Попуще́ние Бо́жие – волеизъявление Божье, позволяющее разумным творениям действовать в рамках вложенной в них при создании способности к осознанному и свободному выбору, не преступая дозволенных и допустимых границ.
Чем попущение Божье отличается от благоволения?
В произволении Божьем различают два важных аспекта: благоволение и попущение. Благоволение относительно разумных существ характеризуется одобрением их помыслов, желаний и поступков, а также поддержкой, проявляющейся в благословениях и благодатной помощи со стороны Отца и Сына и Святого Духа. Попущение же отличается от благоволения тем, что оно выражается в отношении тех дел, кои являются богопротивными: Бог не благоволит к этим делам, не способствует их реализации; тем не менее, допускает их совершать.
Примером благоволения Божьего может служить Его отношение к добродетельным и уместным поступкам, совершаемым добрыми ангелами или людьми. Так, Господь благоволил к жертвоприношению Авеля, переселению Авраама, выходу Израиля из Египта, строительству скинии при Моисее, Храма при Соломоне, исповеданию апостола Петра, обращению Павла и пр.
Примером же попущения Божия является отношение ко грехам, которые Бог, конечно, не одобряет, однако и не лишает законопреступников возможности грешить. Так, Господь не благоволил грехопадению Адама, и всё же не воспрепятствовал ему силой Своего всемогущества, не остановил его руку, потянувшуюся к запретному плоду, дозволил испробовать плод.
Как понимать выражение «на всё воля Божья»?
Данное выражение необходимо понимать в свете того догматического положения, что никто и ничто не в состоянии противостоять воле Творца. Следуя этой трактовке, всё, что случается в мире сотворенных существ, случается только потому, что Господь этого хочет или, как минимум, допускает. Доброе ли, злое ли, но всё, что ни происходит, происходит исключительно с ведома Отца и Сына и Святого Духа.
Тезис «на всё воля Божья» не следует интерпретировать в том ложном смысле, будто Промысл Божий действует словно рок или фатум: не всё, что происходит, должно было безоговорочно произойти, равно как и не всё, что не произошло, в действительности не могло произойти (см.: Судьба).
Человек наделен разумом и свободой произволения, и хотя он во многом ограничен по природе и индивидуальным особенностям, силой текущих обстоятельств, в нравственном отношении он в состоянии как выполнять, так и нарушать волю Творца.
В случае соответствия желаний и действий человека Божьему закону, Бог к нему благоволит, способствует исполнению добрых замыслов.
А когда действия и желания грешника идут вразрез с Божьим предначертанием, Бог эти желания и действия не одобряет. В названном случае Божья воля усматривается в том, что именно Он, по Своей воле, вложил в человека возможность грешить; с другой стороны, Его воля, в этой связи, проявляется в терпении или долготерпении (см. подробнее: Для чего Бог создал людей, имеющих мучиться в аду?).
Литература по теме
- О Божием попущении свт. Иоанн Тобольский
- Причина распоряжения и попущения Божия бывает двоякая авва Даниил
- Определение и попущение Божие свт. Феофан Затворник
Комментировать