Об Искуплении

Источник

Содержание

От издателей

Введение. Из письма архиепископу Феофану (Быстрову)

Мои мысли Предисловие Глава 1. Общий взгляд Глава 2. Обзор темы I. Восстановление падшего творения II. Любовь Божия к творению III. Вечность мучений IV. Церковное учение V. Связь догмата Искупления с нашим спасением Из разных святых отцов Глава 1. О грехопадении и воссоздании человека Невозможность спасения без Бога 1. Спасти человека не мог ни он сам, ни иное творение 2. В частности, для этой цели снисходит второе лицо пресвятой Троицы как создатель всего 3. Для чего же делает это Бог? 4. Но по единству лиц в Святой Троице она вся принимала участие в спасении, а Слову предстояло как бы преимущественно сие дело II. Общий смысл и цель спасения III. Подготовление спасения чрез учение IV. Иисус Христос – посредник 1. Воплощение Сына Божия 2. Уничижение и страдания Иисуса Христа 3. Но особенно нужна была смерть (за нас) 4. Иисус Христос – жертва, выкуп 5. Уплата долга за нас 6. Ветхий Адам и новый Адам 7. Кому же уплачен долг? 8. Плоды Искупления Глава 2. Из Святого Тихона Задонского О несении Креста как пути спасения, – О хуле на распятого За нас Грех – самое великое зло «Правда, милосердие и премудрость» Любовь Божия Не все спасаются Утешение от страданий В Кресте нашем Он с нами побеждает Надежда грешников Благодари Плод смерти Его – не грешить Почтенный, почти Бога Первейшее дело – спасение Благодатию спасаемся Знак язв И рассуждение много помогает Заключение Во имя Сына Глава 3. Из Святого Иоанна Златоуста Воплощение – начало Искупления Евхаристия – повторение жертвы пасхальной Иисус Христос – посредник, жертва (Отцу) Иисус Христос кровию искупил мир Иисус Христос – посланник, примиритель кровью Покаяние – в силу крестных заслуг Иисуса Христа За что же это? Всё – для Креста (центр спасения) Выкуп – Кровь Его Крест – источник всех благ Грехи прогневляют Бога Вознесение есть уже плод победы Креста Его смерть – Искупление за нас Веселье от уплаты долга Примирение через Сына Воплощение (и все прочее) – от любви Его «Христос есть основа...» Во все надо верить, не «объяснять» Что дивного сотворил Иисус Христос? Смерть Иисуса Христа была уплатой чужого долга Нужно было сочетать любовь с правдой Действие любви и всепрощения Троякая борьба Искупил грехи других «Он был Жертвою...» Все непостижимо, с зачатия и рождения Его Крест изгладил грехи Жертва умилостивительная Для чего приходил Иисус Христос? – и научить «Будем праздновать (Рождество)...» Почему Он заклан и для чего? «На кресте принесена жертва...» Кровь Креста все сделала Потому – и сила в крестном знамении Посему «Агнцем святой Иоанн Креститель называет Его...» Даже имя Его действенно В заключение – умилительная речь Златоуста о разбойнике в раю Глава 4. Из святого Иоанна Дамаскина 1. Тайная веры Непостижимость Божества Но главная основа знаний – откровение 2. Причина и общий способ домостроительства Почему спасает нас Сын Божий? 3. Спасение чрез общение естеств в Иисусе Христе Рождение от Девы – тайна Восприятие всей человеческой природы: В частности, Бог Слово воспринял «ум» (дух) В результате получилось общение Бога и человека Как же именно к нам это относится? Случилось спасение со всем естеством 4. Необходимость и сила Креста Тайна «Крестного Слова» Но результат действия именно Креста – очевиден (хотя бы и непостижим) 5. Почему же именно, однако, – Тайна; Жертва; «выкуп» Если Жертва, то – кому? 6. Усвоение Отсюда сила и крестного знамения Ибо всякий раз, как где будет знамение, там будет и Сам Он». 7. Связь чрез: а) Таинства б) Крещение г) Есть крещение чрез покаяние 8. Условия восприятия «Искупления» со стороны самого человека а) прежде всего – вера б) далее – требуется очищение от страстей 9. Всё – Бог делает Но чем же мы можем воздать? Заключение Глава 5. Из святого Григория Богослова Божий суд: правда и любовь Раздор в самом диаволе Тайна – воссоздание Спасение через страдания Христа Ходатай. Посредник Искупление Правильный смысл – озарение Две крайности «Простой» верующий и – мудрствующий «Бог за нас умер» Искупает от проклятия Оправдание страданием Диавол – источник греха Как воссозидается? – жертвой Кому и для чего – жертва? Жертва! Страдания – прежде всего! Чрез страдания! Крест – спасение Крест – победа над диаволом Цель – победа над диаволом и воссоздание человека Кому – кровь жертвы? Более – привязывайся к Богу! Вочеловечение и воздаяние долгов Троица – всё, и в тенях Глава 6. Из Святого Исаака Сирина Глава 7. Тайны веры Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Евсевий, епископ Александрийский Диавол попран Крестом Святой Афанасий Великий, Архиепископ Александрийский Пострадать за всех и ходатайствовать пред Отцом Жертва Отцу – смертью Сына Главное: уплата долга (за Адама) Святой Василий Великий Воплощение для уничтожения смерти Проклятие Вера Святой Григорий Богослов Наказание – человеколюбие Истощание – от благости Борение – по человечеству Главное одно – мое воссоздание и возвращение к первому Адаму». Святой Димитрий Ростовский Из сборника XVII века «Статир» Святой Григорий Нисский Воплощение – к страданию Проданы были врагу Тайна благ Божиих Выкуп – Отцу Богу Святой Софроний, Патриарх Иерусалимский Святой Феодот, Епископ Анкирский Все делает Бог, а не человек Святой Прокл, Патриарх Константинопольский Святой Лев, Папа Римский Святой Иаков Саруга II. О Кресте на воздвижение Святой Амвросий Медиоланский Святой Иоанн Златоуст Святой Кирилл, Архиепископ Александрийский Святой Андрей Критский Преподобный Иоанн Дамаскин Святой Иосиф, Архиепископ Фессалонитский Святой Григорий Палама Святой Димитрий Ростовский Святой Ефрем Сирин Святой Феодор Студит III. На святую Пасху Святой Григорий Богослов Кратко – домостроительство Святой Григорий Нисский Святой Прокл, Архиепископ Константинопольский Преподобный Aввa Дорофей Преподобный Симеон Новый Богослов Святой Кирилл, Епископ Туровский Святой Димитрий Ростовский IV. На Вознесение Святой Лев, Папа Римский Святой Григорий Палама Святой Дмитрий Ростовский Святой Илия Минятий, Архиепископ Кефалонитский V. На Пятидесятницу Святой Григорий Богослов Святой Григорий Нисский Святой Амвросий Медиоланский Преподобный Макарий Великий Святой Лев, Папа Римский Святой Кирилл, Епископ Туровский Святой Димитрий Ростовский VI. На Преображение Господне Святой Ефрем Сирин Святой Феодор Студит Святой Григорий Палама Святой Тихон Задонский VII. На Успение Божией Матери Святой Андрей Критский VIII. На Рождество Божией Матери Святой Фотий, Патриарх Константинопольский IX. На Введение во Храм Пресвятой Богородицы X. На Богоявление Святой Григорий Палама XI. На Сретение Святой Софроний, Патриарх Иерусалимский Святой Григорий Палама XII. На Благовещение Святой Григорий Чудотворец, Епископ Неокесарийский Святой Прокл, Патриарх Константинопольский Святой Андрей Критский Из преблагих и пренепорочных недр своих Преподобный Феодор Студит Святой Фотий, Патриарх Константинопольский XIII. На Вход Господень в Иерусалим Святой Иоанн Златоуст Святой Евлогий, Архиепископ Александрийский Святой Фотий, Патриарх Константинопольский Святой Григорий Палама Святой Илия Минятий Глава 8. Из Святого Симеона Нового Богослова О грехопадении и клятве Жертва Святой Троице В чем же это домостроительство? Поклонение жертвенному Кресту Чрез Христа – благодать Святого Духа Нужно уподобиться Христу Более счастливы подвизающиеся во Христе Благодать воскресения Кто свободен? Кто – Христов? Кому можно богословствовать? Благодать Христова Всё сводится к СМЕРТИ Искупителя Бог «удовлетворился» «Ради нас» Страшно. Помилуй, Господи! Спасаемся через Крещение Непостижимо И среди мира Любовь и благодать Две жертвы «Сродник» Покаяние Можно ли видеть Бога? Престранная вещь «Истина –от Бога...» Кто смиренномудрый? Святый Дух В отмену – жертва Воскресение – знак отмены смерти всех И наше воскресение По богослужебным книгам Глава 1. Об Искуплении по богослужебным книгам Доклад преосвященного епископа Вениамина 17 апреля 1932 года Богослужебный материал. Значение его Глава 2. Октоих. О Кресте и Искуплении Важное значение октоиха I. «Непостижением разумеваем» Таинство неизреченное II. За нас, за меня распинается III. «Сосуд клятвы» IV. «К Отцу» V. От «волка мысленнаго» VI. «Лежит окаянная без дыхания» VII. Человек Бог на Престоле VIII. Центр спасения IX. Помилован по милости X. «Яко Бог» – Единосущный XI. Где же о «Гефсимании»? XII. Неизреченная Сила XIII. Аскетика Искупления XIV. «Покой» и «покаяние» Глава 3. Из октоиха. Выписки по гласам Глас 1 Крест Любовь Божия Посольство Бога Отца по любви Путь – Кровию За нас, за наш грех Ходатайствует Божеством Агнец–жертва Страсть: страдание, распятие Сила Креста – от Распятия Воплощение еще не спасает Распятие погубило диавола Крест верующим спасение: его трепещут враги Мученики сильны Богом Отцом Мученики сильны благодатию Креста Капли Крови и воды ребра Христова Спасаемся благодатию Христос – Агнец, то есть Искупительная Жертва, – спасает и от диавола Древо рая и Крест: восстановление человека, Богом созданного Цена, выкуп, жертва Избавитель – Распятия ради Усопшим – избавление Крестом Глас 2 Воплощение – для страдания Недра – о Боге Отце часто Отец благоволит, Сын исполняет, а Дух – деятель Страстию = страданием Посредник между Богом и человеком Прощение – Кровию Христовою Любовь к созданию – Кровию спасение, Во отмщение в ад пришел Смертию смерть упразднил Благодатию крещения Спасение на Кресте Рукописание диаволу Христос ХОТЕЛ страдать по любви Обожение Кровь с водою Воплощением – обожение; потом Распятие и смерть; через Крест убиение диавола Вменение – Агнец Кровию – просвещение Глас 3 Спасение от клятвы и смерти Рукописание Адама Недра Божии и патриархов Как Бог – спасаешь Страдания – от воплощения до Голгофской смерти Взял наше поношение Христос за нас был клятвою Не разгневался Крест – «сохранник мира» Крещение и Причащение. Отверзание рая и падение диавола Жертва Спасение – страдание Древо преслушания и Крест Страданием – спасение, жизнь Распятие – тайна Бог страдал плотию за нас Воссоздание каплями крови Боязнь смерти в Гефсиманском саду Клятва Победа над диаволом Глас 4 Разрушение царства диавола Отцу приведу Рукописание = долговая расписка на подчинение диаволу Глас 5 Зрак = образ исправлен Крестом Тайна воплощения и Распятия Искупленных Крестом Господь Иисус Христос приводит к Родителю, Себя принося в Жертву, как Агнец Христос – Жертва Крестом поколеблены бесы Примирение со Отцом Распятием Недра – употребительное слово Агнец = Жертва Недра Авраамовы Искупление страданиями Глас 6 Смертию – смерть Упразднил диавола. Нас обновил Крестом. Освобождение от клятвы Страстию мудрость явил Благоволение Отца – Крестом Все совершено Христом Благодатию насыти Вместо клятвы – Божие благословение Распеншийся Плотию – Бог Привел Отцу отринутых – Сын Обновление – действие Троицы Жертва на Кресте Освобождение от «древния клятвы» и источение благословения Бог изринул преступника Искупление ценою Крови Прощение грехов благодатию Спасение по любви к образу Своему Глас 7 Всё – Крестом Примирение со Отцом Крестом И во аде действует Крест Теперь плоть нетленна Вина примирения с Богом Бесстрастен Божеством Клятва и благословение Про Предтечу – говорится: Агнец – жертва Творцу Все сказано здесь Искупил Драма была! Вечные мучения! Глас 8 Несказанно... таинство... Воскресением освобождение от ада Обновление Кровию Сила Креста Глава 4. Служба на праздник Сретения Господня Предисловие Непостижимость воплощения и прочего Обожение Сретение и очищение (избавление) от грехов Благодать уже является Бессильность закона Начало благодати Во Христе ипостась одна; но, хотя и человеком, он принесен Богу Жертвы ветхого завета – образ Самому Себе, – как Богу в Троице, – приносится Цель пришествия Христа – обновление через плоть Указание на Крест Глава 5. Из Постной Триоди. «Триодь» Учение Постной Триоди Об Искуплении и кресте О клятве Возвращение рая Искупительная жертва Крестная сила Беседа с умершим Благодать Креста «Радости и страх» В чистоте сораспятия «Пощади по милости» Страдания Христа Спасителя Последовательные выписки из Триоди Постной И здесь: от КЛЯТВЫ. Грехи, рукописание – Распятием Опять: страстию от работы вражия Агнец закланный – Причастие Сила великая Агнец закланный Вход ко Отцу Крестом Прощение – Крестом подписано Плоды Креста Крест = кровию и освящением Дух Святый – через Крест Восстановление мира Тайна воплощения За раба – и смерть Цена Искупления Родителю Цель – входа в Иерусалим Опять – Отцу Идет – на врагов Победитель Ясное слово о Жертве Отцу! Пожренный: Агнец и Жертва За всех Тайная Вечеря – от века Великое таинство Причащения Литургия + жертвенник = жертва За нас Жертва. Причащение Благодарение Отцу за спасение людей Искупитель благодарит Отца В Жертву Себя приносиши Гефсиманское борение = по немощи Искупление Кровию Троица избавляет от огня адского Ясно: Крест РАСПЯТИЕ: Проклятейший Иудо! Смертию – обновление (чрез воскресение). Недр Отеческих Крайнее благоутробие = слава Седяй в недрех Отчих: Таинство распятия Боголепное бессмертие Плоть страдала: Божество – бесстрастно Соверших все упокоение вечное Глава 6. Из Цветной Триоди Последовательные выписки Смертию смерть поправый Торжество над врагами! Вся тварь Плоды воскресения Царствие Христово, Божие Жизнодавец Через страдания и смерть Троице – величание Все уже известно Радостные стихиры Часы Пасхи Исповедание Фомы – благодатию Благодать Фоме Всё – по благодати Святого Духа В каноне 3-й Недели предшествует КРЕСТ Хочу: создание Свое обрадовать Воплощением – общники Богу Плотию Крест Обновление – воплощением Усвоение – человечества Благодать – от Святого Духа Благодать – от Божией Матери Обещание послать Духа. По воскресении обещал Духа Святого и дал в Пятидесятницу Проповедь апостолов: о чем? Мать Христа, славимого за Крест Таинство Распятия и воскресения Тайна распятия Бога Вода – благодать С душою ко аду Ничто не прибавилось в Троице Воплощение для страдания Таинство в Предвечном Совете Все совершил: кончив посольством Духа Святого Ходатай... Конец дела Христова – Суд Спасение по благоволению Отца Примирение с родителем Сын послал Духа от Отца Крест = Жертва = Кровь обновления Примирение нас с Отцом на Кресте Долг Низложение вражды с Богом и примирение умерших с Отцом Всё – непостижимым Божеством Обещание Духа Святого Ради Сына = по заслуге Христа = Дух Снятый От Святого Духа – благодать Послесловие Из русских святителей XIX века Глава 1. Из Митрополита Платона (Лёвшина) Вина человека пред Богом Предвечный совет о спасении человека Еще о совете Любовь Божия и правда Жертва умилостивления «Совершишася» Проклятие: заслуга Правосудие: заслуги В Сретение Господне – Жертва Вышнему Милость и Правосудие «Смерть Христова есть истинная и единая жертва НЕОДНОКРАТНО! Плод крестной смерти Величество или величие Божие Сила Жертвы Христа Бога Глава 2. Из Митрополита Филарета (Дроздова) Слово в День Благовещения Пресвятыя Богородицы (В сокращении) Глава 3. Учение об Искуплении Епископа Феофана Затворника Введение Цельность и систематичность Связь веры с учением о нравственности Источники видения Безысходность человека без Искупления Тайна – в корне [воплощенном домостроительстве]: и [наш] «разум» Далее кратко излагается суть его воззрений III. Подробное изложение «Снятию с нас вины греха и клятвы законной, или нашему оправданию, состояться невозможно без воплощения Бога Смерть Необходима смерть Богочеловека Ссылка на слово Божие «Восполнить время жизни, проведенное в грехе, делами правды могут только дела Богочеловека» Как изображает Его Слово Божие «Но и обновление наше, или дарование нам новой жизни, также невозможно без воплощения Бога О сем говорит и слово Божие В Слове Божием Цель христианской (и вообще человеческой) жизни Кратко (путь спасения) Три зла Смысл крещения в деле Искупления Путь спасения (психология) Церковь Катехизис Митрополита Филарета «Откуда грех?» Грешащий христианин – кто? Метод познания Из других книг Феофана Епископа, Вышенского Затворника Вот что он говорит в «Мыслях» «Всё – в Господе Спасителе. Связь Воздвижения и Богородичного Праздника «Распятие же Христово... «Вера в Сына Божия.... Письма об Искуплении Религиозно-психологическое восприятие Искупления Вместо предисловия Как спастись Как же спастись? Что именно сделал Спаситель? Где же истинный путь спасения? Так ли спасаешься? Спасаешься ли? Письмо об Искуплении № 1 Письмо об Искуплении № 2 Письмо об Искуплении № 3 Голгофская жертва Письмо об Искуплении № 4 Воплощение – начало Искупления Иисус Христос – Посредник, Жертва (Отцу) Иисус Христос Кровию искупил мир Иисус Христос – Посланник, Примиритель Кровью Покаяние – в силу крестных заслуг Иисуса Христа За что же это? Всё – для креста (центр спасения) Выкуп – Кровь Его Кpecт – источник всех благ Аналогия с царем Грехи прогневляют Бога Вознесение есть уже плод победы креста Письмо об Искуплении № 5 Искупитель Не бойся Заключение Запрос монахине Анне Ответ монахини Анны Далее послесловие читавшей Акафист Искуплению Вехи жизни Митрополита Вениамина  

 

В книге рассматривается центральный вопрос в Божием домостроительстве спасения – Искупление человека Христом Спасителем. Она включает обширные выписки из творений святых отцов, выписки из богослужебных текстов, а также размышления владыки Вениамина, комментирующие собранный материал и содержащие глубокое и четкое обобщение темы.

От издателей

Митрополит Вениамин Федченков (1880 – 1961 гг.) – заметный иерарх и деятель Русской Церкви. Менее известен он как замечательный писатель, глубокий мыслитель-богослов и эмоциональный, горящий духом просветитель.

Основными богословскими трудами Владыки по раскрытию Божьего домостроительства являются его книги о двунадесятых праздниках и Пасхе, а также о главенствующем событии – Искуплении человека, совершенном Христом Спасителем. Вопрос Искупления столь важен, что в объяснениях праздников он всегда им рассматривается с особым вниманием.

Данная книга раскрывает читателю эти многолетние размышления Владыки о пути спасения человека. Материалы к ней писались в течение 40 лет и составили более тысячи машинописных страниц.

Митрополит Вениамин пишет: «Искупление имеет чрезвычайную важность для всех людей, и для христиан в особенности. Однако, к этому вопросу мы наблюдаем всякое отношение: тогда как Церковь уделяет ему совершенно особое внимание, даже центральное, – в мире мы усматриваем, к сожалению, по отношению к нему равнодушие: то событие, которое даже разделило на две эры всю человеческую историю (до и после Рождества Христова), воспринимается многими с неохотой даже подойти к нему, услышать о нем...

В Искуплении Церковь видит две стороны: объективную, лежащую не в человеке, а вне его, в БОГЕ: что совершил Господь. Эта сторона – Божественная. И субъективную: как реагирует человек. Эта сторона – человеческая. В первой стороне заключена суть Искупления, а вторая содержит лишь плоды, ответ на это главное, на эту суть.

Здесь не будет сказано ничего нового, а будет только утверждено и пояснено известное. Но и это важно: ибо неправильное понимание столь важного вопроса ведет за собой прискорбные последствия».

Труд митрополита Вениамина включает обширные выписки из творений святых отцов, выписки из богослужебных текстов, а также размышления Владыки как комментирующие собранный материал, так и выделенные им в отдельные главы.

Цель многочисленных выписок – показать восприятие разными святыми совершения Искупления; так же и читатель, в соответствии со своим настроением, может обратиться или к древним отцам, или к русским святителям, или к богослужебным текстам.

Книга издана по авторской машинописи, любезно предоставленной А. М. Т. Машинопись представляет две части: первая – «Об Искуплении», вторая – «Дополнение об Искуплении», в которой содержатся новые выписки и некоторые полемические материалы, не вошедшие в данную книгу. Мы предполагаем представить их в последующих публикациях.

Завершает книгу акафист Искуплению, написанный Владыкой для келейного употребления.

В конце книги приведены вехи жизни митрополита Вениамина, а также обзор его духовного наследия, изданного нами. Даже один перечень книг позволяет понять значимость преосвященного Вениамина как просветителя, богослова, писателя.

Современница Владыки, монахиня Анна Обухова, прочитав по его просьбе материалы для книги об Искуплении, назвала их «великим сокровищем духовным», которое «надо читать не только внимательно, но и молитвенно... ведь это суть нашей веры. Эта книга может быть и великим утешением, и назиданием. Автор работал и во славу Божию, и ради спасения людей...»

Введение. Из письма архиепископу Феофану (Быстрову)

По вопросу об Искуплении обычное воззрение, как известно, носило название юридической теории: сущность ее сводится к идее «выкупа», «умилостивления», страдания «за» людей.

Эта точка зрения рациональному мышлению казалась непостижимой по существу, ибо переносила сущность дела Спасителя в тайны Божественной жизни Пресвятой Троицы; а главным образом, она «возмущала» моральное чувство своею видимою элементарностью и несогласием с представлением о Боге, как «Любви». Поэтому явилась нравственно-психологическая теория, которая (если ее брать в чистом виде) переносит центр спасения в самого человека, в его нравственно-психологические переживания, вызываемые делами (тоже Любовью, главным образом) Спасителя.

Но внимательных философов и наблюдающих [за] действительной духовной жизнью человечества эта точка зрения не удовлетворяет: ибо она противоречит действительности (беспомощности всяких способов «самоспасенства») и почти уничтожает дело Господа Иисуса Христа – сводя его к учению, примеру и заражающему действию на психику людей, а существенно (в самом себе) бессодержательному, как бы пустому.

Потому явилась точка зрения онтологическая, особенно излюбленная новыми философами. Она переносит центр в дело Господа Иисуса Христа, в существенно-важное значение именно Его дела, Им и в Нем совершившегося 1. И в этом отношении она несколько будто бы сближается с так называемой юридической теорией. Но разница в том, что онтологисты, – исходя (как мне кажется) из той же (только более скрытой) идеи о «рациональном» (будто бы) уяснении догмата, с одной стороны, и из желания установить спасение и на деятельности самого же человека (как и в нравственно-психологической теории), – они переводят центр тяжести главным образом в человеческую природу Господа Иисуса Христа, в факт Боговоплощения, как начала богочеловечества всего человеческого рода. Отсюда у них выдвигается Воплощение, но меркнет дело «Креста» (от Назарета до Голгофы 2), не говоря уже о мнимости «объяснения» 3, а потом и об неудовлетворительности его; ясно видно, что эта точка зрения находится в противоречии не только с юридической теорией (ими поносимой не меньше психологистов), но, главное, и с изначальным учением Слова Божия и Церкви о центральном значении «Креста» и «Жертвы» в деле Господа Иисуса Христа.

Поэтому остается возвратиться к церковной точке зрения, которую с философско-богословской точки зрения, – кажется, – можно бы назвать мистическо-реальной, по главному моменту этого воззрения. Но дело, конечно, не в наименовании, а в существе воззрений.

Основные пункты его (как это мы усвоили и из Предания живого, и из Предания писанного, и из слова Божия, – о чем поразительно ясно говорят мне и собранные мною материалы) таковы:

1) вне всякого сомнения, – по Писанию и Преданиям, – центр дела Господа Спасителя сводится к Кресту, – понимаемому как в широком смысле этого понятия вообще, так и в особенности Креста Голгофского в тесном смысле. И Гефсимания тут занимает лишь один из моментов Крестного Подвига, и притом со стороны даже не самой существенной – Божественной или даже Богочеловеческой, а – преимущественно человеческой, а потому и не самой действенной в деле Искупления человечества 4;

2) в деле же Креста самую существенную ценность имеет то, что он принят был Самим БОГОМ;

3) и принят был «за» род человеческий, то есть не только «по причине» падения, не только «для» людей, но именно и главным образом «за» людей, то есть «вместо» них;

4) если же принять эту установку вопроса, тогда ясно поднимается последующий пункт:

КАКОЙ СМЫСЛ в этом Кресте за других? Ответом на него является учение о ЖЕРТВЕ. Этот пункт настолько незыблем в Писании, у святых отцов и в богослужении, что подавляет своею очевидною несомненностью. И можно утверждать, что если исключить, отвергнуть эту идею Жертвы в деле Иисуса Христа, то отпадут и Писания, и святые отцы, и службы, и самая литургия. Это – очевидно. Не говорю уже о зловредных последствиях такого лжеучения для грешной души. Идея ЖЕРТВЫ – несомненна, как ФАКТ, устанавливаемый всецерковным сознанием и самим словом Божиим;

5) когда же человеческому сознанию хочется осмыслить этот факт, то православное воззрение должно прежде всего остановиться в благоговении пред неизреченной ТАЙНОЙ, поскольку все Божественное, в Боге, в Сыне Божием происходящее, а тем более – в Пресвятой Троице совершающееся, есть дело НЕИЗРЕЧЕННОЕ (апофатическая точка зрения в богословии);

6) одно лишь можно и должно утверждать, – как на основании Откровения, так и по философским соображениям, – что для Бога имеет цену, действенность только то, что в НЕМ САМОМ совершается. В частности, дело Сына Божия, воплотившегося и пострадавшего, имело и имеет значение главным образом потому, что оно совершило нечто, – притом самое существенное в деле спасения мира, – в НЕДРАХ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ 5 (сия ИЗМЕНА десницы Вышнего).

Здесь самый центральный пункт Спасения, Искупления, дела Христова;

7) что именно и как совершилось Там сие – в последней глубине, – для всякой тварной природы недомыслимо (недомыслимо, конечно, изменение в существе Божием.);

8) но несомненен факт, что Писание и Предание ставят это в теснейшую связь именно с КРЕСТОМ Христовым как Центром Его служения;

9) несомненно и то, что Писания утверждают об изменении в «отношениях» (говоря человекообразно, но верно) Бога к человеку после «крестной славы» Сына Божия 6; это изменение называется «примирением». Результатом же сего было ниспослание Духа Святого в день Пятидесятницы по ходатайству Сына;

10) а если так, если центральное место занимает Крест, то человеческому сознанию хочется понять, по возможности (катафатический момент в богословии), его значение в деле Сына Божия во Святой Троице. И тут-то встает идея всякой жертвы – страдания для УМИЛОСТИВЛЕНИЯ. Эта идея – по отношению к Отцу Небесному – очевидно установлена и в Писании, и в Предании. Следовательно, она факт Божественной жизни Пресвятой Троицы;

11) отсюда и берет начало так называемая юридическая (иногда называют ее «объективно-юридической») точка зрения. Следовательно, она совершенно законна, правильна и является совсем не выдумкой... «юридического» Запада, а Откровением Слова Божия, развитым позднее в творениях всех святых отцов Востока;

12) если же и кажется она иногда грубо-судебной и будто бы противоречащей элементарным понятиям нравственности и воззрениям о Боге, то это лишь оттого, что всякая аналогия (а без аналогий в богословии невозможно обойтись, – ведь и так называемая нравственно-психологическая теория построена на аналогии: от наших переживаний – к Божиим), по необходимости, грубее самой истины. И притом она излагается нередко приспособительно к популярному пониманию. Но в существе ее, в корне так сказать, самое зерно юридической теории совершенно правильное, – поскольку она выражает идеи мистическо-онтологические: устанавливает центр Искупления в недрах Божиих и ставит его в зависимость от Крестной Жертвы;

13) поэтому между мистическо-реальной и юридической точками зрения нет разницы в существе дела: последняя есть лишь наглядная форма первой;

14) не буду далее останавливаться на подробностях вопроса о Жертве: кому принесена Жертва? Почему? и прочее. Они несущественны; и то или иное решение, или хоть аналогия не могут устранить факта значения Жертвы;

15) но нужно остановиться все же на некоторых пунктах этой идеи-факта. И прежде всего на понятии о Боге. Хотя сие неизреченно в последней основе; но несомненно, что ходячее представление о Любви Божией грешит великим субъективизмом и антропоморфностью, притом еще и в падшей природе духа нашего. Между тем во всем слове Божием устанавливается очень резко (особенно в Ветхом Завете, что и должно быть) идея ПРАВДЫ Божией, больше – идея ГНЕВА Божия, – что, в сущности, равносильно отлучению или КЛЯТВЕ, ПРОКЛЯТИЮ. Конечно, это кажется человекообразным; но для человека нет другого языка, кроме человеческого; и, однако, этим самый факт утверждений Откровения о правде гнева ничуть не устраняется.

И если человеческая мысль стремится все же приблизить факты Откровения к своему понятию (пусть даже несовершенным путем), то несовершенство не есть еще отрицание существа дела. А существо дела было в «РАЗРЫВЕ» отношений БОГА с людьми, – а не только и не столько людей с Богом (хотя причиной этого разрыва, «изгнания из рая», а не «ухода», было человеческое падение, человеческая воля). А если так, – а это так (хотя бы и недоступно нам было и есть все это), тогда необходимо было «заполнить» этот разрыв. И так как для Бога всякое тварное существо ничтожно, то необходимо было Божественное участие Сына Божия, Который и «умилостивил» (говоря образно, но словами Писания) Отца Своего, «удовлетворил Правде», «примирил с Богом», «разрушил клятву» (это постоянно в богослужении употребляется), сокрушил «средостение вражды»; освободил из-под «чуждой власти» диавола и прочее;

16) другое недоумение вызывается идеей жертвы «за» других, идеей ВМЕНЕНИЯ грехов человечества Спасителю, а Его «заслуг» – людям.

Это вопрос тоже частный, не существенный. И хотя бы не понимали его, все равно идея страдания «за» пребывает неизменной. Здесь могут приходить на помощь и онтологическое воззрение о родовом всеединстве людей, о «втором Адаме», и психологическое объединение в любви. Но и тут ценно опять не это само по себе, а то, что это вменено было Себе БОЖИИМ Сыном ПРЕД БОГОМ Отцом. Все же прочее можно принять как дополняющий и приближающий к нашему опыту материал. И несомненно, он не только интересен, но и весьма ценен в таком значении;

17) впрочем, и для христианского богословия (начиная с самого Откровения), и еще больше для существа дела, то есть для христианской жизни, как в этом, так и в других догматических вопросах не столько важно «понимание», сколько самый факт бытия, нами воспринимаемого (что и есть сущность «понимания»), на нас действующего. И этот «динамический» смысл догматов, в частности так называемые плоды Искупления, не только указывается в Писании, но и оправдывается на постоянном опыте (пока – отчасти, а в свое время – всецело: когда Сын «покорит все Отцу»). Здесь мы сближаемся с нравственно-психологической теорией; однако сближение это на перифериях, но при различии центров;

18) далее можно было бы говорить о так называемой СУБЪЕКТИВНОЙ стороне Искупления, или об «УСВОЕНИИ заслуг» Господа Иисуса Христа. Последняя формулировка опять-таки неприемлема для психологистов и даже для онтологистов, но она несомненно есть у святых отцов. Сошлюсь хотя бы на святого Иоанна Дамаскина и епископа Феофана Затворника, которые прямо употребляют эти термины; и, безусловно, она неразрывно связана с мистическо-реальной точкой зрения; и наоборот, без нее «юридическая» точка зрения впала бы в крайность (во что и впадает отчасти католицизм, а еще более – протестантизм). Церковное же воззрение обязывает к «усвоению» дела Христа;

19) в чем оно? С нравственно-психологической, или субъективной, точки зрения – в вере и спострадании 7 Христу Искупителю; или продолжении Искупительного Креста в каждом из нас;

20) но и это не самое существенное здесь, а то, что это лишь путь для привития человека ко Христу Ходатаю; ПРИВИТИЕ ЖЕ САМОЕ СОВЕРШАЕТСЯ ДУХОМ СВЯТЫМ, посланным опять-таки ради «Крестной славы», или «заслуг», Сына Божия. Дух же Святый творит еже хотети и еже деяти. Благодатию спасаемся.

Не от дел, да никто же похвалится. Это «объективная» сторона «усвоения». Бог дал Духа в сердца наши, вопиющего: ABBA ОТЧЕ; и ходатайствующего неизреченными глаголы в нас, как Дух Сына;

21) а если так, если и в «усвоении» самое главное принадлежит опять Богу, БЛАГОДАТИ, то этим еще более утверждается факт совершения и содевания доселе спасения не «нашими силами», а милостью Божиею, от Него Самого исходящей и в Нем Самом основание к тому имеющей. А так как учение о благодати, то есть незаслуженном даре, занимает центральное место в христианстве, – то оно рушится вместе с ложным учением об Искуплении, совершенном «вместо» нас, об Искуплении, ходатайствующем доселе пред Отцом нашим. Тогда падают все «таинства».

На этом вынуждаюсь остановить свое письмо, – неожиданно так распространившееся;

22) можно добавить, что правильно воспринятая точка зрения об Искуплении включает в себя и моменты так называемые онтологический и нравственно-психологический, – но как подчиненные; сближаясь, однако, более тесно с так называемой объективно-юридической точкой зрения.

Между прочим, имеет свое место и идея родового единства человечества (Новый Адам), не занимая, однако, центра, а лишь являясь одним из звеньев к основному положению – ходатайству единого Ходатая пред Отцом Небесным, Господа Иисуса Христа, восшедшего на «небеса», – [ходатайству] Своею Кровию;

23) таким образом, в последнем основании дело Искупления из плана человеческого, через Богочеловеческий Подвиг Спасителя, переносится в план Божественный, в недра Пресвятой Троицы, частнее – к Богу Отцу, Который в Святом Духе, ради Сыновнего Креста посылаемом, восстанавливает общение с человечеством. Благодатию спасаемся, а не «законами» 8

Итак, суть Искупления совершается в Пресвятой Троице Крестом Сына.

Заканчивая письмо, я вижу, как таинственен вопрос и ответственно богословствование о нем; вижу, как он сложен и связан самым существенным образом с массой других вопросов; вижу, как он чрезвычайно жизнен, и потому искажение его в какой-либо части, а тем более – центральной, повлечет к зловреднейшим духовно последствиям.

Потому должно быть чрезмерно осторожным в формулировках.

* * *

1

А чрез Него, – поскольку Христос есть «всечеловек» по силе восприятия Им «всеединого» человека, – и во всем человечестве. Человечество само во Христе искупило себя (не вместо, а вместе).

2

Крест они тоже допускают, но главным образом в смысле выстрадания праведности Сыном Божиим в ограниченном и падшем человеческом существе.

3

В сущности, однородного почти с нравственно-психологической теорией, лишь более глубокой.

4

С этой точки зрения все предыдущее есть только путь к Кресту, все последующее – следствия его. Ясно отсюда видно различие между онтологической и мистическо-реальной точкой зрения.

5

В частности, – по отношению к Отцу, как [Причине] всего и в Самом Божестве, и в домостроительстве спасения.

6

По «домостроительству»: «изменение», прекращение «вражды».

7

Креста в широком смысле слова – подвига всей жизни.

8

Нравственно-психологическая и онтологическая теории мною ощущаются в последней их глубине, аминь, – как иудаистически-язычески «законнические»... Понятно ли?


Источник: Об Искуплении / митр. Вениамин Федченков; под общ. ред. Христофора Силина. – М. Правило веры, 2016. – 816 с.

Комментарии для сайта Cackle