Неофит

Литература по теме

Неофи́т (от греч. νεόφυτος (неофитос) – недавно насажденный, новообращенный) – новообращённый в христианство.

Неофитство – радостная, полная счастья пора вступления человека в мир веры и Церкви. Вера даёт человеку возможность воспринять, ощутить любовь Божию. Это время небывалого духовного и эмоционального подъёма, человек в этот момент как бы по-новому открывает для себя мир, обретя его Творца; находит истинный смысл жизни в мире суеты и призрачного счастья.

Главное в период неофитства, который не миновал ни один из нас, выбрать верный путь духовного развития, когда в центр нашей жизни становится Христос; не погрузиться в прежнюю бесплодную суету (только с уже церковным антуражем) и не соблазниться второстепенным, потеряв главное.

Некоторые советы неофиту

  1. Важно пройти полноценную катехизацию (очно или онлайн), чтобы знания о Православии были системными, а не фрагментарными. В дальнейшем, в процессе возрастания христианина возрастом духовным, знания, полученные в процессе катехизации, будут обогащаться новыми и новыми знаниями из области учения Церкви. Если нет возможности посещать курсы катехизации, можно осваивать вводную литературу (катехизис, закон Божий, сборники огласительных бесед и т.п.) самостоятельно, желательно – под руководством и контролем благочестивого, опытного в духовном отношении наставника.
  2. В начале воцерковления легко запутаться в потоке новой информации и начать воспринимать сомнительные и ложные утверждения и советы церковных людей, как богооткровенную истину. Поэтому важно уже на первых порах определить правильную иерархию авторитетов. Безусловным авторитетом в вопросах вероучения обладают Священное Писание и Священное Предание, которое выражено, в частности, в догматических определениях Вселенских соборов. Отметим, что при истинности содержания Священного Писания, те или иные его фрагменты могут быть восприняты неофитом (и не только им) ложно. Правильное понимание Священного Писания возможно в свете Священного Предания, в свете учения Церкви.
    Поэтому, изучая Священное Писание, следует опираться на толкования святых отцов (хотя и в отеческих толкованиях встречаются разногласия). Мнение Церкви по различным вопросам выражено в официальных документах и определениях Архиерейских соборов и синодов. Крайне желательно уточнять источник любого значимого утверждения (во избежание усвоения ложной информации, приобретения ошибочных представлений по какому-либо важному вопросу и повреждения от неполезных советов) и проверять информацию по заслуживающим доверия источникам. В случае затруднений, можно обратиться к священнослужителю или другому образованному лицу (в том числе, через тематические сайты и сообщества в социальных сетях).
  3. Любые частные советы (прочитанные и услышанные) следует принимать с рассуждением. Важно обращать внимание на то, кому, когда и в связи с чем адресован тот или иной совет. Подобно тому, как не каждый совет врача и не каждое лекарство может иметь универсальное применение, также и не любой духовный совет может быть уместен и полезен лично для вас (или кого-то другого). Полезно найти духовника, к которому можно было бы обращаться за индивидуальными советами в духовной жизни.
  4. У неофита, узнавшего некоторое количество информации о Православии, может возникнуть горячее желание учить всех вокруг и пытаться сделать всех такими же, как он. Это искушение важно преодолеть. Нужно больше прислушиваться к более опытным христианам, учиться и подавать другим добрый пример жизни. Помните о том, что ваши знания и опыт пока еще весьма незначительны, как бы ни казалось обратное. Учить посторонних людей в том, в чем сами путаетесь, обличать их так, словно вы уже достигли высокой степени духовной зрелости, следить за тем, насколько правильно они исполняют церковные каноны, словно вы их духовник, искать повода для спора на религиозные темы – всего этого нужно избегать.
  5. Некоторым людям, которые в Церкви недавно, свойственно впадать в крайности. Кто-то считает, что воцерковление непременно означает разрыв со всем «мирским», «житейским», что может включать прекращение заботы о своем внешнем виде, физическом развитии, отрицание любых развлечений и хобби, светской культуры и т. п. Нередко неофиты, будучи движимы стремлением скорейшего достижения высоких степеней духовного совершенства, самостоятельно обременяют себя чрезмерными «подвигами», как то: непомерно суровый пост (что может приводить к серьезным проблемам со здоровьем), категорический отказ от супружеской близости без согласия супруга (что нередко приводит к разрушению семей), тотальное запрещение себе всего, что приносит удовольствие и т.п. Иногда духовная жизнь ошибочно противопоставляется житейским обязанностям (например, семейный человек может целыми днями пропадать в храме, пренебрегая своими обязанностями по отношению к членам семьи).
    Все эти примеры показывают неверное понимание воцерковления (жизни во Христе), которое должно выражаться в перемене жизни по заповедям Божьим. Нормальное воцерковление отличает постепенность, рассудительность, бережное отношение к своему здоровью, отделение главного от второстепенного, посвящение повседневной жизни во всех ее проявлениях Богу вместо отказа от всего «житейского», проявление любви к ближним, которая не противопоставляется служению Богу.
  6. Важно научиться воспринимать Православие не как систему предписаний и запретов, усложняющих жизнь человека, а как жизнь в союзе с Богом, в свободе от греха. Каждую заповедь нужно постараться осмыслить, понять ее внутреннюю логику, ее взаимосвязь с остальными заповедями. Обдумать, почему нарушение этой конкретной нормы ненормально и пагубно для человека. Признать и принять справедливость Божьего закона. Такое осмысление способствует тому, чтобы ко греху появилось отвращение, человек начинает видеть, какую дисгармонию, какой урон вносит в его жизнь отход от Божьего закона. Важно не только теоретически изучить, но и практически исполнять заповеди Божьи каждый день и каждый час. Следует также отметить важный признак: если по какой-то причине духовная жизнь вызывает у человека только страх и уныние – это серьезный повод задуматься о том, правильно ли он понимает ее и в том ли направлении он двигается.
  7. Если человеку в первое время пребывания в Церкви легко дается молитва, участие в богослужениях, пост и другие благочестивые дела – это не значит, что так будет всегда. Первоначальный энтузиазм может пройти. Важно заранее знать об этом и не отступать от пути христианского делания. Необходимо помнить, что Господь рядом. Необходимо с самого начала учиться правильно заниматься христианским деланием. Не вычитывать набор молитв, а молиться. Не выстаивать богослужение, а участвовать в нем.

Цитаты о неофите

«В Церковь сегодня приходят хорошо светски образованные люди, причем не только в крупных центрах – во многих епархиях появились миряне, интересующиеся богословием. Но у этого явления есть и теневая сторона. Зачастую некоторые из таких неофитов, не обладая практически никаким духовным опытом, едва прочтя катехизис и несколько популярных брошюр, обнаруживают в себе богословское дарование и тотчас же бросаются в полемику в церковной и околоцерковной прессе, выступают с обличениями и обвинениями. Некоторые из них желают провести немедленные и радикальные «либеральные» реформы, другие, в одночасье ставшие «консерваторами» и «ревнителями», начинают судить Церковь и ее иерархию за якобы отступничество, во всем видят «предательство», ереси и т. д. Буквально на пустом месте раздуваются проблемы. Серьезнейшие богословские вопросы, требующие ответственного изучения и профессиональной дискуссии, односторонне преподносятся в изданиях для нецерковной публики, которая призывается в качестве судьи в таких областях, о которых даже Святые отцы не всегда считали возможным давать однозначных суждений. Эта ситуация вносит смуту и смущение в среду церковного народа, и содержит в себе серьезную потенциальную опасность для мира церковного. И все это в конечном итоге – следствие низкой богословской культуры».
митрополит Филарет (Вахромеев)

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka