Моисеем и возгласил: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания» (Исх.34:6–7). Благость Бога выражается в названных здесь качествах – милости, благодати, любви, верности, готовности прощать и праведности.

Такое всеобъемлющее понимание благости Бога находит отражение и в псалмах. Благость Господа можно увидеть в образе «земли живых» (Пс.26:13), в котором подразумевается, что в этой жизни нам доступна благость Бога. В Пс.30, псалме благодарения, псалмопевец восклицает: «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя» (Пс.30:20), – и в перечень свидетельств тому включает Божью праведность, неизменную любовь, сострадание, верность, благодать и милость. В Пс.144, псалме хвалы, тоже превозносится «великая благость» Бога, которая связывается с такими нравственными и духовными атрибутами, как величие, могущество, праведность, милость, неизменная любовь, сострадание и промысел. Бог благ по самой Своей сути: Иисус заявил, что «никто не благ, как только один Бог» (Лк.18:19), а псалмопевец написал: «Ты Господь мой; блага мои Тебе не нужны» (Пс.15:2).

Бог не только благ Сам, Он также творит благо. Псалмопевец соединяет оба понятия и пишет: «Благ и благодетелен Ты» (Пс.118:68). В Ветхом Завете Бог «доброе изрек об Израиле» (Чис.10:29) и сдержал Свое обещание. Тогда как братья Иосифа умышляли против него зло, «Бог обратил это в добро, чтобы... сохранить жизнь великому числу людей» (Быт.50:20). При освящении храма люди «пошли в шатры свои, радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю» (3Цар.8:66). Пс.22, в котором перечисляются Божьи добрые дела, заканчивается уверенным предсказанием: «Благость и милость [Бога] да сопровождают меня во все дни жизни моей» (Пс.22:6). В Новом Завете Бог тоже изображается Богом, совершающим благо. Иисус «ходил, благотворя» (Деян.10:38). Павел выразил уверенность, что любящим Бога «все содействует ко благу» (Рим.8:28).

Благое творение. Нет, пожалуй, более известного библейского отрывка на тему о благих делах, чем шесть заявлений в рассказе о творении (Быт.1) «и увидел Бог, что это хорошо», за которыми следует кульминационное заявление: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31). Здесь мы видим еще одну группу библейских образов добра – творение, вызванное к жизни Богом и продолжающее приносить благословение роду человеческому. В Божьем творении, в том числе в людях, созданных по образу Его, отражается Его собственная благость; не удивительно поэтому, что в принципе оно хорошее. Павел заявил, что «всякое творение Божие хорошо» (1Тим.4:4).

Учитывая связь между Богом и Его творением, человеческая жизнь в этом мире рассматривается в Библии как по сути хорошая. В качестве примеров краткого выражения этой мысли можно привести два отрывка из Книги Иеремии. Искупленные «придут... и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа» (Иер.31:12), а следующая за этим утверждением картина благости Бога включает в себя образы пшеницы, вина, елея, агнцев и волов, и жизни настолько полной, что она выглядит как «напоенный водою сад» с людьми, веселящимися в хороводе (Иер.31:12–13). Получивший такое благословение народ «насытится благами Моими, говорит Господь» (Иер.31:14). Здесь благость Бога распространяется на благие вещи в этой жизни и находят выражение образы человеческой удовлетворенности наряду с внутренне присущей Богу благостью.

Аналогичная группа образов добра, исходящего из Божьих благословений Своих созданий встречается через главу: «Опять будет слышен голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, голос говорящих: “славьте Господа Саваофа, ибо благ Господь, ибо вовек милость Его”, и голос приносящих жертву благодарения в доме Господнем» (Иер.33:11). Это воистину образ легендарной благой жизни с гармоничными отношениями между Богом и людьми, восхваляющими Бога и радующимися благословениям, которые Он дает. Благость Бога не отделена от жизни, а, напротив, служит основанием всех ее благ.

Плод Духа. Люди, созданные по образу Божьему и восстановленные в этом образе через искупление, тоже способны действовать на благо. Их дела, как и Божьи, объявляются «хорошими». «Деяния и добродетели» Езекии были настолько известными, что удостоились письменного упоминания (2Пар.32:32). Автор Притчей заявил, что «добрый приобретает благоволение от Господа» (Притч.12:2) и насыщается от путей своих (Притч.14:14). Иосиф из Аримафеи был «человек добрый и правдивый» (Лк.23:50), а Варнава «был муж добрый и исполненный Духа Святого» (Деян.11:24). Здесь мы видим в Библии иную категорию благости – относящуюся к персонажам, демонстрирующим богоподобные качества, которые в Библии изображаются выразителями наивысшего добра.

Благость прославляется как один из плодов Духа, характеризующих тех, кто принадлежит Христу (Гал.5:22–24). Выше мы отметили, что источник всей благости есть Бог; следовательно, «кто делает добро, тот от Бога» (3Ин. 1:11). Благость человека не исходит от него самого: «Нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3:12», – пишет Павел. Или еще: «Не живет во мне... доброе» (Рим.7:18). Вместе с тем, Павел призывает имеющих Духа «делать добро всем» (Гал.6:10), как и Иисус, заповедовавший Своим последователям «любить врагов ваших, и благотворить» (Лк.6:35). Иисус учил также, что «дерево доброе приносит и плоды добрые» (Мф.7:17).

Вселенский конфликт. Важным аспектом библейского образа благости является то обстоятельство, что он изображается на фоне своей противоположности. Задним планом служит предпосылка о великом духовном конфликте между добром и злом. Вариация на эту тему содержится практически в каждом библейском рассказе. Конфликт начался в раю, где было дерево познания добра и зла (Быт.2:9, 17). Вкусив плодов запретного дерева, Адам и Ева познали добро и зло (Быт.3:22). С того времени добро и зло переплелись, и такое положение стало уделом живущих в падшем мире.

Первейшая обязанность живущих в таком мире заключается в различении добра и зла (2Цар.14:17; 3Цар.3:9; Евр.5:14). Другая – в том, чтобы делать добро, а не зло, решительно отвергать зло и избирать добро (Пс.33:15; 36:27; Притч.14:22; Ис.7:15–16; Ам.5:14–15; 1Пет.3:11; Рим.12:9). К добру надо всеми силами стремиться (Притч.11:27).

Еще одна вариация на тему – разделение рода человеческого на две категории: добрых и злых (Притч.15:3; Ек.9:2; Мф.5:45; 12:35; Ин.5:29), как и дела человеческие считаются либо добрыми, либо злыми (Ек.12:14; 2Кор.5:10). Разрешение вселенский конфликт получит в эсхатоне, и хотя в современных переводах Книги Откровение слова добро и благость не встречаются, основной смысл книги сводится к неизбежности конечной и решающей победы добра над злом.

Образы благости. Благость наряду с обыденным прилагательным хороший – самый распространенный библейский образ, используемый для выражения положительных сторон человеческой жизни. Содержательность этого образа станет в какой-то мере ясной, если мы просто обратим внимание на широкую гамму понятий, которые разные библейские авторы называют хорошими. Под одну из таких категорий, естественно, подпадают нравственные и духовные ценности. Нас призывают: «Вкусите, и увидите, как благ Господь» (Пс.33:9). Прославление Бога есть благо (Пс.53:8; 91:2), также как и приближение к Богу (Пс.72:28). То же самое относится к «благодеявшей руке Бога» (Неем.2:18), к «уставам и заповедям добрым» (Неем.9:13), к благим словам Бога (3Цар.8:56), к «доброму пути» (2Пар.6:27), к справедливости, любви к делам милосердия и к смиренномудренному хождению пред Богом (Мих.6:8).

Но благость может относиться и к менее «духовным» сферам жизни. Например, хорошими могут выглядеть пастбища (1Пар.4:40; Иез.34:14), или работы по возведению стены (Неем.2:18), или поиски доброй жены (Притч.18:22). Совместная жизнь верующих – благо (Пс.132:1). То же самое относится к «слову во время» (Притч.15:23); к еде, питью и радости от работы (Ек.5:17); к мудрости (Ек.7:11) и к совести, свободной от чувства вины (Деян.23:1; 1Тим.1:5). Добрыми могут быть плоды дерева (Мф.7:17), даяния родителей детям (Мф.7:11) и учение мудреца (Притч.4:2). Благими могут быть даже страдания (Пс.118:71).

Заключение. Образы благости в Библии показывают, что Бог благ и что через Его присутствие в нашей жизни мы возрастаем в благости и подобии Ему. Размышления о благости Господа порождают ощущение подлинной добродетели, обращающейся к самому лучшему, что есть в каждом верующем. Будучи созданиями, сотворенными по образу Божьему, мы можем стремиться к благости в окружении мира и общества, в которых есть много хорошего.

См. также: БЛАГАЯ ЖИЗНЬ; БОГ; ЗЛО, КРАСОТА, МИР (I) – ПОКОЙ; МУДРОСТЬ; ТВОРЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle