Азбука веры Православная библиотека Икона. Искусство Церковное искусство История богослужебного облачения на основании анализа памятников изобразительного искусства
Т.В. Адамова

История богослужебного облачения на основании анализа памятников изобразительного искусства

Источник

Аннотация: В данной статье в хронологическом порядке рассматриваются вопросы исторического развития церковного облачения и декорирования его деталей, начиная с первых веков христианства. В результате сопоставления разных исторических периодов показаны как отличительные особенности, так и сходство христианского облачения на Востоке и Западе. На примере памятников прослеживается эволюция форм предметов, индивидуальные и общие черты западного и восточного облачения, основные способы декоративного оформления деталей. Сохранившиеся предметы облачения византийского периода, украшенные святыми изображениями, имеют узкие хронологические рамки и датируются временем не ранее ХII столетия. От более раннего периода дошли лишь единичные экземпляры. Для изучения богослужебной одежды этого времени привлекаются изображения сохранившихся ансамблей монументального искусства V–XII вв., по которым можно проследить изменение форм предметов облачения и характера декорирования их деталей в течение данного периода: эти памятники были не раз опубликованы и достаточно хорошо известны. Помимо монументальной живописи в статье демонстрируются предметы декоративно-прикладного искусства. Автором также анализируется сложение светского исторического костюма. Рассматриваются предметы одежды на консульских диптихах из слоновой кости. Выделен перечень отдельных частей богослужебной и повседневной одежды и принцип их декора.

Литургические облачения, как и предметы церковного обихода, составляют неотъемлемую часть общего художественного наследия Церкви. В первую очередь это касается элементов богослужебной одежды, выполненной из драгоценных тканей и декорированной лицевым и орнаментальным шитьем. В последнее время возрос интерес к изучению исторического богослужебного облачения, но мнения исследователей разнятся и обобщающих работ на эту тему практически не существует. Вопросы влияния исторических событий на формирование богослужебных одежд, как и характерные различия в облачениях Востока и Запада, затрагивались лишь в единичных работах зарубежных авторов1. Чаще делается акцент на литургическом или символическом аспектах лицевого шитья. Немало исследований посвящено иконографии. Существуют также работы энциклопедического характера, где даются краткие сведения по истории костюма различных народов, в том числе богослужебного и светского костюма византийского периода2. В настоящей же статье на основе памятников монументального искусства сформулированы основные этапы эволюции предметов богослужебной одежды.

Комплект литургического облачения имеет долгую историю развития. О периоде первых веков сведений мало. Чтобы расширить представление о бытовании богослужебных одежд в истории, рассмотрим условия, в которых они создавались. В I–IV вв. (от возникновения христианства до признания его государственной религией) первые христианские общины в условиях гонений собирались для богослужений в частных домах. Эти люди были частью античного общества, поэтому заимствовали античные культурные традиции, изобразительную культуру, архитектуру, вкладывая во все это новый смысл. От повседневной одежды эпохи поздней Античности были также заимствованы и первые предметы облачения. Однако формы деталей богослужебной одежды формировались под воздействием не только античного наследия, но и традиций Востока.

Чтобы понять, какие типы одежды стали использоваться за богослужением в раннехристианский период и как выглядело облачение того времени, обратимся к его историческому прототипу. Мужская одежда древних греков состояла из хитона и гиматия. Хитон – это нижняя одежда, в которой не появлялись в общественных местах3. Для подобных случаев служил шерстяной плащ – гиматий. Изображения Спасителя, пророков и апостолов, принятые в иконописи, дают представление о покрое древнегреческих одежд. Римский костюм сложился под влиянием греческого и внешне был похож на него. Один и тот же предмет одежды у греков и римлян при внешнем сходстве имел различные наименования. Происшедшей от греческого хитона нижней одеждой как у женщин, так и у мужчин являлась туника, имеющая несколько вариаций кроя. От римской туники и ведет начало стихарь, вошедший в состав облачения духовенства в Восточной Церкви. Его аналогом на Западе становится альба4. Верхней парадной накидкой римлян в эпоху Античности была тога5, повседневной – паллиум, заимствованный от греческого гиматия, у женщин – стола. Со II–III вв. в Риме стали носить далматику – парадную верхнюю тунику с широкими рукавами преимущественно белого цвета, ставшую прототипом богослужебной далматики Латинской Церкви. Поверх нижних одежд в повседневной жизни надевались плащи – либо закрытые со всех сторон, либо открытые спереди по всей длине. Один из видов плаща – пенула (paenula), круглый по форме, мог быть с капюшоном или без него. У греков подобный плащ, преимущественно дорожный, имел название «фелонь»6.

Ил. 1. Мученики Порфирий и Косьма. Мозаика куполаротонды св. Георгия в Салониках. Третья четверть V в.

Ил. 2. Вмч. Димитрий Солунский с подводимыми к нему детьми. Мозаика базилики Святого Димитрия в Салониках. V–VI вв.

О том, что пенула или фелонь являлись светской одеждой, свидетельствуют изобразительные памятники доиконоборческого периода. Рассмотрим немногочисленные дошедшие до нас мозаичные ансамбли Италии и Греции. На мозаике купола ротонды св. Георгия в Салониках V в. на фоне архитектурных сооружений в эллинистических традициях представлены молящиеся в позах орантов (ил. 1). В композицию включены святые, среди которых далеко не все принадлежат церковной иерархии, при этом все они, кроме воинов, облачены в фелони. На мозаике западной стены южного нефа базилики святого Дмитрия в Салониках V–VI вв. с изображением Димитрия Солунского с подводимыми к нему детьми, дети изображены в похожей одежде (ил. 2). На створке диптиха из Мурано (Египет, VI в., ГЭ) Мария и Елизавета изображены в открытых плащах с капюшоном (ил. 3)7. Аналогичные плащи с капюшоном в форме полукруга позже войдут в состав облачения западных клириков под названием «каппа» или «плувиал»8. Некоторые наименования римской одежды времен поздней Античности, такие как далматика, паллиум, туника и стола, закрепились в названиях богослужебной одежды Западной Церкви, что и подтверждает версию о происхождении облачения духовенства от светской одежды.

