Ря́са (от греч. ράσον) – верхнее, не богослужебное облачение лиц духовного сана и монашествующих. Раньше словом «ράσον» обозначалась не стянутая, поношенная одежда, вретище. Как одежда монахов и лиц духовного сана представляет собой длинное до пят просторное платье с широкими рукавами. Существуют летние, зимние и демисезонные виды ряс, различающиеся между собой материалом и покроем.
История явления
Во времена зарождения и начала развития института монашества не существовало универсальных, официально утвержденных органами церковного управления фасонов монашеских одежд. Утверждается, что в обиход христианского монашества ряса пришла как вид античной традиционной греко-римской мужской верхней одежды. Монахи носили простую, скромную одежду, которая со временем истиралась, ветшала, принимая все более и более поношенный вид. Собственно, греческий эквивалент слова «ряса», «ράσον», и указывает нам на это обстоятельство. Со временем рясы, как вид обязательного, утвержденного форменного облачения монахов, вошли в монашескую жизнь, и, кроме того, стали одним из видов облачений представителей духовного сана.
Заметим, что в то время как античный хитон (греч.: χιτών, лат.: tunica – общеупотребительное платье у древних греков, которое надевалось поверх тела и сверх которого надевалась верхняя одежда) и, предположительно, экзомис (греч.: ἐξωμίς, от экзо – снаружи, omos – плечо) стал основой для создания форменного подрясника, паллий (лат.: pallium или palla, шерстяной плащ, покров; накидка), а также, вероятно, хламида (греч. χλαμύς – мужское платье, одеваемое поверх хитона; мантия; плащ) стали основной для создания форменной рясы.
Считается, что возникновение рясы и подрясника тесно взаимосвязаны и происходили в одно время. Паллий или паллиум представлял собой верхнюю одежду, плащ, как правило служивший защитой от плохой погоды или от зноя. Паллий как особого рода одежда был принят к ношению у разнообразных античных философов, напр., киники носили паллий на голое тело (см. Тертуллиан «О плаще»). Паллий является одеждой, в которой иконографически изображался Христос в катакомбных росписях Рима. Несмотря на то, что Римская церковь пыталась бороться с модой на одежды философов среди священства и епископата (Папа Римский Целестин в V веке запретил ношение паллия) в конечном итоге ряса (в какой-то мере напоминавшая паллий) стала традиционной одеждой монахов и лиц духовного сана.
В VI веке население территорий прекратившей существование Западной Римской империи «варваризируется». Гибель греко-римской цивилизации приводит к радикальному изменению стиля одежды: в частности, люди перестают носить длинные одеяния до пят. Однако христианский клир стремится сохранить за собой принятый античной культурной среды римский стиль в одежде (хотя и с небольшими изменениями) в частности, чтобы отличаться внешне от мирян. Эта тенденция проявлялось и в соборных решениях: в частности, Агдский собор 506 года обязывает клириков носить ту одежду и обувь, которую они носили до этого – то есть подобия античных паллиев (ряс) и хитонов (подрясников). Епископ города Праги св. Мартин в 572 году прямо предписывал клиру ношение одежды до пят, то есть рясы.
На православном Востоке ношение верхней одежды до пят закрепляется в VII веке. В частности, 27-ое правило Трулльского собора повторяет правило Агдского собора 506 года и определяет для клира ношение той одежды, которую клир носил ранее, чтобы отделять клир от мирян («Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути, но всякий из них употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире» – В. Татаркин. «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»). В X веке на православном Востоке цвет рясы окончательно становится черным, за редкими исключениями.
На Руси долгое время греческие рясы соседствовали с кафтанами-однорядками черного цвета, причем кафтаны как правило имели узкие рукава. Большой московский собор 1666-1667 гг. разрешил официально носить русскому духовенству греческие рясы. На Руси рясу шили как правило из льна (неокрашенного или черного) или сукна. Из тех же тканей шили и кафтаны, но с куда более разнообразной цветовой палитрой. Постепенно традиция носить рясу разных цветов, в том числе с тем или иным узором развивалась и достигла своего апогея в XIX веке (в частности, сохранилось множество экземпляров ряс и подрясников св. прав. Иоанна Кронштадтского, показывающий высокий уровень ткацкого и швейного мастерства той эпохи при изготовлении одежд духовенства).
Ряса в современной Русской Православной Церкви
В современной Русской Православной Церкви существует два основных покроя рясы – греческий и русский. Русская ряса застегивается «встык», без запаха, имеет приталенный фасон. Рукава русской рясы – узкие у плеч и расширяются к низу. Ворот застегивается на пуговицу или застежку. Существует два варианта кроя русской рясы: киевский (он же малоросский) крой – ряса приталенна только с боков, спина остается прямой и русский (он же московский) крой – ряса приталенна со всех сторон. Греческая ряса в свою очередь имеет воротник-стойку и не приталена. Сама греческая ряса шире, чем ее русский аналог, ширина рукавов фиксирована по всей длине. Ряса застегивается только на вороте и груди. Распространены греческие рясы с отворотами из атласного шелка на рукавах. Эти отвороты чаще всего цветные, в частности, фиолетовые. По понятным причинам, греческий покрой не используется при изготовлении зимних ряс. Также в современной России под инициативой иерея РПЦ Григория Мусохранова предпринимаются попытки реконструкции и популяризации древнерусских кафтанов в качестве альтернативы греческим и русским рясам.
Комментировать