Саваоф

Литература по теме

Савао́ф (евр. «цеваот» буквально «(Господь) Воинств», множественное число от «цава» – воинства) – одно из имен Бога, подчеркивающее такое Его свойство, как всемогущество, а также то, что Он — Владыка мира.

В Библии воинствами называются войска (например, в Исх.6:26; Чис.31:53), звезды и планеты, ангелы (Втор.4:19, 17:3Дан.8:10; 3Цар.22:19; 2Пар.18:18; срав. Ис.24:21).

Имя Божие Господь Саваоф отражает Божественную власть над всеми силами земли и неба. Имя Божие Саваоф приложимо ко всем Лицам Святой Троицы, на что прикровенно указывает пророк Исайя: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его (Ис.6:3).

Если Господь — Всемогущий Бог воинств, то почему воинства беззаконников так часто побеждают Его рабов и угодников (праведников, святых)?

В отношении созданного мира Всемогущество Божье проявляется в том, что никакое творение в отдельности, ни всё оно вкупе не в состоянии противодействовать Его святой воле (Быт.17:1), причём творение не может не только препятствовать Богу осуществлять всё, что ни хочет, но даже и сколь-нибудь Его затруднять.

Воинства нечестивцев, равно как и одиночные враги Церкви Божьей могут одолевать верующих только в той мере, в какой попускает Господь. Степень этого попущения всегда зависит от общих и частных целей Вышнего Промысла, ведомых, в полноте, только Господу.

Например, иногда Бог, попускает врагам одолевать верующих тогда, когда те, в силу различных причин, отступают от соблюдения требований Его нравственного закона. В этом случае нечестивцы могут использоваться как орудия Справедливого Божьего гнева. Вместе с тем, они могут служить к вразумлению, воспитанию, возвращению верующих в русло нормальной религиозно-нравственной жизни.

Скажем, во времена Ветхого Завета, в период Судей, Бог попускал язычникам притеснять и одолевать сынов Израиля. Испытывая в бедствия и несчастья, и не имея сил самостоятельно оградиться от них, евреи начинали искать помощи и защиты у Господа и вновь обращались к истинной вере. Тогда Бог, по Своей милости, воздвигал им особых правителей, судей, через которых налаживал их социальную жизнь.

Иногда Господь попускает грешникам одолевать праведников ради испытания и духовного укрепления, взращивания тех нравственных качеств, тех добродетелей, которые могут быть приумножены в условиях борьбы смирение, стойкость духа, жертвенность, самоотвержение, послушание, терпение и др.).

Бывает, что Господь не только попускает, но и нарочито ниспосылает на верующих те или иные бедствия. Так будет и при кончине времен, когда Бог призовет полчища Гога и Магога (Иез.38:2-4).

Как и в предыдущих случаях, это происходит не в связи с недостаточностью Божественного всемогущества (что и звучит-то нелепо), а в связи с известными Ему соображениями высшей нравственной пользы.

  • Саваоф Библейская энциклопедия

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки