- Догматы о Боге и общем отношении его к миру и человеку
- Догматы о Боге, троичном в лицах
- Догматы о Боге, как творце и промыслителе, к миру духовному
- Догматы об отношении Бога, как творца и промыслителя, к человеку
- Догматы о Боге спасителе и особенном отношении его к человеческому роду
- Догматы о Христе Спасителе
- Догматы об освящении
- Догматы о святой Церкви
- Догматы о Таинствах Церкви
- Догматы о Таинстве священства
- Догматы о Боге как судии и мздовоздаятеле
- Догматы о всеобщем суде
Место догматов в ряду других христианских истин: Истины христианского Откровения, заключающегося в Свящ. Писании и Свящ. Предании, разделяются на истины веры и на истины деятельности.
Истины веры подразделяются на относящиеся к самому существу христианской религии как восстановленному союзу между Богом и человеком, называемые догматами, и другие, не относящиеся к существу, которые содержат исторические сказания или частные изречения священных лиц.
Истины деятельности подразделяются на определения нравственного поведения и истины обрядовые и канонические.
Структура догматического Богословия:
- Догматы о Боге и общем отношении Его к миру и человеку.
- Догматы о Боге, Троичном в Лицах.
- Догматы о Боге, как Творца и Промыслителя, к миру духовному.
- Догматы о Боге, как Творца и Промыслителя, к человеку.
- Догматы о Боге Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду.
- Догматы о Христе Спасителе.
- Догматы об освящении.
- Догматы о Святой Церкви.
- Догматы о Таинствах Церкви.
- Догматы о Таинстве Священства.
- Догматы о Боге как Судии и Мздовоздаятеле.
- Догматы о Всеобщем суде.
Догматы о Боге и общем отношении его к миру и человеку
Общие свойства существа Бога
- Бог непостижим и невидим. Бог явил себя людям в творении и в сверхъестественном Откровении, которое проповедовал единородный Сын Божий через Апостолов. Бог един в существе и троичен в Лицах.
- Бог есть Дух вечный, всеблагий, всеведущий, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный.
- Природа Бога – совершенно невещественная, непричастная ни малейшей сложности, простая.
- Бог, как Дух, кроме духовной природы (субстанции), имеет ум и волю.
- Бог, как Дух, беспределен во всех отношениях, иначе, всесовершенный, Он самобытен и независим, неизмерим и вездесущ, вечен и неизменен, всесилен и всемогущ, совершенен и чужд всякого недостатка.
Частные свойства существа Бога
- Самобытность – все, что имеет, имеет от самого себя.
- Независимость – в существе, в силах и в действиях определяется Сам Собою.
- Неизмеримость и вездеприсутствие – не подлежит никакому ограничению пространством и местом.
- Вечность – Он не имеет ни начала, ни конца своего бытия.
- Неизменяемость – Он всегда пребывает один и тот же.
- Всемогущество – Он обладает неограниченною силою все производить и над всем владычествовать.
Свойства ума Бога
- Свойство ума Бога самого в себе – всеведение, т.е. Он знает все и знает совершеннейшим образом.
- Свойство ума Бога в отношении к его действиям – высочайшая премудрость, т.е. совершеннейшее знание наилучших целей и наилучших средств, совершеннейшее искусство прилагать последние к первым.
Свойства воли Бога
- Свойства воли Бога самой в себе – высочайше свободная и всесвятая, т.е. чистая от всякого греха.
- Свойство воли Бога в отношении ко всем тварям – всеблагая, а по отношению к тварям разумным – истинная и верная, поскольку открывает себя им в качестве нравственного закона, а также правосудного, поскольку воздает им по заслугам.
Единство Бога по существу
- Бог есть един.
Догматы о Боге, троичном в лицах
- В Боге едином по существу три Лица или Ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух.
- Три Лица в Боге равны между собой и единосущны.
- Три Лица различны по своим личным свойствам: Отец не рожден ни от кого, Сын рожден от Отца, Дух Святой исходит от Отца.
- (Ипостаси нераздельны и неслиянны; рождение Сына никогда не начиналось, никогда не оканчивалось, Сын родился от Отца, но не отделился от него, Он пребывает в Отце; Бог Дух Святой вечно исходит от Отца.)
Догматы о Боге, как творце и промыслителе, к миру духовному
- Мир духовный составляют двоякого рода духи: добрые, называемые Ангелами, и злые, называемые демонами.
- Ангелы и демоны сотворены от Бога.
- Демоны сделались злыми из духов добрых по своей воле при попустительстве Бога.
- Бог, как Промыслитель, даровал и Ангелам, и демонам природу, силы и способности.
- Бог содействует Ангелам в их доброй деятельности и управляет ими сообразно с целью их бытия.
- Бог попустил падение демонов и попускает их злую деятельность, и ограничивает ее, направляя ее, по возможности, к добрым целям.
***
- По природе своей Ангелы суть духи бесплотные, совершеннейшие души человеческой, но ограниченные.
- Мир ангельский необычайно велик.
- Ангелы прославляют Бога, служат Ему, служат в сем мире людям, путеводя их в царствие Божие.
- Господь дарует особого Ангела-Хранителя каждому из верующих.
***
- Дьявол и ангелы его (демоны) – существа личные и действительные.
- Демоны по своей природе духи бесплотные, высшие души человеческой, но ограниченные.
- Демоны не могут употребить насилия ни над одним человеком, если Бог не попустит им.
- Дьявол действует как враг Божий и как враг человеческий.
- Бог разрушает царство демонов на земле через непрестанное распространение Своего благодатного царства.
- Бог даровал людям Божественные силы против демонов (молитва и др.).
- Бог попускает деятельность демонов, направленную на погибель человечества, для нравственной пользы людей и их спасения.
Догматы об отношении Бога, как творца и промыслителя, к человеку
- Человек сотворен по образу и подобию Бога.
- Бог сотворил человека с тем, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его, и через то вечно блаженствовал.
- Бог сотворил первых людей, Адама и Еву, особенным образом, отличным от сотворения других Его созданий.
- Род человеческий произошел от Адама и Евы.
- Человек состоит из невещественной души и вещественного тела.
- Душа, высшая и превосходнейшая часть человека, является существом самостоятельным, невещественным и простым, свободным, бессмертным. Назначение человека состоит в том, чтобы он неизменно пребывал верным высокому завету или союзу с Богом, к которому его призвал Всеблагий при самом сотворении, чтобы стремился к своему Первообразу всеми силами своей разумно-свободной души, т.е. познавал своего Создателя и прославлял, жил для Него и в нравственном единении с Ним.
- Падение человека было попущено Богом.
- Рай был местом для жизни счастливой и блаженной, одновременно чувственным и духовным. Человек в Раю был бессмертным. Неверно, что Адам не мог не умереть, он мог не умирать. Адам должен был делать и хранить Рай. Для наставления истины веры Бог удостаивал некоторых людей Своими откровениями, являлся им Сам, беседовал с ними, открывал им Свою волю.
- Бог сотворил человека вполне способным к достижению установленной Им цели, т.е. совершенным, как по душе, в умственном и нравственном отношении, так и совершенным по телу.
***
- Для упражнения и укрепления в добре нравственных сил Бог заповедал человеку, чтобы он не вкушал плодов от древа познания добра и зла.
- Человек не сохранил заповеди, и через то лишился своего достоинства.
- Все люди пошли от Адама и его грех есть грех всех людей.
- Бог с самого начала даровал человеку Свою благодать.
- В змее, совратившем Адама и Еву, скрывался дьявол. Ева увлеклась мечтою сделаться равной Богу, Адам пал вследствие пристрастия к жене.
- Смерть пришла к человеку от зависти дьявола к Богу.
- Следствия падения в душе: расторжение союза с Богом, потеря благодати, смерть духовная, помрачение разума, низвращение воли и преклонность ее более ко злу, нежели к добру, искажение образа Божия.
- Следствия падения для тела: болезни, скорби, изнеможение, смерть.
- Следствие для внешнего состояния человека: потеря или уменьшение власти над животными, потеря плодоносности земли.
***
- Следствия падения распространились на все человечество. Первородный грех всеобщен.
***
- Бог после падения Адама и Евы не перестал промышлять о человеке. Он царь всей земли, владеет народами и призирает их. Он ставит царей над народами, дарует им Державу и силу, управляет через царей земными царствами. Поставляет через царей низшие власти, поставляет для устроения счастья человеческих обществ слуг Своих (Ангелов).
- Бог промышляет об отдельных людях и, в особенности, о праведниках, хранит нас в течение всей жизни, содействует нам в деятельности, назначает предел нашей земной жизни и деятельности.
- Бог промышляет способами естественным (хранит людей и содействует им) и сверхъестественным (чудеса и действия Божественного домостроительства).
Догматы о Боге спасителе и особенном отношении его к человеческому роду
- Бог послал Единородного Сына Своего в юдоль земную, дабы Он, восприяв плоть от Пречистой Девы по действию Святого Духа, искупил человека и ввел его в Царство Свое гораздо в большей славе, нежели какую он имел в Раю.
- Бог – Спаситель наш вообще, поколику в деле нашего спасения участвовали все Лица Пресвятой Троицы.
- Господь наш Иисус Христос Начальник и Совершитель нашей веры и спасения.
- В Лице Иисуса Христа каждое Его естество передает свойства свои другому, и именно – свойственное Ему по человеческому, усвояется Ему, как Богу, а свойственное Ему по Божеству, усвояется Ему, как человеку.
- Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа Иисуса не по Божеству Его, а по человечеству, которое, однако же, с самой минуты Его воплощения, стало нераздельно и ипостасно соединено в Нем с Божеством Его, и соделалось собственным Божескому Лицу Его.
- В Иисусе Христе воплотилась не вся Пресвятая Троица, но только один Сын
- Божий, второе Лицо Пресвятой Троицы. Отношение второго Лица Пресвятой Троицы нимало не изменилось через Его воплощение, и по воплощении Бог Слово остается тем же Божьим Сыном, каким был прежде. Сын Богу Отцу естественный, а не усыновленный. Иисус Христос был помазан в должности первосвященника, царя и пророка на тройственное служение роду человеческому, через которые он совершил свое спасение.
Догматы о Христе Спасителе
- Единый Господь Иисус Христос, Сын Божий Единородный ради человека и рода человеческого спасения сошел с Небес и воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился.
- Иисус Христос, совершенный в Божестве и совершенный в человечестве; истинно Бог и истинно человек; также из души и тела; единосущен Отцу по Божеству и единосущен людям по человечеству; по всему подобен людям, кроме греха; рожден прежде века от Отца по Божеству, в последние же дни рожден ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы, по человечеству; Единородный, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого; не на два лица рассекаемого или разделяемого, но единого Сына и Единородного Бога Слова.
- Каким образом два естества во Иисусе Христе, Божеское и человеческое, несмотря на всю их разность, соединились во единую Ипостась; как Он, будучи совершенным Богом и совершенным человеком, есть только одно Лицо; это по Слову Божию – великая тайна благочестия, и, следовательно, недоступна для нашего разума. Пророческое служение Господь совершил непосредственно, вступив в должность общественного Учителя, и посредством учеников Своих. Учение состоит из закона веры и закона деятельности и всецело направлено на спасение человечества.
- Закон веры о Боге высочайшем и совершеннейшем Духе, едином по существу, но троичном в Лицах, самобытном, вездесущем, всеблагом, всемогущем, Творце и Промыслителе вселенной, Который отечески печется о всех своих тварях, в особенности же о роде человеческом.
- О Самом Себе как Единородном Сыне Божьем, пришедшем в мир для примирения и воссоединения человека с Богом.
- О Своих спасительных страданиях, смерти и воскрешении; о человеке падшем, поврежденном и о средствах, как он может восстать и усвоить себе спасение, освятиться, воссоединиться с Богом через своего искупителя и достигнуть вечноблаженной жизни за гробом.
- Закон деятельности Христос выразил в двух главных заповедях: искоренение в нас самого начала всякого греха – гордыни или самолюбия, очищение от всякой скверны плоти и духа; любовь к Богу и ближним с целью укоренить в нас вместо прежней греховной, семя новой жизни, святой и Богоугодной, привнести в нас союз нравственного совершенства.
- Чтобы возбудить людей к приятию и исполнению законов веры и деятельности Господь Иисус указывал на величайшие бедствия и муки вечные, которым неизбежно подвергнутся все грешники, если не последуют Его учению, но также на величайшие и вечные блага, которые уготовал Отец небесный, также ради заслуг Своего возлюбленного Сына, для всех праведников, следующих Его учению.
- Иисус Христос преподал закон для всех людей и на все времена.
- Иисус Христос преподал закон спасительный и, следовательно, необходимый для достижения жизни вечной.
- Как пророк, Христос-Спаситель только возвестил нам о спасении, но еще не совершил самого спасения: просветил наш разум светом истинного Боговедения, засвидетельствовал о себе, что он есть истинный Мессия, объяснил и то, каким образом Он спасет нас, и указал нам прямой путь к жизни вечной.
- Первосвященническое служение Господа Иисуса Христа было делом, через которое была заслужена для нас жизнь вечная.
- Это Он сделал, следуя обычаю ветхозаветных первосвященников, принеся Самого Себя в умилостивительную жертву за грехи мира, и, таким образом, примирил нас с Богом, избавил нас от греха и его следствий, приобрел нам вечные блага.
- Христос Спаситель, чтобы удовлетворить за все эти грехи человеческие вечной Правде, благоволил, в замен их, Сам исполнить за людей во всей целости и широте волю Божию, явить в себе совершеннейший образец послушания ей и смирить, уничижить Себя ради нас до последней степени.
- Христос – Богочеловек, чтобы избавить людей от всех этих бедствий и страданий, благоволил воспринять на Самого Себя весь гнев Божий, потерпеть за нас все, чего мы достойны были за свои беззакония.
- Первосвященническое служение Иисуса Христа объемлет собою всю Его земную жизнь. Он постоянно нес на Себе Свой крест самоотвержения, послушания, страдания и скорбей.
- Смерть Иисуса Христа – искупительная за нас жертва. Он уплатил Своею кровью долг Правде Божией за наши грехи, который мы сами уплатить были не в состоянии, и Он сам не был в долгу перед Богом. На эту замену были воля и согласие Божие, т.к. Сын Божий приходил на землю, чтобы творить не Свою волю, но волю пославшего Его Отца.
- Жертва, принесенная за нас Христом Спасителем на кресте, есть жертва всеобъемлющая. Она простирается на всех людей, на все грехи и на все времена. Смертью Своей Он заслужил для нас царствие небесное.
- Царское служение Господа Иисуса заключается в том, что Он, имея могущество Царя, в доказательство божественности Своего благовестия, совершил ряд знамений и чудес без чего люди не смогли бы уверовать в Него; и, кроме того, разрушить область дьявола – ад, действительно победить смерть и отверзть нам вход в царство небесное.
- В чудесах Своих Он проявлял власть над всею природой: претворил воду в вино, ходил по водам, одним словом укротил бурю морскую, одним словом или прикосновением исцелял всякие болезни, давал зрение слепым, слух – глухим, язык – немым.
- Он проявлял свою власть над силами ада. Одним повелением Своим изгонял духов нечистых из людей; сами бесы, узнавая о Его могуществе, трепетали Его власти.
- Иисус Христос победил и разрушил ад, когда упразднил смертию Своею властителя державы смерти – дьявола; снисшел в ад с душою Своею, как Бог, чтобы благовестить пленникам адовым о спасении, и извел оттуда всех ветхозаветных праведников в светлые обители Отца небесного.
- Иисус Христос победил смерть Своим воскрешением. Вследствие воскресения Христова некогда воскреснем и все мы, так как через веру во Христа и через приобщение к святым таинствам Его мы становимся причастниками Его.
- Иисус Христос после освобождения ветхозаветных праведников из ада торжественно вознесся на небеса с воспринятым Им естеством человеческим и, таким образом, отверз для всех людей свободный вход в царство небесное.
Догматы об освящении
- Чтобы каждый человек мог соделаться причастником спасения, необходимо освящение человека, т.е. действительное усвоение каждым из нас заслуг Христовых, или такое дело, в котором всесвятый Бог, при известных условиях с нашей стороны, действительно очищает нас от грехов, оправдывает и соделывает освященными и святыми.
- В деле освящения нашего участвуют все Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. Отец представляется источником нашего освящения. Дух Святой представляется совершителем нашего освящения. Сын представляется виновником нашего освящения.
- Благодать Божия, т.е. спасительная сила Божия, сообщается нам ради заслуг нашего Искупителя и совершает наше освящение.
- Частные виды благодати: внешняя, действующая через Слово Божие, Евангелие, чудеса и др.; внутренняя, действующая непосредственно в человеке, истребляя в нем грехи, просвещая разум, направляя его волю к добру; преходящая, производящая частные впечатления и содействующая в частных добрых делах; постоянная, которая постоянно обитает в душе человека и соделывает его праведным; предваряющая, предшествующая доброму делу; сопутствующая, которая сопровождает добрые дела; достаточная преподает человеку достаточную силу и удобство действовать; действенная, сопровождаемая действием человека, приносящим плоды.
- Бог предвидел, что одни люди будут хорошо пользоваться своею свободной волею, а другие худо: то посему одних предопределил к славе, а других осудил.
- Предваряющая благодать Божия, подобно свету просвещающему ходящих во тьме, путеводит всех. Поэтому желающие свободно покоряться ей и исполнять ее повеления, необходимо нужные для спасения, получают посему и особенную благодать. Те, которые не хотят повиноваться и следовать благодати, и потому не соблюдают заповедей Божьих, но, следуя внушениям сатаны, злоупотребляют своей свободой, данной им от Бога с тем, чтобы они произвольно делали добро, предаются вечному осуждению.
- Благодать Божья простирается на всех людей, а не на одних предопределенных к праведной жизни; предопределение Божье одних к вечному блаженству, других к вечному осуждению, не безусловно, а условно, и основывается на предвидении того, воспользуются ли они или не воспользуются благодатью; благодать Божья не стесняет свободы человека, не действует на нас непреодолимо; человек деятельно участвует в том, что совершает в нем и через него благодать Божия.
Догматы о святой Церкви
- Христовой церковью называется либо общество всех разумно-свободных существ, т.е. ангелов и людей, верующих во Христа-Спасителя и соединенных в Нем, как единой главе своей; либо общество людей веровавших и верующих во Христа, когда бы они ни жили и где бы ныне ни находились; либо только Церковь новозаветную и воинствующую или благодарное Царство Христово.
- Господь Иисус желал, чтобы люди, приняв новую веру, содержали ее не в отдельности друг от друга, а составили для сего определенное общество верующих.
- Христос положил начало и основание для Церкви Своей, избрав Себе первых двенадцать учеников, которые образовали первую Его Церковь. Он также учредил чин учителей, которые бы распространяли Его веру между народами; установил Таинства крещения, Евхаристии и покаяния.
- Христос основал или водрузил Церковь Свою только на кресте, где Он стяжал ее кровью Своею. Ибо только на кресте Господь искупил нас и воссоединил с Богом, только после крестных страданий Он вошел во славу Божию и мог ниспослать ученикам Своим Духа Святого.
- Облеченные силою свыше святые Апостолы из верующих в разных местах старались составлять общества, которые именовали церквами; заповедовали этим верующим иметь собрания для слушания слова Божия и вознесения молитв; увещевали их, что они все образуют единое тело Господа Иисуса; повелевали им не оставлять своего собрания под опасением отлучения от Церкви.
- Все люди призываются быть членами Церкви, но не все суть ее члены на самом деле. К Церкви принадлежат только те, которые крестились. Те, которые согрешили, но исповедуют чистую веру Христову, также принадлежат к церкви, лишь бы они не сделались отступниками. Отступники, еретики, отщепенцы (или раскольники) невидимым действием суда Божия отсекаются как мертвые члены.
- Цель Церкви, для которой Господь основал ее, есть освящение людей-грешников, а затем воссоединение с Богом. Для достижения этой цели Господь Иисус даровал Церкви Своей Божественное учение и учредил чин учителей; установил в Церкви Своей святые таинства и вообще священнодействия, учредил в Церкви Своей духовное управление и управителей. Церковь обязана сохранять драгоценный залог спасительного учения веры и распространять это учение среди народов; сохранять и употреблять во благо людей Божественные таинства и вообще священнодействие; сохранять Богоучрежденное в ней управление и пользоваться им сообразно с намерением Господа.
- Церковь разделяется на паству и иерархию. Паству составляют все верующие в Господа Иисуса, иерархия же, или священноначалие, есть особое Богоучрежденное сословие людей, которых одних Господь уполномочил распоряжаться теми средствами, какие даровал Он Церкви для ее цели.
- Три степени Богоучрежденной иерархии суть епископы, священники и дьяконы. Епископ в своей частной церкви или епархии есть местоблюститель Христов и, следовательно, главный начальник над всею подведомственной ему иерархией и над всею паствой. Он главный учитель и для простых верующих, и для пастырей. Епископ есть первый священнодействователь святых таинств в своей частной церкви. Он один имеет право рукополагать во священника на основании слова Божия, правил святых Апостолов и святых Соборов. Священник имеет власть совершать таинства и вообще священнодействия, кроме принадлежащих епископу. Он подлежит непрестанному надзору, власти и суду своего архипастыря. Дьяконы являются оком и ухом епископа и священника.
- Дважды в году должен собираться собор епископов, частный или поместный, для рассуждения о догматах благочестия и разрешения случающихся церковных прекословии.
- Средоточие духовной власти для Церкви вселенской – во вселенских Соборах.
- Истинной Главой Церкви является Иисус Христос, который держит кормило правления Церкви, оживляет ее единой и спасительной благодатью Святого Духа.
- Церковь является единой, святой, соборной и спасительной. Она едина по своему началу и основанию, по своему устройству, внешнему (делению на пастырей и пасомых), внутреннему (соединение всех верующих в Иисуса Христа, как истинной Главе Церкви); по своей цели. Она свята по своему началу и основанию; по своему назначению, по своему устройству (Глава ее есть Всесвятый Господь Иисус; в ней пребывает Святой Дух со всеми, освящающими нас, благодатными дарами; и ряд других). Она соборная, иначе кафолическая или вселенская по пространству (предназначена обнимать всех людей, где бы они ни обитали на земле); по времени (предназначена приводить к вере во Христа и существовать до скончания века); по своему устройству (учение Церкви может быть принято всеми людьми, образованными и необразованными, не будучи связано с гражданским устройством и, следовательно, ни с каким определенным местом и временем). Она апостольская по своему началу (поскольку Апостолы первые прияли власть распространить христианскую веру и основали много частных церквей); по своему устройству (Церковь ведет свое начало от самих Апостолов чрез непрерывное преемство епископов, учение свое заимствует из писаний и преданий апостольских, правит верующими по правилам святых апостолов).
- Вне Церкви для человека спасения нет, поскольку необходимы вера в Иисуса Христа, примирившего нас с Богом, а вера сохраняется неповрежденной только в Его Церкви; участие в святых таинствах, которые совершаются только в Церкви; добрая, благочестивая жизнь, очищение от грехов, что возможно только под руководством Церкви.
Догматы о Таинствах Церкви
- Таинство есть священное действие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию.
- Существенными принадлежностями каждого таинства считаются Божественное установление таинства, какой-либо видимый или чувствам подлежащий образ, сообщение таинством невидимой благодати душе верующего.
- Всего таинств семь: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение.
- В крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную; в миропомазании получает благодать возвращающую и укрепляющую; в причащении питается духовно; в покаянии врачуется от болезней духовных, т.е. от грехов; в священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и таинств; в браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей; в елеосвящении врачуется от болезней телесных посредством исцеления от болезней духовных.
