– Известно, что у вас есть опыт общения с неофитами – людьми, недавно пришедшими к вере. Какие, на ваш взгляд, трудности возникают у неофитов и есть ли вообще такая проблема в Православной Церкви?
– Неофит означает «новоуверовавший». Значит, все, кто обрел веру, – неофиты. Но не каждый крещеный является неофитом. Прежде всего это человек, который выбрал мировоззренческую позицию, вера стала его убеждением, а не просто неким дополнительным сегментом к стилю его жизни. Тот, кто крестился «походя», неофитом, увы, не становится и христианином тоже. Так что если неофитство болезнь, то это хорошая болезнь.
Одна из самых больших трудностей для неофита – как расслышать голос Церкви. Он искренне желает быть церковным послушником. Но встает вопрос: кого в Церкви слушаться? Такой человек проходит через пору всеверия. Это нормально, и если неофит не готов слушаться самую обычную церковную бабку, то значит, что такой человек в Церкви ищет себя, а не Христа в себе.
Но то, что хорошо в определенный период жизни человека, может оказаться опасным на последующих этапах. Памперсы хороши в младенчестве, но шагать в памперсах по жизни было бы странно. Изначальное неофитское вседоверие со временем может вылиться в серьезный кризис, когда для верующего все одинаково свято, все церковные голоса воспринимаются как голоса назидательные.
Но дело в том, что по мере нравственного взросления человек должен создать в себе определенную шкалу ценностей. Делить мир на добро и зло хорошо лишь в детском возрасте. Более развитое нравственное сознание должно различать уже оттенки: «это хорошо, а это лучше; это плохо, а это хуже».
Такая иерархия должна выработаться со временем и у церковного человека. Он не должен ставить на одну доску мнение какой-нибудь листовки, набранной церковно-славянским шрифтом, и мнение Евангелия, суждение Патриарха и проповедь приходского священника. Это разные авторитеты, и иногда они входят между собой в конфликт. Из подобного рода столкновений ценностей надо учиться выходить.
А вообще мое видение этой проблемы созвучно с тем, что о неофитстве сказал Патриарх Алексий:
«Неофит – это недавно обратившийся к вере человек. Это удивительная пора в жизни человека, своего рода «медовый месяц» – все внове, все в церковной жизни радует своей благодатной и смысловой наполненностью. В нормальном неофите душа восторгается перед огромным миром, вдруг распахнувшимся перед ней. Радость об обретении Истины перерастает в желание служить Ей всей своей жизнью. Но именно потому, что это время легких взлетов и возгораний, время неофитства может быть и временем серьезных искушений. Сегодня люди входят в церковную жизнь в основном через книги. И есть опасность, что первыми церковными книгами станут издания легковесные, исполненные суеверий. Другое возможное искушение может состоять в том, что человек слишком буквально воспримет прочитанное. И автор книги подлинный святой, и книга у него замечательная. Но порой те слова, что должны были целить души, в некоторых умах превращаются в таран, которым те начинают сокрушать все вокруг. С полюбившейся цитатой они всматриваются в жизнь других верующих людей, сличая с этой цитатой, видят расхождение и начинают критиковать и осуждать, доходя до прямого кликушества и раскольничества. Наконец, если человек слишком прямолинейно отождествляет Православие с тем или иным его социальным или культурным отражением, он становится борцом за какую-то частную идею, может быть и в самом деле связанную с Православием, но при этом такой самозваный борец как-то упускает из виду Христа. Он больше дорожит своими идеями, нежели Таинством Причастия Христу. Каждому из нас стоит помнить, что центром жизни христианина является Евхаристия как главное таинство Церкви, созидающее Тело Христово и являющееся способом Богообщения. Прихожане должны ясно сознавать, что центром, вокруг которого и ради которого они собираются воедино, является не священник, не та или иная храмовая святыня, не та или иная – пусть даже самая возвышенная – идея, но Сам Господь и Его Жертва». (Патриарх Алексий II. Войдите в радость Господа своего. Размышления о вере, человеке и современном мире. M., 2004. С. 74–75).