Богослужебные облаче́ния –
1) совокупность утвержденных Церковью применительно к разным случаям предметов одеяния и принадлежностей архиерея, священника, диакона, монаха;
2) действие, связанное с надеванием этих предметов и принадлежностей;
3) ризы;
4) одеяние, одежда.
По своему значению облачение делится на:
- внебогослужебное облачение духовенства;
- богослужебное облачение клира;
- монашеское облачение.
Внебогослужебное облачение духовенства – одежды, отличающие духовенство от мирян. Внебогослужебным облачением диакона являются подрясник и ряса, священника – подрясник и ряса (отличительная особенность – наперсный крест); архиерея – подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия.
Богослужебное облачение клира – одежды, в которых церковно- и священнослужители совершают богослужение. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований, и без них священнослужитель совершать богослужение не может.
Богослужебным облачением являются:
- церковнослужителя – стихарь;
- диакона – подрясник, поручи, стихарь, орарь;
- священника – подрясник, ряса (во время литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест;
- архиерея – подрясник, ряса (на литургии вместо рясы – подризник), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь), омофор, панагия, крест, митра.
Некоторые богослужения священник (и архиерей) могут совершать без фелони (саккоса). В качестве награждения священникам дается право ношения скуфьи, набедренника, камилавки, креста с украшениями, палицы и митры.
Богослужебные одеяния духовенства имеют общее название – «ризы» и соотносятся так, что священник имеет все диаконское облачение и сверх того – присущее его сану; епископ имеет все священническое облачение и сверх того – присвоенное его архиерейскому достоинству.
Богослужебные облачения бывают разного цвета в зависимости от празднования данного дня. См. цвет облачения.
Монашеское облачение – одежда, символически изображающая свойства, обязательные для монаха (облачение рясофорного монаха как подготовительной степени монашества не несло такого смысла).
Так, например, куколь (лат. «капюшон») – верхнее одеяние монаха великой схимы, представляющее остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи, – именуется «шлемом Спасителя» и выражает духовную закрытость, защищенность монаха от влияния земных страстей. Облачением рясофорного монаха являются ряса и камилавка; монаха малой схимы – хитон, параман, ряса мантия, клобук; монаха великой схимы – хитон, аналав, ряса, мантия, куколь.
Почему священники носят необычную одежду?
- В подражание Спасителю, который носил хитон, будучи человеком. Согласно Евангелию, хитон этот был соткан бесшовным и после распятия Спасителя римские воины не решились его разрезать и решили бросить жребий.
Раньше мужчины так же, как и женщины, одевались в длинные рубахи – хитоны. У богатых были хитоны из дорогих тканей с вышивкой, у бедных – из грубой холстины или шерсти. - Это божественное установление. Богослужебные одеяния православного духовенства прообразованы в Ветхом Завете одеяниями Аарона и других священников, сделанными по непосредственному повелению Божию «для величия и красоты» (Исх.28:1-2; 31:10) и предназначенными только для священнослужения, для славы и благолепия Божественных служб. Они не могут быть носимы и употребляемы в быту. Через пророка Иезекииля Господь повелевает ветхозаветным священникам, выходя из храма во внешний двор к народу, совлекать с себя богослужебные одеяния и полагать их в преградах святых, облекаясь в иные одежды (Иез.44:19). В Православной Церкви по окончании богослужения облачения также снимаются и остаются в храме.
В Новом Завете Апостол Иаков, брат Господень, первый Иерусалимский архиерей, носил белую льняную длинную одежду иудейских священников и головную повязку. Апостол Иоанн Богослов также носил золотую повязку на голове, как знак первосвященника. Многие считают, что фелонь, оставленный апостолом Павлом у Карпа в Троаде (2Тим.4:13), был его богослужебным одеянием. По преданию, Богородица Своими руками сделала омофор для святого Лазаря, воскрешенного Христом из мертвых и бывшего затем епископом Кипра. Таким образом, уже апостолы употребляли некоторые богослужебные одеяния. Вероятнее всего, от них в Церкви сохранилось предание, выраженное блаженным Иеронимом (IV век), согласно которому недопустимо входить в алтарь и совершать богослужения в одеждах общих и просто употребляемых. - В одеянии священника каждой вещи придаётся символический смысл. Например, хитон-власяница, в который облачаются монахи-схимники, символизирует нестяжание и во время монашеского пострига называется «хитоном вольной нищеты». Подобие хитона – стихарь носят чтецы и пономари; стихарь является символом ангельской чистоты и радости. Дьякон облачается в стихарь и надевает орарь, означающую крылья ангела – длинную полосу материи с крестами и вышивкой «Свят, Свят, Свят». Таким образом, общее символическое значение церковных служебных облачений – это выражение в видимых вещественных одеждах духовных одежд праведности и чистоты, в которые должны быть облечены и души верующих людей.
- Консервативный подход к одежде выделяет духовенство, отличая его от переменчивого в моде светского мира. Церковь, таким образом, подчеркивает надмирность своей жизни с устремлением в Вечность и неизменяемость в ней.
До революции белые священники (то есть женатые) носили рясы и широкополые шляпы, монашествующие же шляп не носили. На смену шляпам пришли скуфьи (куполообразные шапочки). В Русской Православной Церкви наперсные кресты появились только при императоре Павле, а до того право носить их имели только епископы. - Знаменитый русский богослов и священник Павел Флоренский говорит, что вообще, одежда человека таинственно связана с его духовным существом: «Одежда – часть тела. В обыденной жизни – это внешнее продолжение тела… одежда отчасти врастает в организм. В порядке же зрительно-художественном одежда есть явление тела, и собою, своими линиями и поверхностями, строение тела она проявляет». Одежда, по мысли отца Павла, не только прикрывает тело, она непременно отображает даже в большей степени, чем тело, главное в человеке – его духовную сущность и потому имеет глубоко духовное значение.
Литература по теме
- Священнослужители и их облачения прот. Серафим Слободской
- О 12-ти камнях, бывших на одеждах Аарона свт. Епифаний Кипрский
- О том, что архиерейских священных одежд семь, какие они и какое каждая из них имеет значение свт. Симеон Солунский
- Священные облачения в Ветхом Завете И.Г. Троицкий
- Одеяния духовенства Настольная книга священнослужителя
- Монашеская одежда в древней Церкви П.Ф. Оппенгейм
- О священных одеждах и облачении прот. Константин Никольский
- Об омофоре, саккосе и митре Н. Пальмов
- О священных одеждах свящ. Л. Петров
- О времени происхождения церковного облачения
- Богослужебные одежды священно-церковно-служителей проф. А.А. Дмитриевский
- История богослужебного облачения на основании анализа памятников изобразительного искусства Т.В. Адамова
- Облачение архиерея
- Одежды на иконах
- Фотоальбом: «Облачения священнослужителей»
- Фотовикторина. Церковные облачения
- Церковные облачения
Комментировать