Теологу́мен (от греч. θεολογούμενον (теологуменон)) –
1) частное богословское мнение, не являющееся общеобязательным для всех христиан;
2) богословское мнение, поддержанное одним или рядом святых отцов.
О возможности появления богословских мнений митрополит Макарий (Булгаков) пишет так: «Догматы одни могут называться раскрытыми, другие – нераскрытыми только относительно; потому что как нет догматов, которые были бы совершенно нераскрыты в Церкви (о каждом непременно существует в ней какое-либо ясное учение), так точно нет догматов раскрытых до малейших подробностей: о каждом (даже о догмате Святой Троицы) всегда можно предложить такие вопросы, на которые ответа не найдем в положительном учении Церкви, и надобно будет ограничиваться только частными мнениями, своими ли, или древних знаменитых пастырей Церкви». Следовательно, возможность появления богословских мнений связана с принципиальной невозможностью для человека исчерпать все содержание вероучительной истины в словесной формуле.
В истории есть множество примеров, когда христианские богословы, а иногда и Поместные соборы, будучи побуждаемы еретиками или стремясь разрешить вопросы, на которые нет исчерпывающего ответа в церковном учении, предлагали формулировки, суждения и системы, которые раскрывают и поясняют те или иные истины вероучения. По словам свт. Григория Богослова, «любомудрствуй о мире и о мирах, о веществе, о душе, о разумных - добрых и злых природах, о воскресении, суде, мздовоздаянии, Христовых страданиях. Касательно этого и успеть в своих исканиях не бесполезно, и ошибиться не опасно». Здесь имеется в виду, конечно, не вопрос о действительности Воскресения и Суда, а размышления о второстепенных с сотериологической точки зрения тематических вопросах.
В отличие от догматов, богословские мнения не имеют обязывающего характера, исключительного фундаментального сотериологического значения и априори безошибочного статуса. Если догматы приняты всей Церковью, то мнения – ее частью. Догматическое учение внутренне непротиворечиво, богословские мнения могут дополнять или взаимоисключать друг друга. В качестве примера богословских мнений (теологуменов) можно привести вопрос о времени творения ангелов (до творения нашего мира, в первый день творения или позже), то или иное понимание образа Божия в человеке, вопрос о телесности ангелов и человеческих душ.
Частные богословские мнения и теологумены почти синонимические понятия с той разницей, что теологумен это мнение, основанное на высказываниях одного или нескольких отцов Церкви; а частное мнение – это размышление, суждение церковного писателя, богослова, философа прямо не противоречащее соборно принятым догматам. По мнению митрополита Филарета (Вахромеева), «догматы можно сопоставить с законами природы, теологумены - с общепринятыми теориями, а частные богословские мнения - с гипотезами.. Наличие частных, пусть даже противоречивых богословских мнений в той или иной Поместной Церкви говорит о том, что мысль в этой Церкви не замерла, что она является плодом искренних усилий и добрых намерений познать истину в более широком объеме». Теологуменом считается не любое суждение отца Церкви. Например, исторические, филологические или натурфилософские высказывания не являются теологуменами. Теологумен — это обязательно интерпретация какой-либо вероучительной истины. Так как теологумен представляет собой плод духовного опыта святого, ему далеко не всегда можно предпочитать свое личное богословское мнение (или мнение неканонизированного богослова). Теологумен может быть сопоставлен только с суждением другого святого отца по тому же духовному вопросу.
Благочестивое богословское мнение (теологумен), всегда имеет один из 2‑х критериев:
- допустимость (не противоречие Св. Писанию и Св. Преданию);
- истинность (соответствие Св. Писанию и Св. Преданию).
Если какой-либо теологумен разделяется многими святыми отцами, в таком случае говорят о «consensus patrum», или «согласии отцов» по тому или иному вопросу. С истиной, принимаемой consensus patrum, безусловно, необходимо считаться каждому члену Церкви.
В случае если богословское мнение отвергается церковным авторитетом (православным церковным собором или «согласием отцов»), то оно является ложным. Однако до тех пор, пока отсутствует соборное определение по этому вопросу, Церковь может терпеть различное к нему отношение. В истории бывали случаи, когда некоторые частные богословские мнения, когда-то воспринимавшиеся как допустимые, впоследствии были признаны ошибочными.
Как христианин может определить допустимость богословского мнения на практике?
Прежде всего, необходимо свериться со Священным Писанием и православными символическими текстами, чтобы узнать учение Церкви по теме, к которой предлагается богословское мнение. Свт. Феофан Затворник дает такой совет: «Если какое-либо место Писания расшевелит мысль, а эта мысль, в свою очередь, начнет делать выводы, неотразимо теснящиеся в голову, – ничего: православный и от этого не прочь, но только обходится с этими выводами, своими порождениями, не как с родными чадами, а как с пасынками: подвергает их испытанию, вставляя их во всю совокупность истин святой веры, содержащихся в православном катихизисе, и смотрит, вяжутся ли они с ними, и, если не вяжутся или противоречат им, гонит вон из головы, как детей незаконнорожденных. Если же не сможет сделать этого сличения сам, то обращается или к живым, или к прежним учителям и их вопрошает». Положения, определенные Церковью в качестве догматов, содержатся в ее символических книгах, в вероучительных разделах. Согласие с их содержанием служит критерием допустимости того или иного богословского мнения.
Цитаты о теологумене
«Только к тем книгам Писания, которые уже называются каноническими, я научился относиться с таким уважением и таким благоговением, что твердо верую: ни один из авторов этих книг, когда писал их, ни в чем не ошибся. И если мне вдруг повстречается в этих книгах нечто, что покажется противным истине, я без всяких сомнений прибегну к одному из следующих объяснений: либо рукопись испорчена, либо переводчик не понял того, что было сказано, либо сам я плохо понял текст.
Всех же прочих писателей, сколь великими и выдающимися не были бы их святость и ученость, я читаю так: я не признаю написанное ими истинным только по причине того, что они так думали, но признаю это истинным в том случае, если они смогли убедить меня, используя для этого либо канонических авторов, либо обладающее доказательной силой разумное рассуждение» (Epistula 82. 3).
блж. Аврелий Августин
Литература по теме
- Теологумены в современном богословии cвящ. Даниил Сысоев
- Догматы и истины, догматического значения не имеющие cвящ. С. Рассказовский
- Догмат, теологумен, частное богословское мнение еп. С. (Стойчев)
- Допустимость теологуменов протодиак. Андрей
Комментировать