Тле́нность человеческой природы – одно из последствий первородного греха в каждом человеке, наряду со страстностью, смертностью и склонностью ко злу.
Святые отцы использовали слово «тление» в двух значениях:
1. Тление (тленность) (φθορά – фтора) означает подверженность человека безгрешным страдательным состояниям (τὰ ἀδιάβλητα πάθη – адиавлита пафи), таким как голод, жажда, болезни, скорби, боязнь, уклонение от смерти, усталость от труда, физическая боль и т. д.). У Христа мы признаем наличие безгрешных и непорочных страстей, которые тем не менее никогда не приводили к греховным поступкам или состояниям.
2. Тление (истление) (διαφθορά – диафтора) означает разрушение, распадение целого на составляющие элементы – разложение тела, смерть. В узком смысле можно говорить и о смерти духовной, как потере благодати. Тело Христа в этом смысле было нетленно.
Цитаты о тленности человеческой природы
«Бог не только сотворил нас из ничего, но, по благодати Слова, даровал нам и жизнь по Богу. Но люди, уклонившись от вечного, и по совету диавола обратившись к тленному, сами для себя стали виновниками тления в смерти; потому что… по природе они были тленны, но свойственного им по природе избегли бы по благодати, как причастники Слова, если бы пребыли добрыми; по причине соприсущего им Слова, не приблизилось бы к ним естественное тление, как говорит и Премудрость: Бог созда человека в неистление, и во образ собственной Своей вечности: завистию же диаволею смерть вниде в мир (Прем.2:23–24). Когда же совершилось это, – люди стали умирать и тление сильно воздействовало уже в них, превозмогая над всем человеческим родом, в большей еще мере, нежели сколько было это естественно, поколику, вследствие преступления заповеди, воспользовалось оно против них и Божиею угрозою, да и сами люди в прегрешениях своих не остановились на известных пределах, но, постепенно простираясь далее, преступили, наконец, всякую меру».
свт. Афанасий Великий
Литература по теме
- Тление Сокровищница духовной мудрости
- О тленности и нетлении прп. Иоанн Дамаскин
- «Физические» последствия грехопадения: тленность, смертность, страстность, «кожаные ризы» Д.В. Новиков
- Понятия смерти и тления в традиции греческой христианской литературы (II–XV вв.) в контексте полемики с эволюционизмом иеродиакон Иннокентий (Глазистов)
Комментировать