В апостольские времена уже выделяли некоторую повседневную одежду для богослужения9. Но в ранний период распространения христианства в Римской империи состав богослужебного облачения не регламентировался, а отношение к одежде в различных общинах было неоднозначным. Предание донесло до нас лишь отрывочные сведения касательно литургического облачения христианских общин.

Начало формирования одежды духовенства произошло уже в Византии. В IV в., благодаря легализации христианства при императоре Константине, преследование христиан прекратилось. На заре истории Византийского государства и складываются основные типы богослужебных одежд, которые на протяжении всего византийского периода претерпевают определенную эволюцию, а каждый отдельный элемент облачения приобретает символическое значение10. Так, к примеру, о фелони как богослужебной одежде известно только с кон. IV – нач. V в. До конца XI в. в нее облачались не только священники, но и епископы. В Западной Церкви похожее облачение с VI в. известно под именем «казула». Первоначально на Западе это была общая одежда всех клириков.

Ил. 3. Встреча Марии и Елизаветы. Створка диптиха из Мурано. Египет. VI в.

Несмотря на то что после перенесения столицы Римской империи на Восток произошло обособление христианского Востока и Запада, в одежде византийцев первое время закрепились латинские наименования. Римляне высших социальных кругов и в ранневизантийский период (IV – середина VII в.) продолжали носить прежние одежды. Византийский императорский костюм, как и богослужебные одежды духовенства, на протяжении существования Византийской империи существенно не менялись по покрою. Позднеантичные формы одежды сохранялись, изменения касались в основном декоративного оформления деталей. Предметы богослужебного облачения, как и в раннехристианский период, не сильно отличались по форме от светских одежд11.

Культурная жизнь византийского двора была строго упорядочена рамками придворного этикета. Неотъемлемой частью церемониала, не только дворцового, но и религиозного, являлся костюм. Императорский двор устанавливал каноны в одежде. Церемониальная одежда демонстрировала социальный статус владельца и предназначалась, как правило, для определенных торжественных обрядов. Приближенные к императору лица получали при вступлении в должность одежды, подобающие высшим придворным чинам Римской империи, и к ним различные знаки отличия. Церковное богослужение, являясь отголоском пышных придворных церемоний, становилось более торжественным. Епископам оказывались внешние знаки почтения12. Государство начинает предоставлять церковным служителям разные привилегии. В Византии было особое отношение к одежде. Императоры часто преподносили ее в качестве дара или награды своим приближенным или иноземным вельможам. Отличительными знаками в облачении духовенства становятся предметы лентообразной формы. У епископа это был омофор13, подобный лору14 высших сановников, в Латинской Церкви названный «паллиум»15. В Западной Церкви ношение паллиума имело характер награды, даруемой папой только архиепископам, что и отражают памятники изобразительного искусства. На южной стене центрального нефа базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (VI в.) над аркадами расположена мозаичная композиция с изображением процессии святых во главе со святителем Мартином, епископом Турским (ил. 4). Епископ изображен в облачении, но без паллиума. Как и на мозаике южной стены капеллы Сан-Виттореин-Чьел-д’Оро в Милане (V в.), миланский епископ Матерн представлен без паллиума (ил. 5). Судя по фрескам и мозаикам доиконоборческого периода, паллиум, как и омофор, имел вид узкой белой ленты, наброшенной на плечи, спускающейся концами спереди и сзади и украшенной крестами. Примером могут служить изображения святого Аполлинария, равеннского епископа16, в конхе алтарной апсиды базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне (ок. 549 г.) (ил. 6) и папы Гонория в апсиде церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура в Риме (VII в.) (ил. 7).

Ил. 4. Процессия мучеников во главе со св. Мартином. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. До 526 г.

Ил. 5. Матерн, епископ Миланский. Мозаика капеллы Сан-Витторе-ин-Чьелд’Оро в Милане. V в.

Ил. 6. Аполлинарий, епископ Равеннский. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне. Ок. 549 г.

Ил. 7. Папа Гонорий. Мозаика церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура. 625 г.

Из соборных правил известно, что представители духовенства в IV в. также носили орарь17, только диаконы на левом плече, а священники – на шее18, хотя изобразительные памятники ранневизантийского периода не отображают орарь на священнослужителях. Исключением является изображение епископа Экклесия на мозаике конхи апсиды церкви Сан-Витале в Равенне (546–547) (ил. 8). В состав его облачения входит орарь19.

Помимо наплечных лент нижней одеждой епископов и священников и верхней одеждой диаконов по-прежнему остается туника, верхней одеждой епископов и священников – фелонь. Тунику, украшенную полосами clavi, носили в числе других отличий не только римские сенаторы, но и некоторые первенствующие епископы20. В подобной тунике изображен Христос в образе Доброго Пастыря на мозаике северного люнета мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (V в.) (ил. 9). В храмовых росписях и на иконах в туники с полосами также традиционно облачены апостолы. Позже эта одежда твердо вошла в иконографию святительских облачений. Полосы проходили параллельно боковому срезу и могли быть сдвоенными.

Ил. 8. Христос Эммануил, ангелы, св. Виталий и епископ Экклесий. Мозаика конхи апсиды церкви Сан-Витале в Равенне. 547–548 гг.

Ил. 9. Христос Добрый Пастырь. Мозаика мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. V в.

Ил. 10. Мозаика конхи апсиды капеллы Сан-Венанцио при Латеранском баптистерии в Риме. VII в.

Что касается головных уборов, то у ранних церковных писателей IV–V вв. нет сведений о том, что современные им епископы, преемники апостолов, во время богослужения прикрывали голову, несмотря на то что из предания известно об апостольских головных повязках. Нет их и среди одежд в изображении епископов на ранних памятниках монументального искусства.

В VI–VII вв. возрастает влияние римских пап в церковном и политическом плане. До середины VII в. различия в облачении Западной и Восточной Церквей не были принципиальными. Подтверждением являются мозаики апсиды капеллы Сан-Венанцио Латеранского баптистерия в Риме (VII в.) (ил. 10), где облачение пап ничем не отличается от облачения восточных епископов того времени. Но, с другой стороны, уже в IV в. существовали определенные расхождения, касающиеся церковнослужителей Рима. Отличительной чертой в облачении римских диаконов было то, что с IV в. во время богослужения поверх альбы они стали носить далматику, которая, в отличие от туники, имела очень широкие рукава21. С начала V в. далматика вошла в состав облачения епископа Медиолана, в VI в. – церковнослужителей Равенны. На боковых стенах апсиды церкви Сан-Витале в Равенне (546–548) на мозаике с изображением церемонии освящения храма архиепископ Максимиан облачен в белую тунику – далматику, украшенную пурпурными полосами (ил. 11). В таких же туниках изображены рядом стоящие диаконы. Примером изображения римского диакона в далматике с полосами может служить мозаика конхи апсиды в базилике Санта-Прасседе (IX в.), где диакон стоит по левую руку от Спасителя (ил. 12). В сохранившихся монументальных росписях византийского периода диаконы чаще изображаются в белых одеждах без украшения в виде полос. Можно привести в пример изображение диакона на мозаике алтарной части базилики святого Димитрия в Салониках (VII в.) (ил. 13).

Ил. 11. Император Юстиниан со свитой. Мозаика апсиды церкви Сан-Витале в Равенне. 546–547 гг.

Ил. 12. Мозаика конхи апсиды базилики Санта-Прасседе в Риме. IX в.

Ил. 13. Св. Димитрий с диаконом. Мозаика базилики Святого Димитрия в Салониках. VII в.

С начала VI в. некоторые римские клирики стали носить манипул22, а с конца века – священники и диаконы Равенны. С VI в. во время церковных процессий, совершаемых вне храма, западные клирики стали надевать плащ – плувиал.

Если судить по мозаичным изображениям, богослужебные одежды времен Вселенских церковных соборов были простыми, и помимо продольных параллельных полос на туниках, отделкой по краю рукавов и крестов на омофоре никак не украшались23. Белый цвет в то время считался парадным и преобладал как в одеждах духовных лиц, так и в одеждах аристократов. К тому же нижнюю тунику часто шили из льна, который плохо поддается крашению. При изготовлении верхней одежды обычно использовали грубую или крашеную шерсть. Поэтому фелонь была цветной, но без дополнительных отделок. Лен и шерсть, в отличие от шелковых тканей, широко использовались в повседневной как светской, так и богослужебной одежде. Известно, что омофор шили из овечьей шерсти24, но его цвет оставался белым. Практически все изобразительные памятники ранневизантийского периода передают изображения подобных одежд. Традиционным цветом императорской туники также был белый, хотя ее шили из шелковых тканей. На мозаике церкви Сан-Витале в Равенне (546–548) и приближенные из свиты императора Юстиниана, и клирики стоят в белых одеждах. Император Юстиниан, как и императрица Феодора, также одеты в белые далматики (дивитисии), только украшенные по подолу, манжетам и горловине золотым позументом.

Правда, уже к этому времени привилегированные слои общества, подпав под влияние азиатских народов, носили одежду, перегруженную орнаментом. По изображению костюма императрицы и ее придворных дам из тщательно прорисованных узорных тканей прослеживается тенденция к роскоши (ил. 14). В светском парадном костюме начинают использоваться более плотные и дорогие шелковые материи с ткаными или вышитыми узорами. А в орнаментике ткани помимо растительных и геометрических орнаментов появляется христианская символика25.

Ил. 14. Императрица Феодора со свитой. Мозаика апсиды церкви Сан-Витале в Равенне. 546–547 гг.

В период до иконоборческих споров в декорировании одежд встречаются и священные изображения26. В собраниях музеев хранятся фрагменты богослужебных одежд ранневизантийского периода с вытканными или вышитыми изображениями с христианской тематикой27. Примером может служить фрагмент ораря с вышитыми изображениями святого воина и серафима VI–VII вв. из музея Бенаки28. Сохранились также декоративные элементы, украшавшие льняные египетские туники. Большое количество фрагментов египетской одежды было найдено в коптских погребениях. На туниках накладные украшения были пришиты вокруг горловины, по подолу, на зарукавьях, две полосы спускались от плеч. Иногда середину спины и груди украшали круглые медальоны или квадратные нашивки. Накладные украшения льняных туник часто изготовляли из окрашенной шерстяной пряжи, поэтому они имели яркую окраску. Как пример можно привести фрагменты туники VIII в. из Художественного музея Принстонского университета29. В византийский период мифологические сюжеты на нашивках туник заменили на евангельские. Примером может служить коптский вышитый медальон 500–700 гг. с изображением Благовещения и Сретения Марии и Елизаветы из музея Виктории и Альберта в Лондоне30, вероятно, в свое время нашитый на льняную тунику.

Далеко не все сохранившиеся памятники с христианскими сюжетами являются фрагментами богослужебных облачений духовенства. Сохранилось свидетельство епископа Астерия Амазийского, жившего в кон. IV – нач. V в., где он критикует ношение мирянами одежд с христианской тематикой31. Значит, в этот период существовала практика украшения лицевыми изображениями не только литургических облачений, но и повседневных одежд византийцев. Напомним, что в то время христианскими сюжетами украшались не только церкви, но и светские жилища. Подтверждение сказанному можно найти и на изобразительных памятниках ранневизантийского периода. На той же мозаике Церкви Сан-Витале в Равенне императрица Феодора облачена в плащ, подол которого украшен композицией «Поклонение волхвов»32.

В средневизантийский период (сер. VII – кон. XII в.) в богослужебном костюме происходят изменения. В период иконоборческих споров стали ослабевать связи Византии с Западной империей. Начиная с VIII в. возникают разногласия не только в политическом, но и в догматическом плане. Расхождения коснулись и обрядов, и форм богослужебных одежд, а также способа их ношения. В это время появилось разделение во внешнем виде восточных омофоров и западных паллиумов. Последствия эти отразились в искусстве. На фреске северной стены нефа церкви Санта-Мария-Антиква в Риме (VIII в.) изображен Христос с предстоящими восточными и западными святителями. Святители запечатлены в омофорах разного типа – на восточных святителях омофор более широкой лентой лежит на плечах (ил. 15). Чуть позже, примерно к концу IX – началу X в., изменения произошли и в светском костюме императора33.

С VIII в. происходит упорядочение терминологии предметов облачения. В толковании на Литургию свт. Германа, патриарха Константинопольского, впервые употребляются термины «стихарь»34 и «епитрахиль»35. В Латинской Церкви слово orarium только с IX в. было заменено на термин stola36.

В этот период облачение на Западе стали дополнять новыми элементами. Римские папы, претендовавшие на абсолютную власть в христианском мире, стали носить головной убор – тиару37, который со временем становится символом их власти и приобретает жесткую конусообразную форму. В подобной тиаре можно увидеть папу Римского Николая I на фреске нартекса базилики Сан-Клементе в Риме с изображением перенесения мощей святого Климента (ил. 16). У восточных патриархов в это время головного убора не было. Изобразительные памятники этого периода фиксируют святителей в полном облачении без головного убора. Исключение составляют александрийские святители Афанасий и Кирилл, которые с X в. изображаются в шапочках типа скуфейки. В головных уборах тюрбанообразного вида позже стали изображать святых Восточной Церкви, живших в Египте и Сирии, например Антония Великого и Ефрема Сирина. Но возможно их шапочки не являлись богослужебными, такие носили на Востоке не только лица духовного звания38.

Ил. 15. Иисус Христос со святыми. Роспись церкви Санта-Мария-Антиква в Риме. 757–772 гг.

Ил. 16. Перенесение мощей св. Климента. Роспись базилики Сан-Клементе в Риме. XI в.

В VIII в. к облачению священнослужителей Западной Церкви добавляется льняной четырехугольный плат – амикт39. В западном «Соборном наставлении»40 IX в. установлено служить мессу в амикте, альбе, казуле, манипуле и столе. Ношение далматики и манипула распространилось по всей Западной Церкви. С конца VIII в. каппа постепенно заменила казулу во время совершения богослужений помимо мессы.

В X в. к предметам папского облачения при совершении мессы добавляется митра. Монументальные памятники с XI в. стали отображать митру в составе облачения Папы Римского. Примером может служить изображение папы Римского Климента на восточной стене капеллы св. Климента в соборе Сан-Марко в Венеции (XI в.) (ил. 17). С XII в. митру носили уже все западные епископы. В то время это был невысокий с двумя коническими заострениями головной убор, со спадающими сзади лентами41.

Известно, что в X в. богослужебные одежды на Западе декорируют вышивкой, причем наряду с орнаментальными композициями встречаются и лицевые изображения. Одним из примеров можно считать орарь св. Кутберта42, датируемый 909–916 гг., где вышитые изображения святых располагаются по всей длине.

После великой схизмы 1054 г. произошло окончательное разделение между Востоком и Западом. С XI в. на Западе формируется понятие абсолютной папской монархии. Впоследствии военные конфликты с крестоносцами, которые в результате крестовых походов силой пытались навязать католицизм в восточных землях, привели к полному разрыву во взаимоотношениях, и, как следствие, появились кардинальные расхождения не только в литургической практике, но и в формировании внешнего вида богослужебного облачения. Изменения касались и состава предметов облачения, и покроя, и отделки.

Из того же изображения папы Римского Климента из собора Сан-Марко (ил. 17) видно, что паллиум приобретает другую форму, верхняя его часть в форме кольца охватывает плечи, закрепленные или пришитые концы свисают по центру спереди и сзади. В состав облачения папы входят альба, казула, манипул, стола, далматика, паллиум и митра. Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, на мозаике западной стены капеллы св. Климента облачен в традиционные для Восточной Церкви одежды, но с добавлением палицы43 (ил. 18). С XI в. изобразительные памятники отображают палицу в составе епископского облачения. Из письменных источников об использовании палицы за богослужением впервые известно только с XII в. 44

По мере усложнения богослужебного устава, облачения становились более пышными, что подтверждают как древние монументальные изображения, так и сохранившиеся элементы западного облачения. Святые на мозаиках соборов изображаются в роскошных одеяниях из узорной ткани. Диаконские облачения также отличаются своей пышностью, что видно по мозаике конхи апсиды базилики Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме, XII в., где рядом с папой Иннокентием II изображен святой Лаврентий (ил. 19).

Ил. 17. Климент папа Римский. Мозаика капеллы сщмч. Климента в соборе Сан-Марко в Венеции. XI в.

Ил. 18. Свт. Григорий Богослов. Мозаика капеллы сщмч. Климента в соборе Сан-Марко в Венеции. XI в.

Ил. 19. Мозаика апсиды базилики Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме. XII в.

В XI–XII вв. далматики помимо продольных полос начинают украшать нашитыми вставками в виде прямоугольника или круга, на альбах появились вставки на подоле и зарукавьях. Амикт по краю декорируют вышивкой. На изготовление колоколообразных казул стали применять несколько тканей. Уже к концу X – началу XI в. их украшают золотым позументом или крестом. Крест на казуле шел по всей длине стана и помимо прямой мог иметь Y-образную или вилообразную форму. Примером может служить казула X в. из Баварского Национального музея45.

В период крестовых походов изображение креста появляется не только на предметах богослужебного облачения Запада, но и в светском костюме, в частности в одеждах крестоносцев.

В XI в. к элементам западного облачения добавляется укороченный стихарь surplice.

На Востоке в течение XI–XII вв. в облачении патриарха тоже происходят изменения. Фелони по всему фону начинают украшать вытканными или вышитыми крестами. В это же время прослеживается преемственность деталей облачения от одежд византийского императора46.

К кон. XI в. из императорского костюма к облачению патриарха добавились саккос47 и поручи48. При этом монументальные памятники кон. XII в. и позже изображают вселенских святителей и Константинопольских патриархов в фелони-полиставрии, а не в саккосе. Следует обратить внимание на то, что те предметы облачения, которые вошли на Востоке в обиход после разделения Церквей, такие как поручи и крестчатые фелони-полиставрии, не добавились в состав облачения духовенства Западной Церкви.

Если судить по памятникам изобразительного искусства, в состав епископских одежд Восточной Церкви к XII в. входили омофор, фелонь-полиставрий, стихарь, палица, поручи и епитрахиль. Фелони-полиставрии впервые отображаются в 1-й пол. XII в. в иконографии одежд святителей в соборе Чефалу в Сицилии, чуть позже в церкви св. Пантелеймона в Нерези. Палица, поручи и епитрахиль епископа в монументальной росписи украшаются орнаментальными композициями. В декоре епитрахили отмечается членение поверхности по вертикали на квадратные или прямоугольные ячейки.

Храмовые росписи этого времени не передают памятники с лицевым шитьем, хотя от XII в. в единичном варианте сохранились поручи и епитрахили с вышитыми лицевыми изображениями, что и подтверждает их наличие в то время. Фелонь, помимо крестов, не имела дополнительных украшений, а стихарь епископа по-прежнему декорирован только вертикальными полосами – клавами. В состав богослужебных одежд диаконов входили стихарь с орарем. Фрески церкви св. Пантелеймона в Нерези передают белые диаконские одежды: стихарь без выделения оплечья и зарукавьев и орарь с украшением в нижней части. Отсутствие поручей в изображении доказывает, что диаконы в то время их не носили.

Поздневизантийский период (XIII – 1-я пол. XV в.) – завершающий период в формировании церковного облачения. Из-за захвата Константинополя крестоносцами мало что сохранилось из богослужебной одежды XIII в. Большая часть памятников датируется уже XIV в. и позже. Во времена правления Палеологовской династии в условиях государственного и экономического краха и угрозы турецкого нашествия вместе с возрождением Византийской империи произошел последний расцвет византийской культуры. Сохранившиеся монументальные росписи и иконы периода Палеологовского Ренессанса дают представление о богатстве и разнообразии византийского облачения. Если судить по памятникам монументального искусства, в период их правления традиционным способом декорирования облачения являлся орнамент, но уже встречаются и изображения предстоятелей Церквей в саккосе или палице с лицевым шитьем. К примеру, святитель Савва, архиепископ Сербский, на фреске работы греческих мастеров около 1307–1313 гг., из церкви Богородицы Левишки в Призрене (Косово), облачен в саккос, по фону которого расположена лицевая композиция (ил. 20). С XIV в. привилегию ношения саккосов получили все первенствующие архиереи. В иконописи и монументальной живописи постепенно установилась традиция изображать святителей не только в крестчатых фелонях, но и в крестчатых саккосах. Например, фреска с изображением святителя Саввы Сербского в церкви святителя Никиты в Чучере (Македония), 1316 г.

Ил. 20. Св. Савва, архиепископ Сербский. Роспись церкви Богородицы Левишки в Призрене, Косово 1307–1313 гг.

Ил. 21. Спас Великий Архиерей, Василий Великий и Иоанн Златоуст. Катапетасма 1399 г. Афон, монастырь Хиландар.

Об исторических реалиях в богослужебной одежде этого периода свидетельствует катапетасма, вложенная в монастырь Хиландар в 1399 г. монахиней Евфимией (ил. 21). У представленного в центре ее Христа Великого Архиерея саккос с короткими широкими рукавами, стихарь с источниками вдоль боковых срезов, поручи, доходящие до локтя, епитрахиль, представляющая собой ленту, левая и правая части которой как у Спасителя, так и двух стоящих по сторонам от Него святителей не соединены между собой. Святители облачены в полиставрии, епитрахили и омофор, на правом боку – палица.

Предметов облачения поздневизантийского периода сохранилось немного, но и по ним можно судить, что декорирование лицевым шитьем в Византии не допускало случайностей. Как и в монументальной храмовой декорации, были тщательно продуманы иконографические программы49, осмыслена символика предмета облачения. Подчеркивался не столько исторический, сколько догматический смысл вышитых изображений. Представление о форме и иконографической программе древних саккосов дают сохранившиеся от XIV–XV вв. византийский саккос из собрания Ватиканского музея50 с вышитыми композициями «Призвание праведных» и «Преображение» и так называемые Большой и Малый саккосы митрополита Фотия из собрания Музеев Московского Кремля51 с изображениями ветхозаветных сюжетов, православных праздников, избранных святых и текстом Символа веры. Все саккосы с широким станом, короткими рукавами и узким оплечьем52.

От поздневизантийского периода сохранились омофоры и епитрахили с лицевым золотным шитьем. На епитрахили вышитые Деисусные (реже праздничные) композиции строились по вертикали в виде клейм, покрывающих всю ее поверхность. От XIV в. дошли и омофоры со сплошной зашивкой фона. Но уже в то время сложилась традиция вышивать сюжетные композиции на омофорах в крестах и медальонах. Архиерейские поручи и палица в это же время также украшались лицевым шитьем. Вышитые изображения отражали символическое значение предмета или молитвы при его надевании. Для палицы была характерна иконография Сошествие во ад, для поручей – Евхаристия и Благовещение.

Митры по-прежнему не входили в число богослужебных одежд на Востоке. В храмовой декорации этого периода не сохранилось изображений епископов в митрах, как и не сохранились сами митры. В Византийской империи головные уборы, украшенные эмалью, драгоценными камнями и жемчугом, носили не только императоры, но и сановники, только без перекрестия и подвесок. Патриарх стал носить митру, подобную царскому головному убору, только в поствизантийское время.

Стихари и фелони в то время лицевым шитьем не украшались. По крайней мере до нас не дошли фелони и стихари этого времени, декорированные сюжетными композициями, в отличие от облачения Западной Церкви, которое хорошо сохранилось. По сохранившимся памятникам видно, что уже к XIII в. изменилась форма казулы, сужаясь по бокам и открывая руки клирика. Как пример можно привести казулу 1272–1294 гг. из музея Виктории и Альберта53. Крест на казуле стал шире, по всей длине его декорируют лицевым шитьем. Вертикальные полосы на далматике также стали более широкими, их расшивали золотным лицевым шитьем с изображением святых или праздников, расположенных друг под другом.

В XIII в. сюжетные композиции вышивали и на папских митрах, а сами митры увеличились в высоту. Концы столы и манипула, украшенные вышивкой, стали расширять книзу.

С XIV в. каппы по всему фону покрывают вышитыми изображениями. Примером может служить каппа 1335–1345 гг. из музея Виктории и Альберта54.

Ил. 22. Св. Амвросий. Роспись капеллы Сан-Мартино в Ассизи 1317 г.

К XV в. вышивка на Западе становится рельефной, для придания объема используются прокладочные материалы. Личное шьют в живописной манере. В этот период состоятельные светские лица носили одежду из роскошных тканей. На изготовление облачения также использовались богатые ткани, придававшие богослужению особую торжественность. Богатство одежды клириков отобразилось и в монументальных росписях храмов. Симоне Мартини на фресках капеллы Сан-Мартино в Ассизи (1317) изобразил св. Амвросия в великолепных облачениях (ил. 22). На мозаике базилики Святой Реституты (1322) св. Януарий изображен в роскошном расшитом облачении.

К составу епископского облачения добавилось несколько одежд. Так, папы, стремящиеся к господству, украшают тиару венцами, напоминающими корону и подчеркивающими царственный сан. Помимо тиары к одеждам папы добавляются пурпурная мантия, красные перчатки и туфли, багряная туника – отличительные признаки императоров Римской империи55.

Идея преемственности царской власти от византийских императоров отразилась и в одежде русских самодержцев. Источником формирования богослужебных одежд на Руси были так же византийские облачения, о чем, в частности, свидетельствуют росписи храмов.

При этом формы предметов богослужебного облачения на Руси, как и иконографические программы, вышитые на них, отличались собственной спецификой. Балканские страны и Русь уже на ранних этапах существования вносили свои определенные традиции в декор облачения. Именно на Руси установился обычай украшать оплечье и зарукавья шитьем с сюжетными композициями или орнаментом либо просто выделять их другой тканью. После падения Византийской империи Русь стала могущественной православной державой. К XV–XVI вв. искусство лицевого шитья достигло здесь своей вершины.

Итак, формирование одежды духовенства было процессом постепенным. В данной работе дан обзор основных его этапов до периода разделения Церквей, пока в облачениях восточного и западного обряда наблюдалось сходство, и после разделения, когда появились существенные различия. С развитием христианского богослужения, учитывая потребности времени, менялись их формы и декор.

Изменения происходили и в XX в., происходят и сейчас. После II Ватиканского собора 1962 г. вышли из употребления некоторые предметы облачения на Западе, упростился их внешний вид, приближаясь по покрою к древним образцам. Влияние изображений монументальной живописи ощущается сегодня и у нас. Литургические облачения создаются на основе исторических образцов, сохранившихся в храмовой декорации. Шьют фелони греческого покроя без выделенного оплечья, зарукавьев и подола. Работы современных мастеров свидетельствуют о том, что история облачений не остановилась в своем развитии, но имеет продолжение.

Список литературы

Беляев Д. Ф. «Byzantina». Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. СПб., 1893. Кн. 1.

М. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 2002. T. l (1); Т.1 (2).

Дмитриевский А. А. Богослужебные одежды священно-церковнослужителей // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1903.

Дмитриевский А. А. Ставленник. Киев, 1904.

Долоцкий В. Н. О священнических одеждах // Христианское чтение. 1848. Ч. 1–2.

Киреева Е. В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX в. М., 1970.

Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. М., 1999. Т. 1. Маясова Н. А. Средневековое лицевое шитье. Византия. Балканы. Русь: Каталог выставки к XVIII Международному конгрессу византинистов. М., 1991.

Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. М., 1993. Т. 1.

Пальмов Н. Об омофоре, саккосе и митре // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1912. Т. 2.

Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. М., 2006. Православная энциклопедия. М., 2000–2017.

Убрус. Церковное шитье. История и современность. СПб., 2009. Вып. 12.

Ball J. L. Byzantine Dress. Representations of Secular Dress in Eighth to Twelfth Century Painting. N. Y.: Palgrave Macmillan Publ., 2005.

Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient: Nach Ursprung und Entwicklung, Verwendung und Symbolik. Freiburg i. Br., 1907.

Byzantium. Faith and Power (1261–1557) / ed. by H. C. Evans. N. Y., 2004.

Piltz E. Trois sakkoi byzantins. Analyse iconographique. Uppsala, 1976.

Woodfin W. T. Late Byzantine liturgical vestments and the iconography of Sacerdotal Power. Illinois, 2002.

Woodfin W. T. The Embodied Icon: Liturgical Vestments and Sacramental Power in Byzantium, Oxford University Press, 2012.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta.

Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

2019. Vol. 35. P. 9–32

DOI: 10.15382/sturV201935.9–32

Tatiana Adamova, Researcher,

St. Tikhons Orthodox University for the Humanities, 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation atv_73@mail.ru ORCID: 0000–0003–1553–2651

History of Liturgical Vestments through the Analysis of Monuments of Visual Art

T. Adamova

Abstract: This article studies in chronological order questions of historical development of church vestments and of the decoration of its details starting from the first centuries of Christianity. As a result of comparison of different historical periods, both distinctive features and similarities of Christian vestments in the East and West are shown. The article traces the evolution of the forms of objects, individual and shared features of western and eastern vestments, the main methods of decorative design of the details. The preserved items of vestments of the Byzantine period, decorated with holy images, have a narrow chronological framework and date from no earlier than the 12th century. Only single instances are preserved from the earlier period. In order to study the liturgical apparel of this time, images of the surviving ensembles of monumental art of the 5th – 12th centuries are used, by which it is possible to trace the change in the forms of clothing and in the nature of the decoration of their details; these monuments have been published many times and are known fairly well. In addition to the monumental painting, the article demonstrates the objects of decorative and applied art. It also analyses the formation of secular historical costume and the articles of attire on consular diptychs from ivory. The article also provides a list of specific parts of liturgical and casual clothes and the principle of their decor.

References

Ball J. (2005) Byzantine Dress. Representations of Secular Dress in Eighth to Twelfth Century Painting. New York: Palgrave Macmillan.

Evans H. (ed.) (2004) Byzantium. Faith and Power (1261–1557). New York.

Golubinskii E. (2002) Istoriia Russkoi Tserkvi [History of Russian Church]. Moscow (in Russian).

Kireeva E. (1970) Istoriia kostiuma. Evropeiskie kostiumy ot antichnosti do XX v. [History of Costume. European Costume from Antiquity to the 20th Century]. Moscow (in Russian).

Lortts I. (1999) Istoriia Tserkvi, rassmotrennaia vsviazis istoriei idei [History of Church Considered in Connection with the History of Ideas], vol. 1. Moscow (in Russian).

Maiasova N. (1991) Srednevekovoe litsevoe shite. Vizantiia. Balkany. Rus»: Katalog vystavki k XVIIIMezhdunarodnomu kongressu vizantinistov [Medieval Embroidery. Byzantium. Balcans.

Rus’. Catalogue of the Exhibition for the 18th International Congress of Byzantinists]. Moscow (in Russian).

Mertsalova M. (1993) Kostium raznykh vremen i narodov [Apparel of Various Times and Peoples], vol. 1. Moscow (in Russian).

Pravoslavnye sviatyni Moskovskogo Kremlia v istorii i kul'ture Rossii (2006) [Orthodox Holy Objects of Moscow Kremlin in the History and Culture of Russia]. Moscow.

Pravoslavnaia entsiklopediia (2007–2017) [Orthodox Encyclopaedia]. Moscow (in Russian).

Ubrus. Tserkovnoe shite. Istoriia i sovremennost» [Ubrus. Church Sewing. History and Present Time], vol. 12. St. Petersburg (in Russian).

Piltz E. (1976) Trois sakkoi byzantins. Analyse iconographique. Uppsala.

Veis G. (2006) Istoriia kultury narodov mira. Rastsvet Vizantii. Arabskie zavoevaniia [History of Culture of Peoples of the World. The Prime of Byzantium. Arabs’ Conquests]. Moscow (in Russian).

Woodfin W. (2002) Late Byzantine Liturgical Vestments and the Iconography of Sacerdotal Power. University of Illinois at Urbana-Champaign.

Woodfin W. (2012) The Embodied Icon: Liturgical Vestments and Sacramental Power in Byzantium. Oxford University Press.

* * *

1

В ряду ранних работ наиболее ценной представляется книга И. Брауна: Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient: Nach Ursprung und Entwicklung, Verwendung und Symbolik. Freiburg i. Br., 1907. Из современных авторов упомянем В. Вудфина: Woodfin W. T. Late Byzantine liturgical vestments and the iconography of Sacerdotal Power. Illinois, 2002; Idem. The Embodied Icon: Liturgical Vestments and Sacramental Power in Byzantium, Oxford Univercity Press, 2012.

2

Самым значимым представляется труд Германа Вейса: Вейс Г. История культуры народов мира. Расцвет Византии: Арабские завоевания. М., 2006.

3

Киреева Е. В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX в. М., 1970. С. 10.

4

Льняная туника (лат. alba – белая) – облачение, общее для всех степеней служителей Католической Церкви.

5

Тога являлась национальной одеждой римлян, символом римского достоинства, впоследствии трансформировалась в лор (см.: Ball J. L. Byzantine Dress. Representations of Secular Dress in Eighth to Twelfth Century Painting. N. Y., Palgrave Macmillan Publ., 2005. P. 16).

6

Во втором послании к Тимофею апостол Павел пишет о фелони, которую оставил в Троаде у Карпа, вероятно, во время миссионерского путешествия (2Тим 4. 13).

7

Встреча Марии и Елизаветы. Государственный Эрмитаж. Материал: кость. Техника: резьба. Размер: 6.9 x 10.3 см.

8

Плувиал (лат. pluvia – дождь) – плащ от дождя. В современном варианте чаще употребляется термин каппа (лат. cappa) – скрепляется фибулой или лентой, сзади имеет декоративный капюшон.

9

Об этом сообщают исторические письменные источники. К примеру, Никифор Каллист в собрании синаксарей Постной Триоди говорит о том, что Богоматерь сделала омофор для святого Лазаря, епископа Китийского (Синаксарь в Лазареву субботу). Известно, что апостол Иоанн Богослов носил головную повязку (см.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. СПб., 2013. Кн. 5. Гл. 24. С. 253. Сохранились и другие сведения.

10

Уже с V в. автор богословских сочинений, преподобный Исидор Пелусиот (ум. ок. 449 г.) в письме к комиту Ермину пишет о символическом значении омофора и ораря (Преподобный Исидор Пелусиот. Письма. М., 2000. Т. 1. С. 38–39, 66–67).

11

В Западной Римской империи изменения в гражданской одежде мужчин происходили раньше, чем на Востоке. Уже с VI в. под влиянием германских народов длинные туники заменяются короткими, а к одежде добавляются штаны.

12

При императоре Константине епископы получили права и почести наравне с сенаторами (см.: Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. М., 1999. Т. 1. С. 112–113).

13

Омофор в это время был единственным знаком отличия епископа от священника. Впервые об омофоре упоминается в IV в. «Известно, что св. Митрофаний, архиепископ Константинопольский (315–325) носил омофор и что, объявив, по желанию Константина Великого, пресвитера Александра своим преемником, сложил с себя омофор на св. трапезу» (см.: Пальмов Н. Об омофоре, саккосе и митре: Историко-археологический этюд // Труды Киевской духовной академии. Киев, 1912. Т. 2. С. 376–377).

14

Лор, происшедший от римской консульской накидки, позже входил в состав официального костюма византийского императора и его двенадцати приближенных. От V–VI вв. дошли диптихи из слоновой кости с изображением консулов, иллюстрирующие лор в составе консульского облачения (диптих Магнуса 518 г., Париж, Национальная библиотека; диптих Ареобиндуса 506 г., Швейцарский музей, Цюрих и др.).

15

Паллиум, или палий (лат. Pallium), по версии зарубежных авторов, происходит от римской накидки паллиума, что подтверждает и его название.

16

Равеннские епископы в VI в. были независимы от Рима.

17

Орарь – греч. ώράριον, лат. orarium. Впервые об ораре упоминается на Лаодикийском соборе 364 г. (22-е и 23-е правила). В Западной Церкви орарь впервые упоминается на Брагском соборе 561 г.

18

Термин «епитрахиль» появится позже.

19

По мнению В. Вудфина, дописанный в ходе реставрации XII в. (см.: Woodfin W. T. Op. cit. P. 27).

20

Об этом свидетельствует канонист XII в. Феодор Вальсамон. О Феодоре Вальсамоне см.: Правила Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых отец с толкованиями. М., 1876. С. 6–12.

21

На Западе ношение далматики даровалось по особому распоряжению папы. Так, римские диаконы получили эту привилегию от папы Сильвестра в 322 г.

22

Первоначально это был плат, который клирики носили в левой руке, позже в виде ленты его стали подвязывать на руку.

23

Исключение составляли облачения некоторых клириков, в том числе и иконоборцев, которых осудил седьмой Вселенский Собор. 16-е правило гласит: «Всякая роскошь и украшение тела чужды священнического чина и состояния...» // Каноны, или Книга Правил Святых Апостолов, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отцов. СПб., 2000. С. 112. Западные соборы также осуждали ношение роскошных одежд клириками (Нарбоннский собор 589 г.).

24

Преподобный Исидор Пелусиот говорит, что «омофор епископа, сделанный из волны (шерсти), а не из льна, означает шерсть заблудшей овцы, которую Господь, взыскав, воспринял на рамена Свои...» (см.: Преподобный Исидор Пелусиот. Письма. М., 2000. Т. 1. С. 66–67).

25

Основным мотивом византийских орнаментов становится равноконечный крест, вписанный в геометрические формы.

26

См.: Woodfin W. T. Late Byzantine liturgical vestments and the iconography of Sacerdotal Power. Illinois, 2002. P. 46.

27

Археологические находки в основном принадлежат коптским общинам. Фрагменты одежды из византийских поселений большая редкость.

28

Музей Бенаки, Афины. Инв. № ΓΕ 6989.

29

Materials: Wool and linen, Anonymous Gift in Memory of Allan Marquand. y1948–25

30

Materials and Techniques: Linen, embroidered in silk. Museum number: 814–1903

31

Asterios ofAmaseia. Homilia I // Patrologia Grecae. T. 40. P. 165–168. Цит по: Woodfin W. T. Op. cit. P. 47–48.

32

Эта композиция повторяет мозаику VI в. из церкви Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне.

33

В связи с переходом на более плотные и тяжелые ткани изменился способ надевания императорского лора. Его стали украшать жемчугом и драгоценными камнями.

34

Название стихаря происходит от греческого слова στιχος, что значит – «стих, строка, полоса».

35

Επιτραχήλιον (греч.) – лежащее вокруг шеи.

36

В Западной Церкви епитрахиль и орарь имеют одно название – stola.

37

Тиара впервые упоминается в связи с папой Константином I (708–715) (см.: Качанова И. М. История о белом клобуке, рассмотренная в связи с историей Церкви // Убрус. Церковное шитье. История и современность. Вып. 12. СПб., 2009. С. 32).

38

Качанова И. М. Указ. соч. С. 31.

39

Амикт (от лат. amictus – ношение) надевался вокруг шеи для защиты от загрязнения горловины казулы или далматики.

40

«Admonitio Synodalis» – документ, приписываемый папе Льву IV (847–855).

41

Примером может служить митра XII в. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Инв. № 46.156.31.

42

Фрагменты ораря св. Кутберта находятся в Даремском кафедральном соборе и музее Виктории и Альберта (см.: The Victoria and Albert Museum’s Textile Collection: Embroidery in Britain from 1200 to 1750. By Donald King and Santina Levey. L., 1993. Cat. № 3, 4).

43

Палица (от греч. Επιγονάτιον) – наколенник, плат в форме ромба, привешиваемый на правое бедро архиерея или иерея. Происходит от небольшого полотенца (энхириона), которое епископ крепил к поясу. Аналогом палицы в Западной Церкви считается субцинкторий (лат. subcinctorium), который изначально также крепился к поясу, но сохранял свою лентообразную форму.

44

Согласно письменному свидетельству Феодора Вальсамона, в XII в. палица входила в состав только архиерейского облачения.

45

Inv. Nr. 11/170.1–2 from the collegiate church of St Victor at Weisenau.

46

Императорские пожалования вначале имели наградной характер (см.: Piltz E. Trois sakkoi byzantins: Analyse iconographique. Uppsala, 1976. P. 13–26).

47

Константинопольский патриарх в то время обычно служил в полиставрии, в саккос же он облачался только на Великие Господские праздники – Рождество Христово, Пасху и Пятидесятницу. Впервые саккос упоминается в конце XII в. в переписке Антиохийского патриарха Феодора Вальсамона с Александрийским патриархом Марком (см.: «О священных одеждах» // Христианское чтение. 1848. Ч. 1. С. 340).

48

В XII в. поручи, по свидетельству Феодора Вальсамона, принадлежали только Константинопольскому патриарху.

49

См.: Piltz E. Trois sakkoi byzantins. Analyse iconographique. Uppsala, 1976. P. 58.

50

После падения Византии саккос попал на Запад, хранится в ризнице собора Святого Петра в Риме (см.: Byzantium. Faith and Power (1261–1557) / ed. by H. C. Evans. N. Y., 2004. № 177. P. 300–301.

51

Музеи Московского Кремля. Инв. № Тк-4, Инв. № Тк-5 (см.: Маясова Н. А. Средневековое лицевое шитье. Византия. Балканы. Русь. Каталог выставки к XVIII Международному конгрессу византинистов. М., 1991. № 9, 10. С. 38–51). Считалось, что греческий монах Фотий, в сентябре 1408 г. поставленный на русскую митрополию, вывез саккосы из Византии (см.: Там же. С. 10). На сегодняшний день существуют разные точки зрения относительно времени создания «Малого» саккоса.

52

Уже на Руси «Малый» саккос был дополнен поздними вставками, в том числе рукавами (см.: Качанова И. М. О времени возникновения саккосов, связываемых с именем митрополита Фотия // Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. М., 2006. С. 187–215).

53

Музей Виктории и Альберта. Инв. № 673–1864.

54

Музей Виктории и Альберта. Инв. № T. 36–1955. В XII–XIV вв. спросом пользовалась английская вышивка Opus Anglicanum, которую применяли и в светском костюме, и в облачении духовенства.

55

См.: Качанова И. М. История о белом клобуке, рассмотренная в связи с историей Церкви. С. 37.


Источник: Адамова Т.В. История богослужебного облачения на основании анализа памятников изобразительного искусства // Вестник ПСТГУ. Сер. 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 9-32.

Комментарии для сайта Cackle