Обряд

Литература по теме

Обря́д

1) внешняя форма богослужения и богопочитания; священнодействие, совершаемое по определенному чину, т.е. порядку, имеющее определенное внутреннее духовно-символическое содержание.
Например, обрядом можно считать крестное знамение, поклоны, традицию крестного хода. Также обряды входят в чинопоследование и являются неотъемлемой частью таинств. Например, символическое дуновение и плевок на дьявола в таинстве крещения после слов священника («И дуни, и плюни на него») является обрядом.
Церковные обряды, необходимы для человека, так как человеческая природа нуждается в видимых символических действиях, помогающих почувствовать действие Божественной благодати. В то же время обряды по своему значению уступают догматическому учению Церкви. В частности, ошибкой лидеров старообрядческого раскола было то, что они введение новых обрядов при патриархе Никоне рассматривали как измену вере. Именно поэтому они сами себя назвали «староверами», тогда как официальное их именование Русской Православной Церковью – старообрядцы.

2) частное богослужение, отличное от семи таинств и, как предполагается, меньшее в сравнении с ними по статусу. В частности, к обрядам в этом смысле можно отнести великое и малое освящение воды, чин благословения колесницы, чин благословения жилища и др. Впрочем, в церковном лексиконе все эти последования, которые не входят число таинств, предпочтительно называть «чинами».

Цитаты об обрядах

«В жизни человека все состоит из обрядов. Есть обряд ухаживания за девушкой. Есть обряд деловой встречи, есть обряд защиты дипломного проекта. Тем более в религиозной области есть обряды.
Обряд – это способ приёма дара. Человек даёт оболочку («обряжает»), а Бог влагает в неё искомое содержание, Свой дар – Себя.
В этом уникальность Христианства: другие религии мира говорят о том, какие жертвы люди должны приносить богам, и лишь Евангелие говорит о том, какую жертву Бог принёс людям. Поскольку Жертва Христа есть жертва Крови Его – то и христианином нельзя быть вне причастия таинству Его Крови, то есть – вне Литургии. В Евангелии вполне ясно утверждается, что инициативу спасения (а не просто нравственного совершенствования) людей Бог берёт в Свои руки».
диакон Андрей

«Христианство в высшей степени духовно, ибо благодатно; но не невидимо. И христиане истинные в высшей степени духовны, ибо непременно облагодатствованы; но не бесплотны. Почему, при всей духовности – наивысшей, они не могут не действовать телесно не только в отношении к людям, но и в отношении к Богу, – в самых духовнейших движениях сердец своих. Отсюда следует, что, смотря на видимое, чем выражается христианская жизнь в Церкви и христианах, несправедливо все в них и ограничивать сею одною видимостию. Не справедливее ли, напротив, под этим видимым провидеть невидимое и духовное, как в слове мы осязательно встречаем сокрытую мысль. […]
Возьмем простое дело – писание письма. Тут перо нужно, чернила нужны, бумага нужна; нужно тебе и своим положением приспособиться к писанию. Но все это внешняя обстановка, – такая, что без нее не напишешь письма; но и когда она есть, нельзя сказать, что письмо пишется или напишется. Письмо в уме и сердце образуется. Когда потом оно обычным порядком выразится на бумаге, совершится письмописание и явится письмо. Зародившееся в душе вызвало соответственное действование телом, – и явилось дело совершенное. Таково и всякое священнослужение и молитвословие. Возбуждается в духе потребность и желание вознестись к Богу с прошением или благодарением. Это вызывает известное молитвенное действование телом, которое, быв совершено, являет дело молитвы, или молитву совершенную – в коей внутреннее и духовное сочетано с внешним и телесным. Смотря на пишущего письмо, ты не думаешь, что во внешнем положении пишущего и в порядке его действования все дело письмописания. Не думай и не говори того же и о молитве и служении Богу, видимо телом совершаемых».
свт. Феофан Затворник

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka