Источник

К Галатам послание Апостола Павла

Галатия – Римская провинция в Малой Азии. Христианская церковь в Галатии основана Апостолом Павлом, по-видимому, около 51 года по Р. Х., во время второго путешествия (Деян.16:6). Через три года после того, во время третьего своего путешествия он посетил Галатию, утверждая учеников. В первый раз он проповедовал, будучи в тяжкой болезни, но встретил горячий прием и возбудил сердечную преданность в учениках своих (Гал.4:13–15). Но по отшествии его начали они охладевать мало по малу, и дошли до него слухи, что их соблазняют новые учители из Иерусалима, убеждая их обрезываться и соблюдать Иудейский Закон. Опасно было, чтобы под влиянием такого учения новая вера во Христа по духу не превратилась во смешение Христианства с Иудейством. Этим опасением написано было послание к Галатам.

Глава 1

Павел Апостол, не от человеков и не чрез человека, но от Иисуса Христа и Бога Отца, воскресившего Его из мертвых.

И все братия со мною здесь сущие, церквам Галатским.

Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа.

Христос же предал Себя за грехи наши. по воле Бога и Отца нашего, да избавит нас от настоящего века лукавого.

Тому слава во веки веков. Аминь.

Новые учения у Галатов

Удивляюсь я, что вы от того, кто призвал вас благодатию Христовою, так скоро переходите к иному благовествованию.

Оно и не иное, только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовестие Христово.

Но когда бы и мы, или Ангел с неба стал благовестить вам иное, а не то, что мы вам благовестили, да будет отлучен (анафема).

Как прежде говорили мы, так и теперь скажу: если кто благовестит вам не то, что вы прияли, анафема да будет.

Человекам ли я прямлю ныне или Богу? или не людям ли хочу угождать? Но когда б я и ныне угождал еще людям, не был бы рабом Христовым.

Особливое призвание Апостола

И еще скажу вам, братия, Евангелие, что́ я благовествовал, не по человеку,

ибо я и принял его и научился не от человека, но откровением Иисус Христовым.

Слышали вы о моей прежней жизни в Иудействе, что я жестоко гнал церковь Божию и разрушал ее.

И преуспевал в Иудействе паче многих сверстников в роде моем, быв безмерным ревнителем отеческих моих преданий.

Когда же благоволил Бог, избравший меня от чрева матери моей и призвавший благодатию Своею,

явить Сына Своего во мне, да благовествую Его язычникам, не стал я тогда искать совета у плоти и крови (у людей)

и не пошел в Иерусалим к бывшим прежде меня Апостолам, но пошел в Аравию и опять вернулся в Дамаск.

Потом, спустя три года, ходил в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать;

иного же из Апостолов не видел кроме Иакова, брата Господня.

А что́ пишу вам, говорю пред Богом, не лгу.

Потом отошел я в страны Сирские и Киликийские.

Лицом же был я неизвестен церквам Христовым в Иудее;

только слышали они, что кто гнал нас некогда, ныне благовествует веру, которую прежде разрушал,

и славили обо мне Бога.

Глава 2. Самостоятельная его деятельность

Потом через четырнадцать лет снова ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собой и Тита.

Ходил же по откровению и предложил Апостолам благовестие, которое проповедую язычникам; особливо же самым из них значительным – не напрасно ли как-нибудь я подвизаюсь или подвизался.

Но и Тит, бывший со мною, хотя Еллин, не был понуждаем к обрезанию.

Вкрались тут лжебратья, приходившие подсматривать за нашей свободой, которую имеем о Христе Иисусе, чтобы нас поработить;

но мы ни на час не уступили и не покорились, чтоб истина благовестия сохранилась у вас.

А те, что считают себя знаменитыми – каковы б они некогда ни были, я в них розни с собою не вижу – Бог не взирает на лице человека; но и они ничего на меня не положили.

Напротив того, увидели, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных:

ведь Тот, Кто Петра ублагодатил на апостольство у обрезанных, и меня ублагодатил на языки.

Так, узнав благодать, данную мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти во языки, а им к обрезанным.

Только бы мы помнили нищих, что́ я всегда и исполнял со рвением.

Обличение Петра

Но, когда пришел Петр в Антиохию, я противостал ему в лице, потому что он подлежал упреку.

Ибо, прежде чем пришли некие от Иакова, он ел с иноязычниками; а когда те пришли, стал таиться и отлучался, опасаясь обрезанных.

И лицемерили вместе с ним и прочие Иудеи, так что и Варнава был увлечен их лицемерием.

Но, когда я увидел, что они не прямо ходят в истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то как же язычников понуждаешь жить по-иудейски?

Бессилие закона

Мы по природе Иудеи, а не из языков грешники.

Но, увидев, что не оправдывается человек от дел закона, а только верою Иисус Христовою, и мы во Христа Иисуса уверовали, да оправдимся верою во Христа, а не от дел закона, ибо от дел закона не оправдается никакая плоть.

Если же, стремясь оправдаться о Христе, оказались и мы сами грешниками, что же? и Христос не греху ли служитель? да не будет.

Но, если я что разорил, то сам снова созидаю, самого себя показываю преступником.

Чрез закон я умер для закона, да живу для Бога, Христу сораспялся.

И не я уже тогда живу, но живет во мне Христос; а что ныне живу во плоти, то живу верою Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня Я не отвергаю благодати Божией;

если же праведность от закона, значит Христос напрасно умер.

Глава 3

О несмысленные Галаты! кто прельстил вас не слушаться истины, когда у вас пред очами вашими изображен был Христос, как бы у вас распятый?

Одно это хочу знать от вас: от дел ли закона прияли вы Духа, или от наставления в вере.

Ужели так безумны вы, что, начав Духом, ныне оканчиваете плотью?

Ужели так много испытали вы понапрасну? Да еще понапрасну ли только?

Кто подает вам Духа и творит силы в вас, от дел ли то закона или от слушания веры?

По вере, а не по закону наследники

Как писано, Авраам – «поверил Богу и вменилось ему в праведность» (Быт.15).

Знайте же, сущие от веры, те и суть сыны Авраама.

И Писание, провидя, что от веры оправдает Бог языки, вперед благовестило Аврааму: «благословятся о тебе все языки» (Быт.12).

Посему сущие от веры благословятся с верным Авраамом.

А те, что от дел закона, те под клятвою, ибо писано: «проклят всяк, кто не пребудет во всех предписаниях книг закона, исполняя все» (Втор.27).

А что от дел закона никто не оправдается пред Богом, ясно, потому что «праведный от веры жив будет» (Авв.2).

Закон же не от веры. Закон говорит: кто исполнит эти веления, тот жив будет в них (Лев.18).

Христос искупил нас от клятвы закона, став за нас клятвою, ибо писано: «проклят всяк повешенный на древе» (Втор.21).

Да будет на всех языках благословение Авраамово о Христе Иисусе, да приимем обетование Духа верою.

Братия! Скажу по образу человеческому: и человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.

Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: «и семенам», как бы о многих, но как о едином: «и семени твоему», Иже есть Христос (Быт.12).

То я и говорю, что завета, предутвержденного Богом о Христе, закон, пришедший спустя четыреста тридцать лет, отменить не мог, чтобы упразднилось обетование,

ибо если от закона наследие, то уже не от обетования; Авраама же ущедрил Бог чрез обетование.

Для чего был закон

К чему же закон? Он предустановлен был против нечестия33 человеческого, доколе не пришло то семя, коему дано обетование, и дан чрез ангелов, рукою посредника.

Посредник же при одном не бывает, а Бог един.

Итак закон противен обетованиям Божиим? Да не будет. Если бы дан был закон, могущий животворить, тогда действительно праведность была бы от закона.

Но Писание всех заключило под грехом, дабы чрез веру в Иисуса Христа дано было обетование верующим.

А до пришествия веры мы были заключены и стрегомы законом до предопределенного откровения веры.

И так закон был для нас как детоводитель во Христа, да от веры оправдимся.

А когда пришла вера, мы уже не под детоводителем.

Действие веры

Но чрез веру вы все сыны Божии о Христе Иисусе.

Все вы, поскольку во Христа крестились, и облеклись во Христа.

Тут нет ни Иудея, ни Еллина, ни раба, ни свободного, ни мужеского пола, ни женского, но все – един во Христе Иисусе.

Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

Глава 4

Еще скажу: во все время пока невозрастен наследник, ничем не рознится от раба, хотя и господин всего.

Но он под опекунами и домоправителями до назначения отцовского.

Так и мы, покуда были невозрастны, были порабощены стихиям мира.

Но, когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего Единородного, рожденного от жены, бывшего под законом,

да искупит подзаконных, да приимем усыновление.

А поскольку вы сыны, послал Бог Духа Сына Своего в сердца ваши, вопиющего: Авва Отче.

Итак ты уже не раб, но сын; если же сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа.

Но тогда, не ведав Бога, служили вы мнимым, не сущим богам.

Укор Галатам

Ныне же, познав Бога, или, паче того. быв познаны Богом, как обращаетесь снова к бессильным и бедным стихиям, и снова хотите им поработиться?

И дни разбираете и месяцы и сроки.

Боюсь за вас, не напрасно ли я у вас трудился.

Будьте как я, ибо и я как вы. Братия, молю вас: ведь вы ничем меня не обидели.

Сами знаете, что, когда я в первый раз благовествовал вам, я был в немощи плоти,

и вы не презрели того испытания моего во плоти моей, и не отвергли меня, но как ангела Божия приняли меня, как Христа Иисуса.

Что же значило тогдашнее счастье ваше? Свидетельствую об вас, что, когда бы возможно было, вы, исторгнув очи свои, отдали бы мне.

Неужели же я стал врагом вашим, потому что говорил вам истину?

Не добро ревнуют по вас, но хотят оделить вас, чтобы вы ревновали по них.

Добро ревновать о добром всегда, а не тогда только, когда я с вами.

Дети мои! вот я снова в муках рождения об вас, доколе не вообразится в вас Христос.

Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос свой, потому что недоумеваю об вас.

Иносказание о законе и Евангелии

Скажите мне вы, желающие быть под законом, – разве вы не слушаете закона?

Написано, что Авраам имел двух сынов: одного от рабы, другого от свободной. (Быт.16).

Но который от рабы, рожден по плоти, а который от свободной, по обетованию.

Тут все иносказательно. Эти две суть два завета: один от горы Синая, рождающий в рабство, это и есть Агарь.

Ибо Агарь – это гора Синай в Аравии, и сопоставляется нынешнему Иерусалиму: он рабствует со всеми детьми своими.

А вышний Иерусалим свободен; он и есть матерь всем нам.

Ибо написано: «возвеселись, неплода, не раждающая; воскликни и возгласи, не чадоболевшая: много чад у одинокой, более чем у имущей мужа» (Ис.54).

Мы же, братия, по Исааку, обетования чада.

Но как тогда рожденный по плоти гнал того, кто по духу, так и ныне.

Но что говорит Писание: «Изгони рабу и сына ея, ибо не наследует сын рабы при сыне свободной» (Быт.21).

А мы, братия, чада не рабы, но свободной.

Глава 5. Христианская свобода

Посему стойте в той свободе, в которую освободил нас Христос, и не возлагайте на себя снова иго рабства.

Слышите, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, Христос вам ни на что не пользует.

Опять свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он обязан весь закон исполнять.

От Христа отчуждаетесь все вы, оправдывающие себя законом; от благодати отпадаете.

А мы духом чаем надежды оправдания – от веры.

Ибо во Христе Иисусе ни обрезание, ни необрезание ничего не может, но вера, движимая любовию.

Вы шли добрым ходом: кто остановил вас не покоряться истине?

Эта задержка не от Призвавшего вас.

Малая закваска квасит весь раствор.

Я уверен в вас о Господе, что и вы не иначе будете мыслить, а кто смущает вас, кто бы он ни был, понесет осуждение.

Я же, братия, если еще проповедую обрезание, за что еще и я гоним? Этим и соблазн креста упразднился бы.

О, когда б удалены были смущающие вас!

В свободу призваны вы, братия. Только свобода ваша не в потворство плоти, но, чтобы вы из любви служили друг другу.

И вся полнота закона в одном слове: «возлюби ближняго твоего, как самого себя» (Лев.19).

Если же друг друга грызете и снедаете, смотрите, как бы не стали истреблять друг друга.

Жизнь по духу и плоды духа

Говорю вам: ходите духом, и не станете совершать волю плоти.

Плоть вожделеет против духа, а дух против плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, чего хотите.

Если же вы водимы духом, то вы не под законом.

Известны дела плоти; они суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, разврат,

идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, ревности, зависть, гнев, происки, розни, расколы,

ненависть, убийства, пьянство, пирования бесчинные, и подобные тому. О сем предваряю вас, как и прежде предварял, что кто делает такие дела, Царствия Божия не наследит.

Плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, верность,

кротость, воздержание: на таковых нет закона.

А те, кои Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

Если живем духом, то по духу должны ходить и в делах своих.

Не будем тщеславны, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6

Братия, если и впадет человек в какое прегрешение, вы, духовные, исправляйте такового духом кротости, смотря за собою, как бы и ты не впал в искушение.

Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов.

Если же кто думает быть чем-нибудь, будучи ничем, он сам себя обманывает.

Каждый испытывай свое собственное дело, и тогда будет иметь похвалу свою только в себе, а не перед другими:

каждый понесет свое собственное бремя.

Кто учится слову, пусть дает учащему общение во всех своих благах.

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет.

Кто сеет в плоть свою, от плоти пожнет тление; а кто сеет в дух, от духа пожнет жизнь вечную.

Да не унываем, творя благое: в свое время пожнем, только бы не ослабли.

Итак, пока есть нам время, станем делать добро всем, а особливо своим по вере.

Видите, как много написал я вам своею рукою.

Те, что хотят благовидности по плоти, принуждают вас обрезываться. только чтоб им не быть гонимыми за крест Христов.

И сами обрезанные не исполняют закона, но хотят, чтоб вы обрезывались для того, чтоб вашею плотию похвалиться.

Мне же да не будет, чтоб я чем-нибудь похвалялся, разве крестом Господа нашего Иисуса Христа: крестом мне мир распят и я миру.

Ибо о Христе Иисусе ни обрезание ничего не значит, ни необрезание, но новая тварь.

И кто сему правилу последует, мир на тех и милость и на Израиле Божием.

Впрочем, никто не смущай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

* * *

33

Слова славянского текста «преступлений ради» не ясны. При слове преступление спрашивается: преступление чего? не закона, ибо его еще не было, а закон дан ради бывшего «преступления». Надобно думать, что, разумеется, нарушение совести, злые дела, нечестие. Ср. Рим.2:14–15.


Источник: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа в новом русском переводе К.П. Победоносцева. - С.-Петербург : Синод. тип., 1906. – VI, 629, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle