Источник

Проф. И. М. Андреевский († 1976 г.) Непобедимая и непостижимая сила Креста Христова.

Непобедимая, и непостижимая, и божественная сила честного и животворящего креста, не остави нас грешных (Из последов. великого повечерия).

Крест – символ Христианства; величайший, глубочайший, неисчерпаемый символ.

Восьмиконечный крест – символ Православия.

Взирая на крест умом и сердцем – христианин углубляется в этот святой символ и духовно растет. Как для растения необходимы: почва, влага и солнце с его светом и теплом, так христианину нужен крест Христов для духовной и телесной жизни, ибо в кресте Христовом для него и питание, и питие, и тепло и свет.

Все ли знают – что́ такое крест для истинного христианина? Все ли понимают, что содержание этого христианского символа воистину неисчерпаемо? Попробуем немного сосредоточиться для благочестивого размышления над крестом, над тем самым крестом, который, в Крестопоклонную неделю, Святая Церковь выносит нам для напоминания о Страстях Христовых.

Наше трудное, страшное, лукавое, торопливое время – не позволяет сосредоточиться. Люди жаждут развлечения, разнообразия ощущений, представлений, мыслей, чувств и действий. А крест зовет к противоположному. В нем нет движения, перемен, разнообразия внешнего. Крест требует сосредоточенного внимания в глубину духа. И тогда в его простоте, неподвижности и безмолвии – откроется безконечное содержание и бездонная глубина смысла.

Св. Апостол Павел ничего в мире не хотел знать «кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Коринф. 2, 2). Потому что познание Господа Иисуса Христа, на кресте распятого, дает все, что нужно человеку. Крест сделан из древа познания добра и зла, к которому дерзновенно прикоснулся, несмотря на запрещающую заповедь Господню, первый человек. На кресте Господь наш Иисус Христос раздрал рукописание греха Адамова и соделал спасение людей. И этот крест, произшедший от древа познания добра и зла, принесшего людям смерть, через орошение божественною кровью преобразился в древо жизни. Каждый крест, изображающий распятого Спасителя, безмолвно говорит нам: «Вот что Я сделал для тебя. Что же сделал ты для Меня?» На кресте написано все, что необходимо нам знать о Боге и о себе: наше падение и наше возстановление, наш грех и божественное милосердие. Крест научает нас великому терпению и смирению, любви и всепрощению, распятию нашей плоти и надежде на вечное спасение. Распростертыя распятыя руки явно свидетельствуют нам, что Господь не хочет смерти грешника и готов простить и обнять всех истинно кающихся, как бы грешны они не были.

Прообразы креста мы находим уже в Ветхом Завете. Патриарх Иаков крестообразно благословил детей Иосифа – Ефрема и Манассию (Быт. 48 гл.). Моисей начертал крест своим жезлом на волнах Чермного моря (Исх. 14 гл.). Из последнего примера мы видим, что крест имеет силу преодолевать даже законы природы. Есть и другие примеры, когда крестом «побеждается естества чин»: так, напр., св. мученица Василисса Никомидийская, оградив себя крестным знамением, стояла посреди пламени без всякого вреда; так, св. епископ Юлиан, начертав св. крест на чаше с ядом, выпил ее без всякого вреда. Крест есть и знамя победы воинской. Когда Амаликитяне напали на евреев, по исхождении их из Египта, Моисей, поддерживаемый священниками во время молитвы, крестообразно простирал свои руки и амаликитяне были побеждены (Исх. 16, 11). Св. Киприан Карфагенский объясняет, что израильтяне победили потому, что крестообразное простирание рук было прообразом креста Христова. Наиболее ясно была засвидетельствована победная сила креста Христова в видении Императора Константина Великого: блестящего креста на ясном небе со словами «сим победиши».

Крест подает и исцеления. В Ветхом Завете прообраз креста – медный змий – исцелял от смерти всех ужаленных змиями, посланными Богом в наказание евреям за их ропот. Если прообраз креста обладал такой целительной силой, то насколько сильнее исцеляет сам крест Христов. Православная Церковь с древнейших времен до настоящего времени считает крест великой защитой от всякой заразы, как телесной, так и духовной. Вот почему ношение креста на груди началось у христиан с древнейших времен. Ношение креста на груди разсматривалось: 1) как исповедание себя христианином, и 2) как защита, для «отгнания всяких зол». И до наших дней, на нательных крестах можно часто найти надпись: «Господи! Спаси и сохрани!» Освящая крестик, священник молится о том, чтобы он был «всякому, на себе носящему, защищение и соблюдение от всякого зла души и телу спасительное, и в умножение в нем духовных дарований и христианских добродетелей», и был бы исполнен «силы и крепости к прогнанию и разорению диавольския козни, в защищение души и тела от лица враг видимых и невидимых и от всякого зла» (Дополнительный требник).

В каноне «Честному и животворящему кресту» (Творение Григория Синаита), Православная Церковь воспевает: «Кресте, ты ми сила буди, крепость и держава, избавитель предратник на борющия мя, щит и хранитель, победа и утверждение мое, присно соблюдая мя и покрывая». «Яко триобоюдный меч начала тьмы сечеши... кресте, оружие великое Христово и непобедимое победительство всесильное». Ибо «крест есть знамение непостижимыя Троицы жизноносче».

Крест есть великое непреоборимое оружие, поборающее все. Но надо уметь пользоваться этим оружием, этой силой. Ведь и обычное оружие (огнестрельное и холодное) м. б. безсильным в неопытных руках и даже опасным для самого носителя. Непреоборимым оружием и всепобеждающей силой крест становится лишь при условии веры и благоговения. Без веры и благоговения нельзя пользоваться силой креста и употреблять его как оружие, ибо это есть оружие святой правды Христовой. Без веры и благоговения нельзя и осенять себя или других крестным знамением.

Враги креста – враги Христовы. Во времена Запорожской Сечи таких врагов узнавали просто: достаточно было посмотреть, как человек прочитывал «Отче наш» и осенял себя православным крестным знамением.

В православном учении о так называемой «прелести» отмечается, что дьявол не в силах дать видение правильного и ясного креста, как не в силах явиться в виде Пресвятой Богородицы или троекратно повторить пророческого видения.

Чрезвычайно знаменательно, что известная всемирно организация ИМКА отказалась от символа креста и заменила его... треугольником (углом вниз).

Сектанты не почитают святого Креста, икон и святых мощей.

Крест – прежде всего есть символ нашего спасения. Когда мы знаменуем себя крестным знамением, то этим самым, в молитве нашей, мы молимся Богу Отцу через крест Его Сына (при чтении молитвы «Отче наш»), или Самому Богу Сыну, Спасителю нашему – чрез крест Его Голгофы (в молитвах к Господу Иисусу Христу), или Богу Духу Святому (молитва «Царю Небесный») – опять через крест Спасителя, крестом стяжавшего право послать нам Утешителя. Особенное значение имеет наложение на себя крестного знамения при мольбе о прощении и спасении, ибо никакими собственными заслугами, как бы оне ни были велики, мы прощены и спасены быть не можем! Только заслугами Страстей Христовых, ценой драгоценной крови Его, после нашего покаяния с плодами, дерзаем мы надеяться на прощение и спасение. Вот каков первый глубокий смысл осенения себя крестным знамением. Можно ли, понимая это, делать его небрежно.

Крест – самое сильное и всемощное утешение и укрепление в скорбях, в унынии и отчаянии. Крест – последняя надежда отчаявшихся – никогда не посрамляеть надеющихся. Достаточно мысленно представить себе Распятого на кресте Спасителя и только уголком сердца вознамериться покаяться, – как Спаситель, целующий намерения, тотчас, никогда не медля, посылает всесильную помощь. Безчисленное количество людей было спасено от самоубийства в одно мгновение за мысленное обращение с верой к распятому Спасителю.

С креста – раздалась молитва о прощении врагов.

С креста – был помилован раскаявшийся благоразумынй разбойник.

С креста – св. Апостол Иоанн Богослов (а с ним и все верующие христиане) был усыновлен Пресвятой Богородице, непостыдной надежде ненадежных.

Матерь Божия стояла у креста – со скрещенными на груди руками. Она первая скрестила руки перед крестом Своего Сына и Бога, сораспявшись с Ним Своим Материнским сердцем, вспомнившим на Голгофе о словах пророчества Праведнато Симеона: «И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец». Смеем ли мы, поняв это, не открыть помышления нашего сердца? И скрещивая на груди свои руки, смеем ли мы не вспомнить сердцем Ея святыя скрещенныя руки?

Подходя к св. Чаше, мы всегда крестообразно складываем свои руки. Не крестимся (чтобы нечаянно не задеть св. Чаши), а держим крест на груди. Причащаясь, мы стоим как бы у креста, вместе с Пресв. Богородицей, ибо причащаемся мы Тела и Крови Распятого на кресте.

«Со страхом Божиим и верою приступите». Можно ли без страха и веры подходить к Распятому Спасителю, при лицезрении Которого солнце померкло, и земля содрогнулась, как живая, и Ангелы не в силах от св. ужаса были видеть Страстей Господних?

Крест научает нас смирению и терпению, трезвению и разсуждению, чистоте сердца, вере, надежде и нелицемерной любви Христовой, которая так резко отличается от обычной человеческой любви. Обычная земная человеческая любовь – эгоцентрична и эгоистична, тогда как истинная Христова любовь – жертвенно-сострадательна. Путеводитель истинной любви – всегда крест, с которым истинная любовь воистину, «сильнее смерти».

Все святыя Таинства Церкви Христовой – тесно связаны с крестом: Крещение – все под знаком креста; Миропомазание – тоже; Покаяние есть «второе крещение», «крещение слезами»; Елеосвящение – сугубое крещение слезами покаяния; Брак – есть крещение на совместную жизнь мужа и жены; Священство – крещение на служение Церкви, а св. Евхаристия без креста и немыслима вовсе. Св. Иоанн Кассиан Римлянин, размышляя о Таинстве креста – Евхаристии, утверждает, что это Таинство будет вечно совершаться в Царстве Небесном Самим Первосвященником-Христом. Ибо никогда, во веки веков не может быть забыта Жертва Креста Христова.

Крест Христов, у истинного христианина, не может не вызвать ответной, благодарной, сострадательно-жертвенной любви к Господу, а с ней и желания сораспяться со Христом. Ведь Крест молча и молит об этом. Одевая на грудь нательный крест, или осеняя себя крестным знамением, или скрещивая свои руки на груди, мы, христиане, свидетельствуем, что готовы нести крест безропотно, смиренно, добровольно, с радостью, ибо любим Христа и хотим сострадать с Ним, ради Него. Крест Христов не только зовет нас на добровольныя страдания, но и показываеть пример невинных мук, которыя венчает высшей наградой – венцом терновым со Своего Святого Чела. И вся «Карамазовская» проблема: «чем можно оправдать страдания безвинных младенцев» – разрешается так ясно и глубоко-просто перед лицом невинно распятого на кресте Спасителя. Но крест символ не только страданий. Он символ и победы, и торжества любви и правды; он символ и вечной радости, которая последует за временными страданиями, и которой уже никто не отнимет от нас. Крест неложно обещает нам, что всякая слезинка будет утерта, что всякая скорбь, ради Христа понесенная, превратится в радость, что капли слез, крови и предсмертного пота христиан, любящих Христа – превратятся в алмазы, рубины и перлы несказанной красоты в Царстве Небесном.

Крест зовет к подвигу и обещает помощь, победу, торжество и члаву Воскресения.

Из всего вышесказанного становится понятным, почему вся жизнь христианина, со дня рождения до последнего вздоха на земле, и даже после смерти – сопровождается крестом. Осеняет себя и родившегося младенца – мать, после скорби родов «непомнящая себя от радости, что родился человек в мир». Крещается младенец в св. Купели, в освященной крестом воде. С первыми признаками умственного и сердечного развития младенца – узнает он о кресте и крестном знамении, сначала совершаемом его рукою близкими родственниками. Первое сознательное религиозное движение христианского младенца – должно быть самостоятельное осенение себя крестным знамением. Крестным знамением осеняет себя христианин при пробуждении (надо приучить себя, чтобы оно было первым движением), и при отходе ко сну – последним движением. Крестится христианин перед и после вкушения пищи, перед и после учения, при выходе на улицу, перед началом каждого дела, перед принятием лекарства, перед вскрытием полученного письма, при неожиданных, радостных и горестных известиях, при входе в чужой дом, в поезде, на пароходе, вообще, при начале всякого пути, прогулки, путешествия, перед купанием, навещая больных, идя в суд, на допрос, в тюрьму, в ссылку, перед операцией, перед боем, перед научным или иным докладом, перед и после собрания я совещания и т. д. Но нельзя делать из крестного знамения талисмана, как нельзя носить нательный крест как амулет. Ибо и нательный крест и крестное знамение – есть только выражение во вне того, что должно быть в сердце христианина: смирения, веры, попечения на Господа безропотное.

Когда христианин умрет, тогда другие, ближние – сложат ему руки крестом на груди и персты сложат в крестное знамение. А на могиле – поставят последний крест. Страшный Суд начнется тоже явлением Креста Христова.

Все вышесказанное – только одна маленькая страничка из «книги о Кресте», которая имеет безчисленное количество страниц.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!

Проф. И. М. Андреев.


Источник: «Луч света». Учение в защиту Православной веры, в обличение атеизма и в опровержение доктрин неверия. В двух частях: Часть вторая. / Собрал, перепечатал и дополнил иллюстрациями Архимандрит Пантелеимон. — Издание второе. — Jordanville: Издание Свято-Троицкого Монастыря, 1970 [1971]. — С. 401-407.

Комментарии для сайта Cackle