- (Далее следуют догматы о таинствах как установлениях Божиих, их цели и их действительности; о видимой стороне таинства и невидимых его действиях; определения требований к совершающему таинство и приступающему к нему; о свойствах, придаваемых таинством.)
Догматы о Таинстве священства
- Чтобы люди могли соделываться пастырями Христовой Церкви и получать власть совершать Таинства, Господь учредил еще особое Таинство Таинство священства.
- Священство есть такое священнодействие, в котором через молитвенное возложение рук архиерейских на главу избранного лица низводится на это лицо Божья благодать, освящающая и поставляющая его на известную ступень церковной иерархии, и потом содействующая ему в прохождении иерархических обязанностей.
Догматы о Боге как судии и мздовоздаятеле
- Великое дело освящения людей или усвоения ими заслуг Христовых Бог совершает не иначе, как при свободном участии в том со стороны самих людей, под условиями их веры и добрых дел. Для совершения этого дела Богом назначен предел: для лиц частных оно продолжается до конца их земной жизни, а для всего рода человеческого будет продолжаться до самой кончины мира. По окончании же того и другого периода, Бог является и имеет явиться Судией и Мздовоздаятелем для каждого человека и всего человечества. Он требует и потребует у людей отчета, как они воспользовались средствами, данными для их освящения и спасения, и всякому воздаст по заслугам.
- В деле суда над нами и в мздовоздаянии нам участвует вся Пресвятая Троица.
- Смерть человека является существенным обстоятельством, предваряющим этот суд.
- Смерть есть разлучение души от тела, причина смерти заключается в его грехопадении, смерть – общий удел всего рода человеческого, смерть есть предел, которым заканчивается время подвигов и начинается время воздаяния.
- Души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Однако ни это блаженство, ни эти мучения не являются совершенными. Они получают их совершенными по общем воскресении.
- Мздовоздаяние праведникам по воле небесного Судьи имеет два вида: прославление их на небеси и прославление их на земле – в Церкви воинствующей.
- Прославление праведников, по кончине их, на земле выражается тем, что Церковь земная почитает их как угодников и друзей Божьих и призывает их в молитвах как предстателей перед Богом; чтит самые их мощи и другие останки, а также их священные изображения или иконы.
- Грешники отходят душами своими во ад – место печали и скорби. Полное и окончательное воздаяние грешникам будет по окончании века сего.
- Грешникам, которые до смерти покаялись, только не успели принести плодов, достойных покаяния (молитва, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу), остается еще возможность получить облегчение в страданиях и даже вовсе освобождение от уз ада. Но их можно получить только по благости Божией, через молитвы Церкви и благотворения.
Догматы о всеобщем суде
- Придет день, последний день для всего рода человеческого, день кончины века и мира, день, установленный Богом, который хочет произвести Суд всеобщий и решительный – день судный.
- В этот день явится Иисус Христос во славе Своей, чтобы судить живых и мертвых. Господь не открыл нам, когда придет этот великий день, для нашей же нравственной пользы.
- Знамения прихода Великого суда: необычайные успехи добра на земле, распространение Евангелия Христова во всем мире; необычайные успехи зла и явление на земле Антихриста, орудия дьявола.
- В день всеобщего суда придет с неба Господь – Судия живых и мертвых, Который упразднит Антихриста явлением пришествия Своего; по гласу Господа воскреснут мертвые на суд и изменятся живые; произойдет самый суд над теми и другими; последует кончина мира и благодатного царства Христова.
- В заключение всеобщего суда праведный Судия произнесет Свой окончательный приговор и праведникам, и грешникам. Это мздовоздаяние будет полное, совершенное, решительное.
- Мздовоздаяние и праведникам, и грешникам будет соразмерно их благодеяниям и их грехам и простирается от разных степеней вечного блаженства до разных степеней вечных мучений.
Изложение догматов Православного догматического богословия по книге: «Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия», М.А.Л., М., Синодальная типография, 1913. – 368 + VIII с. По определению Святейшего Правительствующего Синода. Репринтное издание Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, С.-Петербург, 1997. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Комментировать