Array ( [ptrck] => ecd85323e37bd0c2c1d3ff13e833bbf6eb7888afe920a4a27798fa8689b100f3 [_gcl_au] => 1.1.855693076.1708106452 [_ym_uid] => 1660190408146274931 [_ym_d] => 1708106453 [rmcookie] => S:6buXJ2kwzwj3VzP0yT_9fOXRNUP-W-7Hg7UyR4amaP_gFxvd6vSVmPFmLOwszqu3QuN2WRKpGoov5J2HoudXeCynYV6YLgKcDsZ89MKqod36UORxg4P7-TbqSokrimFpS-mKyKs0Ohl9bbPORLiuVYFH9uULB3jsLJ0VMHAN1fmZjuO4RzMBuoWa0n7iOww8jpyX0C42XqIYesp2sPglW6tfr3GAI1pnNRGz5hI4dTGlVsj0dGrhAdy6eJsozslU8EnP3ERM_KPH4HDy__N9Q1EIxqzAWvtkPwYO4iWoiXrlEgwc3dDUz2D4gi0PxP775-kNcvkZ7nkm9wOi3T5Vqc-YFrcA2_HF9yyirALHkAM2nhDZlq82s2wymWAqUsP9v5lxfQQjKEKI-5MSYjYb-j2yin9sLSKYqQdMMP34Wkw-FBjgFTUnCcCxUMaJmzBrXl9hkQZpZ_DZOkQa8HwgtgMCyBoS5B-KqNq3yws9M_KMu0O6LWp0aylDQis59UN-xn5X3jyzM3dWeXL6jNDd89_fBeM2E3Ow3rCpoaRRijhIDjH56yx21jyaHNxvf_MCIutA1Bwhle-mzshKmrAffBGF3TLJSZFR3KRKTKKA7EB0hRGrfPFEygk7Te-3EUErfuQCZaBnntJ6XJJ43JIUuhNrFUqCrXw0CXADViqwmeArrvCfc_w= [otrid] => S:CDpWYnI6_RiWRDXxKaiOmIXJQYthnELYwLWRfzJjlSi-9I4yi95qV4Em50etrrhOu5nyk-f5bavFQy1lOqhJowxLa8xsD9YVDd2ZGrRntKG6Jr7XU1fMJpgBBnYJQQxUdGSRpN_4rdMRGLBuc-acka9gMh_ySqpI6E7Hs-N_8LxDNk3zRnDXdTDUqd69hLF-0UueRayY2McEmDeMHqVhqgbD_TnYPVmUHnU= [_ym_isad] => 1 [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa [PkLfvBCHOY] => BygolnKE [BTbyhAsHenKLQV] => VRmO6lbPTvFH*kY [jNxGwKOVgLAI] => ksxy1N8zwJd*Qo [oLuBbilJyHPWI] => GndtVCbTzAWlIK [pAaMlRimwTrF] => QAjiUwp2o8 [NTjwEdQz] => 1Mko_g [rntaH_YOpvG] => rp8a4dT [H_VbLOBg] => .f8p4GQgM7 )
78

Правило 79

80

О том, что бесноватый не приемлется в клир и не допускается до молитвы с верными.

Если кто одержим бесом, да не становится клириком, и даже с верными он не должен молиться. После же очищения пусть будет допущен к молитве с верными и, если окажется достоин, пусть станет клириком.

Ἐάν τις δαίμονα ἔχῃ, κληρικὸς μὴ γινέσθω, ἀλλὰ μηδὲ τοῖς πιστοῖς συνευχέσθω· καθαρισθεὶς δέ, προσδεχέσθω, καί, ἐὰν ᾖ ἄξιος, γινέσθω.

Толкования

Зонара. Бесноватый считается как нечистый, и вместе с сим является подозрение, что если бы демон не нашел этого человека достойным для себя жилищем за его злую жизнь, то не вошел бы в него. Итак, каким же образом таковый будет допущен к какому-либо рукоположению? Ибо если, по слову великого в богословии Григория, миро не вверяется гнилому сосуду, как вверена будет благодать Святого Духа сосуду демона? Настоящее правило повелевает верным и не молиться с таковым. А 3-е правило Тимофея, патриарха Александрийского, составляющее ответ вопросившему: «аще верный одержим бесом, должен ли приобщаться святых тайн?» говорит: «аще не нарушает тайны, ниже хулит иным каким-либо образом: то да причащается». Итак, по-видимому, это противоречит настоящему правилу? Не думаю. Должно допустить, что Апостольское правило говорит о постоянно бесноватом и не имеющем светлых промежутков: каким же образом таковый будет допущен до молитвы? А ответ Тимофея имеет в виду страждущего со светлыми промежутками. Ибо таковый, когда не страждет, должен быть удостоен святыни. А когда освободится от власти демона, может быть принят в клир, если признан будет достойным.

Аристен. Бесноватый не приемлется в клир и не допускается до совместной молитвы. А после очищения допускается, если достоин. Бесноватый не бывает клириком, доколе не освободится от демона; он и не молится с верными. А когда освободится от сей болезни, тогда и к молитве допускается и к клиру причисляется, если достоин.

Вальсамон. Бесноватый лишен разума и воли; и поэтому сим правилом запрещено и сопричислять его клиру, и молиться ему с верными, дабы, делая что-нибудь злое и неприличное и испущая демонические крики, он не привел в смущение народ Божий и не воспрепятствовал церковному славословию. Но когда придет в себя, может быть и клириком, если будет найден достойным. Хотя 3-е правило Тимофея патриарха Александрийского и говорит: «аще верный одержим бесом, должен приобщаться святых Тайн»; но оно не заключает противоречия настоящему правилу: ибо оно относится к бесноватому со светлыми промежутками, который во время здравомыслия разумеет таинство божественных освящений; а настоящее правило говорит о беснующемся беспрерывно. А если скажешь, что это правило говорит и о беснующемся со светлыми промежутками; то и в этом случае не будет тебе никакого препятствия. Ибо и бесноватого со светлыми промежутками не должно допускать в клир, дабы во время беснования его не было поругано священство и не произнесено было хулы на Бога.

Славянская кормчая. Бесна в причет не приимати. Бесный не будет причетник, ни помолится с верными. По очищении же, аще есть достоин, да будет.

Толкование. Беса имый не может быти причетник, дóндеже избавлен будет от беса: но ни с верными несть достоин помолится. Аще же свободится от страсти, и на молитву да будет прият, и в причет аще есть достоин, да внидет.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать