Панаги́я (от греч. παναγία (панагиа) — всесвятая):
– именование Богородицы в греческой традиции. В церковном лексиконе это слово стало нарицательным и имеет два значения:
1. Она же «энколпион» (от греч. κόλπος (колпон) – живот, грудь, лоно) – небольшое изображение Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения.
2. Хлеб в честь Богородицы, обряд возвышения которого совершается на дневной трапезе в монастырях.
1. Панагия – атрибут архиерейского облачения
В современной практике панагия — иконка овальной формы на цепи, которая носится на груди. На богослужении — поверх облачения; вне богослужения на официальных мероприятиях – поверх рясы. В русской традиции панагию носят только архиереи, и она является видимым признаком, позволяющим вне богослужения отличить архиерея от монашествующего священника. На панагии чаще всего изображена Богородица (отсюда и название «всесвятая» - одно из именований Богородицы), хотя также встречаются другие изображения (Христа или Святой Троицы). В греческой традиции панагию могут надевать игумены афонских монастырей по праздникам.
Некоторые архиереи имеют право ношения двух панагий. Таким правом в Русской Церкви обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины, а главы митрополичьих округов, экзархатов и других крупных административных образований: Японской Автономной Церкви, Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. Все перечисленные митрополиты могут носить вторую панагию только в пределах своей епархии. Кроме перечисленных лиц, имеющих вторую панагию как атрибут занимаемой кафедры, вторую панагию имеют те архиереи, которые в силу особых заслуг получают ее как богослужебную награду.
2. Панагия – монастырский хлеб, возвышаемый на дневной трапезе
Традиция освящать особый хлеб в честь Богородицы и раздроблять его во время дневной трапезы возникает в Византии в XIV веке и впоследствии проникает на Русь. Прообразом «чина о панагии» в IX–XII вв. была монастырская традиция благословения хлеба, оставшегося после трапезы; эти куски хлеба не оставляли на следующую трапезу (тем более их не разрешалось брать с собой, так как всякое принятие пищи вне общей трапезы запрещалось монастырским уставом), но благословляли и раздавали нищим. Впоследствии особое почитание праздника Успения Богородицы стало причиной того, что вместо благословения оставшегося хлеба стали освящать и возвышать особый хлеб в честь Богородицы; впервые эта традиция засвидетельствована в XIV веке, а особая заслуга в ее распространении принадлежит святителю Симеону Солунскому (1-я треть XV века). В современной греческой приходской практике чин о панагии трансформировался в благословение антидора, которое священник совершает в конце литургии и который после отпуста раздают верующим.
***
Последование «Чина о панагии» находится в Следованной Псалтири и Часослове. В соответствии с Уставом «Чин о панагии» должен совершаться на всякой дневной трапезе (кроме строго постных дней, когда дневная трапеза отменяется); на практике же его совершают только в крупных монастырях и только по воскресным и праздничным дням. В день Пасхи и на Светлой седмице вместо «Чина о панагии» совершается «Чин возношения артоса».
Во время литургии просфора в честь Божией Матери («Пречистая») поставляется в алтаре на особом блюде (на котором есть изображение Божией Матери) или в специальном сосуде с крышкой, который называется «панагиар». По отпусте литургии настоятель (или чередной священник) берет просфору и несет ее в трапезную. За настоятелем чинно идут все остальные монахи (по двое), при этом поют 144-й псалом: «Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой…». В трапезной поют молитву и происходит благословение трапезы. После этого настоятель делит принесенную просфору на две части. Одну из этих частей он полагает на блюдо и разрезает на мелкие частицы, которые обносятся для вкушения сидящей уже за столом всей братии. Эта часть, от которой вкушали, была отделена во имя Христа; другая же часть, отделенная в честь Божией Матери, полагается на дискосе, на приготовленном для этого месте.
После обеда совершается возвышение части в честь Божией Матери, последование чина см. Чин о панагии.
Литература по теме
- Кресты, панагия, посох Настольная книга священнослужителя
- Чин о панагии М.Н. Скабалланович
- Панагии Троицкого собора Н.В. Покровский
Комментировать