Мнение Церкви

Литература по теме

Мне́ние Це́ркви

1) понятие, используемое в рамках простонародного языка, в действительности означающее не мнение полноты Церкви, а мнение членов весомой или существенной её части;
2) суждение священноначалия по тем или иным религиозным вопросам, основанное на ограниченных или косвенных данных Божественного Откровения, частных святоотеческих мнениях, заведомо преподносимое именно как (авторитетное, достойное внимания) мнение;
3) суждение или позиция священноначалия по текущим вопросам глобального характера по поводу церковного управления, церковной жизни.

Поскольку епископы являются преемниками апостолов, именно им принадлежит право говорить от имени Церкви. Хотя это и не означает, что любое суждение епископа и даже поместного собора епископов является непогрешимой истиной. Сами епископы призваны к тому, чтобы сверять свои суждения и учить в соответствии с Божественным Откровением и церковными вероопределениями, изложенными их благочестивыми предшественниками.

К мнению Церкви может быть отнесено такое положение, которое не имеет догматического или канонического авторитета, но принимается Церковью в качестве мнения и является широко признанным в церковной среде, например, мнение о том, что после смерти человека душа грешника проходит через мытарства (другое дело, что само понятие «прохождение мытарств» рассматривается разными исследователями по-разному).

Под мнением Церкви может подразумеваться суждение, высказанное от лица Церкви в форме отношения к тому или иному социальному явлению, официально уполномоченным на это церковным органом. Кроме того, к мнениям Церкви могут быть отнесены иные типы суждения, высказанные от лица Церкви. Такие суждения могут быть выражены на разных церковных уровнях: на всеправославном – Всеправославным собором, на местном – Архиерейским собором (синодом) Поместной Церкви, на епархиальном – епархиальным архиереем и т. п. Чем выше уровень, тем суждение более авторитетно. Мнения епископата различных Поместных Церквей могут различаться. Одним из признаков отличия мнения Церкви от теологумена, может служить его непосредственное одобрение и обнародование высшим священноначалием (например, в форме издания официального церковного документа).

Мнение Церкви следует отличать от определений по вопросам вероучения (догматических оросов) и дисциплинарных правил (канонов). Разница здесь, прежде всего, в степени обязательности к принятию верующими. Если догматическое определение Вселенского собора не может быть подвергнуто сомнению, а тем более отвергнуто верующим, как предмет веры, а каноны обязательны к исполнению для поддержания дисциплины внутри Церкви, то мнение священноначалия, хотя и авторитетно, но поскольку не имеет достоинства ни непогрешимой Божественной истины, ни обязательной к исполнению дисциплинарной нормы, не обязывает верующих к безусловному согласию с ним.

В Новейший период истории Церкви появляется практика издания различных богословских документов недогматического характера от лица священноначалия. В 2000 году впервые в истории был издан документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», положивший начало составлению ряда документов, выражающих т.н. социальное учение Церкви. По словам руководителя комиссии по составлению документа митрополита (ныне Патриарха) Кирилла (Гундяева), было необходимо «дать принципиальный, богословский ответ на проблемы церковно-государственных и церковно-общественных отношений, предназначенный для всех наших пастырей, для всей паствы». Впоследствии священноначалием Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей принимались и многие другие документы, содержащие ряд церковных позиций, мнений, суждений по различным богословским вопросам. Например, согласно определению Архиерейского собора, следует «руководствоваться “Основами социальной концепции” во взаимоотношениях с государственной властью, различными светскими объединениями и организациями, внецерковными средствами массовой информации. Употреблять указания данного документа в пастырской практике, связанной с новыми явлениями жизни общества». То есть, это документ, который содержит ряд официальных позиций Московского Патриархата, на который можно ссылаться, например, при взаимодействии со СМИ. Такого рода документы не относятся к вероучительным (даже при наличии богословского обоснования) и потому столь же обязывающим для членов Церкви, как, например, Символ веры и догматические определения Вселенских Соборов. Иными словами, наряду с догматическими или нравственными истинами обязательного для всех православных учения Церкви, в них встречаются мнения, суждения конкретного собора епископов, которые могут быть более или менее взвешенными, достоверными и т.п. Поскольку содержание данных документов не является непогрешимым и обязательным в той же степени, что и догматические определения Вселенских соборов, то все возможные ошибки и неточности, которые могут там появиться, справедливо считать ошибками и неточностями конкретного собора епископов, которые могут внести определенный соблазн, но не могут считаться ошибками или заблуждениями Православной Церкви, как столпа и утверждения истины (1Тим.3:15).

В тоже время, официальная позиция или мнение, выраженное священноначалием, обладает определенным авторитетом и нормативностью. Так, например, согласно регламенту присвоения грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви», он может быть присвоен «лишь в том случае, если продукция СМИ не искажает православное вероучение, не противоречит официальной позиции Русской Православной Церкви, не содержит недостоверных и этически недопустимых сведений». Это означает, что при публичном распространении различных материалов в церковной сети позиция священноначалия не может игнорироваться, и они подвергаются цензуре, в том числе по этому пункту.

Является ли несогласие рядового члена Церкви с общественно-политической позицией священноначалия противлением (непослушанием) Церкви?

Здесь нужно, прежде всего, обратить внимание на то, что само священноначалие в своих суждениях должно руководствоваться Словом Божьим и учением Церкви. Задача священноначалия давать нравственную оценку тому или иному явлению общественно-политической жизни в духе Евангелия, а не просто высказывать свое мнение. По этой причине, ответ на поставленный вопрос может быть двояким. Если позиция священноначалия в связи с конкретными событиями жизни общества обоснована ине противоречит явнозакону Божию, то, по крайней, мере, она заслуживает серьезного внимания верующих. Если же она явным образом противоречит закону Божию (например, призывает к несправедливости под видом справедливости), то православный христианин не может и не должен ее поддерживать. Повиновение любому начальству (светскому или церковному) должно иметь своей целью угождение Богу, а не людям.

Официальное мнение Церкви: что это, и когда оно высказывается?

Разницу между позицией Церкви и мнением отдельного священника пояснил председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда.

«В Церкви считают…» – за этой фразой в СМИ может скрываться что угодно. Цитата из постановления Собора, заявления Патриарха, интервью председателя синодального отдела или записи блога сельского священника. Далее может следовать любое предложение: от социальной программы до отношения к фасонам одежды, от захоронения Ленина до канонизации Сталина. Возникает шум в СМИ, волна публикаций и перепостов в социальных сетях. Часто результатом оказывается скандал вокруг Церкви и обвинение ее в очередном «засилье» и «мракобесии».

Официальная позиция Церкви высказывается редко

«Официальная позиция Церкви выражается по ограниченному кругу вопросов, совершенно определенным образом и не оставляет никаких двусмысленностей. Если Патриарху нужно что-то сказать, он говорит это прямо и не использует такие косвенные формы (как заявление ВРНС – ред.)».

«Я считаю, что пастоырская позиция вообще (позиция Церкви всегда пастоырская) избегает обострения ситуации, которая уже разделяет людей, и в случае, когда Церковь занимает какую-то одну позицию, она может способствовать еще большему разделению».

«Моя личная позиция состоит в том, что пастырь и пастырская позиция должна учитывать наличие разных точек зрения. И в ситуации, когда какой-то шаг, когда он звучит не от имени какого-то батюшки, а от лица всей Церкви, может вызвать дальнейшее обострение и жесткое столкновение разных, то пастырская мудрость заключается в том, чтобы этого не делать».

«Христианская догматика определяет узкую сферу, несогласие с которой позволяет утверждать, что человек не христианин. Вот если завтра кто-нибудь выступит и скажет, что Иисус Христос – не Бог, то, уверяю вас, будет выражена четкая и ясная позиция Русской Православной Церкви, в которой будет сказано, что мы с этим не согласны.<…> Проблема русской политики с моей точки зрения заключается в том, что мы пытаемся решать в политической плоскости все проблемы, включая проблемы добра и зла. Пока мы будем решать в политической плоскости проблемы добра и зла, мы не консолидируем общество никогда»

Позиция Церкви – не позиция корпорации или политической силы

«У Церкви нет идеологической программы. Церковь – это место, где у Чаши встречаются люди с разными политическими позициями. Это не мешает им быть христианами»

«Позиция Церкви — не корпорации, не политической силы, которая должна обозначит свой интерес и свои взгляды на те или иные процессы — позиция Церкви заключается в том, что у нас 90 детских домов в Церкви, что мы говорим о проблемах с государством, которые у нас в этой сфере есть. Что патриарх на Рождество обратился к нашим гражданам и попросил их усыновлять детей — вот это позиция Церкви. Если бы мы были политической партией, мы бы вышли на одну из площадей, можно на какую-нибудь третью площадь, понимаете».

«Знаете, любопытный момент, вот все говорят: слушайте, у вас такой бренд, почему вы не можете мощно двинуться? Почему вы не можете всех заткнуть? Представляете? Завтра я выхожу, говорю: все молчат! Говорит только Легойда! Именно потому, что мы не корпорация, именно потому нас объединяет не позиция по поводу рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» или там отношение к Федору Михайловичу Достоевскому, Пушкину, или Льву Николаевичу Толстому, а нечто принципиально иное».

Репутация Церкви и поведение священников

«Еще в конце IV или начале V века, Августин сказал, что поведение священников и христиан, плохое поведение, которые было, кстати сказать, и в III веке, и в IV, влияет на авторитет Церкви, но не влияет на ее истину. Вот это очень важно всем понимать – критикам церкви, ее защитникам и так далее. Я не говорю, что авторитет это неважно…»

90% сообщений в СМИ не связаны с религией

«В последнее время, вот вы говорите — много интереса к религии и так далее, я абсолютно убежден, говорю это с полной ответственностью, что 90% информационных сообщений, фильмов, чего угодно, выходящих сегодня в эфир, в самом широком смысле слова — от печатного до телевизионного, никакого отношения к содержанию религиозной жизни вообще и православной в частности, не имеют. Никакого!»

Цитаты о мнении Церкви

«Непогрешимость Церкви в вопросах вероучения распространяется только на истины вероучительные, но не имеет отношения, например, к истинам естественнонаучным, а также к суждениям Церкви по вопросам социально-политической, экономической жизни и т. п.».
протоиерей Олег Давыденков

«Освященный Архиерейский Собор напоминает о неприемлемости ситуации, когда отдельные миряне, а порой и клирики восхищают право от лица Церкви выносить определения о совместимости или несовместимости того или иного явления с верой Христовой и христианским образом жизни. Такое право принадлежит Собору или Синоду, опирающимся на Священное Писание и Предание Церкви и действующим в единомыслии со всем клиром и паствой».
документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных»

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka