Клир (от греч. κλῆρος (клирос) – жребий; наследство, владение) – разряд членов Церкви — священнослужителей и церковнослужителей.
Высший и низший разряды клириков
Клирики разделяются на высших и низших. Высшие клирики – священнослужители, получающие благодать священства чрез хиротонию в алтаре. К высшим клирикам относятся иерархические степени епископа, пресвитера и диакона, образующие священноначалие.
Низшие клирики (например, чтецы и певцы) поставляются на свое служение чрез возложение епископской руки (хиротесию) вне алтаря, в храме. Они прислуживают при совершении богослужения в храме.
Равны ли возможности спасения у клириков и мирян?
Протоиерей Владислав Цыпин: «Все члены Церкви равны в своих возможностях к спасению, вхождению в Царство Небесное. Но как и во всяком живом организме, в церковном Теле каждый член имеет свое назначение: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же», – учит апостол Павел (1Кор.12:4-5). В Послании к Ефесянам сказано:
«Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Ефес.4:11-16)."
Посвящение в церковные степени
Принятие лиц в клир и назначение их на церковно-общественное служение совершается через установленное в Церкви посвящение. Оно наделяет избранного не только известными полномочиями на исполнение поручаемой ему должности, но и особой благодатной помощью для ее отправления.
Цитаты о клире
«В допетровский и синодальный периоды истории РПЦ существовали причетники, т. е. лица, причтенные к клиру, но не клирики в собственном смысле. В обычной речи и даже в государственных законодательных актах по отношению к причетникам употреблялось слово клирик. В допетровской Руси к причетникам относили лиц, исполнявших должности пономарей, дьяков, подьяков, дьячков. Подобно тому как в Западной Европе низшие клирики нередко становились канцеляристами в органах гос. управления, в России дьяки и подьячие широко использовались на государственной службе. В XVI–XVII вв. чин дьяка носили высокопоставленные чиновники, соответствующие приблизительно особам 3–4-го классов по Табели о рангах позднейшей эпохи, а чин подьячих - рядовые чиновники.
В синодальную эпоху до 1869 г. к причетникам относились штатные служители соборных и приходских церквей с должностями певчих, свещеносцев, звонарей и церковных сторожей. После законодательного акта 1869 г., внесшего существенные изменения в сословный статус духовенства, в духовном сословии из лиц непосвященных были оставлены лишь псаломщики, соответствующие прежним дьячкам, причем псаломщики признавались состоящими в клире, даже если не имели церковного посвящения.
Вместе с упразднением сословного строя, а значит и духовного сословия, исчезло из употребления понятие причетник, и слово клирик употребляется теперь более однозначно, применительно лишь к лицам, посвященным на священные или церковнослужительские степени. Все остальные лица, состоящие на церковной службе, рассматриваются как миряне».
протоиерей Владислав Цыпин
Комментировать