Самоотверже́ние — то же, что самоотречение; готовность жертвовать своими частными интересами во имя торжества Божественной воли.
В отличие от значения, вкладываемого в этот термин обще-обиходным употреблением, церковное сознание наполняет его другим смыслом: если в обычном значении под самоотвержением подразумевается готовность человека поступится собственными интересами ради кого-то или чего-то, то в христианском понимании жертвование своими частными интересами ради исполнения воли Пресвятой Троицы по высокому счёту никогда не означает действия в ущерб себе.
Напротив, способствуя, с самоотверженностью, реализации Божественных предначертаний, человек приближается к главной цели своей земной жизни — единению с Богом, обожению, стяжанию вечного блаженства на Небесах.
О необходимости посвящения себя делу самоотверженного послушания Богу Христос выразился прямо и ёмко: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24).
Совершенно отвергнуть себя, не значит забыть про свои интересы, а значит отвергнуть всё то, что отягощает и мешает идти по пути Правды и Истины, отвергнуть такие черты своей самости как эгоизм, самомнение, своеволие, гордость, строптивость. Отвергнуть себя — значит перестать считать мерилом всех своих мыслей и поступков свое зыбкое, ненадёжное «Я», и начать соизмерять их с законом Божьим.
Грешный человек склонен к самообману и поэтому, даже если он и настроен делать добро, но делать исключительно так, как подсказывает собственный рассудок, он обязательно подскользнётся, зашатается и падёт: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор.10:12).
Дело в том, что в полной мере путь Правды и Истины, возводящий на Небо, известен единственно Всеведущему Богу: «как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55:9). А Бог всем желает спасения и никому не желает зла. Вот почему каждому человеку необходимо строить свою жизнь в русле тех ориентиров, которые предначертаны свыше; и вот почему главным мотивом любого нравственного действия должно служить не стремление осуществить его как-то по-своему, а желание угодить Господу, исполнить Его волю.
Согласно этому принципу строили свою жизнь даже и ветхозаветные праведники: «Господи! путеводи меня в правде Твоей» (Пс.5:9); «Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся» (Иов.23:11). Тем более это должно лечь в основу и стать незыблемым правилом для христиан: «как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем» (Кол.2:6).
Именно к этому располагает понятие «вера», «завет». Вера подразумевает доверие и верность, а завет — исполнение надлежащих условий. Быть верующим есть не что иное как вверить себя в волю Божью и жить по условиям Завета, который Он с нами заключил, Новый Завет.
Некоторые великие подвижники интерпретировали самоотвержение, как отсечение своей воли во всём и почитание себя за ничто (ср.: Преподобных Варсонофия и Иоанна ответы на вопросы учеников, Вопрос 254). Нередко это (и само по себе острое) определение доводится до абсурда. И напрасно (см. по этому поводу: Христианское и псевдо-христианское смирение).
Через призыв, обращенный к Своим потенциальным последователям — отвергнуть себя, — Христос не лишает их права самостоятельных решений, творческой инициативы. Человек — образ Божий. И такие особенности этого образа как разум и воля даны ему не для того, чтоб он их заглушал. Напротив, уподобление Богу подразумевает раскрытие и развитие этих способностей. Другое дело, что любая творческая инициатива, любое самостоятельное действие должно производиться человеком не бесчинно, а в соответствии с общим призванием и предназначением: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).
Выражаясь кратко, требование Господа о самоотречении, адресованное всем искупленным, заключается в том, чтобы совлечься «ветхого человека с делами его» (Кол.3:9), облечься в Нового, во Христа (Гал.3:27), и идти путём светлым, святым (Ис.35:8). Этот путь преодолевается в синергии, соработничестве человека и Бога
Цитаты о самоотвержении
«Отвергнуться себя значит сделаться иным, чем прежде был, не по естеству, но по внутреннему состоянию: сребролюбцу отречься от сребролюбия, славолюбцу от славолюбия, блуднику и прелюбодею от нечистой похоти, гневливому и злобному от гнева и злобы, гордому от гордости, немилостивому от жестокосердия своего, словом, злонравному от злонравия своего отречься. Так естество то же будет, но нрав иной будет. Что Бог создал, то же будет, но что человек сам сделал, то переменится; и так человек будет иной; и иной по нраву, но тот же по естеству. Итак, будь и ты не тот, что прежде был. Перемени себя, и не тот будешь. Не ищи славы, чести, богатства и сласти мира сего; не гневайся и не мсти, когда поносят и обижают тебя; не любуйся, не услаждайся, не утешайся и не превозносись, когда хвалят тебя; не жалей и не ропщи о похищенном имении твоем, и прочее, – и не тот будешь. И это и есть: отвергнуться себя. Тогда пойдешь тесным путем и понесешь крест свой, и будешь последовать Христу».
свт. Тихон Задонский
Литература по теме
- Самоотвержение Библейский словарь
- Самоотвержение Энциклопедия изречений
- Самоотвержение свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Милосердие, благотворительность и самоотвержение в отношении к ближним Гермоген Шиманский
- Самоотвержение игумен Марк (Лозинский)
Комментировать