Одержимость

Литература по теме

Одержи́мость

1) (беснование) – аномальное состояние человека, охваченного падшими духами, находящегося под сильнейшим демоническим воздействием;
2) разновидность душевно-нравственной болезни; порабощенность страстями;
3) страстная увлеченность кем-либо, чем-либо.

oderzhimost – Одержимость

Одержимость является следствием греха (греховности) и может иметь различные формы и проявления (беснование, алкоголизм, неконтролируемый гнев и т. п.).

Архимандрит Адриан из Псково-Печерского монастыря свидетельствовал, что главным признаком бесоодержимости является боязнь святыни (Св. Христовых Таин, святой воды, молитвы). Например, когда одержимый человек приходит в храм, и выносят Чашу со Святыми Дарами, то он часто начинает кричать, браниться, выть, т.е. бесноваться.

Поведенческие расстройства у бесоодержимых людей носят оттенок насильственности.

При этом по словам прп. Иоанна Кассиана, бес не может соединиться с душой, подобно тому, как он это делает с телом, сделать её «вместилищем своего существа. Это возможно для единой Троицы, Которая всякое разумное существо не объемлет только, но и проникает. Один Бог весь есть везде, и во всем, так что видит и все помышления наши, и все движения внутренние, и все сокровенности душевны». Таким образом, одержимый бесом человек не перестает быть собой и его личность не замещается демонической, однако в результате нарушения интегративной функции высших психических центров под воздействием демона, происходит дезорганизация и разлад его душевных стремлений и сил.

Говоря о бесновании, прп. Иоанн Кассиан Римлян свидетельствовал: «Известно, что не все одинаковым образом подвергаются при этом влиянию духов. Некоторые так бывают ими овладеваемы, что нисколько не сознают, что делают или говорят, а другие сознают и после воспоминают. То и другое бывает от привтечения нечистого духа, – не так однако, чтоб он проникал самую субстанцию души, и, как бы слившись с нею и ею некако облекшись, произносил слова и речи устами страждущего. Никак этого делать они не могут. Это бывает так, что дух нечистый заседая в тех членах, чрез которые душа действует, и налагая на них невыносимую тяготу, страшным омрачением закрывает разуметельные чувства души и пресекает их деятельность (чрез такое подавление органов сей деятельности)».

Что говорится в Священном Писании об одержимости?

Евангелия свидетельствуют о многочисленных эпизодах бесоодержимости и изгнания Спасителем злых духов из одержимых ими людей. Бесоодержимость может проявляться в форме асоциального деструктивного поведения (Мк.5:2-5; Мф.17:15-18), болезненных состояний (Лк.13:16; Мф.12:22–37). Спаситель дал власть освобождать от власти нечистых духов верующим в Него посредством Своего имени (Мк.16:17). См. Отчитка (экзорцизм).

Кроме бесоодержимости в узком смысле, в Священном Писании упоминается порабощенность грешника страстями, делающими его рабом (Рим.6:16-17; 2Пет.2:19). Среди примеров из жизни одержимых тою или иною греховною страстью людей можно выделить пример с Амноном: «И скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари, сестры своей; ибо она была девица, и Амнону казалось трудным что-нибудь сделать с нею» (2Цар.13:2). Под воздействием страсти он изнасиловал свою сестру, после чего выставил её вон. Другой пример: одержимость двух старейшин сексуальною страстью по отношению к благочестивой Сусанне: «И в них родилась похоть к ней, и извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах» (Дан.13:8-9). Под воздействием этой страсти они желали овладеть Сусанной, склонив её ко греху, а когда она им отказала – оклеветали её, в результате чего её чуть было не лишили жизни, по суду.

Всегда ли одержимость человека демоном пагубно отражается на его духовно-нравственном состоянии?

Нет, не всегда. Некоторым подвижникам Господь попускал быть одержимыми демоном, ради их духовной пользы. Свт. Иоанн Златоуст в письме Стагирию, одержимому демоном, как раз говорит о таком случае: «Ты знаешь и помнишь свою прежнюю жизнь, т.е. жизнь до искушения; рассмотри же ее внимательно и сравни с настоящей жизнью после искушения, и ты увидишь, какая польза произошла для тебя от этого бедствия. Теперь у тебя великое усердие и к постам, и к нощным бдениям, и к занятию чтением, и к упражнению в молитвах; также и терпение, и смирение достигли у тебя высшей степени; а прежде ты вовсе и не думал о книгах, и все свои заботы и труды употреблял на уход за садовыми деревьями. Многие, как я слышал, упрекали тебя даже в гордости и объясняли ее знатностью рода, славой отца и твоим воспитанием в большом богатстве. Насколько ты был ленив в ночных бдениях, это сам хорошо знаешь. Часто, когда другие в глубокую ночь поспешно вставали, ты оставался погруженным в глубокий сон и сердился на тех, кто будил тебя. А теперь, с тех пор, как ты вступил в эту борьбу и ратоборство, все это прекратилось и переменилось на лучшее. Если же спросишь меня, почему Бог не попустил демону напасть на тебя, когда ты жил в роскоши и был привязан к делам мирским, то я скажу в ответ, что и это было делом Промышления Его; Он знал, что тогда враг скоро погубил бы тебя, нашедши легко победимым. Посему Бог вызвал тебя на эту борьбу не тотчас, как только вступил ты в монашескую жизнь, но предоставил тебе упражняться в течение долгого времени, и потом, когда ты укрепился, вывел тебя на это трудное поприще».

В одном из писем свт. Игнатий (Брянчанинов) пишет: «В духовном отношении сумасшествие и беснование как наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке. В священном сочинении IV века описывается, что некий египетский старец необыкновенно обиловал даром чудотворений. Заметив в себе начало гордости, старец начал молить Бога, чтобы послано ему было беснование, что Господь и исполнил. Старец провел в ужасном положении целых восемь месяцев, употребляя в пищу даже собственные извержения. Мирские соблазнились, а старец, избавившись от беса, в неизвестности и покое работал Господу и пришел в гораздо лучшее преуспеяние».

Может ли злой дух заставить одержимого совершить грех вопреки его воле?

Согласно положению, отраженному в «Православном исповедании», бесы «не могут заставить человека согрешить, а только обольщают его искушением; потому что человек наделен свободной волей, и его свободе даже Сам Бог не делает какого-либо насилия или принуждения» (Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 21).

Как человеку освободиться от власти демонических сил?

В первую очередь мы должны помнить, что в духовной борьбе человек преуспевает при помощи Божьей. Кроме того, стремясь найти ответ на данный вопрос, уместно вспомнить слова Искупителя: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21).

Прп. Паисий Афонский говорит по этому поводу следующее: «Чтобы в человека вошел бес, человек должен предоставить ему на это нешуточные права, то есть совершить очень тяжкие грехи. Если бесом одержимы маленькие дети, то освободиться от беса им помогает чтение над ними заклинательных молитв и Божественное Причастие, потому что дети за свое беснование ответственности не несут. Однако если бесом одержим взрослый, это другое дело. Взрослый бесноватый исцеляется посредством покаяния и исповеди. Сначала надо найти причину его беснования, а потом священник должен прочитать над ним заклинательную молитву, чтобы привести его в порядок».

Цитаты об одержимости

«Представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованный чин изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств лечением клиническими методами».
Основы социальной концепции РПЦ

«Если ты хочешь видеть людей действительно достойных стыда и осуждения, то я попытаюсь из множества таких указать тебе на некоторых. Посмотри на прельщающихся женской красотой, на пристрастных к деньгам, на любящих власть и славу и для этого готовых делать и терпеть все, на изнуряемых завистью, на злоумышляющих против тех, кто ничем их не обидел, на предающихся унынию без всякой причины, на людей, которые постоянно увлекаются суетами житейскими; вот эти и подобные им дела безумны и достойны наказания, заслуживают осуждения, и стыда, и осмеяния. А кто, подвергаясь нападению демона, несмотря на то, показывает в своей жизни великое любомудрие, тот заслуживает, чтобы все не только не осуждали его, но и удивлялись ему, и украшали его венцами за то, что он при таких узах совершает столь трудное шествие и восходит по крутому и тесному пути добродетели».
свт. Иоанн Златоуст

Церковные каноны об одержимости

79-е апостольское правило том, что бесноватый не приемлется в клир и не допускается до молитвы с верными.

2-й канонический ответ Тимофея Александрийского о том, что бесноватый не приемлется в клир и не допускается до молитвы с верными.

3-й канонический ответ Тимофея Александрийского о возможности бесоодержимым приобщаться Святых Таин.

60-й канон Трулльского собора о епитимии для притворно беснующихся как для бесноватых.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka