Источник

Заключение

Запрос монахине Анне 1533

Эти незаполненные страницы прошу заполнить Вас. А именно:

1) Сначала напишите: как Вы думали по этому вопросу раньше? К каким чувствам, действиям это приводило Вас тогда?

2) Изменилось ли что-нибудь после прочтения всех этих материалов?

Какие Вы переживали чувства при чтении этих материалов? К чему вели они?

3) Есть ли недоумения, вопросы? Чего бы хотели Вы еще?

М.В.

10 июля (старого стиля) 1924 года.

Ответ монахини Анны

Я прочла все Ваши Письма об Искуплении, не спеша, вдумываясь, и решила написать, как Вы этого пожелали.

1) К стыду своему, должна сказать, что я не думала об этом. Даже удивляюсь – как было не думать об этом... Не думала я, грешная.

2) После прочтения этих Писем в душе многое изменяется... что-то назревает; или нет: новое рождается.

После прочтения первых Писем явилась какая-то радость особая в душе и вспомнилась молитва святителя Иоасафа Белгородского, которую он советовал читать при каждом бое часов: «Буди благословен день и час, воньже Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе Сыне Божий! В час смерти моея приими дух раба Твоего (имярек), в странствии суща молитвами Богородицы и всех святых Твоих. Аминь».

Затем... я много думала... Отчего я раньше об этом не думала?! Ведь я читала и Евангелие, и святых отцов и в церковь ходила с 16 лет, а мне 59 лет... и со многими богословами много беседовала... а на ГЛАВНОМ-ТО я и не останавливалась!

А это так важно... это главное. А я с 16 лет думала о спасении своей души, а на мыслях об Искуплении не останавливалась.

По мере перечитывания – являлись и новые мысли:

а) Когда читала о страданиях Спасителя, о заплевании и проч., я жалела, что я во Христе не так относилась к «плевкам сербки» и П., как следовало бы... Они мне венцы несли, а я не приняла... Вообще, я не воспользовалась в Хопове, а могла спастись этим...

б) Новая мысль была о смирении, а это [эти Письма] выясняет, что такое смирение...

Смирение есть принесение себя в жертву...

Верная мысль. Это надо помнить.

в) Я всю жизнь ходила в церковь, а никогда во время того момента, когда священник говорит: «Твоя от Твоих – Тебе приносяще о всех и за вся», – я не думала о том, о чём в эти минуты следует думать, и впервые 8 июля (на Казанскую) я думала: это тело Спасителя... это ЖЕРТВА за всех... и за меня и моих детей... живых и усопших... за близких... за всех...

г) Явилась мысль, что Вы правы... что если я поняла... что если я буду думать об Искуплении – этого мало. Ведь надо осуществить эту веру в Искупление. Осуществить жизнью... Это труднее, чем [просто] понять...

д) Церковь – всё... Без Церкви нет спасения, это мне ясно.

Если искать общения с Христом вне Церкви – придешь к мечтам... А в них нет спасения! Как мне это ясно!

Единение с Господом – главная цель нашей жизни... и служба ближнему – РАДИ ГОСПОДА, и смиряться ради Господа... Нельзя ставить на первом месте службу ближнему – это ошибка, и не выходит из этого пользы ни себе, ни людям... Об этом я давно слышала от епископа Феофана (Быстрова). Да и преподобный Серафим говорил Н. А. Мотовилову: цель жизни – стяжать благодать Святого Духа.

Вообще чтение этих Писем много вызвало чувств новых и мыслей новых... Я все это напишу... постепенно...

Далее послесловие читавшей

Я сделала надпись:

«Великое сокровище духовное».

Да! эти Письма – это великое сокровище.

Письма эти следует прочесть не только внимательно, но молитвенно, и не один раз, а читая, вникать в читанное...

Ведь это – суть нашей веры...

Много лет тому назад я собирала выдержки из святых отцов по разным вопросам...

И к стыду и прискорбию, не вникала никогда в вопросы об Искуплении. Я строила дом без фундамента. Мне это ясно.

Много раз, перечитывая эти Письма, душа моя, – наболевшая, измученная, грешная, впадающая в уныние, – чувствовала отраду от этих Писем, переживала минуты радости, сладкой надежды... любви к Искупителю... Припадала к Нему с мольбой, звала Его, когда теряла надежду на помощь и людей, и святых... И если не впала в бесовское отчаяние, то благодаря этим Письмам. И назвала их – «великое сокровище духовное».

Когда дошла до ясного сознания, что если в чем я не грешна, то это означает, что меня сохраняла благодать Божия... Что я даже не смею дать обещание: «не буду делать то или то», – а я должна сказать: «если Ты, Господи, меня сохранишь от этого греха... А если Ты не оградишь, я согрешу: не могу ничего без Тебя... сознаю свое бессилие...»

Я полюбила эти Письма – они дают надежду на спасение... они дают любовь к Искупителю. И я повторяю: великое сокровище духовное.

Сжато и кратко Письма дают понятие и о содержании Посланий апостола Павла.

Спаси Господи автора, собравшего сие сокровище и давшего и другим обогащаться от него.

...Эта книга может быть и великое утешение, в назидание... и во СПАСЕНИЕ. Автор работал и во славу Божию, и ради спасения людей... Книга переживет и его (автора), и будет любимой книгой ищущих спасения.

Автор спрашивает читателя: ведь ничего нового вы не услышали в этих Письмах? – Я скажу: да, все это не ново... и я бывала за богослужением и читала Евангелие и Писания. Но я отвечу словами этого же автора: мы часто слушаем лишь ушами, иногда и умом, но не сердцем...

* * *

1533

Монахиня Анна Обухова (1866–1938) – русская эмигрантка, духовная дочь архиепископа Феофана (Быстрова). Много лет переписывалась с владыкой Вениамином, была одной из первых читательниц его книг. Данное письмо написано ею в Сербии. – Ред.


Источник: Об Искуплении / митр. Вениамин Федченков; под общ. ред. Христофора Силина. – М. Правило веры, 2016. – 816 с.

Комментарии для сайта Cackle