Источник

Проф. И. М. Андреевский († 1976 г.) Православное почитание Пресвятой Богородицы.

Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Приснодева Мария есть безспорно наивысшее существо из всех сотворенных Богом разумных существ. Она несравненно выше всех наивысших чинов ангельских и всех самых святейших святых людей.

Она – единственная из всех смертных прошла через смерть, воскресенье и преображение плоти и взята Своим Сыном и Спасителем мира на небо.

Для осуществления тайны Боговоплощения Господу было угодно приуготовить Себе место – живой одухотворенный храм. Этим храмом избрал Он смиреннейшую, кротчайшую и чистейшую Деву Марию. Дева Мария – это лучший дар человечества Богу, лучший подарок от земли – небу.

Отец Пресвятой Девы Марии – св. праведный Иоаким – происходил из царского рода (он вел свое происхождение от сына царя Давида – Нафана), а мать Ея, святая и праведная Анна, происходила из архиерейского рода (она была дочерью священника Матфана из племени Ааронова). Но знатность и духовность происхождения были лишь прекрасным фоном, на котором ярко сияли личныя безчисленныя добродетели свв. Богоотец Иоакима и Анны: целомудрие, смирение, кротость, чистота сердца, незлобивость, непоколебимая вера в Бога, неумирающая надежда на Него и глубокая любовь к Богу и ближним.

Будучи бездетными до глубокой старости, они терпеливо и безропотно сносили всеобщее презрение и поношение и не отчаивались неотступно стучать, просить и молить Бога о даровании им дитяти. Рожденное чадо они обещали всецело посвятить Богу. Господь услышал молитвы дивных праведников и даровал им дочь. Вестник Господа, – Архангел Гавриил, принес с неба от Самого Триипостасного Бога имя Святой Деве – «Мария», что́ значит «госпожа».

Пресвятая Дева и стала впоследствии Госпожей всего мира видимого и невидимого, людей и ангелов, Царицей земной и небесной, первой и наивысшей Властью после власти Господней.

Свв. Богоотцы Иоаким и Анна, по рождестве Пресвятой Девы, выполнили свой обет и посвятили рожденное чадо Богу. С «тщательной осмотрительностью» (по словам св. Димитрия Ростовского) воспитали они младенца. В атмосфере постоянных молитв и славословия а благодарения Богу росла Пречистая Дева, дышала благоуханием окружающей Ее святости, всем существом своим приготовляясь к веливой, чудной благодатной тайне совершенно особенного, исключительного, непостижимого уму Богообщения.

Когда Ей исполнилось три года – родители ввели Ее в храм Господень и целиком отдали Богу. Чрез несколько лет после этого «Введения во храм», на 80 году жизни, скончался св. Иоаким; св. Анна, оставшись вдовой, пришла в Иерусалим и поселилась около своей Пресвятой Дочери, молясь за Нее непрестанно в храме Господнем. Через два года скончалась на 80 году жизни и св. Анна. Пресвятая же Отроковица Мария, оставшись круглой сиротой, после смерти своих родителей уже не отвлекалась никакими душевными земными привязанностями, вся отдалась Богу, проводя все время в храме, занимаясь чтением священных книг, молитвами и благочестивыми размышлениями.

На пороге младенчества и отрочества начав свой подлинно монашеский подвиг, Пресвятая Дева Мария на грани между отрочеством и юностью уже достигла такой духовной и телесной чистоты, что стала достойной стать Невестой Неневестной Святого Духа. Об этом Ей благовестил Вестник Господень Архангел Гавриил, возвестивший некогда Ея свв. родителям радость Ея рождения.

Круг Богородичных праздников, празднуемых св. Православной Церковью, можно разсматривать как символическую цепь событий, обрамляющих тайну Богочеловечества.

В день Рождества Пресвятой Богородицы (8-го сентября), когда земля приносит плоды, человечество принесло Богу свой наилучший плод, свой благоуханный цветок – Св. Деву Марию.

В день «Введения во храм» (21 ноября) 3-х летняя Отрововица была удочерена Самим Богом Отцом.

В день «Благовещения» – Пречистая Дева сподобилась стать вечной Невестой Неневестной Бога Духа Святого.

В день «Рождества Христова» Приснодева Мария стала Пречистой и Преблагословенной Матерью Бога Сына – Пресвятой Богородицей.

В день своего «Успения» Пресвятая Богородица, воскреснув в преображенном теле, и вознесясь на небо, не покинула земного мира человеков, а стала Матерью всем людям, молитвенницей и ходатаицей перед Богом за весь человеческий род.

«В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице. Преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота; и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша», – воспевает об этом св. Православная Церковь.

Благодатная Дочь Бога Отца, Мать Бога Сына и Невеста Неневестная Бога Духа Святого, Пречистая Приснодева Мария стала Матерью Господней, Царицей и Владычицей всех людей и всех Ангелов.

О том, что Пресвятая Богородица «во успении Своем не оставила мира», свидетельствует и св. Андрей, Христа ради юродивый. Восхищенный в Рай, он не нашел там Пречистой Госпожи Богородицы. Недоумевающий об этом, он услышал голос: «Пресветлейшую небесных сил Царицу хотел ты увидать здесь? Но Ея здесь нет. Она удалилась в многобедствующий мир – помогать людям и утешать скорбящих».

О чести и славе Пресвятой Девы Марии дивными словами повествует св. Димитрий Ростовский: «Она увенчена славою и честью; увенчана славою, ибо произрасла из царского корня, увенчана честью, потому что произошла из племени архиерейского. Увенчана славою, потому что произошла от целомудренных родителей, увенчана честью, потому что почтена благовещением служителя Архангела. Увенчана славою, как Матерь Божия, ибо что́ может быть славнее того, кто родит Бога? Увенчана честью, как Приснодева, ибо что может быть почетнее, как пребыть и по рождестве девою? Увенчана славою, славнейшая Серафим, как серафимскими возлюбленная Богом. Увенчана честью, честнейшая Херувим, как превзошедшая херувимов мудростию и познанием Божества».

В заключение своего сиавословия Пресвятой Девы Марии св. Димитрий Ростовский говорит: «Она сохранила все заповеди Господни, исполнила всю волю Господню, все наставления Его соблюла, все слова Его сокрыла в сердце Своем, оказала ближним все дела милосердия. Посему достойно Она увенчана, как творящая все благое» («Слово на Рождество Бгородицы»).

Пресв. Дева Мария – самое кротчайшее и самое смиреннейшее существо во всей вселенной. Пророчество праведного Симеона: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» – в полной мере исполнилось на Пресвятой Богородице. Голгофа Ея Сына и была этим оружием, пронзившим душу Пречистой Девы Матери. «Душа Моя скорбит смертельно», – молился Ея Сын, Спаситель мира, в Гефсиманском саду. Могла-ли Его Пречистая Матерь скорбеть менее?

Взирая на распятого Сына – не сораспиналась-ли с Ним и Его Пречистая Матерь?

А какую бездонную глубину материнской скорби несла в Своем сердце Пресвятая Богородица, когда вел Ее домой св. Иоанн Богослов после смерти Спасителя!

И ни единым словом не выразила своей скорби скорбящая Мать. Голос Приснодевы Марии – самый тихий из всех голосов мира. Мало слов Ея дошло до нас. Зато как драгоценно каждое тихое и кроткое, чистое и святое Ея слово.

«За каждое праздное слово каждый человек даст ответ в день суда».

Все люди, даже самые совершенные, самые святые и чистые, даже величайшие молчальники – дадут ответ за какия-нибудь свои праздныя слова.

Только одна Богоматерь не сказала за всю Свою жизнь ни одного праздного слова. В Св. Евангелии запечатлены для человечества все Ея немногочисленныя слова – драгоценный бисер духовной сокровищницы слова: в беседе с Архангелом Гавриилом во время Благовещения; в беседе с праведной Елисаветой, в кротком упреке-вопросе 12-ти летнему Сыну в Иерусалимском храме, в смиренной просьбе на браке в Кане Галилейской.

Но ни с Голгофы, ни с Пятидесятницы, ни от Успения – не дошло до нас ни единого слова.

Молчание – таинство будущего века – было подлинной стихией духа Приснодевы Матери Богородицы. Иначе и не могло быть. Ибо разве можно найти слова человеческия для выражения сущности тайны воплощения Бога-Слова?

По объяснению св. Григория Синаита, Богоматерь была тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самым существом Своим. «Такое принятие в себя Бога, – говорит епископ Игнатий Брянчанинов, – очевидно, есть единственное, исключительное, безпримерное, недоступное ни для святых человеков, ни для св. ангелов, принадлежащее одной Богоматери».

«Однако, при всем величии Божией Матери, – продолжает епископ Игнатий, – Ея зачатие совершилось по общему закону человечества, следовательно, общее исповедание рода человеческого о зачатии в беззаконии и рождении во грехе, принадлежит и Богоматери. Произнесла смиренная и благоговейная Мария это исповедание во услышание вселенной: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе – Спасе Моем». Если же рожденный Ею Бог есть вместе и Ея Спаситель, то Она зачата и рождена во грехе по общему закону падшего человечества... Зачалась и родилась Дева Мария в погибели, в падении, в узах вечной смерти и греха, родилась в состоянии, общем всему человеческому роду. Рождение Ею Бога, Спасителя Ея и всех человеков, доставило Ей величие, превысшее величия безгрешных Ангелов, не вкусивших. душевной смерти и не нуждающихся в Спасителе».

Сошествие Святого Духа на Пречистую Марию совершилось дважды: в ден Благовещения и в Пятидесятницу. По учению Православной Церкви только при вторичном сошествии Святого Духа в Пятидесятницу совершилось в Пресвятой Богородице (как и у свв. Апостолов) разрушение вечной смерти.

«Может быть, – пишет по этому поводу тот же епископ Игнатий, – некоторым покажется непонятным, почему при первом наитии Святого Духа на Деву не совершилось разрушение в Ней вечной смерти? Это разрушение вечной смерти было плодом искупления: прежде нежели совершилось искупление, оно не могло иметь места».

Учение Православной Церкви о чести и славе Приснодевы Марии, родившей Бога и Спасителя мира, но нуждавшейся и Самой в спасении через Своего Сына – чуждо и учению католиков и учению протестантов.

Католики приписывают Божией Матери зачатие вне первородного греха, подобно зачатию Спасителя, а учение протестантов Деву не признает Приснодевой.

Протестанты утверждают, что Богоматерь, по рождении Ею Богочеловека, нарушила девство Свое, вступила с Иосифом в отношения жены и имела от него других детей. Лютер и с ним все протестанты находят девство вообще неестественным человеку. По этому вопросу епископ Игнатий Брянчанинов в своем «Изложении учения Православной Церкви о Божией Матери», пишет следующее:

«Православная Церковь признает девство естественным человечеству, признает собственно естеством человеческим то естество, в котором он был сотворен. Состояние падения, в котором ныне находится все человечество, есть состояние неестественное, нижеестественное, противоестественное... Сам Спаситель был, по человечеству, всесвятым девственником; Его Матерь была благодатною Пречистою Девою. Девство, естественное естеству человеческому в первобытном состоянии естества, не естественное естеству падшему, возвращено, как дар, естеству, обновленному Спасителем. Пречистая, Преблагословенная, Благодатная Приснодева Мария являла Собою не только внутреннее духовное совершенство, но и внешним обликом Своим поражала всех окружающих, способных лицезреть непорочную красоту.

Св. Дионисий Ареопагит, знаменитый ученый афинянин, обращенный в христианство ап. Павлом, посетив Богоматерь в доме св. Евангелиста Иоанна, писал ап. Павлу: «Я видел своими очами Богообразную и паче всех небесных духов святейшую Матерь Христа Иисуса, Господа нашего. Когда я был введен пред лицо Богообразной Пресвятой Девы... то облистало меня столь великое и безмерное божественное, сильное, не только извне, но еще более просветленное внутри, и исполнился я такого предивного и разнообразного благоухания, что ни немощное мое тело, ни дух не возмогли понести таковых и толиких знамений и начатков вечного блаженства и славы: изнемогло сердце мое, изнемог дух мой во мне от Ея божественной славы и благодати. Свидетельствую Богом, имевшим жительство в чистейшей утробе Девы, что еслиб я не содержал в памяти и в новопросвещенном уме твое божественное учение и заповедания, то я признал бы Деву Богом и почтил бы Ее поклонением, подобающим единому истинному Богу».

Никто так полно и так просто не исполнил основных заповедей Христовых, как Его Пречистая Матерь. Любовь к Богу и любовь к ближнему ни у кого не были в такой дивной гармонии, как у Пречистой Богородицы.

Пред Своею смертью на кресте, Спаситель усыновил Пречистой Матери Своей любимого ученика св. Иоанна Богослова и в его лице – весь род человеческий.

И с тех пор Пресвятая Богородица навсегда сделалась живой связью земли с небом, воистину «Лествицей Иакова», вечной Заступницей грешных людей пред Своим Сыном и Богом.

Богочеловек Спаситель заимствовал Свою плоть от плоти Своей Матери. Не случайно и лики Матери и Сына Православная Церковь на многих иконах изображает родственно-сходными. Заимствованием плоти Пречистой Своей Матери, Спаситель освятил вообще человеческую плоть, а Мать Свою поставил по власти – выше всех после Бога. Поэтому Православная Церковь, обращаясь ко всем святым Ангелам и человекам говорит: «Молите Бога о нас», и только к одной Богоматери обращается дерзновенно: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Св. Иоанн Златоуст утверждал, что самое сильное предстательство пред Богом на небесах, это – предстательство Божией Матери. Никакая благодать не посылается людям без заступничества Божией Матери. У Бога молитвы и заступничество Богоматери более ценны, чем молитвы и заступничество всех святых.

«Чрез Тебя, о Матерь Божия, – восклицает св. Ефрем Сирин, – от Адама и до скончания века текла, течет и будет течь всякая слава, всякая честь и всякая святость!»

В свете этого православного учения становится понятным, почему преподобный Серафим всю жизнь свою молился и умер пред иконой Божией Матери «Умиление» (без Младенца).

В чрезвычайно интересном и духовно поучительном повествовании г. Икскюля («Невероятное, но истинное происшествие», изд. Троиц. Серг. Лавры, 1908 г.) сообщается, какую силу над бесами имеет только одно призывание имени Девы Марии. Пресвятая Богородица – духовно совершенна. Но пред Богом – «и совершенных несовершенно совершенство». Поэтому, размышляя о силе св. таинства Евхаристии, св. Иоанн Кассиан Римлянин дерзает сказать, что оно «усовершает и Совершенную Богородицу».

Православный и католический культ почитания Пресвятой Богородицы – глубоко различны и мистически и психологически.

Пресвятая Богородица для католиков – прежде всего Мадонна, прежде всего объект рыцарского служения Ей, объект обожания, восторженных похвал Ея достоинствам, объект любования и нравственной и физической красотой. Затем Она – Царица, предмет почитания Ея царского достоинства. И, наконец, Она недосягаема, идеально свята, Она – сверхчеловек, непорочно зачатая, врожденно безгрешная, без бывшего прародительского греха, а потому и не нуждавшаяся Сама в спасении и в Спасителе.

Для православного же сознания, Пресвятая Богородица прежде всего МАТЬ, матерински любящая и понимающая людей, скорбящая мать за грехи своих детей, матерински любимая своими детьми – грешными людьми грешного мира – «теплая Заступница мира холодного». При этом, Пресвятая Дева – Мать, плоть от плоти и кровь от крови человеческой. Она не сверхчеловек, а обыкновенный человек, как все мы, так же родившаяся под тяжестью греха в юдоли земной, так же как и мы, нуждавшаяся в спасении от греха и смерти, так же как и все люди, страдавшая величайшими скорбями, какия только могут быть посланы человеческому сердцу.

И в то же время – Она благодатная Мария, Госпожа, Царица и Владычица земная и небесная и Мать Бога, Богородица, «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим».

Как человек, Она все понимает.

Как Матерь Божия – все может!

Родная Мать людей и родная Мать Божия!

За чистоту Свою Пречистая Приснодева вызывает умиление всех сердец человеческих, тоскующих по чистоте сердца, чтобы узреть Бога.

«Пречистая Мати!» – вот те православныя слова, которыя прежде всего звучат в православных сердцах.

И мы, православные, любим Ее, как Мать, как самое дорогое, самое чистое, что только знаем в жизни.

Любовь к Матери – чиста и свята.

В любви к Матери не может быть никакой нечистоты.

В католическом же культе Мадонны, к платонической любви часто присоединяется и тонкий чувственный элемент, элемент любви к «Прекрасной Даме», к «вечной Женственности» и т. п.

Вся Православная догматика проникнута незримо присутствием Богоматери.

Православный мистический опыт в отношении к Пресвятой Богородице – неисчерпаемо широк и глубок. Нет, не было и не будет ни одного истинного христианина, который не имел бы в своей жизни явной чудесной помощи Пресвятой Богородицы и даже неоднократно. Особенно много помощи от Богоматери получают матери, молящияся за своих детей.

Огромное количество чудотворных Богородичных икон – свидетельствуют о неизсякаемости Ея помощи всему человеческому роду. Праздник «Покрова» свидетельствует о том же. Названия икон Богородицы – говорят о характере Ея помощи: «Всех скорбящих Радость», «Нечаянная радость», «Споручница грешных», «Скоропослушница», «Благоуханный цвет», «Умиления», «Умягчение злых сердец» и т. п.

Из необозримого количества чудотворных икон Пресв. Богородицы, в России особенным почитанием пользуются: Казанская, Владимирская, Тихвинская, Смоленская (Одигитрия, что значит «Путеводительница»), Знамения (особенно Курско-Коренная, спутница Российского беженства до наших дней), Почаевская, Иверская, Ченстоховская, Державная и др.

Литургическая практика в отношении к Пресвятой Богородице – необъятна.

«Богородице, Дево, радуйся» – молитва, составленная из приветствия Архангела Гавриила и праведной Елисаветы, – стала в России самой первой молитвой, с которой начинается религиозное церковно-православное воспитание и образование младенца.

«Достойно есть» – молитва, начатая человеком и заключенная Ангелом – сделалась молитвой, которой заканчивается и венчается всякое православное собрание от собора епископов до приходского совещания прихожан.

«Взбранной Воеводе», «О Тебе радуется», и «Не имамы иныя помощи», «Под Твою милость» и др. – напоены безчисленными слезами радости и скорби, умиления и благодарности молящихся.

Акафисты Пресвятой Богородице благоухают райским благоуханием и сияют семицветной радугой славословия «Невесты неневестной», Той, про Которую поется: «Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся глубино, неудобозримая и ангельскими очима»... «Радуйся, древо светлоплодовитое, от него же питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози». Много раз Пресвятая Богородица являлась Своим избранникам, из которых в России самым любимыми Ею были: преп. Сергий Радонежский и преп. Серафим Саровский.

«Этот – рода нашего», сказала о последнем Пресвятая Дева. Надо полагать, что «рода нашего» – означает девственников.

Богословская, на всех языках, литература о Пресвятой Богородице совершенно необъятна и представляет собою особую специальную науку – «Мариологию».

Иконография Богоматери также необъятна (См. 3 тома Кондакова: «Иконография Богоматери»).

Искусство всех времен и народов от Р. X. до наших дней посвятило Пресвятой Богородице безчисленное множество трудов: религиозная музыка, религиозная живопись и поэзия запечатлели каждое слово и каждый известный из св. Писания и предания шаг Ея жизни.

Но все произведения искусства безсильны дат подлинный духовный облик Богоматери. Только молитвой и иконой можно «достойно и праведно» славить Приснодеву Марию, Матерь Божию, как и Ея Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя мира. Эту истину давно уже усвоило Православие, особенно Православие Русское.

«Богородице, Дево, радуйся!»

«О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь: ангельский собор и человеческий род!»

«Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице!»

«Пресвятая Богородице, спаси нас!»

Проф. И М. Андреев.


Источник: Луч света : В защиту православной веры, в обличение атеизма и в опровержение доктрин неверия : В 2-х частях / Собрал., перепеч. и доп. ил.. архимандрит Пантелеймон. - [Джорданвилль] : Свято-Троицкий монастырь, 1970. - 408 с. : ил., портр., факс.

Комментарии для сайта Cackle